рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие жанра и жанрообразующие факторы

Работа сделанна в 2008 году

Понятие жанра и жанрообразующие факторы - Дипломная Работа, раздел Журналистика и СМИ, - 2008 год - Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru" Понятие Жанра И Жанрообразующие Факторы. Понятие Жанр Происходит От Французск...

Понятие жанра и жанрообразующие факторы. Понятие жанр происходит от французского слово genre, что означает в дословном переводе - род, вид. Жанр - эта форма, в которой читателю зрителю, слушателю представляется подготовленный материал.

Впрочем, исходное значение термина нам вовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления.

Причин этому несколько жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.

Жанр - особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.

При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы Л.Е. Кройчик. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста - Санкт-Петербург. 2000 г В искусстве и литературе жанр - общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития на основе их самоопределения по предметному смыслу - в результате взаимодействия гносеологической познавательной и аксиологической оценочной функций художественной деятельности.

Другая, онтологическая сторона творчества обуславливающая существование произведений искусства в их материальной форме составляет основу разделения искусства по видам аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующей человека по творческому методу и стилю. Жанр - подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности.

Жанр отражает свойство избирательности искусства, его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жизни. Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, достижимый в большинстве случаев именно тот, который требуют заказчики или за который можно получить вознаграждение.

Поэтому жанровая определенность - в значительной степени функция мастерства, нежели таланта. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации в отличие от родов литературы, упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много в каждой художественной культуре жанры специфичны хокку, танка, газель в литературах стран Востока. К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня другие же соотнесены с определенными эпохами такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья. Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными В.Е. Хализев.

Теория литературы Москва, 1999 г В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, отклик творческих усилий художников на запросы времени, исторической обстановки. Сначала появляется потребность в некоторых идеях, затем формируется функция, а потом подыскивается нужный предмет.

Поэтому жанр является предметно-функциональным понятием. Сам термин жанр возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в хотя жанровое самоопределение существовало много раньше. В XVI в. теоретики академического искусства разделили его на высокий и низкий жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи высоким считались исторический героический и мифологический жанры, низким - портрет за исключением парадного, церемониального, статуарного, пейзаж, натюрморт.

В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии Церковь со своей стороны канонизировала иконографию иконописи, алтарной живописной и скульптурной композиции, картины на библейские сюжеты. В протестантской Голландии XVII в напротив, низкие жанры - пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки - оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.

Разделение на высокие и низкие жанры существовало уже в античном искусстве. По сообщениям Плиния Старшего, наряду с художниками, выполнявшими ответственные официальные заказы, существовали рипарографы греч. грязнописцы Плиний называет их жанр minoris picturae - лат. малая живопись и гриллы греч. grylos - свинья, поросенок, представители комического жанра. Преобладание какого-либо жанра в определённую эпоху вызвано прежде всего тем, что общественные, социальные интересы сосредоточены на тех сторонах действительности, которые могут быть наилучшим образом отражены посредством этого жанра.

Таковы причины расцвета эпической песни и трагедии в античности, романа и лирики в русской и западноевропейской литературе XIX века, портрета в эпоху Возрождения и в русском искусстве XVIII - XIX веков, оперы и симфонии в русской музыке 19 века. Эстетика современного искусства утверждает необходимость использования всех сложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых структур.

Без какого-либо иерархического соотнесения, поскольку оно ориентировано на художественное воссоздание всей полноты человеческой жизни, современной, прошлой и будущей природы, мира вещей, практических деяний человека и его внутренней духовной жизни. Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров.

И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике чистота жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для бульварных изданий и низкопробных теле- и радиопередач. Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах - речь идет о направлении мысли, о порядке осмотра мира, но отнюдь не о конкретных приемах и поступках.

Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров Л.В. Шибаева. Жанры в теории и практике журналиста. http www.relga.rsu.ru n47 jur47.htm. Под журналистскими жанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами.

Знание этих факторов помогает более четко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров периодической печати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы предмет отображения, целевая установка функция отображения, метод отображения А.А. Тертычный. Жанры периодической печати Москва, 2000 г В качестве предметов отображения в журналистике может выступать любой факт действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики в целом признается современность в совокупность множества составляющих её социальных ситуаций.

Однако данное определение не следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в понятие ситуация вкладывать более узкий, более конкретный смысл. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий.

Кроме того, еще одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущих делах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров.

В публикациях этого плана они выступают как объект углубленного исследования или художественного осмысления. Событие можно определить как точно фиксированный в пространстве и во времени т.е. с ясным началом и концом шаг в общественном процессе. Событиями называются и природные явления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий для журналистики значимы, прежде всего события, представляющие собой действия людей с определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный процесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определенными общественно-политическими ситуациями, экономическим, нравственным и иными состояниями общества.

Уже в ходе выбора из множества событий одного, которое станет предметом разговора в публикации, журналист начинает его в какой-то мере исследовать Там же Последовательность взаимосвязанных действий и событий - это процесс, причем результат предыдущих действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующих действий, событий.

Процесс можно определить и как динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи если то если наступит это, то должно наступить то-то. Если перевести это общее представление о сути процесса на язык обычного журналистского понимания движения вещей, то можно сказать, что речь идет о динамичном порядке следования результатов действий, которые выражают различные степень и состояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализе процессов.

Это происходит, прежде всего, тогда, когда начинают интенсивно разворачивать вопросы как? почему? Имея в виду изложенное выше толкование процесса, журналист должен, прежде всего, определить исходное звено цепочки взаимосвязанных событий. Ситуация, как и процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения, прежде всего в аналитической журналистике. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между социальными группами, слоями, между странами и т.п соотношение сил, взаимных требований и ожиданий.

Но аудиторию интересует не только то, что происходит в окружающем мире события, происшествия, процессы, ситуации, но и люди как основные действующие лица происходящего, прежде всего со стороны их личностных особенностей. Что такое личность? Социальная психология определяет личность как человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. Значительными жанрообразующими свойствами обладают целевые установки журналистского творчества.

Создание наглядной модели исследуемого явления - цель, которая наиболее часто встает перед журналистом. Такая модель называется описанием предмета отображения - проблемы, какого-то события, явления, процесса, заинтересовавших журналиста. Иногда понятие описание употребляется в качестве синонима понятия наблюдение. Это неправомерное отождествление, поскольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности, метод добывания фактов.

Описание же есть содержательно-структурный элемент в осмыслении журналистом явления, его истолкования. Третьим, по мнению А.А. Тертычного, жанрообразующим фактором является метод преобразования объективной действительности в её информационный аналог. Здесь выделяют две больших группы методов рационально-познавательных и художественных.

Но чтобы понять, к чему ведет их применение, следует вспомнить, что все методы включают два уровня познания - эмпирический и теоретический. Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются, прежде всего, глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д. Применение художественных методов в журналистике обычно идет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит к созданию не собственно художественных, а художественно-публицистических произведений.

Однако, другой теоретик журналистики Л.Е. Кройчик, вместо жанрообразующих факторов говорит о природу этого понятия, выделяя несколько его категорий. Во-первых, жанр - это категория исторически конкретная претерпевающая изменения.

Жанр - особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в нем мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы. Структура заметки подчинена одной задаче - оперативному сообщению о новости, структура интервью - ведению диалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику журналиста. Структура отчета подчинена описанию события, воспроизводимого в существенных своих элементах, но не исключающего произвольного изложения происходящего вне фактической пространственно-временной последовательности. Структура репортажа служит воспроизведению процесса в его реальных пространственно-временных границах иллюзия наглядности возникает благодаря последовательному описанию происходящего в деталях и подробностях. Жанр - категория типологическая, то есть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков.

Именно это помогает понять смысл известной метафоры М.М. Бахтина Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Способ отражения действительности в каждом жанре свой и предопределяется прежде всего познавательными задачами, решаемыми публицистом.

Жанр - категория гносеологическая. Появление на газетной полосе в эфире радио и ТВ того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. Жанр - категория морфологическая.

Публицистический текст - это особая форма бытия произведения. Объем познаваемого материала в заметке, интервью, репортаже, отчете, корреспонденции, статье различен, что предопределяет структуру повествования - максимально сжатую в заметке, развернутую в статье. Таким образом, морфология жанра - это а особенности структуры повествования б место факта в повествовании в образный строй повествования г специфика разработки проблемы конфликта. Жанр - категория аксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительности публицистом любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Система ценностной ориентации автора напрямую зависит от его мировоззрения, мироощущения, мировосприятия. Жанр - категория творчески-созидательная.

Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнее эта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она аудиторией Л.Е. Кройчик.

Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста - Санкт-Петербург. 2000 г Жанр всегда остается оптимальной формой решения творческой задачи. Поэтому он всегда жестко детерминирован цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра. Детерминизм обусловленность жанра связан а с объективными свойствами анализируемого или описываемого факта б с конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором в с мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Разрабатывая тему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще на предварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра, останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболее подходящим.

Бытующее среди журналистов-практиков убеждение, будто о жанре предстоящего текста он не думает и тот складывается сам собой, интуитивно, противоречит существу творческого процесса.

Интуиция как составная часть творчества способствует рождению целостного текста текст вбирает в себя необходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора. 1.2. Типология жанров в науке о журналистике Еще во введении мы обозначили три базовых способа отображения действительности в журналистском произведении 1 фактографический, 2 аналитический, 3 образный.

Они опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета в том числе - его художественного образа. На основе этих способов отражения также можно выделить три главных жанровых группы. В своей классификации мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного, выделивший категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись. 1. Информационные жанры.

Для текстов составляющих основную массу этой группы характерен интерес к единичному факту, в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода отвечают на три классических вопроса журналистики что? где? когда? Ядро этих текстов - новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт - нечто, имевшее место во времени и пространстве.

Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов социальных, этических, возрастных, профессиональных. Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению оперативность релевантность - соответствие интересам аудитории фактическая точность декодируемость - понятность для аудитории сути сообщения очищенность сущностной информации от шумов дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы краткость информации.

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.

А.А. Тертычный. Жанры периодической печати Москва, 2000 г К информационным жанрам можно отнести заметку, корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос - ответ, репортаж, некролог.

Основным функциональным назначением жанра заметка является передача актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла. Украинские и российские депутаты проведут совместное заседание.

Совместное заседание групп парламентариев Верховной Рады Украины и Государственной Думы Российской Федерации планируется провести в конце июня. Как сообщает пресс-служба председателя комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Сергея Кивалова, такое решение было принято в среду на заседании депутатской группы по межпарламентским связям с РФ с участием посла России на Украине Виктора Черномырдина. Структура этого жанра состоит из трех элементов заголовок - Лид - зачин - подробности.

К примеру, украинские и российские депутаты проведут совместное заседание здесь служит заголовком, далее идет лид и только за ним зачин. В зачине журналист может обозначить проблему, привести мнение какого-либо официального лица, констатировать итоги того или иного события и т.д. Если в лиде автор стремится в свернутом виде обозначить событийную канву, то в зачине он, как правило, посредством различных подробностей разворачивает действие.

Образно говоря, лид - это стартовая позиция, а зачин - первый шаг в забеге М.Н. Ким. Жанры современной журналистики. Москва, 2004 г Кроме того, Лид всегда фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями - цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности.

Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора, а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно. Принципы построения расширенной информации имеют такие же требования, как и в заметке. В начало ставится главный факт, который в дальнейшем подвергается развернутому пояснению.

Однако здесь необходимо позаботиться не только о привлекающем внимание лиде и зачине, но и о соразмерности различных частей, так как в подобного рода публикациях могут использоваться короткие интервью, диалоги. Неизменным остается одно - наличие событийного ядра. В расширенной информации должна присутствовать и заключительная часть. По своей природе репортаж имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров.

Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа. Основная задача журналиста в репортаже - создание целостного впечатления об эпизоде жизни.

Журналистский репортаж отмечает В.В. Учёнова помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события требует той структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения в тексте, которая переводит его в особый способ выражения из совокупности того или иного числа авторских заметок, необходимой цепочки впечатлений, суммы эпизодов. Жанр репортажа требует достаточно строгой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей сиюминутных ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора.

В таком сочетании достаточно противоречивых требований кроется, по нашему мнению, творческий нерв специфических сложностей репортажного жанра В.В. Ученова. Метод и жанр Диалектика взаимодействия Методы журналистского творчества. М 1982 г Стержнеобразующий жанровый элемент здесь - отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства.

Время в репортаже дискретно прерывисто, условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события в литературоведении такое время называют концептуальным, но оно всегда движется в одну сторону - от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный как и отчет основу повествования составляет последовательное описание события.

В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Эффект присутствия - не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое. Москве прошёл праздник бега Кремлевская миля Ирина Дмитриева и Вячеслав Шабунин вышли победителями традиционных, 17 по счету соревнований Кремлевская миля. Как всегда, этот праздник бега, приуроченный ко Дню России, прошел на живописной арене Манежной и Моховой, в декорациях кремлевских стен, Манежа и университета.

Если для гостьи из Чебоксар победа на миле была первой, то 38-летний Шабунин, признанный ас 1500-метровки, прибежал первым к финишу в пятый раз. Это своего рода рекорд, еще только один бегун - Сергей Логинов из Королева - трижды быстрее всех преодолевал трассу протяженностью 1609 м 32 см. Сегодня невысокий атлет с характерной сутулостью и в фирменных черных очках сразу возглавил забег, отказавшись от своей прежней своей тактики поначалу прятаться в хвосте цепочки бегунов, чтобы разбежаться к финишу.

На последнем отрезке двое соперников вступили в решительный спор с Шабуниным, оттирая его на третью позицию. Но Вячеслав сумел ускориться и финишировал уже в гордом одиночестве. Возможно, Шабунин извлек урок из неудачи на международных соревнованиях Москоу опен 10 июня, когда он лидировал почти всю 1500-метровку, а буквально на финишной прямой проиграл сохранившему свежесть сопернику.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка Ирина Дмитриева и Вячеслав Шабунин, с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия.

Выделение жанра интервью произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых при сборе материала был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме форме интервью. В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал.

Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут разворачивать ответы на вопросы почему? каким образом? что это значит? и пр то в результате может появиться аналитический материал. Структурно-композиционное построение интервью основывается не четко обозначенными вопросами, а темой.

Здесь респондент высказывает мысли по своему усмотрению. Журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником. Теоретики считают, что исходный метод информирования читателя посредством сообщения ответов осведомленного лица на вопросы журналиста переживает в современной журналистике заметную эволюцию по следующим направлениям увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в беседе отношение к собеседнику как источнику информации преобразуется в интерес к нему самому как личности локально-информационная, комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы, началу широкой дискуссии. Формы интервью различны беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу вопросам и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет.

Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования.

В основе текста лежит высказывание собеседника - его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие экспресс- интервью, микроинтервью. Но это может быть и развернутый монолог - ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос.

Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события Кройчик Л.Е. система журналистских жанров. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. Санкт-Петербург, 2000 г Последний герой Эстонии Мы продолжаем рассказ об удивительной жизни Арнольда Мери - ветерана войны, Героя Советского Союза, которому сейчас почти 89 лет и которого власти Эстонии судят по надуманному обвинению в депортации мирных граждан.

С ним беседует Ксения Фокина. Была ли оккупация? в Вы - свидетель вхождения Эстонии в состав СССР. Что это все-таки было? о Все заявления об оккупации - тенденциозное упрощенчество. Это не значит, что не было никаких признаков оккупации. Они были. Но дело не в этом. Я видел все своими глазами. В 39-м году думающей части населения Эстонии было понятно надвигается мировая война, нас она не обойдет. И весь вопрос в том, на чьей стороне будет воевать Эстония. Фашиствующих было немного.

Подавляющее большинство эстонцев представить себе не могли, что будут сражаться на стороне Германии. К немцам было однозначное отношение это 600-летние поработители. Текст интервью в большинстве случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего или происходящего. В нем господствует не столько факт, сколько отношение к нему. Главное в интервью то, ради чего оно задумано - побудить читателя к ответственности за собственную жизнь, обозначить нравственные ориентиры, помочь подавить в себе внутренний скулеж. При этом журналистка постоянно варьирует вопросы к собеседнику - личные и общие. 2. Аналитические жанры.

Объект аналитической публицистики - группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

Функционирование аналитических жанров в российских СМИ связано с нацеленностью изданий не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров.

Система эта не является чем-то раз и навсегда данным - она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы некоторые известные жанры модифицировались, а, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций А.А. Тертычный. Жанры периодической печати Москва, 2000 г К аналитическим жанрам относят аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию. Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли.

Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных.

После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам выдвижению основного тезиса для доказательства построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики - одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие точнее - с начала 1990-х гг. в ответ на экспансию интенсивной журналистики получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика Факт и комментарий становится первополосной в разных вариантах названий. Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Каковы признаки этого жанра? Комментарий - это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа.

Предметом разговора может быть новость, а может - факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией. Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу.

Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой - предлагает аудитории соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста самой сделать определенные выводы. В комментарии главное - прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз - лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария.

Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством - следить за движением мысли публициста всегда любопытно. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией. Боязнь зубоврачебного кресла. Последний месяц был ознаменован рядом решительных заявлений московского мэра Ю.М. Лужкова.

Сперва было выступление в Севастополе с обещанием оспорить принадлежность этого города да и всего Крыма Украине в международных судах. Выступление, которое, не будучи серьезно проработано ни в каком отношении, лишь осложнило России дипломатическую игру с Украиной. Затем Ю.М. Лужков вернулся к своей идее торговать водой в Средней Азии, для чего предложил правительству РФ прокопать канал длиной 2550 км от Ханты-Мансийска до Узбекистана. Идея строительства континентального канала, более длинного, чем весь Днепр от истока до моря длина великой славянской реки лишь 2200 км, по которому вода снизу вверх будет качаться насосами, впечатляла не только безоглядностью к возможным климатическим, экологическим, гидрологическим etc. последствиям, которые в свое время напугали даже смелых советских преобразователей природы.

Все-таки подтопление обширнейших территорий, перемещение зоны вечной мерзлоты на юг - не шутки. Гидропроект Ю.М. Лужкова мог впечатлить еще и в сочетании с тогда же обнародованными сметами на строительство нового транспортного кольца в Москве, согласно которым на строительство 4-километрового участка должно было быть ассигновано 67 млрд руб т. е. по 713 млн долл. за километр.

Вероятно, стройкомплекс намеревался мостить дорогу червонным золотом. При таких аппетитах и смета на строительство 2550-километрового канала вряд ли отличалась бы особой скромностью. Главной текстообразующей операции относится осмысление реальной проблемы общественной жизни предмет публикации - заявления Ю.Лужкова, которые могут осложнить взаимоотношения с Украиной. Среди композиционных узлов комментария выделяют ввод в проблему эквивалент экспозиции постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие столкновение тезиса и антитезиса эквивалент развития события рекомендация своего рода синтез - производное от сопоставления тезиса и антитезиса в результате практической постановки вопроса эквивалент кульминации образный ориентир - обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни. 3. Художественные жанры.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчинённую роль, имеют второстепенное значение.

Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

Образная публицистика, сближаясь по методам своего исследования с искусством, вводит в тексты СМИ личность как некую социально-нравственную целостность, позволяя исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Жанры образной журналистики создают психологически достоверную картину действительности.

Принято считать, что тексту СМИ чужд психологизм при изображении внутреннего мира личности. Между тем психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования - уровне автора, уровне героя, уровне аудитории. Восприятие произведения во многом определяется убедительностью личности повествователя включая психологическую достоверность его собственных чувств, зафиксированных в тексте и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в тексте мощный психологический фон для восприятия идей, заложенных в материал.

Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций. Удачно найденный образ продлевает жизнь журналистского текста - так, как это происходит с художественными произведениями М.И. Стюфляева. Образные ресурсы публицистики. Москва, 1982 г Название жанра фельетон происходит от французского слова feuille, которое переводится как лист листок. Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией.

В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, которые сейчас называются отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие фельетон стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и идет здесь речь. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Дорошевич, А.В. Амфитеатров, М.Е. Кольцов, И.А. Ильф и Е.П. Петров, С.Д. Наринъяни, Э.Я. Пархомовский и многие другие Будущие недостатки фельетона обычно закладываются еще до его написания - на подготовительном этапе.

В чем особенности подготовки к созданию фельетона? Главная из них - поиск так называемого фельетонного факта. Поиск этот идет не всегда осознанно.

И происходит так нередко потому, что автор не всегда до конца осознает специфику фельетона как сатирического жанра и отождествляет его задачи с задачами, скажем, критической статьи, реплики и пр. Если это происходит, то ему нетрудно принять любой острый факт который вполне можно было бы, к примеру, использовать в той же реплике за факт, достойный описания в фельетоне.

Но для фельетона подходит только особый факт, а именно - содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния нельзя, например, высмеивать трагические события. Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного.

Другие изъяны фельетона могут возникать в результате недостаточной продуманности логических связей, обнаруженных фельетонистом явлений, неумения установить причинно-следственные отношения между разными фактами, оценить их и предвидеть дальнейшее их развитие. Жанр этот является очень трудоемким, работа в нем требует от журналиста особого таланта и постоянного совершенствования своего мастерства.

Фельетон, как и другие художественно-публицистические жанры, очень чуток к языковым ошибкам и неточностям. Если же он написан ясным, образным языком, то это во многом повышает его возможность быть замеченным читателем. ГЛАВА 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru"

Теория жанров и сегодня задается все теми же вопросами что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти… С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации.Если еще…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие жанра и жанрообразующие факторы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жанровая структура сетевых публикаций
Жанровая структура сетевых публикаций. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики Без какой-либо доли преувеличения Интер

Специфика сетевых средств массовой информации
Специфика сетевых средств массовой информации. Основу сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических изданий - сетевые газеты и журналы. Среди множества заявленных в

Характеристика жанровой структуры массовых Веб - изданий на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru
Характеристика жанровой структуры массовых Веб - изданий на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru. В типологии жанров интернет - журналистика от печатной отличается не сильно. Если не учи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги