Тема: Использование театральных этюдов по системе Станиславского К.С. в школьном театре

Министерство образования Республики Саха /Якутия/

Государственное образовательное учреждения

Якутский педагогический колледж

 

Курсовая работа

Тема: Использование театральных этюдов по системе Станиславского К.С. в школьном театре

 

 

Выполнила:

Максимова Сардана Семеновна

Студенка 3 курса МО

Специальность: 050601

«Музыкальное образование»

Руководитель:

Тароева Лариса Александровна

 

 

Якутск,

 


Оглавления

Глава I Теоретические основы системы Станиславского К.С. в театральной деятельности школьников .1 Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального… .2 Организация театральной деятельности в школе

Введение

Педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для них, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирующий его духовный мир.

Современный театр, имея свои особенности, отличительные черты сохраняет нерасторжимую связь с реалистическими традициями театра. В этом смысле положение Станиславского о том, что процессы искусства - это процессы жизни человеческого духа, которые представляются главными и никогда не перестанут быть современными.

Школьный театр - дело веселое, именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере Школьного Театра воспитываются и будущие таланты, актеры, свои поэты, драматурги и будущие зрители театра, ибо главная черта подобного вида искусства - свободное творчество по велению самой души. Театральные занятия с детьми, как и любые другие занятия искусством, - сложный творческий педагогический процесс и рассматривается как неотъемлемая часть общей системы эстетического воспитания. Однако сегодня необходимо дальнейшее совершенствование всего процесса воспитательной и образовательной работы школы.. В современном модернизированном мире технологий и компьютеров вытесняющими живое общение, создание детских театральных студий служит активной формой художественно-творческой деятельности школьников.

Известный русский педагог Бахтин Н.Н. в своих размышлениях об обучающей, воспитывающей и облагораживающей роли школьного театра, раскрывает характерные психологические особенности детской игры. «Ребенок сближается с природой сценического искусства не притворяясь действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставит себя в положении своего героя, оставаясь при этом самим собой»[24,c.11].Дети не профессионалы актерского дела и игра для них остается главным видом деятельности.

Сущность воспитания личности заключается в создании естественных жизненных ситуаций, с помощью которых развивается актерская техника. Так называемые театральные этюды, упражнения применяются уже многие десятилетия и служат своеобразным актерским тренингом.

Актуальность темы: На сегодняшний день в педагогике искусства,в театре наблюдается устойчивая тенденция использований театральных этюдов для развития актерской техники в творческой индивидуальности детей. Отсюда и наша цель:

· Подобрать комплекс этюдов для театральной студии, используя «систему» Станиславского К.С. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

· Изучить литературу по применению «системы» Станиславского К.С. ее роль и значение в школьном театре.

· Рассмотреть разнообразные виды театров в деятельности современной школы;

· Составить методические рекомендации по реализации комплекса театральных этюдов.

Основанием для достижения цели и решения поставленных задач использована литература изучающая «систему» Станиславского К.С., автор Абалкин Н.А. Методологической основой для постановки театральных этюдов послужило пособие для руководителей театральных коллективов, авторами которых являются Гиппиус С.В., Рубина Ю.И., Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава I Теоретические основы системы Станиславского К.С. в театральной деятельности школьников

Система К. Станиславского, её роль и значение в развитии театрального искусства

Учение К.С. Станиславского о театре, как мы знаем, имеет глубокие исторические корни. Оно явилось итогом многовекового развития театрального… Он много раз подчеркивал, что он продолжал дело Щепкина, вбирая и… По существу, его метод - проникновение в сокровенное человека с помощью специально обновляемой и разрабатываемой…

Организация театральной деятельности в школе

Цель детского театра в первую очередь - развитие самого участника детского театра, раскрыть его способности мыслить тоньше и глубже, обогатить его… Прежде всего, надо учитывать особенности театра, то есть, он должен быть по -… «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками…

Методика работы над театральными этюдами

Сценический этюд часто отождествляется с упражнением. Но если между ними нет различия, тем не менее, такие понятия существуют. Они прочно вошли в… В тренировочных упражнениях на овладение элементами артистической техники еще… Работа над этюдами проходит параллельно с тренировочными занятиями. Но она не должна опережать, а тем более подменять…

Глава II Организация работы по постановке театральных этюдов

Комплекс театральных этюдов по системе Станиславского К.С.

¾ Организованность, способность взаимодействовать с партнерами. ¾ Различные стороны зрительного восприятия и зрительную память ¾ Мышечно-двигательное восприятие и мышечную память.

Методические рекомендации по реализации комплекса театральных этюдов

Каждое занятие целесообразно вести с группой в 8-12 человек, продолжительность занятий - 45 минут. А сами этюды исполняются 5-10 мин. В помещении… Напомним, ученики садятся полукругом. Такое положение наиболее удобно для… Исполнение этюда требует ряд логических обоснованных и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах.…

Заключение

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) - русский театральный режиссер, преподаватель, актер, педагог, теоретик театра. Он основатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Со времен Станиславского, ни один режиссер-новатор, артист или художник не может пройти мимо теории и методологии сценического творчества. Константин Сергеевич Станиславский ярчайший пример для всех стран. Системой пользуются не только взрослые актеры, ну и дети, которые смотрят на мир совсем с другой стороны, со своими взглядами, мыслями, воображениями и фантазиями.

Театральная деятельность детей - это приобщение их к искусству и его призвание направлять на развитие и совершенствование психической и физической природы ученика. В театре ребенок, «свободный артист от природы», развивается, прежде всего, личностно, а не профессионально в зависимости от собственных потребностей, и приобретает жизненно необходимые умения. Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом. Театр открывает для ребенка другой мир, вступая в него, они наполняются светом и счастьем, заряжаются энергией радости, которой дышит и восхищается этот мир. Система Станиславского в детских театрах вошла плотно, особенно упражнения, которые знакомят детей с элементами актерской техники: речи, правильного дыхания, пластики движений, мышечной памяти, мышечно-двигательного восприятия, мысленного действия, сенсорного восприятия и зрительной памяти, организованность, способность взаимодействовать с партнерами, способность проявлять артистическую смелость.

Этюды - это импровизация и воображение детей. В основе, которых лежит художественный замысел и простейшая сверхзадача. Необходимо комплектовать разные стороны развития, в которых развивается смелость, пластическая выразительность движений, наблюдательность, фантазия и воображение и т.д. для личностного полноценного развития школьника.

Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру профессиональных качеств, - но и имеет большое воспитательное значение. Дети, приобретая технические навыки, легко овладевают природную органику. И пройденный этюд, для них становится уже упражнением для дальнейшего развития как актера - и как личности.

Таким образом, наша актуальность выбранной темы обусловлена потребностью общества педагогики искусства, в театре с тенденцией использования театральных этюдов для развития актерской техники в творческой индивидуальности детей. Именно этюды развивают смелость, пластичность, выразительность движений, наблюдательность, фантазию, воображение, а в будущем, работа над ролью и творение собственной импровизации детей для личностного полноценного развития школьника.

 


Литература

1. Абалкин Н.А. Система Станиславского и Советский театр [текст]: Работа актера над собой/ Н.А. Абалкин, П.А. Маркова -3-ее изд.-М.: Искусство 1948.- 508с.

2. Блок В.И. Система Станиславского и проблемы драматургии [текст]/ В.И Блок. - М.: Книга, 1963.-31с.

. Волков Н.Д. Режиссерские уроки К.С. Станиславского [текст]: Беседы и записи репетиций/ Н.Д Волков.- М.: Искусство, 195.-572с.

. Галендеев В.Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове [текст]: учебное пособие/ В.Н. Галендеев.- М: Литературная, 1990.- 147с.

. Гиппиус С.В. Актерский тренинг [текст]: Гимнастика чувств/ С.В. Гиппиус.- СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.- 377с.

. Горчаков Н.И. Режиссерские уроки К.С. Станиславского [текст]/ Н.И. Горчаков. -3-ее изд.-М.: Искусство, 1952.-С.68.

. Горчаков Н.И. О работе режиссера с актерами [текст]/ Н.И. Горчаков. - М.: Всероссийское театральное общество, 1958.- 281с.

. Голкин В.В. Школа творчества. Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра [текст]: Учебно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусства»/В.В. Голкин.-М.: ВЦХТ, 1998.- 139с.

. Зись А.И. Художник и время [текст]: Эстетические взгляды Станиславского/ А.И. Зись. - М.: Всероссийское театральное общество, 1962.- 143с.

. Калашников Ю.С. Театральная этика К.С. Станиславского [текст]/ Ю.С. Калашников, И.В. Скачков.- М.: Московская правда, 1960. -147с.

. Калашников Ю.С. Эстетический идеал К.С. Станиславского [текст]/ Ю.С. Калашников.- М.: Наука, 1965.- 237с.

. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе [текст]/ Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева.-М.: Школьная пресса, 2000.-94 с.

. Крыжицкий Г.К. Великий Реформатор сцены [текст]/ Г.К. Крыжицкий. - М.: Советская Россия, 1962.- 108с.

. Маркова П.А. Основы Системы Станиславского [текст]: Учебное пособие/ П.А.Маркова. - Ростов-На Дану: Искусство, 2000.- 128с.

. Михалева О.И. Школьный театр в эстетическом пространстве школы [текст]/ О.И. Михалева.-1-ое изд.-М.: Искусство в школе, 2001.-56с.

. М.Е. Кипнис Актерский тренинг [текст]: Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актерам/ М.Е. Кипнис-М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 249с.

. Полякова Е.И. Серия жизнь в искусстве Станиславского К.С. [текст]/ Е.И. Полякова.-1-ое изд.- М.: Искусство, 1977. - 461с.

. Редакция журнала [текст]: Воспитание школьников/ под ред. Ю.В. Колчеев.- М.: Школьная Пресса, 2000.- 96с.

. Редакция журнала [текст]: под ред. А.А. Мелик-Памаев.- 1-ое изд.-М.: Искусство в школе, 2001.-80с.

. Редакция журнала [текст]: под ред. А.А. Мелик - Памаев 3-ее изд.-М.: Искусство в школе, 2003.-96с.

. Редакция журнала [текст]: под ред. А.А. Мелик - Памаев 3-ее изд.-М.: Искусство в школе, 2008.- 80с.

. Редакция журнала [текст]: под ред. В.Г. Горецкий.12-ое изд.-М.: Начальная школа, 2009.- 112с.

. Рубина Ю. И. Театр и подросток [текст]/Ю.И. Рубина.-М.: Просвещение, 1970. - 208с.

. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность в школе [текст]: Пособия для руководителей театральных коллективов/Ю.И. Рубина 2-ое изд.- М.: Просвещение, 1983.-173с.

. Сац Н.И. Роль театра для детей и юношества в воспитании подрастающего поколения в духе мира, гуманизма и прогресса [текст]/Н.И. Соц. - М.: Культура, 1984. -14с.

. Селиванова Е.Д. Театральная литературные композиции в школе [текст]/ Е.Д. Селиванова. - М.: Просвещение, 1942.-72с.

. Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского [текст]/ Н.Н. Сибиряков.- М.: Искусство, 1974.- 262с.

. Соловьева И.Н. Человек, События, Время [текст]/ И.Н. Соловьева.- М.: Искусство, 1985.-167с.

. Чернецкого Н.С. Школа для начинающих талантов[текст]: Учительская пособье/ Н.С. Чернецкого.-М.: Книга, 2009.- 235с.

 


Приложение

Тема: Постановка этюда «Зеркало»

Цель занятия:

Добиться навыков взаимодействия и взаимозависимости партнеров.

Задачи:

• раскрепостить детей во время участия в этюде перед аудиторией;

• развивать чувство юмора

•обучать элементам актерской техники

Ход занятия:

Вступительное слово - приветствие ведущего.

Педагогические задачи: Создать атмосферу дружелюбия, сотрудничества и обязательно влиться в доверие детей.

Ребята, сегодня мы будем работать парами. Наш этюд называется «Зеркало». Первый из вас, будет зеркалом, а второй просто человеком. В этом упражнении будем следить, прежде всего, за верной взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас человек, а кто зеркало. Пусть человек делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, играет мимикой, жестами, «наводит косметику», примеряет новую одежду. Покажите, какое у него настроение. зеркало должен, точно отразить все действия человека. Точное повторение движений, мимики актера-партнера - это, кроме всего, и отличная тренировка в понимании его психофизического состояния.

У человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече с друзьями; он смеется, позирует, «кривляется»; он примеряет костюм, впервые в жизни сшитый у стилиста. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них. Зеркало не должно механически повторять опять все движения человека. Надо, чтобы в нем отразилось и внутренняя жизнь человека, надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами).

Теперь если закончили, можете предлагать свои жизненные примеры, проявляя выдумку и фантазию.

В результате импровизации мы получаем следующие навыки:

¾ Видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;

¾ Управлять своим вниманием;

¾ Четко формировать свои мысли, выступая перед публикой.

Вопросы для обсуждения:

А теперь ребята ответьте, пожалуйста:

¾ Что у вас получилось, а что нет?

¾ Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?

¾ В чем здесь взаимодействия друг с другом?

Этот этюд можно использовать во всех подростковых классах, в конце года учебной деятельности театральной студии. При этом в играх требуется не только умения свободно действовать в проектируемых педагогам ситуациях, но и разрабатывать их самому, вносить собственные предложения, учитывать особенности партнеров и взаимодействовать друг с другом. В дальнейшем это поможет учащимся анализировать импровизации других учеников. Профессионализм в этих показах не важен. Важно то, что школьники сами подмечают те или иные «победы» и недостатки, и разбирают их.