рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цель и методика констатирующего эксперимента

Работа сделанна в 2003 году

Цель и методика констатирующего эксперимента - Дипломная Работа, раздел Искусство, - 2003 год - Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки Цель И Методика Констатирующего Эксперимента. Целью Констатирующего Экспериме...

Цель и методика констатирующего эксперимента. Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели были подобраны следующие методики 1. Открой себя через музыку. Цель определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.

Суть метода Исследователь вспоминает с детьми музыкальные лады, приводит им примеры мажора и минора. Просит ребят охарактеризовать каждый лад. Затем предлагает прослушать произведение М.П. Мусоргского Рассвет на Москве-реке не называя названия и ответить на вопросы, указанные в анкете.

Инструкция Ребята, скажите, пожалуйста, можем ли мы, не зная названия произведения, определить, о чем хотел сказать композитор? Вы верно отметили. Наши чувства, мысли, переживания мы можем передать музыкальными звуками и, полученную музыку, сможет понять почти каждый слушатель. Сейчас мы послушаем одно из произведений, которое многие из вас раньше не слышали. Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на вопросы. Я попрошу, чтобы при ответе вы не смотрели в тетради друг к другу.

У каждого должно быть свое мнение, вы должны быть самостоятельны и отобразить то, что вызвало у вас прослушанное произведение. В заключении ребята высказывают свое отношение к музыке, отвечая на вопросы и рисуя то, что навеяло им произведение. Исследователь ставит 5 баллов, если учащиеся различают характер произведения, лад, в котором оно написано, наиболее близко передают музыкальный образ в рисунке, логически верно находят ему название. 2 балла ставится учащимся, если они допустили неточности в различии настроения произведения и соотношении его с музыкальным образом. 0 баллов если учащиеся не понимают характер произведения, его настроение, неверно определяют лад. 2. В гостях у сказки. Цель выявить уровень достижения катарсиса через сочинение учащимися сказки по прослушанному произведению.

Суть метода Исследователь проводит с детьми беседу о волшебной стране, где живут сказки, вспоминает с ребятами наиболее известных им сказочных персонажей.

Беседуют о том, что сказку можно услышать без слов. Предлагает ребятам перевоплотиться в великих сказочников и на основе услышанного произведения Петрушка И. Стравинского придумать свою удивительную историю. Инструкция Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и музыкальными звуками, которые образно и ярко нарисуют в нашем воображении ту или иную волшебную картину. Многие композиторы писали произведения, в которых мы можем увидеть и хитрую лису, и трусливого зайца, и много-много другого.

Но у всех у нас воображение различное, каждый чувствует музыку по-своему. Я предлагаю вам послушать произведение и увидеть в нем свою, непохожую на другие сказку. Для этого вы должны очень внимательно вслушаться в эти волшебные звуки, а потом отразить свои мысли на листе бумаге. На основе детских сказок исследователь делает вывод о том, как музыка повлияла на внутренний мир учащихся, насколько глубоко они ее услышали и смогли передать словами. Высокая оценка ставится тогда, когда речь детей образная, эмоциональная, яркая, если они наиболее точно передали замысел композитора, сумели услышать незначительные детали произведения.

Средний результат - если ребята недостаточно точно смогли прочувствовать произведение, речь их мало эмоциональная. Низкий результат отсутствие собственного мнения, речь сухая, неэмоциональная, краткая. 3. Море волнуется - раз Цель определить у учащихся способность вживаться в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.

Суть задания Исследователь с ребятами вспоминает известную всем игру Море волнуется раз. Говорит о том, что в эту игру интереснее будет играть, если ее озвучить. Для этого используются произведения из Карнавала животных К. Сен-Санса. Ребята придумывают небольшой спектакль. Инструкция Ребята, всем вам, наверное, известна детская игра Море волнуется раз. В ней необходимо придумать какой-то определенный образ.

Вот и мы с вами сейчас поиграем. Но, чтобы играть было интереснее, мы будем отображать образ, который подсказывает нам наше воображение, а для этого нам поможет музыкальное произведение. Мы уже знаем, что композиторы изображают то, что они видят и слышат, и все это можем через их творение понять и мы. Я предлагаю вам послушать неизвестную вам музыку и подумать, что же хотел показать композитор, а потом составить небольшой музыкальный спектакль. Учащиеся слушают произведения, а потом инсценируют их. Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.

Высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения. Средняя оценка если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся. Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.

Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям достижения катарсиса в музыке, представленных в таблице 1. Высокий Средний Низкий - адекватное, эстетически-активное достижение пикового состояния в музыке, единство эмоционального и интеллектуального - точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах - стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром - умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки - умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом достижение пикового состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер - осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы - стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир - анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность - умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности - при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт отсутствует интерес к восприятию музыкального образа - восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное - способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью - в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные Дети с высоким уровнем достижения пикового состояния в музыке характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений.

Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности.

Так, например, в методике Открой себя через музыку Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину.

Большинство же ребят были не так точны в ответах.

Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно.

Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения. Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице 2 Высокий Средний Низкий 10 20 70 Таким образом, данные констатирующего этапа эксперимента демонстрируют необходимость формирующего этапа эксперимента.

II.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка народная потребность Людвиг ван Бетховен. Восприятие музыки - это познание самого себя Ф.Лист. Введение. Современное образование рассматривается как сложный…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цель и методика констатирующего эксперимента

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность и особенности восприятия музыкального произведения
Сущность и особенности восприятия музыкального произведения. Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, уч

Анализ понятия катарсис в музыке
Анализ понятия катарсис в музыке. Еще Аристотель подчеркивал, что самым значимым элементом восприятия музыкальных произведений и трагедий, является необычайно сильное переживание, названное им ката

Характеристика формирующего эксперимента
Характеристика формирующего эксперимента. Рассмотренные в первой главе теоретические положения о своеобразии механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения у младших школь

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги