рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Добровольное присоединение башкортостана к россии и его влияние на культуру

Добровольное присоединение башкортостана к россии и его влияние на культуру - Реферат, раздел Искусство, Культура башкир Добровольное Присоединение Башкортостана К России И Его Влияние На Культуру. ...

Добровольное присоединение башкортостана к россии и его влияние на культуру. Каждый народ имеет переломные и решающие этапы в своем историческом развитии. Одним из таких этапов в истории башкирского народа явилось добровольное присоединение к Русскому государству. Для объективной оценки этого важнейшего события в судьбе башкир необходимо хотя бы в общих чертах представить историческую обстановку того времени.

После освобождения от монгольского ига могущество Русского государства начинает, быстро расти. Однако на Востоке еще не было спокойно. Казанское и Астраханское ханства своими постоянными набегами разоряли русские земли, уводили многих в плен. Казанское ханство держало в своих руках волжский торговый путь и тем самым препятствовало общению России со странами Востока, народами Поволжья и Приуралья.

Интересы дальнейшего развития государства требовали принятия решительных мер против Казани. И царь Иван Грозный организовал военный поход. Ожесточенная борьба за взятие Казани продолжалась с 25 августа до конца сентября 1552 г. С взятием Казани (2 октября 1552 г.) самостоятельное существование Казанского ханства прекратилось. Иван Грозный обратился к народам бывшего Казанского ханства с грамотами. В них он призывал добровольно принять русское подданство и платить ясак (дань). Он обещал не трогать их земли, религию и обычаи, т.е. оставить все так, как было до монгольского нашествия.

Плюс к тому обещал защиту и покровительство от всех врагов. Здесь проявилась дальновидная и осторожная политика царя. Он правильно рассчитал, что башкиры, разоренные бесконечными феодальными распрями, сами добровольно примут его разумное и здравое предложение. Гибкая дипломатия Белого царя, как называли Грозного башкиры, дала свои результаты: наши предки с одобрением встретили его предложение.

Но в условиях политической раздробленности присоединение не могло произойти единым актом. Оно растянулось на несколько лет. Первыми принимают русское подданство в конце 1554 г. племена Западного Башкортостана, т.е. те, которые ранее входили в состав Казанского ханства. В связи с казанскими событиями пределы Башкортостана спешили покинуть ногайцы. Они воевали в то время с минцами и пытались силой заставить их откочевать вместе с ними. Однако ногайцы встретили упорное сопротивление.

Об этом свидетельствуют шежере. В нем говорится, что башкиры единодушно выразили свое мнение: не следует оставлять земли предков. Минцы с одобрением встретили предложения Грозного и послали к царю четырех послов во главе с Канзафар бием. Почти одновременно с минцами снарядили своих послов и юрматынцы во главе с Татигас бием. Объединенные послы были направлены от племени усерган (представитель Бикбау), бурзян (Илчикей бий), кыпсак (Каракузяк), тамъян (Шагали-Шакман). Весной 1557 г. процесс вхождения основной массы башкир в состав Русского государства завершился.

Послы получили почетное звание «тархан» и были освобождены от уплаты ясака. При юридическом оформлении присоединения были оговорены условия: башкиры обязаны были нести военную службу – охранять восточные границы, участвовать в военных походах вместе с русскими и платить ясак. Присоединение в целом имело прогрессивное значение для башкир. Было покончено с господством Ногайского, Казанского и Сибирского ханств, с бесконечными междоусобными войнами.

Все это положительно сказалось и в хозяйстве, культуре края. Русские крестьяне переселенцы принесли с собой более производительное земледелие. Под их влиянием башкиры переходили к более прогрессивному виду ведения хозяйства. Башкиры с одобрением встретили присоединение. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества. В эпическом сказании «Кусяк бий», например, повествуется о том, как враждовали племена бурзян и кыпсак.

В конце подчеркивается, что подобным раздорам был положен конец лишь после подданства Белому царю. А вот следующее сказание «Куз-Курпяч и Маян-Сылу» отличается в этом отношении противоречивостью. Присоединение оценивается отрицательно, а Белому царю дается положительная характеристика. Это, видимо, связано с разновременным наслоением, т.е. произведение создавалось кусками в разное время и подход того или иного автора к одним и тем же событиям был различным. Фольклорные произведения, письменные памятники убедительно показывают, что в момент присоединения это событие оценивается весьма положительно.

Особенно выделяются в этом отношении шежере. Почти в каждом из них подчеркивается одобрительное восприятие башкир. В шежере племени юрматы, например, говорится: «…Вернувшись, домой, я собрал весь народ и сказал: ай, соплеменники мы к Белому бию-падишаху ходили, подчинились, стали его рабами. Мне, Татигачу, падишах пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой… Согласились платить ясак из ста куниц.

А теперь и вы примете ли (все это?) – спросил. Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен…» В связи со злостными нарушениями условий присоединения со стороны русского правительства, по мере возрастания колониального гнета выплескивается чувство негодования, справедливое возмущение из-за бесцеремонных злоупотреблений русских чиновников. Все это находило художественное воплощение в произведениях устного народного творчества.

В исторических песнях, например, отражены героика, трагизм многочисленных попыток сводолюбивого народа добиться освобождения от колониального гнета. Так, в песне «Урал», которая стала своеобразным национальным гимном башкир, поется о том, как беспощадно подавлялись выступления масс против угнетателей: Урал ты мой, когда в твоих лесах Срезаю прут, чтоб погонять коня, Кровь батыров, погибших за свободу, Из-под ножа стекает у меня. Присоединение к Русскому государству сопровождалось строительством крепостей и городов.

Это в целом сыграло положительную роль в развитии культуры края, хотя власти, в первую очередь, преследовали сови интересы. В отношении же основания города Уффы цели обеих сторон совпали. Правительству был необходим опорный пункт для укрепления своей власти в Сибири, башкирам накладно было возить ясак в Казань. Желание башкир основать город подтверждается и данными шежере. И вот в 1574 г. отряд русских стрельцов на правом берегу реки Белой, недалеко от устья реки Караидель построили небольшую крепость.

Вначале городок именовался Тура-тау, а когда сделали ограждение из дубовых бревен, назвали Иманкала, одновременно – Уфа. Происхождение слова «Уфа» окончательно не выяснено. Существует несколько предположений. По мнению известного тюрколога Н.К. Дмитриева, например, оно происходит от «уба», что означает небольшую возвышенность или курган. В.И. Филоненко выдвигал гипотезу о происхождении его от древнетюркского слова «уфяк» - «небольшой». Н без оснований в последние годы склоняются и к тому, что название города связано с башкирским племенем «өпәй». Бирск был основан самими башкирами еще в 1555 г. Статус города получает в 1663 г. С 1766 г. как пристань начинает функционировать Стерлитамак.

В 1735 г. основывается, вопреки желанию башкир, город Оренбург, а с 1743 г. продолжает развиваться на новом (нынешнем) месте (на старой территории – г. Орск). В 1762 г. начинается строительство Белорецкого завода, город – с 1923 г. Белебей – город с 1781 г. Присоединение нашло широкое отражение в произведениях литературы и искусства.

Панорамно изображаются эти события в истерическом романе Кирея Мэргена «Крыло беркута». Романтикой овеяна поэма Тимера Юсупова «Тропа предков», воссоздающая картины того времени. О решаюшем шаге башкир в середине XVI в. языком музыки говорится в талантливо написанной опере Загира Исмагилова «Послы Урала». 16 июня 1957 г. в ознаменование 400-летия добровольного присоединения Башкортостана к России в Уфе был заложен фундамент монумента Дружбы.

В данную эпоху наблюдается дальнейшее развитие традиционных жанров башкирского фольклора: сказок, легенд, сказов, песен, баитов, загадок, пословиц и поговорок. Исследователи края подчеркивали, что дар сказки сказывать, песни петь, издавна присущ башкирскому народу. Идея познания мира, проникновение в тайны природы и использование ее богатств составляет существенную сторону волшебных сказок. В этом отношении характерна сказка «Акъял батыр». Бытовые сказки интересны тем, что в них можно найти такие подробности, о которых невозможно узнать ни в каких источниках.

Они показывают кочевую жизнь древних башкир: скотоводство, охоту, условия быта. Обширное место в народном творчестве занимают легенды, предания. Они повествуют об исторических событиях, как правило, связанных с местностью, где происходили рассказываемые в них истории. Очень часто они служат ключом к объяснению непонятного уже названия местности или селения.

Национальные музыкальные инструменты у башкир очень своеобразны. Самобытностью выделяется, прежде всего, курай. Время возникновения курая наука связывает с эпохой палеолита. А в «Сказке о курае» приводятся очень интересные детали, которые указывают, каким образом простой тростник привлек внимание башкира. Строй курая говорит о том, что музыкальная культура башкир была богатой и в древности. Несмотря на кажущуюся простоту на нем можно исполнять самые сложные мелодии.

Приятным, мелодичным звуком привлекает внимание и кубыз (губной варган). Археологи связывают его появления с эпохой позднего неолита. Инструмент главным образом женский. Мал, хранение несложно. Встречаются две разновидности кубыза: деревянный и металлический. Выделяется и струнный щипковый инструмент – домбра. Под ее аккомпанемент сэсэны в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, призывали на борьбу против колониального гнета. Возможно, это явилось одной из причин исчезновения домбры у башкир.

Кыл-кумыз, дунгур (дөңгөр, ударный) и сурнай (hорнай, как сигнальный инструмент) упоминаются в фольклорных произведениях. Так, звуки сурная собирали народ на йыйыны. Звуки сурная использовали, таким образом, как сигнал. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура башкир

Опираясь на данные археологии, этнографии, лингвистики, авторы рисуют яркий образ самобытной культуры республики, ее национального и жанрового… Книга подготовлена коллективом ученых в содружестве с деятелями культуры,… Хрестоматия». Статьи написаны понятным языком и содержат наиболее интересные факты. Авторы попытались охватить все…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Добровольное присоединение башкортостана к россии и его влияние на культуру

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение башкир. Уровень культуры
Происхождение башкир. Уровень культуры. Вплоть до недавнего времени многие вопросы истории Башкортостана оставались слабоизученными. В особенности много было проблем по древней и средневеков

Верования древних башкир. распостранение ислама в башкортостане
Верования древних башкир. распостранение ислама в башкортостане. История культуры любого народа не будет полной без учета религии, ибо религия до известной ступени развития общества была основной и

Шежере как историко-литературный источник
Шежере как историко-литературный источник. С древних времен у многих народов сложился обычай изустной, а позднее и письменной передачи истории родов и племен. На этой основе возникли хроники европе

Материальная культура башкир
Материальная культура башкир. Жилища и поселения Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмə). Внешне она напоминает полусферическую фигуру, покрытую во

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги