рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архитектура древнегреческого театра

Работа сделанна в 1998 году

Архитектура древнегреческого театра - Реферат, раздел Искусство, - 1998 год - Театр в Древней Греции Архитектура Древнегреческого Театра. Народный Характер Античного Театра Опред...

Архитектура древнегреческого театра. Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства.

Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры* ,тэатрона** и скены***. Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители сво¬бодно размещались вокруг орхестры.

Позднее поя¬вились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел.). Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и вы¬ходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности.

Перед¬няя стена скены - проскений, имевшей обычно вид колонады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со вре¬менем большое значение в оформлении спектакля.”Так как в трагедии действие почти всегда проис¬ходило перед дворцом или храмом, то, по мнению немецкого архитектора и археолога В. Дёрпфельда, проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колонна¬да проходила либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только её центральную часть.”**** На обоих концах здания скены были пристроены (возможно, уже в 1-й пол. 5 в. до н.э.) два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили, по-видимому, местом хранения декораций и другого театрального имущества; в тех случаях, когда драма требовала наличия двух или трёх жилищ, параскении могли изображать эти жилища.

Между скеной и местами для зрителей, за¬нимавшими несколько более половины круга, находи¬лись проходы - пароды, через которые вступали на орхестру хор и актёры, по ходу пьесы при¬бывавшие из города, гавани или из чужой страны.

В V и IV вв. до н.э. греческие актёры играли на орхестре пе¬ред проскением. Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не существовало. Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест.”Если, стоя в центре орхестры, бросить на камень пола монетку или разорвать клочок бумаги, то звон упавшей монеты, шорох разрываемого листа будут слышны в самом вверхнем ряду.”* Занавеса в греческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-либо части проскения временно занавешивались от зрителя. * Орхестра - от глагола орхеомай - танцую. ** Тэатрон - места для зрителей. *** Скена - палатка, позже деревянное строение. **** Театральная энциклопедия, т. 2, стр. 534. * Колпинский Ю.Д Великое наследие античной Элады стр. 134. ПОСТОНОВАЧНАЯ ТЕХНИКА ТЕАТРА Развитие драматургии определяло эволюцию поста¬новочной техники греческого театра.

В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные дере¬вянные сооружения (большой алтарь с кумирами две¬надцати богов в «Умоляющих», гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прикованном Прометее»). При Софокле появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в переднюю стену палатки предводителя.

В некоторых комедиях действие переносилось из одного месте в другое (например, из города в деревню, с земли в подзем¬ное царство и т. д.), причём в театре они располагались рядом.

Содержание греческой драмы требовало применения театральных машин. “Божества взлетали вверх и спускались вниз спомощью блоков, причем от зрителей ничего не скрывалось и всегда были видны веревка и крюк, которым зацепляли за пояс “парящего в воздухе” актера. Существовало в древности латинское выражение Deus ex machina (бог из машины). С помощью этих машин на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившиеся взаимотношения действующих лиц.”* Наиболее употребительными были: эккиклема** (в трагедиях, обычно сцены убий¬ства), эорема***. * В. Барбич Г. Плетнева Зрелища Древнего мира, стр. 16. ** Эккиклема - выдвижная площадка на низких колёсах, пока¬зывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения. *** Зорема - приспособление, позволявшее богам и др. действую¬щим .лицам подниматься в воздух и опускаться.

ВИДЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ: ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраи¬вавшийся.

Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом. По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру — террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой ор¬хестры равным приблизительно 20 м). Она была рас¬положена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом.

Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499—496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей.

Скена вначале не обо¬значала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качест¬ве задника дворца или храма, и на касательной ор¬хестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре появились 3 двери. В это же вре¬мя входит в обиход и сценическая живопись, причём рас¬писные доски могли расставляться между ко¬лоннами проскения.

При Перикле театр подвергся пере¬стройке, закончившейся, вероятно, после его смерти. Старая орхестра была отодвинута к северу. Таким образом бы¬ло достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью пере¬строена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена, поддерживав¬шая террасу.

На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца стены выступает к Скене примерно на 2,7 м солид¬ный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. Пред¬полагают, что он служил опорой для машин, при¬менявшихся в театре. Но сама скена была еще из дерева. Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещена статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкаса¬лись с одеоном — зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э. Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых по¬чётных мест. Имелись параскении.

Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца или до¬ма, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков. Храм мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская рекон¬струкция была завершена сооружением стоп — боль¬шого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной стороне.

Седущая большая перестройка афинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами. Вместо временных деревянных строе¬ний была построена постоянная каменная скена. Па¬раскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутр. сторонах па¬раскении имели колонны.

Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликур¬га существовал деревянный проскений, несколько от¬ступавший от здания скены и образовывавший портик (подобно тому, как это бы¬ло позднее в эллинистическом театре). Пьесы pазыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспо¬сабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдель¬ных пьес. Зрительские мес¬та значительную часть ко¬торых можно видеть в Афинах до сих пор) были сооружены из камня.

Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе простран¬ство мест для зрителей делилось радиально поды¬мающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был устроен канал. ТЕАТР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. В эпоху эллионизма (III - I вв. до н.э.) театр стал одним из проводников греческой культуры на Востоке.

Театры строились не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и в мелких городах. В Александрии - столице царства Птолемеев в Египте, при Птолимее II (285 - 246 до н.э.) поисходили празднества в честь Диониса, обставлявшиеся с большой пышностью, во время которых устраивались представления трагедий и комедий. Монархический режим установившийся в эллионистических государствах и происходивший постепенный упадок греческой классической культуры проявляется в театре и в других видах искусства.

Древняя комедия совсем исчезает. Новая комедия (Менандр, Филемон и другие) воспроизводила современную жизнь только в плане семейно-бытовых отношенийи и личных переживаний человека. В то же время бытовые тенденции новой комедии требовали от исполнителей соответствующего изменения стиля игры. На лице актера все еще сохранилась маска, но увеличилось число употребляемых масок (9 для ролей мужчин, 17 для женщин, 11 для юношей и 7 для рабов), выразительность этих масок указывает на стремление возможно более индивидуализировать традиционные типы комедии.

В эллинистическую эпоху впервые выступают актеры-профисионалы. Появляются актерские товарищества, бравшие на себя защиту интересов своих членов, а также выступающие организаторами драматических и музыкальных состязаний. Челенами товариществ были только мужчины и притом свободнорожденные. В эллинестическую эпоху актеры также пользовались большим уважением, и актерские товарищества имели права юридического лица. Для организации представлений актеры даже во время войны могли свободно выезжать в другие государства, их личность и имущество были не прикосновенны. Сами актеры получали освобождение от несения военной службы.

По своей архитектуре театр эллинистической эпохи отли¬чается от театра классической эпохи. До нас дошли руи¬ны эллинистических театров, так как они сооружались уже из камня (хотя отдельные части строились иногда еще из дерева). Раскопки позволяют с большой точностью восстановить их план и составные части.

Из театров эл¬линистической эпохи известны театры в Эпидавре, Мегало-поле (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (Малая Азия). Перед нижним этажом скены каменную пристройку, состоящую из столбов с помещенными спереди полу¬колоннами (в некоторых театрах из полуколонн и полных колонн) и снабженную плоской крышей. Эта при¬стройка в надписи Оропа называется проскением, в строительных документах Делоса (ок. 300 доя. э.) — проскением и логейоном. Постановки новой комедии, в которой хор уже отсутствовал, осуществлялись не на орхестре, а на плоской крыше, идущей от колонн проскения ко 2-му этажу скены.

Эту сценическую площад¬ку называли логейоном (говорю), а иногда и просто проскением. Глубина логейона — 2,5—3,5 м при такой же примерно высоте. Помещение под проскением называлось гипоскением. За логейоном возвышался 2-й этаж скены—эпискений. Его фасад, по мнению ряда исследователей (Бете, Фих-тер. Булле, М. Бибер), представлял собой в начале эллинистической эпохи солидную стену с дверями, перед которой и разыгрывалось действие.

Однако приблизительно во 2 в. до н.э. в стене были сделаны широкие проёмы и таким образом устроены выходы из эпискения на логейон. Эти проёмы, называемые фиромами, служили не только для появления актёров, но и для углубления сценической площадки; в них прятались актёры, которыс по пьесе должны были укрываться или заниматься под¬слушиванием. Витрувий в своём трактате «Об архи¬тектуре» (кн. 5, гл. 6,8) упоминает о вращающихся вокруг своей оси трёхгранных призмах—периактах, с помощью которых происходила смена декораций.

Эти периакты, вероятно, помещались в боковых фиромах. Во всех театрах эллинистической эпохи орхестра образует полный или почти полный круг. Её диаметр варьи¬рует в зависимости от величины зданий приблизительно от 11 (0роп) до 30 м (Мегалополь). Скена обычно имеет повсюду форму удлиненного четырёхугольника, средняя глубина которого равна 4—7 м, а максимальная ширина 35—40 м. Параскении в эллинистическую эпоху постепенно отмирают, что объясняется появлением высокой сцены.

При указанных чертах сходства каждый в отдельности из эллинистических театров имел в своём устройстве ряд особенностей. Некоторые из этих театров были построены еще в 5 (театр в Эретрии) и 4 вв. до н.э но в элли¬нистическую эпоху подверглись значит, перестройке. ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ Театр был построен середине 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим.

Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э. Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и римских театров по изяществу своей архитектурной фор¬мы. Сохранившийся лучше других греческих театров театр в Эпидавре— единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены. Пространство мест для зрителей представ¬ляет собой полукруг. Поперечный про¬ход разделяет его на 2 яруса: 13 лестниц делят нижний ярус на 12 клиньев, 23 лест¬ницы верхнего яруса делят его на 22 кли¬на. Сиденья в нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют спинки и являют¬ся, следовательно, почётными местами. Орхестра составляет полный круг диа¬метром 24,32 м. Вокруг орхестры идёт канал для стока воды. Поверхность орхе¬стры, окаймленная каменным бордюром, представляет собой утрамбованную зем¬лю, цилиндрический камень обозначает центр орхестры.

Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она пред¬ставляет собой длинный прямоугольник, разделённый на 5 помещений. Централь¬ное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры.

Перед тремя средни¬ми помещениями находился каменный проскений, состоявший из ионических полуколонн диаметром 0,33 м и высотой св. 3,5 м. По мнению некоторых исследова¬телей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен только в 3 или 2 в. до н.э. и заменил собой деревян¬ный проскений. На обоих концах камен¬ного проскения выступают небольшие параскении, сооруженные, по-видимому, в это же время.

В каждом народе стоят красивые ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая — на покатый подъём, ведущий на крышу прос¬кения. С сооружением каменного проске¬ния действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон. ТЕАТР В МЕГАЛОПОЛЕ Театр был соору¬жен перед Терсилионом — помещением для собраний 10 тыс. аркадян. Велико¬лепное здание Терсилиона было построе¬но в сер. 4 в. до н. э тогда же был по¬строен и театр. Терсилион поддерживался множеством колонн, его вестибюль слу¬жил вместо скены как завершение орхестры.

Театр в Мегалополе, считавшийся самым большим во всей Греции (вмещал св. 40 тыс. зрителей), был известен, кро¬ме того, особым театр, приспособлением, которое позже римляне обозначали как «подвижную сцену» (scaena ductilis). В одном из пародов театра существовало помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах, как скенотека. Дёцпфельд полагает, что это помещение служило для хранения «подвижной сце¬ны», которуюую он определяет как кулису, выдвигавшуюся в случае необходимости перед вестибюлем Терсилиона.

Од¬нако Бете и Фихтер считают, что «подвижная сцена», хранившаяся в скенотеке, представляла собой подвижный деревянный помост, сооружавшийся для драматических пред¬ставлений между орхестрой и Терсилионом и заменявший скену. Около 200 до н.э. (а по мнению Пикард-Кембриджа — окло середины 2 в. до н.э.) в театре был построен мраморный проскений и с этого времени представления шли уже на высокой сцене.

ТЕАТР В ПРИЕНЕ Театр был построен между 350 и 330 до н. э. (немецкий учёный А.Геркан указывает 300 до н.э.). Вна¬чале скена была деревянной. Каменная скена была выстроена не раньше начала 3 в. до н.э. Она представляла со¬бой двухэтажное строение с одноэтажным зданием спереди, выходящим на орхестру. Плоская крыша этого более ниакого здания состояла из деревянных досок, помещенных между каменными балками. Передняя стена состояла из каменных полуколонн, прислонённых к опорным столбам.

Так как име¬лись отверстия по бокам опор, то, очевидно, к ним могли быть прикреплены деревянные панели. Следовательно, колонны представляли собой постоянную декорацию, а расписанные доски между ними — меняющуюся декорацию. По мнению А.Геркана, верхний этаж над плоской крышей был сперва закрыт за исключением одной двери. Существование только одной двери для выхода на крышу проскения, а также наличие приспособлений для укрепления декораций между колонами проскения заставляют сделать вывод, что действие развивалось вначале перед проскением.

Однако приблизительно к середине II в. до н. э. действие было перенесено на крышу проскения, на логейон. Это вытекает из некоторых изменений, произведенных в театральном здании: места для почётных гостей были отнесены из первого ряда зрительских мест в пятый, в фасаде скены на 2-м этаже появились широкие фиромы, на орхестре перед проскением были поставлены статуи. ТЕАТР В ПЕРГАМЕ. Пергам — столица эллинистического Пергамского царства в Малой Азии (создано в 283 до н. э. Филетером), перешедшего в 133 до н.э. к римлянам и превращённого ими в провинцию Азию. Театр был построен на склоне путей горы в узкой лощине (узость использованной лощины объясняет то обстоятельство, что число лестниц, идущих вверх, уменьшается, вместо того чтобы увеличиваться). 2 поперечных прохода разделяют зрительские места на 3 яруса. Скена и проскений были сделаны из дерева.

Если в классическую эпоху это было правилом, то в эллннистическую эпоху ске¬на и проскений сооружались почти всегда из камня, деревян¬ные конструкции там, где они имелись, были заменены, ве¬роятно, еще в 3 в. до н.э. каменными.

Таким образом, Пергамский театр один сохранял значительные остатки деревянной конструкции от 2 в. до н. э. В позднее эллинистическое время (1 в. до н.э.) в Пергаме была сооружена каменная скена. В римское время перед фасадом скены соорудили низкую глубокую сцену, которая стоит на стилобате эллинистического проскения.

От обоих концов сцены высотой в 1 м вели на орхестру рядом с пародами лест¬ницы с 5 ступеньками. ТЕАТР ЛИКУРГА Построен в эллинистическую эпоху в Афинах, получивший по образцу древних театров этой эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения (фундамент которого еще до сих пор можно разли¬чить). Параскении были укорочены, выступая только на 1,8 м от фасада проскения. Благодаря этому было выиграно про¬странство для устройства более широких пародов и облегчения доступа к зрительским местам.

О фасаде скены, её внутренем устройстве в эллинистическом театре в Афинах нет никаких сведе¬ний. Существуют разногласия о времени появления высокой сцены в афинском театре. Вероятно, она появилась незадолго до середины 2 в. до н.э. С этого времени пьесы стали разыгры¬ваться, возможно и в Афинах, не перед проскением, а на логейоне, за исключением, быть может, тех случаев, когда возобновлялись старые трагедии с хором (Дёрпфельд считал, что проскений всегда был только декорационной стеной и что в эпоху эллинизма актеры играли не на высокой сцене, а на орхестре перед проскением ТЕАТРЫ В ЮЖНОЙ ИТАЛИИ И СИЦИЛИИ В западной части греческого мира — в Южной Италии и Сицилии эллинистические театры имели свою особую форму.

Типичными могут считаться театры в Сегесте и Тиндариде. Фасад скены в этих театрах был богато украшен колоннами, эффектно завершаю¬щимися вверху фронтоном. Фиром нет. Оба театра имеют па¬раскении, причём фасадная стена проскения выступает не¬сколько вперёд по сравнению с фасадом параскениев.

В Сеге¬сте параскении состояли из двухэтажных открытых галерей. Некоторые исследователи относят эти театры к 4—3 и даже ко 2 вв. до н. э. М. Бибер рассматривает театры в Сегесте и Тинда¬риде (как и в Помпеях) как переходную форму от эллинистических театров к римским и относит их приблизительно к 100 в. до н.э. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Изобретатель греческий ученый герон создал первый кукольный театр. Передвигался этот тетатр на скрытых от зрителей колесах и предстовлял собой небольшое архитектурное сооружение - четыре колоны с общим цоколем и архитравом.

Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой шнуров и зубчатых передач, тоже скрытых от глаз публики, воспроизводили церемонию празднества в честь Диониса. “Как только театр выезжал на середину городской площади, на его сцене перед фигурой Диониса вспыхивал огонь, на пантеру, лежащую у ног божества, лилось вино из чаши, а свита начинала танцевать под музыку.

Затем музыка и танцы прекращались, Дионис поворачивался в другую сторону, пламя вспыхивало на втором жертвенике и все действие повторялось сначала. После этого представления куклы останавливались и представление заканчивалось.”* Вторй театр, Герона, был очень мал по размерам, и все легко переносилось с места на место. Он пердставлял собой небольшую колонну, на верху, которой находился макет театральной сцены, скрытой за дверцами. Они открывались и закрывались пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои. “На крошечной сцене с исключительным мастерством показывалось, как войны сооружали и спускали на воду парусные корабли, плыли на них по бурному морю и погибали в пучине под сверканье молний и раскаты грома.”** * В. Барбич Г. Плетнева Зрелища Древнего мира, стр. 17. ** В. Барбич Г. Плетнева Зрелища Древнего мира, стр. 18. IV.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Театр в Древней Греции

Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Наследие, оставленое нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции.Античная… К примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архитектура древнегреческого театра

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Организация театральных представлений
Организация театральных представлений. Театр в греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных лю

Актеры и маски
Актеры и маски. По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста*

Хор и зрители
Хор и зрители. Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участрики хора назывались хоревтами, предводите

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги