рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Специальные программы музыкального равития

Специальные программы музыкального равития - раздел Искусство, Музыкальное воспитание Специальные Программы Музыкального Равития. Особое Место В Настоящее Время За...

Специальные программы музыкального равития. Особое место в настоящее время занимают специальные программы музыкального развития: «Гармония», «Синтез» (от 4 до 7 лет), «Камертон» (от 0 до 7лет), «Малыш» (от 2 до 3 лет), «Ладушки» (от 3 до 7лет). Две программы: «Гармония» и «Синтез» ориентированы на средний и старший дошкольный возраст, а потому единственное пожелание авторам, продолжить разработку программ для всех возрастов, чтобы целостность и преемственность обучения не нарушалась, чтобы к 4 годам, ребята были подготовлены и к восприятию музыки, и умению отображать ее характер через пластику, вокальную импровизацию или речь Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008 с. 47 Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой.

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве.

Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности.

Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе.

Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.

Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий.

Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект.

Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом.

В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы.

При этом стержневым видом искусства в программе является музыка.

В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора.

Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 34 Программа «Камертон» Э. П. Костиной 2004 года, представляет для нас больший интерес, поскольку охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития «Кроха». Цель программы - разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина 2-е изд М.: Просвещение, 2006 с. 14 Она разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина.

Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании.

В программе учтены и представлены «современные требования к образовательной программе, а именно: · она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребенка; · заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми; · учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Данная программа представлена в виде семи разделов - ступеней развития, охватывающих весь дошкольный период от рождения до семи лет. В каждой возрастной ступеньке выделены основные разделы: характеристика возрастных возможностей, с подразделением на общее и музыкальное развитие, задачи и показатели развития. Помимо этого даны рекомендации, адресованные родителям, при использовании программы в домашних условиях.

Автор, выписывая определенный репертуар для освоения детьми, в то же время говорит о праве выбора репертуара. Системный подход в выборе изучаемого репертуара дает возможность логично и последовательно усложнять музыкально-художественные образы в произведениях для слушания. Примечательно, что автор выписывает репертуар на каждой ступени развития, классифицируя его по темам Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина 2-е изд М.: Просвещение, 2006 с. 23 На третьем году развития (третьей ступени образования) выделяются следующие темы: мир ребенка; мир природы; мир животных и птиц; мир игрушек.

Э.П. Костина опирается на большой выбор детского репертуара советских композиторов, и композиторов XIX столетия, частично используя обработки народных мелодий. Большое количество музыкальных произведений, подобранных по типу тождества и контраста, позволяет ребятам с помощью учителя все более внимательно прислушиваться к отличиям в сходных по настроению пьесах.

С четвертой ступени добавляются такие темы как: предметный мир, рукотворный мир, мир сверстников и взрослых. Возможно, именно отсутствие разработанных поурочных планов или примерных конспектов занятий не дает возможности педагогам более широко применять данную программу на практике. Что касается предлагаемого репертуара, то, конечно, бросается в глаза ограниченное количество классической музыки при развернутом репертуаре детской музыки советских композиторов.

Определенную трудность для педагога будет представлять поиск данного музыкального материала, поскольку автор не ограничивается произведениями, используемыми во всех программах Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги М.: ВАКО, 2006 с. 18 Программа «Малыш» В.А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры.

Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. Издано и методическое пособие «Музыка - малышам» Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 42 В пособии три раздела, каждый из которых посвящен музыкальному воспитанию детей определенного возраста.

Первый - детям младенческого возраста (первый год жизни), второй и третий - музыкальному воспитанию детей второго и третьего года жизни. В каждом разделе определены: · характеристика возрастных особенностей; · задачи развития; · содержание и условия педагогической работы; · примерный музыкальный репертуар.

Музыкальный материал первых двух разделов включает слушание музыки, песни, музыкально-двигательный показ, пляски и игры. Автором большинства из них является Т. Бабаджан. Ее работа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста особенно ценна, так как проходила совместно с ведущими специалистами (психологами, врачами, методистами, педагогами, группой актива музыкальных руководителей) и является образцом для всего последующего музыкального материала, разработанного и предложенного другими музыкальными руководителями, еще В третьем разделе, посвященному музыкальному воспитанию детей третьего года жизни, более подробно освещены все стороны музыкального воспитания детей и шире представлен музыкальный материал, даются методические советы и рекомендации музыкальным руководителям.

В конце третьего раздела есть подраздел «На заметку музыкальному руководителю» о часто встречающихся в работе ошибках. В данное пособие включен музыкальный материал советских композиторов, построенных по принципу тождества и контраста, например: «Зайчик» Г. Фрида, «Зайка» Е. Тиличеевой, «Зайчики бегут по лесу» А. Гречанинова; «Зайцы» Е. Тиличеевой.

К программе «Малыш» автором разработаны 24 дополнительных занятия по слушанию классической музыки и сделана подборка из 54 произведений. Очень важно, что произведения подобраны по принципу тематического контраста, использованы как программные, так и непрограммные сочинения различных композиторов: от Ж.Ф. Рамо и И.С. Баха до Д. Шостаковича и Г. Свиридова Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 58 Данную программу «Малыш» в качестве дополнительной используют сады, работающие по комплексной программе «Истоки». Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой, И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы - музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 42 Программа ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет). Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение: · музыкально-ритмическое движение; · развитие чувства ритма, музицирование; · пальчиковая гимнастика; · слушание музыки; · распевание, пение; · пляски, игры, хороводы.

Авторами также разработаны другие пособия.

Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты для младшей и средней групп, выпущенные в 2007 году. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала.

Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей, то есть одно занятие в младшей группе длится 15 минут. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки». 3 Программы, посвященные отдельным видам музыкальной деятельности Отдельным видам детской музыкальной деятельности посвящены программы: «Элементарное музицирование с дошкольниками» (от 5 до 7 лет), «Играем в оркестре по слуху» (от 5 до 7 лет), «Оркестр в детском саду» (от 4 до 7лет), «Ритмическая мозаика» (от 3 до 9лет), «Топ-хлоп, малыши» (от 2 до 3 лет), «Музыкальные шедевры» (от 3 до 7лет). Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 2006 с. 18 Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.

Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного - двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале: · музыка выражает настроение, чувства, характер людей; · песня, танец, марш; · музыка рассказывает о животных и птицах; · природа и музыка; · сказка в музыке; · музыкальные инструменты и игрушки В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии Радынова О.П. Музыкальные шедевры.

Сказка в музыке. Музыкальные инструменты М.: ТЦ Сфера, 2009 с. 63 Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический.

Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах.

Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей» Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка М.: ТЦ Сфера, 2009 с. 58 Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Сама автор говорит о более 350 образцов! Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и эмоциональный отклик ребенка.

Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку. Еще одна программа петербуржцев Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет. Цель программы - воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 54 Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста.

Репертуар лежащий в основе - это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Программа состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; и сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала.

Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей - «вовлекающий показ» (С.Д.Руднева). Но недостаток, который влияет на общее впечатление - некорректная запись музыки на аудиодиск.

Недопустимо детей раннего возраста приучать к искусственному звуку, с жесткими битами ритм-секции и тяжелыми басами. Это портит слух, это раздражает нервную систему. Пожалуй, наиболее интересной новацией является привлечение родителей к участию в детских праздников, поэтому программа может являться большим подспорьем для музыкального руководителя. В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной. Кардинально нового материала в содержании программы мы не обнаружили. 4 «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа Элементарное музицирование включает три взаимосвязанных направления: · учебное музицирование - обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять, формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей активных словарей музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования; · творческое музицирование - спонтанное, импровизированное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по-своему, комбинировать в различных вариантах; · концертное музицирование - исполнение ансамблем детей созданной им музыки, а также классической и детской, специально подобранной и аранжированной для этой цели. Автор использует в работе два основных метода: · метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него; · метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

Взаимодействие с дошкольниками строится посредством использования приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблю-дения, помощи. Обучение элементарному музицированию осуществляется в сле-дующей последовательности: · хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки); · ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами; · творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских и самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей; · разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности (создана система упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка); · формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях.

Эффективным средством привлечения детей к элементарному музицированию и развития у них умения импровизировать являются игры: «Я маленький композитор», «Эхо», «Тутти-фрутти», речевая интонационная игра с инструментами «Осенины, осенины», импровизационно-двигательная игра «Веселые шляпы» и др.; озвучивание фольклорных произведений, стихотворений, сказок, потешек, дразнилок, считалок, песен Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя, старшая, подготовительная группы М.: ВАКО, 2006 с. 74 Обучение элементарному музицированию осуществляется в разных формах работы: · на занятиях кружка «Музицирование на орфовских инструментах»; · частично на разных видах музыкальных занятий; · в музыкально-дидактических играх; · в индивидуальной и самостоятельной музыкально-эстетической деятельности Гогоберидзе А.Г Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 с. 61

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Музыкальное воспитание

Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому… Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения: ·… В комплексных программах предусмотрена система мер по охране и укреплению здоровья детей, а педагогический процесс…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Специальные программы музыкального равития

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги