Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Идеальная красота 3 2. "Ущербленная" красота 3. Красота - не самоценность 4. Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности 5.Красота - не цель, а следствие 11 Заключение 12 Использованная литература 13 Введение Существует целый ряд категорий, к которым отнести то или иное понятие или объект можно, только находясь на определенной точке зрения.

Меняется точка зрения, критерий оценки - и объект мгновенно попадает в другую категорию. В числе таких категорий - "прекрасное" и "безобразное". В настоящей работе мы сделаем попытку обобщить сущность этих категорий с позиций не отдельно взятой личности, а с позиций мирового целого, абсолютных ценностей. За основу при этом будут взяты воззрения выдающегося русского философа Н.Лосского, многие труды которого были посвящены вопросам этики и эстетики. 1. Лосский, прежде всего, опирается на свою теорию ценностей, т.е. теорию добра и зла. При этом высшее добро есть Бог, он же есть сама Красота.

Человек, как творение Божие, с одной стороны обладает божественной сущностью (глубинным Я) и, соответственно, в своих деяниях и творениях проявляющий божественную природу; с другой стороны - суть существо, обладающее своей собственной личностью и свободой распоряжения ею, свободой творить свои деяния во времени и пространстве. Соответственно, при этом форма, характер и причины деяний личности могут не совпадать с формами, характером и причинами деяний глубинного Я. И чем дальше деяния личности от требований глубинного Я, чем больше они продиктованы самолюбием, гордыней, лицемерием и другими сугубо личностными качествами - тем дальше эти деяния от Красоты.

И в этом вопросе Лосский высказывает свое несогласие с точкой зрения Гегеля, который видит идеал красоты "не в живой действительности, не в Царстве Божием, а в искусстве. Между тем, как сотворенная человеком в художественных произведениях красота тоже всегда несовершенна…" Главное отличие эстетики Лосского от эстетики Гегеля - в том, что Лосский исходит из идеала красоты, действительно осуществленного в Царстве Божием, и воплощаемого, посредством действий людей и деятельности природы, в живую действительность, а Гегель ограничивается искусством.

Иными словами, идеал красоты, по Лосскому - суть "красота личности, как существа реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в царстве Божием" . Красота, иными словами, суть воплощение добра.

В следующем разделе работы мы рассмотрим подробнее, что же есть неидеальная или, как определяет Лосский, "ущербленная" красота. 2. "Ущербленная" красота Итак, находясь в физическом теле и будучи ограниченным личностными рамками, человек начинает творить, в значительной мере завися от среды, собственных недостатков, мнения других и пр. В силу этого большинство творений себялюбивого существа направлено на усвоение и творение не абсолютных, а только относительных ценностей (как-то: удовлетворение чисто физических потребностей, потребностей в похвале, власти и пр.). Все эти недостатки, искажения идеи Божественного плана деформированной личностью принадлежат к области эстетически безобразного. Однако Лосский подчеркивает, что множество несовершенств в нашем царстве бытия не значит, что бытие есть сплошное безобразие.

Дело в том, что как бы глубоко не пало отдельное существо, как сотворенное Богом, оно сохраняет свой божественный потенциал, имеющий абсолютную ценность, а следовательно, потенциальную возможность возрождения.

И даже в состоянии упадка, когда индивидуум не способен полностью проявить свою индивидуальность, он сохраняет подсознательную связь со своим потенциальным совершенством. Далее, нельзя забывать, что все деяния, даже представляющие собой зло, осуществляются путем злоупотребления силой добра: зло не является самостоятельным, а существует, лишь как паразит на теле добра.

Отсюда Лосский делает логический вывод, что мир насквозь пронизан добром, а поскольку оно воплощено - красотой, но в силу наличия многочисленных искажений и деформаций личностей, которые проводят на материальный план Божественные энергии, материальный мир насквозь пронизан, с одной стороны, красотой, с другой - безобразием. Однако они не равно распределены в мире, красоте все же принадлежит перевес. В самом деле, абсолютная красота существует в Царстве Божием, абсолютного же безобразия не существует, поскольку действительно воплотиться на материальном плане может лишь то, в чем есть что-то положительное.

И наоборот, если в чувственно воплощенном бытие какая-либо из абсолютных ценностей отсутствует или неполна (например, нравственное добро, разумность, истина, свобода), то и красота несовершенна, к ней хотя бы в малой мере примешано безобразие. Эта связь красоты с другими ценностями существует не только на уровне человеческой личности, но и на более низких уровнях - например, при обстановке комнат. 3.

Красота - не самоценность

Лосский не отрицает того, что и безобразие встречается в действительно... Красота - не самоценность. Однако, считает он, всякое безобразие в мире преодолевается не только ... обоснованная на других ценностях (от "фундамент" - основа). .

Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности

Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности. Если же у человека в жалком теле живет высокий дух, то мы имеем дело с... 5.Красота - не цель, а следствие Лосский, однако, подчеркивает, что кр... Так, например, если кто-либо стал бы оказывать помощь раненому на поле... Заметим, что этот пример позволяет увидеть, что истинная красота бывае...

Заключение

Заключение Итак, в настоящей контрольной работе мы рассмотрели эстетические категории прекрасного и безобразного с точки зрения выдающегося русского философа Н.Лосского. В качестве резюме по итогам рассмотренного материала можно сформулировать следующие тезисы.

Первое. Идеал красоты - суть "красота личности, как существа реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в царстве Божием", абсолютная красота суть воплощение абсолютного добра. Второе. Безобразие суть искажение "ситом" деформированной различными пороками и недостатками личности идей Божественного плана при их материально-чувственном воплощении. Само слово "безобразие", очевидно, суть "потеря образа" Божиего в человеке, явлении или некоем объекте.

Третье. Для действительно эстетического восприятия действительности необходимо созерцать внешнюю телесность предметов вместе с внутренней стороной, духовной и душевной основой (это касается и сугубо материальных предметов, как-то: машина, и др.) Четвертое. Любое безобразие потенциально содержит в себе возможность "возвращения к Образу", к божественной сущности; именно поэтому любое безобразие имеет эстетическую ценность.

Использованная литература

Использованная литература 1. Лосский Н. "Мир как осуществление красоты" М Прогресс-Традиция, 1998 2. Манн Ю. Русская философская эстетика М МАЛП, 1998.