Федор Иванович Карпов - политический и общественный мыслитель начала XVI века

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ДОКЛАД На тему - и общественный мыслитель начала XVI Выполнил студент 1 курса Исторического факультета Группы 1081 Кирилловский Птр Алексеевич Проверил старший научный руководитель Флоря Борис Николаевич Москва 2001г. План 1. Ведение.3 2. Историография 3. Биография дипломата.4. Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем.5. Послание митрополиту Даниилу 6. Приложение. Карпов и Аристотель.7. Заключение8. Библиография 26 Религия без власти погибнет, а власть без религии перестанет действовать. Ас-Самарканди Истина и справедливость вот единственное, чему я поклоняюсь на земле. Жан Поль Марат Введение Конец XV в начало XVI в. многие историки определяют как переход от Средневековья к Новому времени.

Достаточно вспомнить, что в 1453 г. пала Византийская империя.

В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были совершены Великие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Это время в мировой истории получило название Эпохи Возрождения. Но толчки и колебания в социально-политической жизни Европы практически не затронули России. В это время здесь завершается процесс централизации власти, сопровождающийся рождением целой плеяды сильных монархов Иван III, Василий III, позже Иван IV. За Иваном III установилась слава расчтливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика.

Это одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул Государя всея Руси. При нм двуглавый орл стал гербом нашего государства. При нм был возведн сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль. Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 году было присоединено Ярославское княжество.

В 1472 началось присоединение Перми Великой. В 1474 году Иван III приобрл оставшуюся часть Ростовского княжества, не купленную его отцом Василием II. А в 1485 г. Тверь, окружнная московскими землями, перешла к Москве. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские перешли от Литвы к Московскому князю. При нм же в 1478 году была лишена независимости Новгородская республика после увоза в Москву вечевого колокола.

Кроме того, в 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре, закончившееся отступлением последних и, как следствие, окончательным прекращением уплаты дани Золотой Орде. Сын Ивана III и византийской царевны Софьи Палеолог Василий III продолжал дело отца. Он продолжал борьбу за отмену системы уделов. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, в 1510 году присоединил Псков. В 1514 был отвован Смоленск.

Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией. Западноевропейские государства уже не могли не считаться с интересами новой мощной державы. Внешняя политика России вс больше волнует их, поэтому они начинают расширять международные связи. В Россию отправляются торговцы, врачи, ремесленники, архитекторы, офицеры-намники, дипломатические миссии и простые авантюристы, которые донесли часть взрывной волны ренессансного толчка до некоторых влиятельных людей, стоящих у власти в государстве.

Вс это вылилось в появление большого количества церковных ересей ересь стригольников, ересь жидовствующих, неофициальный раскол церкви на иосифлян и сориан-нестяжателей, распространение в среде боярства вольнодумных идей и модных оккультных течений. Общественную мысль и идеологическое противостояние этого времени характеризуют две основные черты 1. Мы уже встречаем здесь противоборство двух тенденций с одной стороны, развивается ортодоксальная церковная идеология с другой стороны, прослеживаются следы влияния идейных воззрений и в особенности культурных интересов еретиков конца XV века внимание к вопросам научного и общекультурного характера грамматическим, календарно-астрономическим, связанным с исчислением пасхалии.

Астрологическая литература свидетельствует об интересе к светскому знанию, содержит ряд сведений научно-астрономического характера, элементы космологии Аристотеля. 2. Это время необычайного подъма национального самосознания, связанного с формированием русской народности например, возникновение теории Москва Третий Рим старца Филофея, с теми глубокими изменениями в социально-экономической и политической жизни страны, которые привели к образованию Русского централизованного государства.

Этот подъм выразился в частности, в ярком расцвете публицистической литературы в XVI веке. Публицистика XVI века ставит теоретические и практические вопросы, как внутреннего социального положения страны, так и места России в мировой истории и в системе международных отношений того времени. Синицына Н.В. Фдор Иванович Карпов дипломат, публицист XVI в. Автореферат кандидатской диссертации.

М 1966 с 4. Историография В советский период уделялось немало внимания проблемам, связанным с подъмом еретических и реформационно-гуманистических движений в Древней Руси, в том числе и на рубеже XV и XVI вв. и в середине XVI века. К этому периоду относится жизнь и творчество целого ряда писателей и публицистов, внсших существенный вклад в развитие русской религиозно-философской и политической мысли, в русскую культуры.

Это Максим Грек и Фдор Карпов, Дмитрий Герасимов и Мисюрь Мунехин, Вассиан Патрикеев, Филофей, Даниил. Советская историография, прежде всего, трудилась над построением линии прогрессивных, вольнодумных выступлений в досоветской России, выделением ряда предшественников, подготовивших события 17 года, и церковные ереси рассматривались не как болезни общества, гибельные для целостности государства, а как явления, находящиеся в конфронтации с действовавшей властью, поэтому позитивные.

Большинство монографий этого времени имеют исключительно одностороннюю направленность, как, например сочинение Е.Н. Кимеевой Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ. М. Л. 1953, с.220-234 В общественных деятелях видели только борцов, но не личности.

Творчество Ф.И. Карпова относится к периоду, который наступил после инквизиционных костров 1504 г знаменовавших разгром новгородско-московской ереси и восстановления авторитета господствующей церкви, и предшествовал новому подъму еретических движений в середине XVI века Матфей Башкин, Феодосий Косой. Бесспорно, Ф.И. Карпов занимает среди писателей особое место, так как он единственный известный нам светский публицист этого времени.

Его сочинения правомернее назвать объективными и отстраненными, чем сочинения духовных лиц. И мне хотелось бы, в первую очередь, оценить его не как представителя того или иного класса, о чм исследователи полемизировали на протяжении советского периода, но как историческую личность с неординарными для своего времени образованием, способностями и качествами. Наука XIX знала о Ф.И. Карпове очень мало. Заслуга открытия публициста принадлежит Дружинину В.Г который обнаружил и опубликовал основной источник для анализа политических взглядов Карпова Послание митрополиту Даниилу Летопись занятий Археографической комиссии за 1908 г вып. 21, СПб 1909. стр. 106-118 Позднее были издана переписка Карпова с Максимом Греком Два послания.

Первое Никольский Н.К. Материалы для истории духовной письменностиХристианское чтение, 1909, 8-9, с. 1123-1124. второе Максим Грек, Сочинения, Казань, 1862г. ч. III, с.274-277 а единственное послание к старцу Филофею было найдено примерно в это же время, но опубликовано значительно позже Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 160-173 Полное их собрание было сделано в 1984 году в серии Памятники Литературы Древней Руси ПЛДР Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачва.

М 1984 Таким образом, нам известно только четыре основных произведения Фдора Карпова, но, без сомнения, существовали другие, написанные не только в эпистолярном жанре, и при характеристике его литературной деятельности следует учитывать, что многие сочинения писателя не сохранились. О них мы узнам из ответных посланий Максима Грека. В.Ф. Ржига Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. Ф.И. КарповУчные записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Институт истории РАНИОН, т. 4, М 1929, с. 39-48. дал первую глубокую характеристику Ф.И. Карпова.

С полемикой против В.Ф. Ржиги, сосредоточившего внимание на чертах нового в мировоззрении Карпова, выступил А.И. Никифоров, доказывавший, наоборот, что Карпов находится в традиции Работа А.И. Никифорова не была опубликована.

Цит. по Синицына Н.В. Фдор Иванович Карпов дипломат, публицист XVI в. Автореферат кандидатской диссертации. М 1966 с 5 Его работа была написана, по-видимому, в 1915 и 1918 гг. Если в работах В.Ф. Ржиги представление о Ф.И. Карпове как о боярине-западнике не сочеталось с оценкой его публицистики как реакционной, то Е.Н. Кимеева Кимеева Е.Н. Ук. соч. считала его боярским реакционным оппозиционером.

Эту точку зрения убедительно опроверг А.А. Зимин, который считает Ф.И. Карпова прогрессивным дворянским публицистом, гуманистом Н.В. Синицына. Ук. соч Историографический этап общего исследования завершает диссертационное исследование Н.В. Синицыной Н.В. Синицына. Ук. соч которая, опираясь на предыдущие сочинения, ставит своей целью выявление классовой принадлежности публициста, благодаря которой можно было бы правильно истолковать отправную точку его взглядов в свете марксистско-ленинской теории.

Идеал Ф. Карпова классово обусловлен к такому выводу она приходит. Кроме перечисленных исследователей, к творчеству этого своеобразного представителя русской культуры обращались также Д.С. Лихачва, Я.С. Лурье, И.У. Будовниц и другие историки, и историки литературы. Из последних трудов, написанных на эту тему, необходимо отметить работу А.И. Клибанова Клибанов А.И. Правда Фдора КарповаОбщество и государство феодальной России. М 1975, с. 141-150 который делает очень существенные замечания, сопоставляя Послание митрополиту Даниилу Карпова и труды Аристотеля, находя в первом почти точные цитаты, лишь адаптированные под систему понятий той эпохи, из сочинений последнего.

Биография дипломата

А были Долмать и Иванъ меньшой у царя и Великаго князя въ окольничихъ ... Таким образом, если итогом восточной политики Российского государства ... Ф.И. В 1537 г. Введенский.

Переписка с Максимом Греком и иноком Филофеем

Два из них посвящены опровержению взглядов Николая Немчина и датируютс... Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. произойдт всемирный потоп и гибель мира. 12 М.Л 1956, с. Freydank. Zu Wesen und Begriffsbestimmung des russischen Humanismus.

Приложение. Карпов и Аристотель

Правда Фдора КарповаОбщество и государство феодальной России. ь Карпов разрабатывает утопию Аристотеля, причм в некоторых местах поч... Кечекьян. Учение Аристотеля о государстве и праве. 96 Цит. по А.И.

Заключение

Заключение Карпов сложная и неоднозначная личность, поэтому его нельзя столь уверенно относить именно к группировке противников действовавшей власти или церкви.

Временная опала могла вызвать у него отрицательные, пессимистические эмоции, навести на мрачные мысли. По поводу послания митрополита Даниила, спровоцировавшего излитие этих мыслей можно предположить два варианта 1. Митрополит в свом послании говорил Карпову о личном, христианском терпении, это не отрицает наличие закона и гражданского общества, а Карпов, благодаря своей эмоциональности перевл тему дискуссии в более широкую плоскость терпение в глобальном, государственном масштабе.

Фдор Карпов ставит вопрос шире, чем Даниил, переводит его из личной плоскости в общественную. Если для Даниила терпение, делающее человека сопричастным страданиям Христа имеет религиозный смысл, он дат личный совет Карпову, то тот придат теме светский, общественно-политический характер. Н.В. Синицына Ук. соч. 2. Митрополит действительно считал, что терпение основа государственности.

Здесь он мог провести параллель между Русью и Ветхозаветной Иудеей, которая управлялась теократически. В таком случае совершенно справедливо теории теократического самодержавия, Карпов противопоставляет идеал правового государства, зарождавшийся в европейской политической мысли XVI в Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972. Выступление против одной из основных догм православной церкви христианского терпения было одним из проявлений нового гуманистического мировоззрения Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956. Так же хочется отметить позитивные стороны модели Карпова.

Карпов очень чтко понимал превосходство монархического правления. Требуя наличия законов, как условия существования государства, он осознавал, что без присутствия милости, без учта человеческого фактора, который может осуществлять только единая личность у власти, государственный аппарат превращается в бесчувственную, безжизненную машину.

Ещ древнекитайский философ Мэн-цзы 372-289 гг. до Р.Х. ученик Кун Фу-цзы говорил о том, что отношения между членами государства должны строится по принципу отношений в семье между родителем и детьми Почитая старших, распространяйте это почитание и на старших других людей. Любите своих детей, распространяйте эту любовь и на чужих детей, тогда легко будет управлять Поднебесной . 1, 228, Цит. по А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М 1980. с. 38. Понятие правды, как справедливого общественного строя у Ф. Карпова только декларируется, но не раскрывается. Он был только критиком и обличителем, в этом плане.

В 20-30-х годах XVI в. не были ещ ясны те пути переустройства, которые определятся только в середине XVI в. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М 1972 после боярского правления, московского переворота 1547 г. и реформ Ивана Грозного. Политическая теория, развивавшаяся Фдором Карповым, имела своими истоками не только учение Аристотеля, но и идеи русских реформаторов конца XV в Там же Мы близко познакомились с Ф.И. Карповым и должны признать, что в этой своеобразной фигуре просвещнного боярина и политического идеолога в новом духе, в этом русском писателе, стоящем между греком с одной стороны и немчином, с другой, есть много типичного и символичного для своего века. В.Ф. Ржига, Ук. соч.

Библиография

Библиография Источники 1. Памятники литературы Древней Руси Конец XV первая половина XVI века. Под ред. Д.С. Лихачва.

М 1984 г. 2. Никольский Н.К. Материалы для истории духовной письменностиХристианское чтение, 1909, 8-9, с. 1123-1124. 3. Максим Грек, Сочинения, Казань, 1862г. ч. III, с.274-277. 4. Летопись занятий Археографической комиссии за 1908 г вып. 21, СПб 1909. стр. 106-118. 5. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 160-173. Использованная литература 1. Савва В.И. О Посольском приказе в XVI в. Харьков, 1917, вып. 1, с. 300-302 2. Ржига В.Ф. Боярин-западник XVI в. Ф.И. КарповУчные записки Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Институт истории РАНИОН, т. 4, М 1929, с. 39-48. 3. Кимеева Е.Н. Послание митрополиту Даниилу Фдора КарповаТОДРЛ, т. 9, М. Л 1953 с. 220-234. 4. Синицына Н.В. Фдор Иванович Карпов дипломат, публицист XVI в. Автореферат кандидатской диссертации. М 1966. 5. Зимин А.А. Общественно-политические взгляды Фдора КарповаТОДРЛ, т. 12 М.Л 1956, с. 160-173. 6. Зимин А.А. Фдор Карпов, русский гуманист XVI в. Прометей. 1968, сб. 5, с. 364-370. 7. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени.

М 1972. 8. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М 1958. 9. Клибанов А.И. Правда Фдора КарповаОбщество и государство феодальной России.

М 1975, с. 141-150. 10. Родословная книга князей и дворян российских и выезжих, ч. II. М 1787, с. 201-202. 11. Аристотель.

Этика, книги V, VI, X. 12. Аристотель. Политика. СПб 1911, книги V, VI. 13. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI в. М Л 1947. 14. Лихачв Д.С. Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Л 1987. 15. БСЭ. Гл. ред. Б.А. Введенский.

М 1956, т. 20.