рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.

Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в. - раздел Искусство, Содержание Введение I. Формирование Хорового Концертного Жанра В Русской Духо...

Содержание Введение I. Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке II. Хоровой концерт А.И. Красностовского «Господи, Господь наш»: общая характеристика III. Анализ произведения Заключение Литература Приложение Введение Хоровой концерт один из важнейших жанров профессионального музыкального искусства, занимающий особое место и в современной культуре. Хоровые концерты это крупнейшие многочастные сочинения, написанные на духовные, светские и народные тексты, а также на стихи и прозу русских и зарубежных авторов.

Определяющим параметром хоровой концертной музыки является хоровая фактура, выразительные свойства которой влияют не только на композиторские решения в области «инструментовки», но и определяют композиционный метод в целом. Именно благодаря концертной специфике хоровой фактуры, хоровой концерт выступает на правах самостоятельного концертного жанра, с присущей ему вокальной особенностью, обусловливающей комплексное изучение хоровой концертной фактуры как с теоретической, исторической позиции, так и с позиции исполнительской практики.

Принцип хоровой концертности и специфика хоровой концертной фактуры и формы сущность вокально-хорового концертного стиля. Концертные принципы хорового концерта: · принцип состязания; · принцип диалогичности; · принцип игры. Специфика хорового концерта в наличие хоровой вокальной техники, связанной с взаимодействием слова и музыки. Для хорового концерта характерна текстовая обусловленность музыкальной логики, частота фактурных смен, контрастное сопоставление частей, концертные способы циклообразования и организации музыкального материала.

Концертное качество музыки обеспечивается полихорностью (явной и скрытой). Она связана с пространственными эффектами звучания, поскольку разделяет фактуру на «планы», «пласты». Назначение хорового концерта воплощение музыкального содержания в ярких образах, требующих особой манеры исполнительства. Поэтому особым качеством является хоровая виртуозность.

Изучение хорового концерта во всём многообразии его компонентов и в связях со структурными типами, сложившимися в течение веков, позволяет глубже познать феномен жанра и историю музыкального искусства в целом. Цель и задачи исследования Целью настоящей исследовательской работы является выявление жанровой специфики хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX - XX столетий. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1) дать характеристику хорового концерта в русской духовной музыке на различных этапах исторического развития; 2) рассмотреть стилевые и композиционные особенности духовного хорового концерта и образца хорового концертного жанра; 3) выявить преемственные жанрово-стилевые связи хорового концерта Красностовского, а также специфику концертного хорового стиля в русском хоровом концерте. Объект и предмет исследования Объектом исследования является духовный хоровой концерт рубежа XIX - XX столетий на примере хорового концерта a cappella А.И. Красностовского «Господи, Господь наш». Предмет исследования стиль, жанр, особенности фактуры и формы данного хорового концерта.

Методы исследования Данная работа основана на комплексном подходе к анализу формы и средств музыкальной выразительности жанра духовного хорового концерта В качестве основных методов исследования применялись исторический (эволюционные процессы), анализ-синтез (музыкальный материал), а также музыковедческий.

I.

Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке

Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке. Хоровой концерт - жанр полифункциональный: это и кульминационная часть... Акцент в композиции концертов сместился в сторону большей стройности ф... Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из... Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поис...

Хоровой концерт А

Позже жил в Хельсинки и писал труды по композиции. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. При этом повторяется и музыка, но варьированно. Во втором предложении возвращается главная тональность. Замыкает I-ю ч... Во второй фразе краткая сольная реплика у тенора (восходящая интонация...

Заключение А.И. Красностовский относится к числу малоизвестных композиторов, сведения о которых отсутствуют в музыкальных энциклопедиях.

Как правило, это музыканты, получившие образование в Москве или Санкт-Петербурге, а затем обосновавшиеся в небольших городах. Значение их музыкально-просветительской деятельности для провинциальных городов трудно переоценить: преподаватели пения, организаторы любительских хоров и оркестров, регенты, композиторы, они способствовали повышению культурного уровня населения.

Сочинения их печатались обычно в местных типографиях, что помогает в той или иной степени идентифицировать их личность. При изучении жанра хорового концерта не случайно был выбран малоизвестный композитор, поскольку, как писал В.М. Жирмунский, «именно поэты второстепенные создают литературную «традицию», «способствуют шаблонизации литературного жанра», в полной мере эти слова можно отнести и к музыкальному жанру. Именно в произведениях малоизвестных композиторов наиболее ясно можно проследить сформировавшийся к этому времени вариант жанра хорового концерта.

В результате анализа произведения А.И. Красностовского «Господи, Господь наш» можно сделать вывод, что хоровой концерт конца XIX - начала XX веков сохраняет типические жанровые черты партесного концерта: контрастное сопоставление частей, соревнование голосов ансамбля и звучания всего хора tutti. Обращение к традиционному тексту псалмов, которые служили общей эмоционально-образной основой хорового концерта.

Обусловленность формообразования особенностью структуры текстового первоисточника. Большое значение имеет включение риторических приемов барочного происхождения. Об обязательном использовании риторических фигур в композиции писал ещё Н. Дилецкий в трактате «Идея грамматики мусикийской». Это было необходимым условием для точной передачи богослужебного текста: «Правило естественное, латински именуемое натуралное, сицево есть, когда творец пения по силе речи или вещи пения творит. Во образ да будет речь сниде на землю, тако творяще пение снисходит на землю с речами.

Или тако творец пишет возшедый на небеса». Стабилизация хорового состава и хоровой фактуры (классическое четырёхголосие). Полихорность достигается неполным хоровым составом (ансамблем) в эпизодах и звучанием всего хора (tutti). В целом произведение Красностовского выполнено в традициях малого хорового концерта. Выбор главной тональности (C-dur) и тонального плана произведения с опорой на диатоническое родство. Однако под воздействием романтических тенденций в жанре концерта появились новые черты: колористическая красочность гармонического языка (использование аккордов альтерированной субдоминанты и доминанты), специфика хоровой концертной фактуры в условиях небольших размеров.

Виртуозность исполнительства показывает высокие возможности хора. Трактовка голосов в некоторых эпизодах как инструментов оркестра. Включение колокольности в ряд концертных средств. Слитность частей цикла позволяет трактовать форму как слитно-циклическую.

Характерной чертой этой цикличности является непрерывное обновление тематического материала, но с включением репризности: в конце произведения повторяются начальные слова и музыка в варьированном виде. Объединяющим началом, помимо текста, служит единый метр (изменённый лишь дважды на краткий однотакт). К недостаткам хорового концерта Красностовского, как представителя Петербургской композиторской школы, можно отнести точное следование западноевропейской гармонии (в основном венско-немецкой), строгое соблюдение гомофонно-гармонического склада с абсолютно не развитой полифонией.

Но, несмотря на некоторые минусы, хоровое произведение А.И. Красностовского композиция самостоятельная, самодостаточная и завершённая. Входит в репертуар многих хоровых коллективов. Литература Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. Л 1980 - 216с. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений ч.2 / М.Ш. Бонфельд. М 2003 - 208с. Дмитревская, К.Н. Анализ хоровых произведений / К.Н. Дмитриевская.

М 1965. Дмитревская, К.Н. Русская советская хоровая музыка в. 1 / К.Н. Дмитриевская. М 1974 - 128с. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений / Г.В. Заднепровская. М 2003 - 272с. Лаврентьева, И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И.В. Лаврентьева. М 1978. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. М 1979 - 528с. Основы теоретического музыкознания / под ред. М.И. Ройтерштейна.

М 2003 - 272с. Скребков, С.С. Русская хоровая музыка XVII - XVIII в. / С.С. Скребков. М 1969 - 120с. Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. М 1967. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений / В.Н. Холопова. СПб, 2001 - 496с. Юденич, Н.Н. Музыковедческий анализ: вопросы теории и методики / Н.Н. Юденич. Мн 2006 - 148с.

– Конец работы –

Используемые теги: Жанр, хорового, концерта, Русской, духовной, музыке, рубежа, XIX0.11

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Формообразование в жанре хорового концерта
Соотношение же этих признаков внутри системы жанра и их качество изменялось, варьировалось в зависимости от стилевой принадлежности того или иного… Выбор этого аспекта исследования дал возможность проследить за конкретным… Важное место занимает хоровой концерт в исследованиях по истории русской музыки А. Преображенского «Культовая музыка в…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения
Антропологический подход позволит нам взглянуть на проблему воспитания человека в комплексе. Становление человеческой субъектности, духовное… Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него… А между тем, в младших классах при красочной подаче этих песен и неоднократном их повторении, они становятся одними…

Русская живопись XIX века
Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии… Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на… Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко…

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

История русской музыки
Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями речь инструментально-звуковая сигнализация и т. д. е… Музыка это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается ребенком.Несмотря на то,…

Русская живопись XIX века
Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии… Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на… Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко…

Оппозиционно-публицистическая деятельность А.И. Герцена за рубежом на примере Вольной русской типографии и "Колокола"
Эта тема выбрана мною потому, что Герцен является одним из самых оппозиционных публицистов за всю историю России, именно это и привлекает меня в его… В работе много внимания будет уделено самым важным статьям Герцена, которые… Это оказало колоссальное влияние на формирование и развитие отечественной журналистики, в том числе и…

Отношение к вопросу о хозяйственной деятельности в русской социально-философской мысли середины XIX начала XX вв.
У ранних славянофилов А.С.Хомякова, И.В.Киреевског, К.С.Аксакова мы не наблюдаем большого интереса к этой пробеме. Они не выделяли хозяйственную… Значительно больший интерес к хозяйственной деятельности обнаружили… Бердяев относил хозяйство к сфере человечекого духа, для него узкоэкономичесекое рассмотрение хозяйства и экономики…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русская усадьба в произведениях писателей XIX века Русская усадьба – это, прежде всего, счастливый мир детства.Система домашнего образования в дворянских семьях закладывала основы традиций семьи и… Вырастая, человек покидал усадьбу и погружался в мир реалий, который чаще… Это были поэты, писатели, музыканты, архитекторы, художники, ученые. Среди них и профессионалы и любители. Усадьба…
  • Духовная красота русского человека в повести Н. С. Пескова «Очарованный странник» Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать. Если внешнюю красоту можно осознать, лишь только взглянув на человека, то… Иван Флягин часто совершает такие поступки, которые трудно оправдать, но… Он спасает людей от неминуемой гибели. Делает он это не ради какой-то личной выгоды, вознаграждения, даже не из…
  • Русский национальный характер (в трудах русских философов) ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…
  • Русская философия XIX века. В нее входят авторские антропологии представителей различных философских направлений. Так, русская философия первой половины XIX века предстает… Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по… В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться…
  • Духовное производство и духовное потребление Они имеют возможность воспроизводиться, совершенствоваться, модифицироваться, свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом… При этом удовлетворение одних духовных потребностей порождало все больше и… Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время и не…