Наука и культура первой половины XIX в.

Содержание стр. 1. Введение. 2. Предреформенная Россия. 2.1 Образованиеи просвещение. 2.2 Успехи научноймысли. 2.3 Общественно-политическаямысль 2.4 Художественнаякультура 3. Вывод 21 Список литературы 1. Введение. Всю историю российской культуры XIX века можноподелить на первую половину века предреформенная Россия и вторую половину века пореформенная Россия . Наобщественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказалидва события в истории страны Отечественная война 1812 г. и движения декабристов.Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политикуправительства в сфере культуры.

Эти события не прошли бесследно для многих областейхудожественной культуры. Эпоха1812 г. важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосферапредвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъемв стране.

Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальнаяпобеда, предотвратившая иноземное порабощение. Война 1812 г. пробудила народ русскийк жизни и составляет важный период в политическом его существовании. 1 1812г. эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнемвелич ГАсГ1 ии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществегражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи . 2 Сростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенновозросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала История государстваРоссийского Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзинстал первым историком, которого стада читать публика. Эпоха1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий средичасти светских и духовных деятелей в России.

Правительство в лице Александра I придерживалосьв это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиямнаравне с православием. Ещепри Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространениюкатолицизма в России.

Александр I покровительствовал миссионерской деятельностиБританского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это времяБиблия издавалась на русском, французском языках, языках народов России преждетексты Библии существовали только на церковнославянском языке. Однакопретензии Библейского общества выступать в роли верховного арбитра в вопросах религии, вмешаться вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны ицерковных иерархов, и некоторых политических деятелей А. А. Аракчеева, архимандритаФотия, А. С. Шишкова и др В изменившейся ситуации, в 1826 г Библейское обществопрекратило свое существование.1 Несколькимигодами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России 1820 , по распоряжениюправительства закрыты масонские ложи 1822 .Выступлениедворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны.

Декабристы пробудили душу у нового поколения .2 Стремление осмыслить и понять идеи дворянскихреволюционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизниинтеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальнойидеологии. Дляобщественной мысли XVIII начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европебыла фактом очевидным.

Теперь, после событий 14 декабря 1825 г осознание этойдуховно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороныофициальных властей. В правительственных документах Манифест 13 июля 1826 г Донесение следственной комиссии декабризм объявлялся заразой, принесенной извне, а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над гниющим Западом сталаодной из составных частей теории официальной народности. В социально экономической жизни страны во второй четвертиXIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисефеодально крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада, углублении социальной дифференциации. Массовоеприменение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактурыв фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этомувремени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялисьпаровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий. В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственныхмашин. Паровыедвигате ли стали использоваться на транспорте.

В1815 году на Неве появился первыйпароход.

С конца 30-х годов началось железнодорожное строительство.

Открытое в1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значениедля развития внутренних экономических связей. Новсе же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный, а главными путями сообщений грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в Россиик 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространствстраны было очень незначительно.

Идеинациональной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применятьсяв культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образованияи просвещения.

Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствийпредполагалось умножать, где только можно, число умственных плотин. Так считалминистр народного просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов. Ужев последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилосьвлияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народногопросвещения во главе с С.Н. Голицыным председателемпетербургского Библейского общества.

В 1819 г. во всех российских университетахучреждались кафедры богопознания и христианского учения и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличалоего от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучениекниги О должностях человека и гражданина, из курса уездных училищ исключены началаестественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории.

Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и безнравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны толькотогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию т. е. сословию людей 1 В этих словах был сформулирован принципсословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношениюк школе. Однимиз средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название чугунного. Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения.

С этоговремени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонениена передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционнымисобытиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название эпохицензурного террора. Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнениювластей, могло повредить существовавшим в России порядкам, ослабить должное к властипочтение. В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что в книгах для простогонарода нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать бедствия крепостногокрестьянства, следовало избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждамрабочих классов . 2.

Предреформенная Россия

Образование и просвещение. В20-50-е годы изменилось отношение правител... Однако подавляющеебольшинство училищ было сосредоточено в городах. Дор... возникли старейшие в нашей стране технические заведения Петербургский ... С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальныеклас... В 1852 г.

Успехи научноймысли

Настоящийпереворот в научных представлениях о природе пространства сов... В 30-е годы на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными мех... Н.И.Пирогов 1810-1881 , профессор Медико-хирургическойакадемии, стал о... 2 К первой половине XIX в. Н.Демидовым.

Общественно-политическаямысль

В середине 30-х годов вырабатываются коренные начала официальнойидеоло... Одним из условий общественнойжизни, как писал Современник, становились... Этот тезис стал одним изглавных положений революционно - демократическ... Неоднократно в этих концертах выступал австрийскийкомпозитор и дирижер... Врассматриваемый период произошло становление современного литературно...

Список литературы

Список литературы . 1.Культура России IX-XX в В.С.Шульгин, Л.В.Кошман, Москва 1995 г.2.История русской культуры - Т.И.Балакина, Москва 1995 г.3.Пособие по истории Отечества - А.С.Орлов А.Ю.Полунов, Москва 1994 г.4.Организация науки в России в первой половине XIX века- Г.Е.Павлова, Москва 1990г.5.Очерки русской культуры первой половины XIX века - В.В.Познанский, Москва 1970 г.6.Литературно-общественное движение в русской провинции - О.Г.Ласунский, Воронеж1985 г. 7.Советский энциклопедический словарь, Москва 1982 г. 1 И. Д. Якушкин - В. С. Шульгин Культура РоссииIX-XX вв. М.96 стр. 157 2 В. Г. Белинский - В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр. 157 1 В 1863 г. обществобыло восстановлено под названием Общество для распространения Священного писанияв России. Существовало до 20-х годов XX в В. С. Шульгин Культура РоссииIX-XX вв. М.96 стр. 1802 А. И. Герцен- В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр. 1581 А. С. Шишков- министр народного просвещения докладцарю 1824 г. - В. В. Познанский Очерки русской культуры первой половины XIX века М.70 стр. 1 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр. 1602 В. В. Познанский Очерки русской культуры первой половины XIX века М.70 стр.1 1917-1989 гг. Московское высшее технологическоеучилище им. Н.Э.Баумана В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр162.1 Т.И. Балакина- История русской культуры М95 стр.166 1 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр. 164 2 Советск. энциклопедический. словарь - М82 стр. 10451 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1662 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1673 медиевистика - раздел исторической науки, изучающийисторию Европы в средние века сер. V-XVI - Советск. энциклопедический.словарь - М 82 стр.7761 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96стр.1682 В.В.Познанский Очерки русской культуры первой половины XIX века , М 1970 стр. 341 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1711 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1722 Т.И.Балакина, История русской культуры , М95,стр.1731 Т.И.Балакина, История русской культуры , М95, стр.1741 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1731 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1751 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1762 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1761 Ласунский О.Г Литературно-общественное движениев русской провинции.

Воронеж, 1985. стр. 13. ГАсГ1.