рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологические предпосылки возникновения музыки

Работа сделанна в 2007 году

Психологические предпосылки возникновения музыки - Курсовая Работа, раздел Искусство, - 2007 год - Восприятие музыки человеком Психологические Предпосылки Возникновения Музыки. Возникновение Музыки Основа...

Психологические предпосылки возникновения музыки. Возникновение музыки основано на коллективном бессознательном.

Тому есть доказательства: мелодический строй сходен у не связанных между собой народов, поэтому музыка архетипична.

Следовательно, исследование индивидуальных особенностей восприятия музыки основывается на единстве сознательного и бессознательного его компонентов. Порождение индивидуальных смыслов при восприятии музыки опирается на бессознательные структуры психики (архетипы). Учитывается связь между характером индивидуального бессознательного и последующей динамикой психологического развития индивида.

Ощущение музыкальной высоты - сложный психический процесс, возникающий в музыкальной практике (хотя бы и самой несложной) и являющийся результатом длинного процесса исторического развития.

Она возникала постепенно в процессе формирования музыкального восприятия. Чувствительность к различению высоты - слышание очень малых различий по высоте между звуками развивается в процессе сравнения высоты звуков, причем такого сравнения, жизненный смысл которого требует улавливания очень малых различий. Мелодический слух - музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии.

Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Он является следующей ступенью в развитии музыкальности человека. В развитии мелодического слуха можно различить две стадии. Первая стадия: узнается и воспроизводится только мелодическая кривая, т.е. правильно воспринимается лишь направление движения, смена подъемов и спусков. Вторая стадия: узнается и воспроизводится не только мелодическая кривая, т.е. не только направление движения, но и интервальные соотношения звуков.

Первая стадия свидетельствует о тембровом восприятии высоты. Вторая стадия свидетельствует о наличии ощущения музыкальной высоты. Достижение второй стадии является показателем хорошо развитого мелодического слуха. Результаты опросов показывают, что чувство консонанса формируется с годами: семилетние дети предпочитают диссонанс консонансу, одиннадцатилетние - наоборот. Это значит, что изначально у людей не было сформировано ощущение консонанса. Свойства архетипов, способные выражаться языком музыки, это - увеличение и уменьшение напряжения периодичность и регулярность появления опоры или ее нерегулярность выражение освобождение или концентрации энергии.

Исследователь Э.Алексеев установил, что в древней музыке присутствуют следующие типы: a-тип: разнорегистровое пение со скачками и бросками; b-тип: сползающий вниз, никнущий мелодический профиль (жалоба); g-тип: мелодическая равномерность: если это - быстрая музыка, то интонирование игривое, медленная - интонирование вдумчивое, медитативное.

Базисная форма - коммуникативный архетип «призыва» характеризуется: постоянным движением восходящими интонациями в ритме - выделением четкого опорного тона ведущей ролью мелодического контура резкими скачками в высоте в мотиве главную роль играет выделенность нескольких звуков настойчивыми возвращениями к одним и тем же мотивам С постоянным движением связано то, что выбираются обычно довольно быстрые темпы.

Интересно, что у большинства людей при прослушивании быстрой музыки возникают ассоциации с будущим, при прослушивании медленной музыки - с прошлым. Архетип «призыва» выполнял функцию поддержки войска во время войн, для формирования боевого духа. Музыкальные примеры - многочисленные гимны («Марсельеза»), военные песни: «Священная война» Александрова. Также различные марши - триумфальный марш из оперы «Аида» Верди. Другие примеры - «Дорогая моя столица» Дунаевского, «Болеро» Равеля (в нем все время повторяется звук, напоминающий звучание сверла, может быть истолкован как маниакальное движение). Базисная форма - коммуникативный архетип «прошения»: включает в себя такие выражаемые в музыке чувства, как спектр от страстного моления до галантной учтивости.

В музыке это - спуск, скольжение, мелодическое нисхождение. Психологические предпосылки этого явление - падение голоса при неуверенности, слабости, и поклон. Присуще данной форме также тяготение к дальнейшему продолжению.

Наиболее частый литературный аналог - размер амфибрахий (трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге). Яркий музыкальный пример - песня «Yesterday» группы «The Beatles». В архетипе «прошения», в частности, отражается меланхолия. Примеры - звучание смычковых инструментов с преобладанием низких регистров в 6-ом Бранденбургском концерте Баха. Базисные формы - коммуникативные архетипы «игра» и «медитация». Устроены по принципу равенства участников.

Архетип «игра». Основа - принцип повторности. Используется имитация игровых движений - прыжки, хлопки, кружение. Движение звуковысотное вверх и вниз осуществляется по принципу комплиментарности, то есть уравновешено. Есть центральный звук, вокруг которого происходят «скаты» и «подъемы». Образуется эффект навязчивости, суеты, бесцельных движений. Темп быстрый, четкий ритм. Происходит настойчивое возвращение к исходной точке. Нет такого содержания, как в 1 и 2 базисных формах, а присуща некоторая бессмысленность.

Музыкальные примеры - различные детские считалки. В классической музыке - ария Моностатоса из «Волшебной флейты» Моцарта. Архетип «медитация». Главное - нет побуждения действию, присутствует самоуглубленное переживание. Есть три формы медитации: медитация созерцательного склада: медленное качание, колебание. Постоянное тяготение к центру (колыбельные). На слушателя музыка действует своей внутренней организованностью, более или менее равномерными временными промежутками, и все это воспринимается неосознанно, как модель.

Если человек, слушающий соответствующую музыку, ощущал быстрые удары пульса или неровное дыхание, музыка должна подействовать на него успокаивающе. А широко звучащие мелодии и мягкая гармония звуков должны дополнить начатое, снять внутреннее напряжение и выровнять шероховатости. медитация лирического содержания - ноктюрны и баркаролы. медитация размышления - средневековые религиозные песнопения, некоторые произведения Бетховена (первая часть «Лунной сонаты». Ныне медитативная музыка используется в музыкальной терапии для разрядки, успокоения после напряженных действий. Для прослушивания рекомендуется, например, «Вокализ» Рахманинова: отказ композитора от скачущих ритмов, использование непродолжительных мелодических отрывков создают впечатление уравновешенности и покоя.

Таким образом, музыка возникла на основе важнейших психологических потребностей людей - в игре, интроспекции, соперничестве, общественной иерархии.

Тембр, динамика, темп и другие стороны музыки - «строительный материал» для восприятия основных базисных форм. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Восприятие музыки человеком

Человек - глубоко музыкальное существо, поэтому ему свойственно попадать под мощное духовное и телесное влияние музыки. Б.В.Асафьев говорил, что наша речь имеет интонационную природу. О.Д.Волчек… В состоянии волнения мы можем что-либо напевать или отстукивать пальцами повторяющийся ритм. Можно сказать, что сейчас…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологические предпосылки возникновения музыки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Различные взгляды на психологию музыкального восприятия
Различные взгляды на психологию музыкального восприятия. Фрейд: призвание музыки - редукция напряжения. Творчество вообще - сублимация энергии. К. Прибрам говорил, что в человеке функциониру

Физиологические основы слуха
Физиологические основы слуха. Человеческое ухо воспринимает звуковые колебания - раздражения, распространяющиеся в воздухе (или воде). Ухо усиливает и преобразует звуковые колебания. Через барабанн

Тембр. Его связь с высотой
Тембр. Его связь с высотой. Тембр отражает акустический состав сложных звуков. Восприятие тембра и восприятие гармонии - две противоположные, взаимно противоречащие тенденции в восприятии музыкальн

Два компонента мелодического слуха
Два компонента мелодического слуха. Мелодический слух проявляется в особенностях самого процесса восприятия мелодии и в узнавании мелодии. Мелодический слух имеет, по крайней мере, две основ

Тембровое и гармоническое восприятие созвучий
Тембровое и гармоническое восприятие созвучий. Гармонический слух - музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, и ко всякой многоголосной музыке. Штумпф впервые обр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги