Музыкальное воспитание

Оглавление Введение 1 Программа «Красота. Радость. Творчество» 2 Специальные программы музыкального равития 3 Программы, посвященные отдельным видам музыкальной деятельности 4 «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа Заключение Список использованной литературы Введение Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию.До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования.

Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем в 2002, 2004 годах были изданы каталоги - перечни программ и учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ. В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения: · детский сад; · детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.); · детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений; · детский сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп: компенсирующие, общеразвивающие и др.); · центр развития ребенка - сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько.

В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка: физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.

Таким образом: комплексные или общеразвивающие - это программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ. Парциальные (специализированные) программы имеют определенную приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, экологическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей детей, формирование их музыкальной культуры необходимо осуществлять с самого раннего возраста.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается более чутким к красоте и в искусстве и в жизни. Успех музыкального развития личности ребёнка во многом зависит от взрослого, который должен раскрыть перед ним красоту музыки как части художественной культуры. Помочь детям войти в мир музыки - задача сложная. Её решение во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального педагога, знание им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения осуществлять музыкальное образование, воспитание и развитие, используя современные технологии, методы и приёмы. 1 Программа «Красота. Радость.

Творчество» Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота - радость - творчество», «Синтез» - это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию.

Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа. Есть ряд парциальных программ, которые смело можно назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, игру на музыкальных инструментах «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения «Ритмическая мозаика» А. Бурениной Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 19 Второе издание программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота.

Радость.

Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году. В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008 с. 34 Содержание программы реализуется в следующих разделах: · искусство в жизни ребенка; · эстетическая развивающая среда; · красота природы; · знакомство с архитектурой; · литература; · изобразительная деятельность; · музыкальная деятельность; · досуг и творчество; · творчество.

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.

Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации М.: Мозаика-Синтез, 2008 с. 48 В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают: · развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; · развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии). · воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее; · развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов; · приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству; · формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 26 В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок: · эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость; · внимательно слушает ее; · может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы; · слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы; · определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется; · может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке; · занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий; · поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально; · способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом ; · держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распределять дыхание; · овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации М.: Мозаика-Синтез, 2008 с. 53 . Заметим, что эти результаты вполне достижимы, в отличие от тех, которые определены в комплексной программе «Детство». Что же касается предлагаемого авторами репертуара, то в целом четко прослеживается перекличка с разделом «Музыкальное воспитание» программы под редакцией М. Васильевой, где автором также является М. Зацепина Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников М.: Просвещение, 2006 с. 35 Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей.

К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4 - 7лет). 2

Специальные программы музыкального равития

П. Возможно, именно отсутствие разработанных поурочных планов или примерн... О. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». 54 Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательнос...

Заключение Итак, все специализированные программы, так или иначе освещающие проблемы музыкального развития, можно теперь разделить по возрастному критерию.

Мы обращаем внимание на то, что только 4 программы обращаются к раннему возрасту: программа Н. А. Ветлугиной, «Камертон» Э. П. Костиной, «Малыш» В. А. Петровой и программа, которая рассматривает только один вид музыкально-ритмическую деятельность «Топ, хлоп, малыши» Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной. Все программы пересекаются в определении репертуара для детей раннего возраста в пении и подпевании, в музыкально-ритмических движениях, танцах и играх.

Большая свобода наблюдается при подборе репертуара по слушанию музыки.

К сожалению, только в программе «Малыш» слушание классической музыки выделяется в самостоятельный раздел, автор отделяет это слушание от слушания песен и рассказов с иллюстрациями. Из всех парциальных программ лишь «Малыш» и «Камертон» имеют выписанный репертуар по слушанию музыки.

Из комплексных, мы назовем программы под редакцией М. Васильевой и «Истоки». В целом вырисовывается, что основные пробелы в музыкальном воспитании детей происходят не из-за недоброкачественности и формальности программ, а формализме педагогов, нежеланию глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Естественно, что 10 минутные занятия, а именно столько длится занятие в первой младшей группе по требованию СЭС, никак не восполняют потребность детей в музыкальном общении.

Порой наблюдается и перекос в самих занятиях, когда акцент делается на те виды музыкальной деятельности, которые нравятся музыкальному руководителю, которые нужны для оформления праздника: пение, подпевание и музыкально-ритмические упражнения, пляски.

Пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий.

Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях.

Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, а также введению дополнительных занятий, у малышей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Думается, что на сегодняшний момент, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников не посредством создания новых программ, методик, а придерживаясь уже существующего материала, максимально погружаться в него. Список использованной литературы 1. Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008. 2. Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы М.: ВАКО, 2006. 4. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги М.: ВАКО, 2006. 5. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников М.: Просвещение, 2006. 6. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации М.: Мозаика-Синтез, 2008. 7. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина 2-е изд М.: Просвещение, 2006. 8. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 2006. 10. Радынова О.П. Музыкальные шедевры.

Природа и музыка М.: ТЦ Сфера, 2009. 11. Радынова О.П. Музыкальные шедевры.

Сказка в музыке.

Музыкальные инструменты М.: ТЦ Сфера, 2009.