Восприятие музыки человеком

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий Кафедра социальной психологии Курсовая работа на тему: «Восприятие музыки человеком» Выполнила студентка 4 курса з/о специальности психология Научный руководитель: Москва, 2007г . Содержание Введение 1. Различные взгляды на психологию музыкального восприятия 2. Физиологические механизмы восприятия звука 1. Физиологические основы слуха 2. Слуховые ощущения 3. Звуковысотный слух 3. О созвучиях, воспринимаемых как унисон 4. Психологические предпосылки возникновения музыки 5. Ощущение музыкального звука. Его компоненты 5.1 Тембр. Его связь с высотой 5.2 Музыкальная высота 5.3 Ладовое чувство 5.4 Два компонента мелодического слуха 5.5 Тембровое и гармоническое восприятие созвучий 5.6 Консонанс и диссонанс 5.7 Чувство ритма Выводы Список литературы Введение Уже давно музыка используется в терапевтической практике.

Человек - глубоко музыкальное существо, поэтому ему свойственно попадать под мощное духовное и телесное влияние музыки.

Б.В.Асафьев говорил, что наша речь имеет интонационную природу. О.Д.Волчек доказала доминирование тона в речи людей, который совпадает с определенной тональностью. Известно соответствие музыкальных ритмов и ритмов внутри каждого организма.

В состоянии волнения мы можем что-либо напевать или отстукивать пальцами повторяющийся ритм. Можно сказать, что сейчас люди живут в мире музыки, поскольку в XX веке появилась аппаратура, позволяющая прослушивать музыку где угодно и по много раз. В результате музыку можно услышать практически везде. Музыка - не набор звуков. Она содержит смысл и переживается человеком. Музыкальное переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности (способность заниматься музыкальной деятельностью). Люди испытывают психологическое и физиологическое воздействие музыки.

Это качество и решили использовать в своей работе психологи. Но долгие годы музыка была только вспомогательным средством при лечении. Только в последнее время появились такие формы работы, где музыка и музицирование выступают, во-первых, в качестве не дополнительного, а основного психокоррекционного средства, и, во-вторых, специально направлены на решение личностных и коммуникативных проблем.

В результате появилась музыкальная психотерапия личностно-центрированной направленности. Но почему одни люди не реагируют сильно на музыку, а другие ее переживают очень взволнованно? Здесь тоже скрыта одна из проблем воздействия музыки на человека, занимающая специалистов. Представляет интерес поэтому и сама музыка как объект исследования, изучаются механизмы восприятия ее людьми.

В результате оказались затронуты такие сферы, как психология творчества, психология восприятия, психофизиология. Цель курсовой работы: исследование восприятия музыки. Объект: человек в момент воздействия на него музыки. Предмет: психологические особенности восприятия музыки человеком. Задачи: Рассмотрение основных подходов в изучении творчества. Рассмотрение физиологических механизмов восприятия звука. Изучение восприятия унисонов. Рассмотрение восприятия интервалов и аккордов.

Актуальность: Специалисты начинают широко применять музыку в медицине при стоматологических, хирургических операциях (она снимает стресс), в качестве анестезии; в психиатрических лечебницах (музыка способна активизировать компенсаторные возможности психики); в психологии. Музыкальная психотерапия используется в работе с людьми с тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, страхами. Можно корректировать и оптимизировать поведенческие модели и сценарии, актуализировать творческие способности, обучать клиентов навыкам коммуникации и самовыражения, саморегуляции, формировать гибкость сознания и мировосприятия.

Музыкотерапевтические приемы успешно используются в условиях психоконсультирования, психотренингов, в кабинетах психологической разгрузки, в индивидуальной и групповой психотерапии. Музыка участвует в лечении соматических и психоневрологических заболеваний. Она используется для профилактики неблагоприятных психологических состояний, в социальной педагогике. 1.

Различные взгляды на психологию музыкального восприятия

Фрейд: призвание музыки - редукция напряжения. Перекрещивание с ним информационных полей создает поток сознания. Кусто: Теория обертональной связи музыки с телом Вселенной. Влияние их на организм осуществляется через музыкальные звуки как част... 2 уровень - внутриличностный и в группе. Коллективные эмоции и стремле...

Физиологические механизмы восприятия звука

Физиологические механизмы восприятия звука 2.1

Физиологические основы слуха

Этот факт имеет большое значение как для понимания центральных механиз... Чистые тона или простые синусоидальные колебания, при всем их значении... Естественные звуковые раздражители имеют значительно более сложную стр... Часто они объединяются в одновременные или последовательные группы. Эффект маскировки тем выраженнее, чем ближе физические характеристики ...

Психологические предпосылки возникновения музыки

Он является следующей ступенью в развитии музыкальности человека. Яркий музыкальный пример - песня «Yesterday» группы «The Beatles». Движение звуковысотное вверх и вниз осуществляется по принципу комплим... На слушателя музыка действует своей внутренней организованностью, боле... медитация размышления - средневековые религиозные песнопения, некоторы...

Ощущение музыкального звука. Его компоненты

Ощущение музыкального звука. Его компоненты 5.1

Тембр. Его связь с высотой

Пространственно-объемные (полный, пустой, широкий, массивный и т.п.). Так, тембр способствует созданию определенного чувства, настроения, он... Мальцева установила, что в верхних регистрах музыкальной шкалы (начина... При изменении высоты неизбежно меняется и число частичных тонов, воспр... Так, музыкальная высота характеризует звук в его отношении к другим зв...

Два компонента мелодического слуха

Мелодический слух проявляется в особенностях самого процесса восприяти... Ладовое чувство - эмоциональный перцептивный) компонент. Второй компонент - слуховой (репродуктивный): заключается в наличии сл... В огромном большинстве случаев непосредственное (не являющееся результ... Что касается последнего, то оно находится в прямой зависимости от друг...

Тембровое и гармоническое восприятие созвучий

5.6 Консонанс и диссонанс Консонанс и диссонанс являются интервалами. ... Американский психолог М. В музыкальной терапии его советуют слушать для увеличения сил организм... Интервалы также оказывают влияние на психику. Произведение Бетховена «... Если нет содержания, то нет и соответствия, а следовательно, нет места...

Выводы Итак, музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

Литературные источники повествуют о широком применении ее больным для лечения, музыка достигала высоких целительных эффектов. Однако до настоящего времени музыка в отличие от медицины использовалась в процессе психологической практики, как правило, несколько однопланово. Она трактовалась лишь как вспомогательное средство психологического воздействия и была связана в основном с «эмоциональным сопровождением» процесса работы, двигательно-танцевальными, тонизирующими или релаксационными упражнениями.

Задачи же «чистых» музыкальных процедур (где музыка - основное средство) обычно не выходили за рамки элементарного музицирования или зарисовки на бумаге звуковых образов в целях стимуляции творческой активности клиента. Ныне же начали появляться формы работы, позволяющие использовать музыку как самостоятельное терапевтическое средство при решении проблем самосознания, личностного роста, общения, внутри- и межличностных конфликтов.

Ориентированная на личностную и межличностную сферы жизнедеятельности человека система музыкотерапии позволяет работать над серьезными психологическими затруднениями, встречающимися как у взрослых, так и у детей. Тревожность, повышенная агрессивность, замкнутость, депрессии, страх, недоверие вошли в сферу действия музыкальной психотерапии. Помимо острых проблемных ситуаций при помощи данной системы оказывается возможным корректировать и оптимизировать поведенческие модели и сценарии, актуализировать творческие способности, обучать клиентов навыкам самовыражения, саморегуляции, формировать гибкость сознания и мировосприятия.

Естественно, необходимо изучать и бессознательное при восприятии музыки, и физиологические основы ее восприятия для полного понимания ее воздействия на человека. Музыкальная психология еще недостаточно разработана, в настоящее время она интенсивно изучается специалистами. Данная работа - попытка разобраться в столь сложной и обширной теме, полное раскрытие которой, несомненно, требует дальнейшего изучения.

Список литературы Теплов. «Избранные труды» М.С. Ковязина, Д.В. Ермолаев «Межполушарная асимметрия и параметры эмоций». М.: Вестник МГУ, серия «Психология», 1999, №2 с. 46-52. О.А. Блинова «Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы». М.: Психологический журнал, 1998, №3 с. 106-117. Ред. С.Л. Рубинштейн «Исследования по психологии восприятия». М.: Издательство Академии Наук СССР, 1948 431 с. Б.М. Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия «Психология восприятия». М.: издательство МГУ, 1973 246 с. К. Рюгер. Домашняя музыкальная аптечка.

Серия «Панацея». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 384 с. Торопова А.В. проблема бессознательного в музыкальной педагогике. М.: издательство МГПУ «Прометей», 1997 107 с. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М 1997. Выготский А.С. Психология искусства. М.: издательство «Искусство», 1965 379 с. Ожегов С.И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

М.: «Азбуковник», 1999 944с.