Стихии

Министерство народного образования ПМР Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко Инженерно-педагогический факультет Кафедра ИЗО и Черчения Дипломная работа Стихии студентки V курса инженерно-педагогического факультета дневного отделения Богатой Натальи Александровны Научный руководитель Содержание ВВЕДЕНИЕ I. ИСТОРИЯ ЖАНРА 1. ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА 2. ИСТОРИЯ РОСПИСИ ТКАНИ 3. МИФЫ - ОСНОВА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА II. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ 1. ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ 1. МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ 1.2 КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ. 2.2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ. III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39 3.1. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ 3.2 ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И КОЛОРИРОВАНИЯ 51 3.3. ХОД РАБОТЫ IV. ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ ТКАНЕЙ. 3.1 ИСКУССТВО РОСПИСИ ТКАНЕЙ. 3.2 ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РОСПИСИ ТКАНЕЙ. 3.3 КРАСИТЕЛИ. РАБОТА КРАСКАМИ. 3.4 РЕЗЕРВИРУЮЩИЙ СОСТАВ. 76 3.5 ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ. 3.6 ПОРОКИ В РАБОТЕ. 3.7 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. 80 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81 Литература 82 Приложения 84 ВВЕДЕНИЕ Высшей ценностью максимум сокральности обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения, то есть центр мира . Космогонические мифы и космологические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры вселенной, то есть условия, в которых протекает существование человека и помещается все, что его окружает.

Космологические представления концентрируются, прежде всего, вокруг актуального состояния вселенной структура мира - набор, связь и функции его частей, иногда - их количественные параметры синхронический аспект описания космоса. Космогонические мифы описывают как возникла вселенная диахронический аспект. Актуальное состояние вселенной в мифопоэтическом мышлении связывается воедино с ее происхождением как следствие с причиной ибо определение и объяснения состава мироздания и роли, которую играют в нем его объекты, равнозначно ответу на вопрос как это возникло, описанию всей цепи порождения этих объектов.

Такими объектами являются элементы, или стихии как правило, огонь, вода, земля, воздух, к которым иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру образуют первичный материал для строительства космоса.

Для своей дипломной работы я выбрала тему Стихии, преследуя цель привлечь внимание людей к тому, что их окружает.

На протяжении многих веков человек пытался взять верх над силами природы, поворачивая реки вспять, осушая моря. Вот заканчивается тысячелетие и возникает вопрос с чем остался человек на пороге нового века. Недра исчерпала свои ресурсы, моря и реки загрязнены, исчезли некоторые виды флоры и фауны.

Это все нарушает природный баланс, гармонию, и результаты всего этого мы ощущаем на себе. Это засухи, стихийные бедствия, вспышки эпидемий, так природа мстит за то, что человек возомнил себя хозяином мира, забыв, что всем он обязан именно ей -природе.

Своей работой я хотела привлечь внимание к этой проблеме, напомнить, что в мире все гармонично, взаимосвязано, и человек должен созидать и поддерживать эту гармонию, а не разрушать ее. Эту мысль я выразила в станковой композиции, выполненной в технике батик.

В данной работе изображено взаимодействие, взаимосвязь стихий, их характер и особенности, через форму и движение фигур. В процессе разработки композиции я изучала мифологию и символику, широко использовала в работе информацию из книг. Как любое произведение искусств, моя работа кроме символического значения представляет, также, эстетическую ценность. В каждом произведении искусства художник не механически отражает действительность.

Его духовный мир откладывает свой отпечаток на то, что он видит и слышит, в зависимости от того, как он понимает и переживает воспринятое. На создание художественного произведения оказывают влияние и традиции, и мастерство, и образование, и способности художника. В произведении искусства выражается его индивидуальный духовный мир, его видение жизни. Выражение в искусстве духовного мира художника приводит к выводу, что искусство наряду с отражением действительности одновременно выступает и как самовыражение художника.

I. ИСТОРИЯ ЖАНРА 1.

ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Декоративное искусство от лат. и было сильно развито в странах Древнего Востока и античного мира, а т... В декоративном рисовании можно передать не только схожесть с данным об... Основной принцип декоративного изображения - достижение максимальной в... Если в академическом изображении объекта может быть практически любой ...

ИСТОРИЯ РОСПИСИ ТКАНИ

Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Согласно шумерской космогонии, вначале все мировое пространство было з... При делении космоса на небо, землю и преисподнюю земля средняя зона ра... В индоевропейской мифологии противник громовержца устроителя космоса ч... воздушным, божеством.

ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

ОБЗОР ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ 2.1.1.

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

Заслуживает внимание также то обстоятельство, что агиографические леге... В этом отношении они обнаруживают типологическое сходство с описанными... Этот тип легенд, называемый социально-утопическим, соотнесен не просто... условия, в которых протекает существование человека и помещается все, ... Элементы, или стихии как правило, огонь, вода, земля, воздух, к которы...

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ

Однако функции и значения символов часто разрастается до чего-то больш... Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами... Кроме этого с женщиной связываются символы плодородия - деревья и фрук... Дуновение, дыхание - олицетворение муссонного ветра созидатель мира - ... Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыл...

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И КОЛОРИРОВАНИЯ

Для того, чтобы гармонично выполнить в цвете то или иное произведение,... такие серые, которые не имеют никакого оттенка, никакой примеси другог... Синий единодушно признан хорошим. Религиозные учения нередко придавали цветам другие значения. Набивка рисунка на ткань первоначально производилась вручную красными ...

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РОСПИСИ ТКАНЕЙ

При каждом способе художественной росписи кроме трафарета ткань натяги... Эти приемы намного расширяют возможности росписи. Непосредственно перед работой на ткани подготавливают шаблон. Шаблон -... Для окончательного очищения ткани ее можно очистить бензином, но с ост... К ним относится свободная роспись с применением солевого раствора.

КРАСИТЕЛИ. РАБОТА КРАСКАМИ

Пригодность краски определяют также только после ее высыхания. Равномерное насыщение ткани краской регулируют периодическим смачивани... 3.4 РЕЗЕРВИРУЮЩИЙ СОСТАВ. Для получения более жидкой консистенции резервирующий состав разводят ... Гвозди вбивают на расстоянии не более 2 см.

ПОРОКИ В РАБОТЕ

Текстильные виды брака - узлы, концы, утолщения нитей и т.д. нарушают равномерность пропитки резерва и окраску ткани, а потому пере... Промывку производят в растворе, содержащем 2 гр. мыла на литр воды при температуре 50-60 градусов, затем в чистой тепло... Для лучшего восприятия тканью краски ткань рекомендуется хорошо прости...

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ . Перед началом работы необходимо убрать рабочее место.

Во время работы нельзя класть ненужные инструменты на стол. После окончания работы все инструменты следует убрать в специальные ящики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог проделанной работе можно вынести несколько важных моментов, взятых мною за основу при работе над дипломом.

Выбранная мною техника позволяет с помощью символов выразить мое отношение к проблеме в виде произведения искусств. Тема глобальных проблем нередко поднимается в последнее время, и я надеюсь, что моя работа поможет людям осознать то, что природа на всех ступенях ее развития находилась в гармонии. И только после того как человек начал бездумно использовать земные ресурсы эта гармония была нарушена. Своей работой я пытаюсь сказать людям, что сейчас самое время задуматься о будущем земли, на которой будут жить их дети. Я выбрала основой своей работы мифологию и символику, так как это богатый источник мудрости, накопленный тысячелетиями, из которого можно бесконечно черпать знания.

Данный источник может послужить основой для рассмотрения разных сторон жизни. Любое произведение искусства является эстетической ценностью, способной удовлетворить эстетические потребности людей, их интересы, вкусы и идеалы.

Вместе с другими эстетическими ценностями оно становится важнейшим средством эстетического воспитания. Эстетическое воспитание универсально, оно необходимо человеку не только для формирования чувств, воли, идеалов, взглядов и интересов, способности наслаждаться красотой в действительности и искусстве, но и формирует творческое отношение человека к труду, познанию и преобразованию мира, развивает его физические и духовные способности, необходимые человеку в его жизни и практической деятельности, способствует появлению всесторонне гармонически развитой личности.

Литература 1. Мифы народов мира. Энциклопедия том 1, 2, главный редактор С.А.Токарев, М Советская энциклопедия, 1988г. 2. Джек Тресиддер Словарь символов, М. ФАИР-ПРЕСС, 1999г. 3. Большая Советская энциклопедия 4. И.И. Карпушин Искусство и религия, М Педагогика, 1991г. 5. В.Г. Носков Перекличка веков, М Мысль, 1990г. 6. Калинина Е. Натура и фантазия в декоративной композиции. Журнал Юный художник, 1994г. 7. Мартынова Л. Художественная роспись тканей, 1996г. 8. Рондели Л.Д. Народное декоративное прикладное искусство, М Просвещение, 1984г. 9. Основы художественного ремесла, под редакцией В.А. Барадулина, М Просвещение, 1986г. 10. Журнал Роспись по шелку, 1, 1995г. 11. Журнал Юный художник, 1, 1993г. 12. Дитман К. Чтобы ожили стены.

Батик, М Молодая гвардия, 1977г. 13. Хансен Б. Роспись по шелку для начинающих. Шаг за шагом к успеху, М Внешсигма, 1997г. 14. Основы художественного мастерства под редакцией БарадулинаВ.А М Просвещение, 1978г. 15. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.

М Просвещение, 1988г. 16. Гордеева В. Искусство горячего батика. Журнал Серебряные пяльцы, 1, 1998г. 17. Жуйкова Т. Перо Жар птицы. Горячий батик. Журнал Детское творчество, 6, 1997г. 18. Орлова М. Картины в технике батик. Журнал Юный художник, 8, 1997г. 19. Лейкина И.К. Батик - сказка на ткани. Журнал Народное искусство, 5, 1998г. 20. Торчинский О. Сказки батика, Журнал Юный художник, 3, 1998г. 21. Чукина Н. Путешествие в страну батик.

Журнал Юный художник, 8, 1984г. 22. Чжан Т Белькова В. Холодный батик. Журнал Народное творчество, 4, 1991г. 23. Роспись по шелку, Журнал Валентина, ОВА ПРЕСС, 1, 1995г. 24. Адамян А.А. Вопросы эстетики и теории искусства, М Искусство, 1978г. 25. Декоративное рисование. Составитель Логвиненко Г.М Магнитогорск, 1998г.

Приложения

Приложения.