Особенности преломления идей исихазма в творчестве Феофана Грека, преп. Андрея Рублева и Дионисия

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – История и теория христианского искусства Особенности преломления идей исихазма в творчестве Феофана Грека, преп. Андрея Рублева и Дионисия Студента 1 курса заочного отделения Александра Петровича Василевского Москва, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ Вступление 2 Философия исихазма в творчестве Феофана Грека 3 Фаворский свет в творчестве преп. Андрея Рублева 6 Особенности исихастской живописной традиции Дионисия 10 Заключение 14 Список использованной литературы 16 Вступление Исихазм возникает в среде афонского монашества как «духовно - практическое делание»[1, С.361]. В содержании исихастской практики историки, как правило, выделяют следующие шесть элементов: "1) очищение сердца как средоточия духовной жизни человека; 2) сочетание ума и сердца или «сведение» ума в сердце; 3) непрестанная молитва; 4) безмолвие, трезвение и внимание; 5) призывание Имени Божия как реальной преображающей силы; 6) явление нетварного Фаворского света как вступление подвижника в Богообщение и Боговедение» [1, С.361]. «Получившее свою богословскую формулировку в трудах св. Григория Паламы и соборов XIV века, основанное на святоотеческом Предании, духовное обновление исихазма и связанные с ним споры имели колоссальное влияние на весь православный мир, как в плане духовной жизни, так, следовательно, и в плане церковного искусства. С падением Константинополя в 1453 году и завоеванием турками Балкан ведущая роль в области церковного искусства переходит к России» [2, С.244]. Свидетельством этой роли является беспримерное мастерство трех великих иконописцев, Феофана Грека, преп. Андрея Рублева и Дионисия, основные черты и особенности их творчества разбираются в данном реферате.

Философия исихазма в творчестве Феофана Грека

Философ зело хитрый», Феофан Грек по своему духовному складу был типич... …образный феофановский строй росписи говорит о том, что монохромность ... «В образах подвижников дихотомия феофановского колорита обретает особу... У святого Даниила «свет скользит свободными потоками по одежде, пульси... Итак, на примере фресок церкви Спас-Преображения в Новгороде можно суд...

Фаворский свет в творчестве преп. Андрея Рублева

И это очень показательно - у зрителя возникает не страх перед грехом, ... Образы преп. «Тот не богослов, кто мало молится», повторяли учителя умного делания»... …все основные постулаты учения получают совершенно иное толкование и и... .

Особенности исихастской живописной традиции Дионисия

Если рублевская эстетика проистекает из гармонии безмолвного предстоян... в Лаврове, Пагановском монастыре, в церкви в Арборе, на Афоне» [4]. Свет у Дионисия играет уже не ту роль, как это мы видели у Феофана Гре... У Дионисия преобладает «богородичная тематика. Творчество Дионисия, наполненное «юношеской свежестью, одновременно ст...

Заключение

Заключение Итак, на примере трех великих мастеров было рассмотрено, «как преломляется исихастский мистический опыт в искусстве иконописания, как учение о Фаворском свете и обожении повлияло на развитие художественных традиций.

Конец XIV - начало XVI в время в масштабах вечности небольшое, всего полтораста лет, но за этот период на Руси произошел необычайный взлет иконописного искусства, на отечественном духовном небосклоне вспыхнули три величайшие звезды - Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий, и в это время наметился путь от вершин к тем долинам, на которых искусство неизбежно превращается в ремесло» [4].

Список использованной литературы

Список использованной литературы : 1/ Лепахин В. Икона и иконичность /В.Лепахин. – 2-е изд. – СПб: Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. 2/ Знаменский П.В. История Русской Церкви.

М 1996. 3/ Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pstgu.ru/library/data/none/none/n one/%D3/none/0/ - (время обращения: 25.01.2012 г 16:00). 4/ Языкова И.К. Богословие иконы. Живопись исихазма.

Учение о Фаворском свете и иконография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otechnik.narod.ru/biblio/books/ja zyk1/Main.htm/ - (время обращения: 24.01.2012 г 13:00). 5/ Недошивин Г. Дионисий. М: Искусство, 1947.