Фантастика: стили и авторы XX века

План 1. Цели и задачи творческой работы. 2. Джон Роналд Руэл Толкин. 3. Джон Уиндем. 4. Станислав Лем. 5. Роджер Желязны. 6. Аркадий и Борис Стругацкие. 7. Генри Лайон Олди. 8. Научная фантастика, чем больше о ней думаешь, кажется все более разнородной и многоликой. Читая советских и зарубежных авторов, сталкиваешься с удивительно широким диапазоном тем, художественных решений, творческих приемов.

На длительном пути развития фантастика вобрала в себя всё наивные представления о силах природы и сказочные прототипы гипотез, утопические начертания идеального общества и научные социальные прогнозы, допущения парадоксальных условных возможностей и самые невероятные предпосылки для логического обоснования поражающих воображение ситуаций. Типологию фантастики выражают эпитеты мифологическая, сказочная, утопическая, приключенческая, географическая, техническая, философская, социальная, психологическая, юмористическая, политическая, сатирическая, детективная, пародийная Набор далеко не полон! Пожалуй, никакой другой вид литературы не вызывал столько разноречивых суждений, начиная с определений ее главных особенностей, взаимоотношений с наукой, с художественным реалистическим методом, роли и места в литературном процессе.

Как только заходит речь о фантастике, немедленно возникают вопросы. Правомерно ли называть ее жанром, зная, что она охватывает различные жанровые формы прозы, драматургии, поэзии, проникает в кинематограф, театр, живопись, в любые виды искусств? Можно ли провести четкую границу между научной и ненаучной фантастикой, зная, что даже жесткие обоснования небывалых возможностей, идей и гипотез нередко оказываются мнимонаучными, а в произведениях сказочных встречаются неожиданные прозрения? Следует ли считать научную фантастику художественным аналогом прогностики, зная, что многие признанные авторы обходятся без всяких прогнозов и нисколько от этого не проигрывают? Одни находят ее генетические корни в древних мифах и волшебных сказках, другие объявляют ее детищем НТР, отсекая связи с историческим прошлым, даже и не столь отдаленным.

Одни признают ее младшей сестрой приключенческой литературы для подростков, соединяющей развлечение с поучением, другие хотели бы видеть в ней современную натурфилософию, призванную истолковывать мироздание и назначение человека, через которого, говоря словами Энгельса, природа познает самое себя. Одни выделяют на первый план педагогическую функцию научной фантастики, умаляя её эстетические задачи, другие не усматривают никакой специфики, кроме фантастических сюжетов и образов, искони присущих художественному творчеству, и сводят суть к однозначной формуле Фантастика - литература. В каждом из подобных суждений есть своя правота, и ни одно из них не выражает явления в его изменчивой сложности.

Фантастика всеобъемлюща и, по существу, безгранична, как безграничен творящий разум, возносящийся все выше и выше по спиралям познания.

В образах, не адекватных действительности, но отнюдь не чуждых жизненной правде, она воплощала по все времена и надежды, и тревоги человечества - светлые мечты о будущем и предупреждения о бедах и катастрофах на извилистых дорогах прогресса.

Превращение науки в непосредственную производительную силу наложило столь явственный отпечаток на общественное бытие и сознание, что это не могло не сказаться и в производстве духовных ценностей.

Драма идей, приключения мысли, судьба открытия - привычные в наши дни понятия - определяют глубинный смысл романов о науке и ее творцах, произведений о поисках истины в разных областях приложения беспокойного ищущего ума. Заметно возрастает значение так называемых пограничных жанров, сближающих обе сферы познания - художественную и научную. Бурное развитие фантастики, документальной и научно-художественной прозы неотделимо от веяний НТР. Все это, по определению В. Ивашевой литература научного поиска и прогноза, вызванная к жизни потребностью отражения и даже опережающего осмысления научного развития. В конечном счете, все зависит от замысла.

Когда главное - проблемы и антураж, герой тускнеет. Когда идеи от человека не отделяются, а способствуют выявлению человеческой сущности, достигается наибольший эффект. Но одно не исключает другого. Специфика фантастических проблем и коллизий влияет на структурные признаки даже и таких вещей, где на первом плане - яркая личность.

Настоящей Библией фэнтези стал роман профессора англосаксонской литературы Оксфордского университета Д. Толкина Властелин колец. Будущий писатель родился 3 января 1891 2 года в городе Блуменфонтейне. Хотя местом его рождения была Оранжевая Республика, хотя его отец, Артур Толкин, был потомком саксонских немцев, эмигрировавших в Англию в конце 18 века внук германского иммигранта фортепьянных дел мастера Толькюна, тем не менее

Джон Роналд Руэл Толкин

Задача хоббита - уничтожить кольцо - до самого конца книги кажется чит... В центре повествования - уже не вторжение, не захватывающая борьба люд... В 1951 году в издательстве Czytelnik вышел роман Станислава Лема Астро... Писал, но не публиковал фантастические рассказы. Тридцать пять романов и повестей, множество рассказов, и каждое произв...

Аркадий и Борис Стругацкие

Ожидающий на Перекрестках. Л. Логичен и печален результат - из мира исчезают религии, сказки, искусс... На этих оппозициях выстраивается философская база Дороги. Асоциальны по отношению к объективной реальности, той самой, мрачной, ...

Литература 1. Михаил Свердлов Властелин игры Литература 15 2001 2. Дж. Р. Р. Толкин Властелин Колец 3. Станіслаў Лем Прыгоды Піркса Мінск Мастацкая літаратура 1992 4. Человек в янтарном замке Ежемесячный информационный бюллетень издательства Полярис 6 17 18 июля 1995 года 5. Энциклопедия фантастики под редакцией Вл. Гакова информация по творчеству братьев Стругацких взята с сайта http www.rusf.ru abs monograf.htm 6. И пока будет жизнь, будет и надежда Уроки Джона Уиндема Книжное обозрение 21 21 мая 1996 года 7. Е. Харитонов Миры Генри Лайона Олди информация получена с сайта http oldie.tsx.org.