Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова Курсовая работа по стилистике и литературному редактированию Языковые и стилистические особенности жанра "очерк" Выполнила студентка 3 курс филологического факультета отделения журнали-стики Канкулова Сюзанна Оганесовна Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Недельчо Елена Владимировна кострома 2008 Содержание Введение 1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновид-ности очерка 1.2. Структурная организация очерка 3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика 2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1. Типы речи 2. Языковые средства выразительности 3. Синтаксис Заключение Список литературы Приложения 4 Введение Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Понятие «очерк» в качестве названия жур-нали-стских публикаций определенного типа имеет неясное происхожде-ние. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горь-кий, ко-торый в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указы-вал, что исход-ным в определении текста, имеющего известную литератур-ную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145]. Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот мо-мент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомне-ния не вызывает.

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи россий-ской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В.Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра про-славили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.

Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его он один из наиболее трудоемких.

И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображе-ния действительности, существующими в его ремесле [2]. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, ус-пешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствую-щим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, ко-торая будет признана, действительно очерковой, что указывает на актуаль-ность исследования Целью данной работы является изучение язы-ковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Для достижения по-ставленной цели необходимо решить следующие задачи: Осветить сущность и разновидности очерка.

Изучить особенности структурной организации очерков различных ви-дов. Описать художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портрет-ная характеристика.

Выявить лексические, морфологические, синтаксические особенно-сти жанра Предметом исследования являются языковые и стилистические особен-ности жанра «очерк», а объектом исследования - жанр «очерк». Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или ча-стные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др. Источникам исследования послужил проблемный очерк, опубликован-ный в сентябре 1999г в газете «Комсомольская правда», автором которой яв-ляется М. Матвеева.

При этом использованы труды таких авторов как Г.В. Ла-зутина, Р.П. Овсе-пян, В.Ф. Олешко, О.Р. Самарцев, А.А. Тертычный, В.Л. Цвик, Н.Э. Шиш-кин и др. Структура исследования.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1. ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк» 1.1 Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка. Одним из распространенных жанров публицистики является очерк.

Очерк -1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жиз-нен-ных событий (обычно социально значимых). Документальный, пуб-лици-сти-ческий, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь) Очерк - 1) В художественной литературе одна из разновидностей рас-сказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно соци-альные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Эн-циклопедический словарь) Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что ха-рак-терной особенностью очерка является документальность, достовер-ность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлин-ные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышлен-ные места со-бытий, описывается реальная обстановка, указывается время действия.

В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразитель-ные средства, вводятся элементы художественной типизации.

Очерк - наиболее характерный для публицистики жанр, построен по за-конам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к ху-дожественным жанрам. Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка.

Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора.

Личность автора не ме-нее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся: стиль; язык; подбор образов, сравнений и эпитетов; композиция и т.д. Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургиче-ским законам. Очерк полифоничен - в нем много различных линий.

Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) на-чало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как пре-обладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как домини-ро-вание исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или пре-имуще-ственно-теоретическая концепция отображаемого предмета.

И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпи-рические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства дол-гое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли га-зетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же к докумен-тально-журналистским. Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования.

Так, если предметом иссле-до-вания выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее ис-следования будет теоретический метод. Если же предметом журналист-ского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее ха-рактера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более есте-ственным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка. Несмотря на то что во многих случаях (например, в публикациях ши-роко известного в недалеком прошлом талантливого очеркиста извес-тинца Ана-толия Аграновского) аналитическое, исследовательское начало в очерках яв-ляется ведущим, все же представление об очерке в основном свя-зано с су-ще-ствованием в нем применением художественного метода.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насы-щен-ность, часто в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очер-кист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредска-зуемы, раскры-ваемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне ин-формации, черпаемой из самых интересных художественных про-изведений.

В этом слу-чае потребность в интенсивной художественной пере-работке ис-ходной ин-формации нередко становится излишней. Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняш-ний день типа очерковой публикации (см. приложение 1). Рассматривая приведённую в приложении 1 публикацию, можно отме-тить, что, несмотря на высокую насыщенность ее фактическим материалом, она не превращается, скажем, в статью или корреспонденцию, а остается очерком.

Почему? Прежде всего потому, что журналист действует по «алго-ритму» творчества, присущему именно очеркисту («писателю в газете», как его называли раньше). В чем это проявляется? Во-первых, он избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.

Причем выбран случай (при всей его типичности) наиболее яркий, показательный, обладающий «набором» гра-ней, характеризующих самое главное в явлении. На это автор указывает спе-циально: «Если бы я писала учебники для будущих судей, я бы непре-менно целую главу посвятила бы именно этому многотомному делу. По-чему? Да по-тому, что, во-первых, это классическое дело конца 90-х годов, и, во-вто-рых, потому, что в этом деле было все для того, чтобы вынести приго-вор, равно как и все для того, чтобы вернуть дело на дополнительное рас-следова-ние. Все, как всегда, зависит от человека. Одного человека су-дьи». Во-вторых, драматургия этого произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны). Первую сторону этого конфликта представляет судья Чудова, вторую ре-цидивист Боровков и его дружки-бандиты.

И хотя конфликт этот в какой-то мере остается «за кадром», поскольку автор акцентирует свое внимание пре-жде всего на описании преступлений банды, но он в очерке присутствует.

И автор дает об этом знать, уже начиная с «врезки», предваряющей текст. В-третьих, автор достаточно скрупулезно, подробно «разворачивает» деятельность банды Боровкова. И делается это не случайно. Именно путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпи-зодов, подробного описания преступлений и действий каждого из банди-тов автор высвечивает характеры преступников, показывает их бесчеловеч-ность и глубину нравственного падения.

Подобного рода задачи характерны именно для произведений художественно-публицистического и художест-венного планов. Портретный очерк. Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портрет-ном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описа-ние обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказы-вает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окру-жаю-щими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка.

На-стоящий портретный очерк возникает в результате художественного ана-лиза личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравст-венной, ин-теллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выяв-ления ха-рактера ге-роя. Пример портретные очерки М. Горького. Найти полноцен-ный порт-ретный очерк на страницах современной российской прессы до-вольно не про-сто. Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно ха-рактерны для современной российской периодической печати.

Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже ин-формационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, пред-метом отображения в которой является человек, нежели очерк. Художественный анализ качеств героя может приводить автора- худож-ника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции полити-ческих, деловых, интеллектуальных его характеристик.

Автор-художник и ав-тор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художествен-ный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность вы-явить глу-бинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с зада-чами политического, делового, профессионального, экономического или ка-кого-то иного анализа.

Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из ана-лиза иного вида (например, профессионального), выступает как различие, су-ществующее между целями нравственно-эстетического и иного (того же про-фессионального) развития людей, общества. Порой это различие может дос-тигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может раз-ре-шить этот конфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художе-ст-венный анализ политическим целям.

В этом случае он может спе-циально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использо-вать их для убеждения аудитории, скажем, в нравственности своего полити-ческого вывода. Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые во-просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в поле-мику со своими оппонентами. В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды.

В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья.

Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c. 259-269]. В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п что свойственно статье как жанру.

Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей.

Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы. При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро-во-ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журна-лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ-ления от темы. В очерке это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель-ности, которая в нем затрагивается, невозможно.

Лишь глубо-кое проникнове-ние в суть дела способно привести автора к точному понима-нию той про-блемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соот-ветствующим образом описать ее в своем очерке [3]. Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происше-ст-вий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе сво-его творческого путешествия (поездки, командировки и пр.) Разумеется, хо-роший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложе-нием всего, что автор увидел в течение своей поездки.

Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для ко-торого гото-вится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое инте- ресное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным зависит от того замысла, который складывается у него в ходе пу-тешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки.

Ис-ходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же га-зет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист полу-чит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журна-листа в какой-то поли-тической акции). Как и в ходе подготовки любого серь-езного и объемного ма-териала (а путевые очерки именно такими и бы-вают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замы-сел может быть скорректиро-ван или даже кардинально изменен все зави-сит от харак-тера той информа-ции, которая попадет в распоряжение журна-листа.

Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны рабо-тать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впе-чат-ления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их прихо-дится оста-вить в журналистском блокноте.

Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, че-рез которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как го-су-дарство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает.

Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он сле-дует. Или он может встретиться с проживающими в населен-ных пунктах, че-рез которые проезжает, участниками Великой Отечествен-ной войны, имею-щими звание Героя Советского Союза или являющимися полными ка-вале-рами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В ре-зультате их реализации могут появиться самые разные по содержанию пу-те-вые очерки. В любом случае журналист должен уметь ис-пользовать те пре-имущества, которые предоставляет ему путевой очерк. 1.2.

Структурная организация очерка

Колосов Отдельные, пусть даже интересные мелкие наблюдения только тогд... Учёнова выделила несколько этапов работы над де-талью. Первый этап - в... 28-35]http://evartist.narod.ru/text/79.h tm - _ftn21. Мало ли какая сувенир-ная игрушка лежит на столе у московского чи-новн... Если он стоит или идет, пуговицы всегда застегнуты (за ис-ключением ни...

Языковые средства выразительности

Следовательно, под выражением «воспитательная ра-бота», читатель поним... . Чтобы не оставалось следов, приказывали прикрывать го-лову вывернутыми... Благодаря градации, с использо-ванием экспрессивно-оценочной лексики: ... Языковые средства выразительности.

Заключение Подобно искусству, публицистика реализует себя в различных жанро-вых формах.

Жанр - это относительно устойчивая структурно-содержатель-ная ор-ганизация текста, обусловленная своеобразным отражением действи-тельности и характером отношения к ней творца [9, c. 138]. К жанрам ин-формационной публицистики сегодня принято относить: заметку; интервью; событийный ре-портаж. К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, бе-седа, комментарий, обо-зрение в прессе, на радио и ТВ. К жанрам художест-венной публицистики от-носятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Очерк литературный жанр, отличительным признаком которого явля-ется художественное описание по преимуществу единичных явлений дейст-вительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка писание с натуры.

В других литературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых автором харак-терных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесь при помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих яв-лений. В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и компо-зиционное его построение.

В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одного ха-рак-теризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме наме-чая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образ-ной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возмож-ность многообразных сопоставлений, аналогий и пр. В очерке гораздо большее значение, чем например в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статисти-ческий материал.

Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными. В разные историче-ские периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни харак-терные стороны жанра, то другие; меняется само положение очерка среди прочих жанров.

Очерк встречается в истории литературы в самые разнооб-раз-ные эпохи. Но в определенное время очерк получает особенно важное значе-ние, выдвигаясь на передний план литературной жизни. Это бывает, прежде всего, в период формирования пробуждающимся классом своей ли-тературной идеологии, когда активная позиция класса требует безотлага-тельного вмеша-тельства в новые жизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значение очерка и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленного перед необходимостью по-новому осознать мир. Являясь одним из жанров литературы и журналистики, очерк своими особыми средствами показом характерных явлений, типических измене-ний психики людей решает задачу создания стиля реализма.

Список литературы 1. Горький M. A O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т М 1953. Т. 30. С. 145. 2. Ампилов В.А. Современный газетный очерк Минск, 1972. 3. Уроки Аграновского М 1976. 4. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жан-ров М 1969. 5. Беневоленская Т.А. Портрет современника: очерк в газете М 1983. 6. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики М 1976. 7. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб метод, пособие к спецкурсу «Про-блемы советского очерка» М 1977. 8. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продук-тивно-твор-ческая интеграция: Автореф. докт. дис Киев, 1989. 9. Кройчик Л. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Ос-новы творческой деятельности журналиста СПб 2000. 10. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделе-ния Л 1973 11. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка М 1975. 12. Корконосенко С. Основы теории журналистики СПб 1995. 13. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма М 1977. 14. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики М. 1998. 15. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста (средства вырази-тельного письма) Красноярск, 1987. 16. Климонтович Н. Румяный город.// Общая газета. 1998. 4 нояб. 17. Блоцкий О. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр. 18. Экштейн А. Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999. 16-23 июня. 19. Ким M.H. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналист-ского произведения СПб 1999. 20. Лернер Л. Яблоки с неба.// Общая газета. 1999. 20-26 мая. 21. Трохин А. Вот наш Онъгинъ, сельский житель.// Общая газета. 1999. 20-26 мая. 22. Виноградов И. Парадокс великого затворника.// Общая газета. 1998. 10-16 дек.