Методика журналистского творчества

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт рекламы и связи с общественностью Кафедра связей с общественностью Курсовая работа Методика журналистского творчества Выполнила: студентка группы 22-С Шаклова Ольга Новосибирск 2010 Оглавление Введение 1. Методика журналистского творчества 1.1 Тема, замысел, идея 1.2 Источники информации 1.3 Способы получения информации 1.4 Методы познания действительности 1.5 Элементы содержания 1.6 Структура произведения 1.7 Композиционные формы 1.8 Жанры (художественные формы произведения) 2. Практическая часть2.1 Создание универсальной методики журналистского творчества 2.2 Анализ газетного материала на основе универсальной методики журналистского творчества Заключение Список использованных источников Введение Журналистика - специфическая сфера духовно-практической деятельности человека.

Включаясь в данную область, журналист, прежде всего, пытается реализовать своё творческое начало.

При этом самораскрытие личности в процессе создания духовного продукта (журналистского произведения) зависит от многих объективных и субъективных факторов. Одни из них способствуют раскрытию творческого потенциала автора, другие - затрудняют данный процесс. Поэтому всегда актуальным в журналистике будет поиск оптимальной модели журналистского творчества, способствующей созданию качественного, оригинального, общественно значимого произведения.

Перед изучением данной темы я поставила себе цель: попытаться разработать универсальную методику журналистского творчества. Задачи: 1. Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме. 2. На её основе вывести универсальную модель по созданию журналистского произведения, взяв за основу самые основные аспекты 3. Рассмотреть данную модель на практике. Но прежде чем исследовать тему, необходимо определить ключевые понятия, составляющие её. Это методика и творчество.

Методика - это совокупность методов, приёмов, практического выполнения чего- либо. У творчества есть много определений, но как мне кажется, самое подходящее дала Л. Графова: «Творчество - это способность человека видеть в мире то, чего ещё в нём нет, но что может быть, если человек приложит усилия». 1.

Методика журналистского творчества

По мнению А. В.И. Даль определяет замысел как «намерение, задуманное дело». Идея Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабо... к.

Источники информации

Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по ... При этом авторы ссылаются на тезис о том, что наблюдение - важнейший с... е. Это суровая школа. Как правило, аналогия проводится с предметом, хорошо знакомым читателю.

Структура произведения

Структура произведения. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного заголовка люд... Он выполняет различные функции. Так, цитаты - самые популярные заголовки интервью, поскольку, поставле... Содержание лида зависит от характера самого сообщения и тех целей, кот...

Композиционные формы

Васинский говорит, что ему в построении композиции помогает сценарный ... В словаре Ожегова: «Фабула - содержание литературного произведения, из... Мисонжников об этой композиционной форме: «Архитектоника - не только с... Она подразумевает и определяет уровень искусства построения, соотношен... Не так важно, в какой последовательности это происходит, важно то, что...

Практическая часть

Практическая часть 2.1

Создание универсальной методики журналистского творчества

На четвёртой стадии создания произведения публицист выбирает, каким ис... Возможно, что журналист воспользуется всеми методами, плавно переходя ... Использование фактов делает произведение точнее, правдивее. Оценка - с... это вопрос, требующий разрешения. Чуйкова «Конец третьего рейха», писем Ефима Гриценко, материалов музея.

выводы-предположения о том, что могло бы произойти, если бы Е. Гриценко не погиб в тот день («Возможно, он стал бы известным писателем… А может, выбрал бы военную стезю»). И делает обобщение, подводя его подвиги к заслуженной награде («За мужество и героизм, проявленные в боях за город Берлин…удостоен звания Героя Советского Союза»). А в самом начале произведения журналистка использует сравнение («Жизнь яркая и прекрасная.

Короткая, как полёт звезды»), которое непременно заинтересует читателей. Идея, или главная мысль произведения, очень чётко звучит в конце - это мысль о том, что память о великом воине будет вечной («За две недели до победного мая он бесстрашно шагнул в бессмертие»). Для её подтверждения Галина Черезова использует немало фактов: названная в честь Е. Гриценко улица, памятник в центре Маслянино, экспозиция, посвящённая Герою Великой Отечественной Войны. А также выдаёт такие аргументы - дети свято хранят память об отце (дочь Раиса Ефимовна «рассказывает маслянинским школьникам о своём отце, читает его письма с фронта»); «о таком человеке нужно писать книгу.

Над ней Юрий Фабрика сейчас и работает». Весь журналистский материал пронизан оценкой («Письма героя, пламенные, страстные»; «личность незаурядная»; «Достойными гражданами выросли дети Героя Советского Союза»). Далее, переходя к структуре содержания, отметим, что заголовок-цитата выбран неспроста.

Потому, что он привлекает внимание, создаёт чувство близости к герою произведения (ощущение, как будто мы сами читаем его письмо) и даёт некую надежду на благополучное завершение повествования.

В лид автор вынесла основные сведения о своём герое, тем самым плавно подводя читателей к основной части и заставляя их прочитать до конца. А уже в основной части Г. Черезова добавляет подробности, развивает тему, идею. Композиционная форма выбрана здесь очень удачно, используя такой приём, как разделение на главки (один из приёмов композиции), позволяет читателю лучше сконцентрировать внимание на тексте, выделить подтемы и облегчить его прочтение.

Наконец, завершающий этап - выбор художественной формы для будущего материала. Произведение является в большей части описанием жизни человека, связанных с ним событий, и вместе с умелым использованием художественных приёмов оно превращается в художественно-публицистический жанр - очерк.

И в заключение хочется отметить, что данный материал читается и воспринимается легко не только благодаря грамотно составленному материалу (согласно выведенной модели журналистского творчества), но и потому, что наличие фотографий создаёт яркие впечатления от прочитанного, погружают нас в прошлое и вновь возвращают в настоящее, делают материал более доказательным и привлекательным. Заключение Совершенство в журналистике приходит с опытом. Чем больше пишешь, стараешься, учишься новому, тем лучше получается твоё произведение.

Но, как правило, любая практика основывается на теории, без неё никуда. Поэтому, чтобы будущему журналисту легче было пробовать свои творческие способности на практике, мы вывели наиболее оптимальную модель создания журналистского произведения. Она может пригодиться не только начинающему журналисту, но и уже опытному (если он испытывает некоторые трудности во время своего творчества или хочет улучшить мастерство). Проверив эту модель-схему на практике, мы убедились, что качественный журналистский материал соответствует ей. А значит ей смело можно пользоваться.

Но это не значит, что журналист просто должен следовать этой схеме и тогда у него получится успешное произведение, ещё я бы посоветовала прислушаться к Л. Графовой: «Писатель сначала должен интересно жить, а потом уже сможет интересно писать». Согласитесь, у писателя с интересной, необычной жизнью будет больше возможностей также оригинально, привлекательно преподнести материал.

Но главное, при этом не забывать, что без постоянного труда, работы над ошибками, новыми произведениями, познанием окружающего мира, ничего не получится; т. к. вся журналистская работа, в том числе и создание произведения - это опыт накопленный историей, т. е. труд предшествующих поколений. А от вашего приложенного труда, и будет зависеть успех в творческой журналистской деятельности. Список использованных источников 1. Аграновский В.А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике.

М.: Вагриус, 1999 415 с. 2. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества М 1975 245с. 3. Ким М.Н. журналистика: методология профессионального творчества СПб.: Изд-во Михайлова В. А 2004 496 с. 4. Краткий словарь литературоведческих терминов/ Под ред. С.В. Тураева М 1988 С. 52, С.189. 5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов М.: «Аспект Пресс» 2000 240 с. 6. Мельник Г.С Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста СПб.: Питер, 2008 272 с. 7. Прохоров Е.П. Искусство публицистики М 1984 С. 345 8. Современный толковый словарь русского языка/ Под ред. С.А. Кузнецова М.: РАН ИЛИ, 2004. 9. Соков А.И. Формула мастерства: учебное пособие.

Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002 62 с. 10. Толстой Л.Н. Дневники 1895-1899/ Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 53. М 1953 С. 99-100 11. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005 287 с.