рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры

Работа сделанна в 2008 году

Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры - раздел Искусство, - 2008 год - Работа над аппликатурой Подготовительный Этап Для Начинающих В Освоении Пятипальцевой Аппликатуры. В ...

Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные требования к пальчикам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо, когда мы говорим ученику, что соседние нотки будут играть соседние пальчики.

А если играем через нотку, то и через пальчик. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины. В работе с начинающими полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде на определенных упражнениях.

Есть такое упражнение под названием «Пальчик, просыпайся». Этот пример есть у Москаленко. В начале мы приучаем ученика быстро определять, какой пальчик должен «проснуться». Он должен с закрытыми глазами, не глядя на руки, сообразить на какой руке и каким пальчиком нужно пошевелить. Затем хорошо перейти к определенной последовательности в данном задании. - Я говорю ученику, что ему нужно будет одновременно «разбудить» один пальчик на левой, а другой на правой руке. И предлагаю это упражнение сделать следующим способом: ПР.Р. 1 2 3 1 2 3 4 5 ЛЕВ.Р 5 4 3 2 1 3 2 1 Вы наверно обратили внимание, что это аппликатура до-мажора и всех гамм, строящихся от белых клавиш, кроме фа-мажора. Это хорошо бы заучить до автоматизма, так как в дальнейшей работе очень облегчит изучение гамм. - Следующим этапом знакомства с аппликатурой в донотном периоде тоже упражнение, что и было, но парными пальчиками: 1-3, 2-4, 3-5 и 5-1. Причем вначале каждой рукой, а затем одновременно двумя.

Очень полезное занятие для развития координации и умения быстро думать, активизируя мышление ученика и воспитывая мышечную память. - После того, как ученик хорошо познакомился с последовательностью пальчиков, можно предложить ему следующие упражнения, когда руки лежат на столе, пальчики собраны, стоят на подушечках: 1. «Разведчик» - это упражнение на подкладывание первого пальчика, когда он легко скользит под ладошку к пятому при собранной руке, держащей «свод». 2. «Краб» - это упражнение учит выполнять движение от четвертого пальца к первому, когда первый лежит неподвижно, а свод руки накрывает и раскрывает первый палец.

Это упражнение можно выполнять, одновременно проговаривая следующее стихотворение: «Кто там прячется в углу, Кто забился под кору. Кто усами шевелит Ничего не говорит.

Старый краб, не будь упрям, Вылезай как быстро к нам» 3. «Слон» - ходьба - перешагивание с одного пальчика на другой следующей аппликатурой: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. И также обратно: 5-4, 5-3, 5-2, 5-1. Это также хорошо выполнять и двумя руками.

Здесь можно проговаривать следующее стихотворение: «Динь дон, динь дон, В зоопарке ходит слон» 4. «Цапля» - игра на столе, высоко поднимая пальчики 2-3, или 3-4 с проговариванием в ритме стихотворный текст «Наша Таня громко плачет» или «Мой веселый звонкий мяч». Здесь вам полная свобода творчества. Это упражнение можно выполнять как отдельными, так и одновременно двумя руками. Усложнять аппликатуру, добавляя 1-й и 5-й пальчики. 5. «Часики» - игра на столе на подкладывание 1-го пальчика: 1-2-1-3, где третий ставится перед первым.

Другой вариант: 1-2-1-4, где четвертый также играет перед первым. В подготовительном этапе очень много разных способов знакомства с аппликатурой в донотном периоде и всех их исчерпать в одной работе невозможно. Все приведенные выше упражнения можно и нужно затем переносить на инструмент. 8. Воспитание пятипальцевой аппликатуры у начинающих с примерами из сборника «50 маленьких фортепианных пьес без октав» Г.Беренса Когда освоена нотная азбука, и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре, прежде, чем исполнять следующие нотные примеры Г.Беренса, ему полезно поупражняться следующим образом.

Ученику объясняется, что каждый пальчик правой руки исполняет определенную ноту. Первый будет играть До, второй Ре, третий Ми и т.д пятый соответственно Соль. Ученику предлагается закрыть глаза и на ощупь нажимать по команде учителя нужную ноту нужным пальцем.

Достаточно называть только ноту, а он должен сообразить каким пальчиком нужно этот звук сыграть. Ведь правило было оговорено в самом начале. Затем исполняется тоже самое, только наоборот. Ученику говорят, каким пальцем играть, а он должен сообразить какую клавишу ему нужно нажать. Например: играем 2-м, это значит ноту Ре и т.д. Далее тоже самое, только левой рукой. Здесь уже другая аппликатура: До будем играть 5-м, Ре 4-м, Ми 3-м пальчиком и т.д. Затем задачу усложняем. Исполняем двумя руками по команде учителя.

Он называет только пальчик, а ученик должен сообразить сам, какие это будут звуки в обеих руках. Например: 5-й палец в обеих руках, это звуки До (левая рука) и Соль (правая рука). После таких упражнений без игры по нотам можно переходить к пьесам №1 и №2: Как вы заметили, эти пьесы после такой тренировки ученик сыграет легко. В №4 в шестом такте появляется мелодический ход 4-3-2 п. в обеих руках. Не намного, но усложняет задачу исполнения нужной аппликатурой: В №5 и №6 появляются интервалы.

Причем аппликатура при этом не должна меняться. Каждый пальчик играет свою ноту: С №7 и №8 легко справиться, если понять строение мелодии в левой руке. Это те же интервалы, только в разложенном виде. Это хороший пример для знакомства с скрытым 2-х голосием: В №9 сложность заключается в смене размера с четырехдольного на трехдольный, и в добавлении разложенных трезвучий в левой руке: В №10 партия левой руки требует больше внимания, чем партия правой. Причем с девятого такта в левой руке четверти сменяются на восьмые.

Не правда ли, хороший образец для подготовки игры Сонатин: В №11 ускоряется темп за счет смены крупных длительностей на мелкие, при этом строение мелодической линии во втором предложении остается неизменным. Прекрасный пример для тренировки метроритма: Обратите внимание, в №12 появляются штрихи и новые ритмические фигурации. Потребуйте от ученика добиться этого: Когда первые шаги по освоению принципа пятипальцевой аппликатуры освоены, неплохо в качестве добавления ставить перед учеником технические и художественные задачи. Посмотрим следующие примеры.

Вот №13. Достаточно сложный. Здесь новый размер, новые штрихи в левой руке, начиная с 9-го такта, паузы и динамические нюансы. Прежней и неизменной остается только аппликатура: В №14 появляются в левой руке двойные ноты, и исполнение репризы. Здесь контрастная динамика, одновременное использование разных штрихов в обеих руках: Пример №15 сложный не только в ритмическом плане, но и в штриховом.

И здесь так же, как и в №13 встречаются разложенные аккорды в левой руке. Натренированные пальцы, уже знающие свое место, помогут справиться с этим этюдом: №16 - тренировка для овладения навыков игры вертикалей. Здесь явно выражена мелодия и аккомпанемент, что хорошо воспитывает умения играть гомофонно-гармоническую музыку: Каждый раз, когда мы приступаем к изучению нового этюда, полезно ознакомиться с текстом глазами. Очень облегчает исполнение, когда ученик видит в тексте повторяющиеся элементы мелодической фактуры.

Пример №17: №18 - пример для работы над длинными фразами. Во второй части видна имитация. В дальнейшем этот навык пригодиться при изучении полифонии: №19 примеру легко придумать название. Этот этюд написан в жанре вальса. Здесь без сомнений можно и нужно ставить художественные задачи: Затактовое построение мотивов, паузы, сочетание разных штрихов в обеих руках, контрастные динамические нюансы - все это можно встретить в Этюде №20. Его исполнение требует от ученика определенного мастерства.

А неизменная аппликатура поможет справиться с этими трудностями: №21 состоит в основном из аккордовой фактуры. Фанфарное звучание придает особенный метроритм и строение мелодии по звукам Тонического трезвучия. Достаточно трудный Этюд. Он развивает умения исполнять и слушать вертикали: А вот пример с использованием хроматизма. Игра аккордов и другие трудности исполнения нам уже встречались, хороший пример для того, чтобы закрепить ранее изученный материал: №23 по своему изложению нотного материала напоминает произведение Крупной формы.

Но это не всё. Это первый этюд, где мы видим подкладывание первого пальчика в правой руке (11-и 15-й такты), изменение аппликатурного принципа происходит в связи с расширением диапазона в партии левой руки. Здесь необходимо следить за мелодией нижнего, скрытого голоса в левой руке, обращая внимание на новую аппликатуру: В следующем примере использование подкладывания первого пальчика меняет прежний принцип аппликатуры предыдущих этюдов (кроме №23). Но если сказать ученику, что 2-й палец в правой руке помимо Ре будет играть ещё и ноту Си, то ученик расколет этюд как орешек: В №25 применяется новая аппликатура.

Здесь встречается место с беззвучной подменой пальцев (4 такт), подкладывание первого, исполнение мелизмов, игра октавы в левой руке, разложенные аккорды. Достаточно сложная пьеса: В №26 встречаются одинаковые построения, которые удобно исполнять пятипальцевой аппликатурой.

Здесь все подчинено строению мелодии. Принцип аппликатуры прост: соседние ноты играют соседние пальчики, через ноту - через пальчик. В 3-м и 4-м предложении добавляется 2-й палец на ноту Си. Поняв это, ученику не составит большого труда, чтоб справиться с пьесой: №27 хороший пример для развития координации рук, изучение аппликатуры в аккордах по вышесказанному принципу соседства пальчиков на клавиатуре, воспитания чувства сильной доли в левой руке: В последнем предложенном примере видно, как используется аппликатура при игре секвенций: Как вы заметили, что в приведенных примерах из сборника Г.Беренса «50 маленьких фортепианных пьес без октав» ставятся не только вопросы аппликатуры, но технические и художественные задачи.

И если ваш ученик проиграет весь сборник, то он освоит хорошие навыки исполнительской игры. Начиная с №29, перед ним ставятся достаточно сложные исполнительские задачи, где полученные знания по вопросу принципов аппликатуры очень облегчат изучение не только нотного текста, но достижения технических и художественных задач.

Это подтверждает педагогическая практика.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Работа над аппликатурой

ЗАДАЧА - изучить основные принципы и методы в работе над аппликатурой на основе рекомендаций, примеров и упражнений известных педагогов -… Ни один профессиональный музыкант-педагог не может обойтись без глубокого и… Исчерпать опыт всего мастерства в фортепианном искусстве - невозможно не только в одной книге, но и во многих.Ведь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подготовительный этап для начинающих в освоении пятипальцевой аппликатуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Е.Либерман об аппликатуре в технической работе
Е.Либерман об аппликатуре в технической работе. В этой книге Е.Либерман пишет, что выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе, что аппликатуру нужно сознательно выбирать.

Г.Коган о значении аппликатуры
Г.Коган о значении аппликатуры. Подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Это ещё не гарантирует её пригодность при настоящем исполнении. Нужно об

А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой
А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой. Проблема аппликатуры - одна из самых сложных в педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрер

Н.Голубовская - советы по аппликатуре молодому исполнителю
Н.Голубовская - советы по аппликатуре молодому исполнителю. Мы ищем удобную и целесообразную аппликатуру. Удобную физически - для плавного незаторможенного движения руки - и удобную, т.е. целесообр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги