Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.

Содержание Введение I. Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке II. Хоровой концерт А.И. Красностовского «Господи, Господь наш»: общая характеристика III. Анализ произведения Заключение Литература Приложение Введение Хоровой концерт один из важнейших жанров профессионального музыкального искусства, занимающий особое место и в современной культуре. Хоровые концерты это крупнейшие многочастные сочинения, написанные на духовные, светские и народные тексты, а также на стихи и прозу русских и зарубежных авторов.

Определяющим параметром хоровой концертной музыки является хоровая фактура, выразительные свойства которой влияют не только на композиторские решения в области «инструментовки», но и определяют композиционный метод в целом. Именно благодаря концертной специфике хоровой фактуры, хоровой концерт выступает на правах самостоятельного концертного жанра, с присущей ему вокальной особенностью, обусловливающей комплексное изучение хоровой концертной фактуры как с теоретической, исторической позиции, так и с позиции исполнительской практики.

Принцип хоровой концертности и специфика хоровой концертной фактуры и формы сущность вокально-хорового концертного стиля. Концертные принципы хорового концерта: · принцип состязания; · принцип диалогичности; · принцип игры. Специфика хорового концерта в наличие хоровой вокальной техники, связанной с взаимодействием слова и музыки. Для хорового концерта характерна текстовая обусловленность музыкальной логики, частота фактурных смен, контрастное сопоставление частей, концертные способы циклообразования и организации музыкального материала.

Концертное качество музыки обеспечивается полихорностью (явной и скрытой). Она связана с пространственными эффектами звучания, поскольку разделяет фактуру на «планы», «пласты». Назначение хорового концерта воплощение музыкального содержания в ярких образах, требующих особой манеры исполнительства. Поэтому особым качеством является хоровая виртуозность.

Изучение хорового концерта во всём многообразии его компонентов и в связях со структурными типами, сложившимися в течение веков, позволяет глубже познать феномен жанра и историю музыкального искусства в целом. Цель и задачи исследования Целью настоящей исследовательской работы является выявление жанровой специфики хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX - XX столетий. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1) дать характеристику хорового концерта в русской духовной музыке на различных этапах исторического развития; 2) рассмотреть стилевые и композиционные особенности духовного хорового концерта и образца хорового концертного жанра; 3) выявить преемственные жанрово-стилевые связи хорового концерта Красностовского, а также специфику концертного хорового стиля в русском хоровом концерте. Объект и предмет исследования Объектом исследования является духовный хоровой концерт рубежа XIX - XX столетий на примере хорового концерта a cappella А.И. Красностовского «Господи, Господь наш». Предмет исследования стиль, жанр, особенности фактуры и формы данного хорового концерта.

Методы исследования Данная работа основана на комплексном подходе к анализу формы и средств музыкальной выразительности жанра духовного хорового концерта В качестве основных методов исследования применялись исторический (эволюционные процессы), анализ-синтез (музыкальный материал), а также музыковедческий.

I.

Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке

Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке. Хоровой концерт - жанр полифункциональный: это и кульминационная часть... Акцент в композиции концертов сместился в сторону большей стройности ф... Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из... Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поис...

Хоровой концерт А

Позже жил в Хельсинки и писал труды по композиции. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. При этом повторяется и музыка, но варьированно. Во втором предложении возвращается главная тональность. Замыкает I-ю ч... Во второй фразе краткая сольная реплика у тенора (восходящая интонация...

Заключение А.И. Красностовский относится к числу малоизвестных композиторов, сведения о которых отсутствуют в музыкальных энциклопедиях.

Как правило, это музыканты, получившие образование в Москве или Санкт-Петербурге, а затем обосновавшиеся в небольших городах. Значение их музыкально-просветительской деятельности для провинциальных городов трудно переоценить: преподаватели пения, организаторы любительских хоров и оркестров, регенты, композиторы, они способствовали повышению культурного уровня населения.

Сочинения их печатались обычно в местных типографиях, что помогает в той или иной степени идентифицировать их личность. При изучении жанра хорового концерта не случайно был выбран малоизвестный композитор, поскольку, как писал В.М. Жирмунский, «именно поэты второстепенные создают литературную «традицию», «способствуют шаблонизации литературного жанра», в полной мере эти слова можно отнести и к музыкальному жанру. Именно в произведениях малоизвестных композиторов наиболее ясно можно проследить сформировавшийся к этому времени вариант жанра хорового концерта.

В результате анализа произведения А.И. Красностовского «Господи, Господь наш» можно сделать вывод, что хоровой концерт конца XIX - начала XX веков сохраняет типические жанровые черты партесного концерта: контрастное сопоставление частей, соревнование голосов ансамбля и звучания всего хора tutti. Обращение к традиционному тексту псалмов, которые служили общей эмоционально-образной основой хорового концерта.

Обусловленность формообразования особенностью структуры текстового первоисточника. Большое значение имеет включение риторических приемов барочного происхождения. Об обязательном использовании риторических фигур в композиции писал ещё Н. Дилецкий в трактате «Идея грамматики мусикийской». Это было необходимым условием для точной передачи богослужебного текста: «Правило естественное, латински именуемое натуралное, сицево есть, когда творец пения по силе речи или вещи пения творит. Во образ да будет речь сниде на землю, тако творяще пение снисходит на землю с речами.

Или тако творец пишет возшедый на небеса». Стабилизация хорового состава и хоровой фактуры (классическое четырёхголосие). Полихорность достигается неполным хоровым составом (ансамблем) в эпизодах и звучанием всего хора (tutti). В целом произведение Красностовского выполнено в традициях малого хорового концерта. Выбор главной тональности (C-dur) и тонального плана произведения с опорой на диатоническое родство. Однако под воздействием романтических тенденций в жанре концерта появились новые черты: колористическая красочность гармонического языка (использование аккордов альтерированной субдоминанты и доминанты), специфика хоровой концертной фактуры в условиях небольших размеров.

Виртуозность исполнительства показывает высокие возможности хора. Трактовка голосов в некоторых эпизодах как инструментов оркестра. Включение колокольности в ряд концертных средств. Слитность частей цикла позволяет трактовать форму как слитно-циклическую.

Характерной чертой этой цикличности является непрерывное обновление тематического материала, но с включением репризности: в конце произведения повторяются начальные слова и музыка в варьированном виде. Объединяющим началом, помимо текста, служит единый метр (изменённый лишь дважды на краткий однотакт). К недостаткам хорового концерта Красностовского, как представителя Петербургской композиторской школы, можно отнести точное следование западноевропейской гармонии (в основном венско-немецкой), строгое соблюдение гомофонно-гармонического склада с абсолютно не развитой полифонией.

Но, несмотря на некоторые минусы, хоровое произведение А.И. Красностовского композиция самостоятельная, самодостаточная и завершённая. Входит в репертуар многих хоровых коллективов. Литература Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. Л 1980 - 216с. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений ч.2 / М.Ш. Бонфельд. М 2003 - 208с. Дмитревская, К.Н. Анализ хоровых произведений / К.Н. Дмитриевская.

М 1965. Дмитревская, К.Н. Русская советская хоровая музыка в. 1 / К.Н. Дмитриевская. М 1974 - 128с. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений / Г.В. Заднепровская. М 2003 - 272с. Лаврентьева, И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И.В. Лаврентьева. М 1978. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. М 1979 - 528с. Основы теоретического музыкознания / под ред. М.И. Ройтерштейна.

М 2003 - 272с. Скребков, С.С. Русская хоровая музыка XVII - XVIII в. / С.С. Скребков. М 1969 - 120с. Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. М 1967. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений / В.Н. Холопова. СПб, 2001 - 496с. Юденич, Н.Н. Музыковедческий анализ: вопросы теории и методики / Н.Н. Юденич. Мн 2006 - 148с.