рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция искусства в эстетике Чернышевского

Работа сделанна в 2002 году

Концепция искусства в эстетике Чернышевского - Реферат, раздел История, - 2002 год - Русская эстетика XIX-XX веков Концепция Искусства В Эстетике Чернышевского. Признание Примата Действительно...

Концепция искусства в эстетике Чернышевского. Признание примата действительности над искусством, утверждение его отражательной природы все это позволило Чернышевскому сделать дальнейшие шаги в развитии материалистической эстетики и послужило основой для построения теории искусства, охватывающей наиболее существенные стороны отношений искусства к действительности.

Эти отношения сводятся к следующим четырем моментам 1 искусство есть воспроизведение действительности 2 оно является объяснением жизни 3 искусство выносит приговор действительности 4 оно становится учебником жизни.

Основным и исходным тезисом в учении Чернышевского выступает тезис искусство есть воспроизведение действительности. Эту формулу, предложенную Белинским, Чернышевский принимает, теоретически обосновывает и развивает. Он противопоставляет понятие воспроизведение термину подражание, показывая, что воспроизведение основано на познании жизни включая и природу, и человека, и человеческое общество, в то время как понятие подражание пробуждает мысль о подделке под внешнюю форму, а не о передаче внутреннего содержания. Поскольку же искусство должно воспроизводить главным образом человеческую жизнь, т. е. то, что изучает и наука, постольку Чернышевский, как и Белинский, систематически сопоставляет искусство с историей и политической экономией, подчеркивая его близость к общественным наукам, его социальную познавательную направленность.

Продолжая сопоставление искусства и науки, он показывает, что оба эти феномена призваны объяснять явления действительности.

Искусство относится к жизни совершенно так же, как история Первая задача истории воспроизвести жизнь вторая объяснить ее Совершенно то же самое надобно сказать об искусстве. Объясняя действительность и сближаясь тем самым с наукой, искусство делает это в особой, конкретно-чувственной, образной форме.

Следуя и здесь учению Белинского, Чернышевский разрабатывает положение о типизации как средстве образного познания жизни. В типическом образе обобщаются существенные черты подлинника, и художник должен уметь отличать существенные черты от несущественных. По и объяснения действительности, по мнению мыслителя, недостаточно для полноценной реализации возможностей, заложенных в художественном творчестве, ибо, интересуясь явлениями жизни, человек не может волею или неволею, сознательно или бессознательно не произносить о них своего приговора приговор этот выражается в его произведении вот новое значение произведения искусства, по которому искусство становится в число нравственных деятельностей человека. Поэтому искусство всегда идейно, всегда выражает тенденции развития тех или иных слоев общества. В Очерках гоголевского периода 1855 Чернышевский писал Литература не может не быть служительницей того или другого направления идей это назначение, лежащее в ее натуре, назначение, от которого она не в силах отказаться, если бы и хотела отказаться. Тем самым критик продолжил ту борьбу, которую вел Белинский с апологетами чистого искусства. Он показал, какому именно идейному направлению хотели подчинить литературу сторонники этой теории проповеди эпикуреизма, примирения с жизнью и наслаждения ею. Это направление уводило художественную деятельность от интересов и потребностей народа и превращало его в игрушку господствующих классов.

Чернышевский доказывал, что подлинную действенную силу дает искусству только тесная связь с насущными общественными потребностями, с передовыми идеями времени.

В своей диссертации ученый поднимает вопрос и о способе выражения в искусстве идей художника. Для него вынесение приговора это прежде всего мыслительная деятельность, и идеалом художника является человек мыслящий.

Но вместе с тем без эмоционального отношения, без живого сердца, искреннего воодушевления и живого сочувствия всякой доброй, здоровой и благородной идее не может быть художественности.

Писателю необходимы талант, ум и сердце. Чернышевский отмечал, что у таких писателей их благородное сердце, их просвещенный ум ведут их по прямой, но единственной дороге к славе, внушая им потребность действовать на пользу исторического развития, быть служителями идей гуманности и улучшения человеческой жизни. Логика исследования природы искусства подводила Чернышевского к решению проблемы его общественного назначения.

Если художественное произведение отражает действительность, объясняет ее и оценивает, то, следовательно, оно становится учебником жизни. Специфичность же воздействия искусства на человека состоит в том, что это такой учебник, которым с наслаждением пользуются все люди, даже и те, которые не знают или не любят других учебников. Искусство вызывает светлое, радостное расположение духа, делает человека добрее и лучше, развивает в нем все хорошее, и знание жизни, доставляемое искусством, усваивается благодаря эстетическому наслаждению легко и приятно.

Следует сказать также несколько слов о деятельности Чернышевского как историка эстетики. Первое место среди его работ, посвященных этой тематике, занимают Очерки гоголевского периода русской литературы, в которых был осуществлен анализ развития русской эстетической мысли XIX в. и прежде всего учения Белинского. Рассматривая эстетические взгляды Белинского, Чернышевский показал сложный, противоречивый путь их формирования и определил основные достижения его теории.

Он указывал, что именно Белинскому принадлежит заслуга определения отношений литературы к действительности, провозглашения ее служительницей интересов общества. Чернышевский показал историческое место эстетики Белинского и ее влияние на развитие русской литературы, особо подчеркивая, что с того времени, как писал Белинский, развитие наше не сделало еще столь значительных шагов, чтобы его мысли потеряли прямое отношение к нашему настоящему. Другая крупная работа Чернышевского как историка эстетики, оставшаяся незаконченной, исследование Лессинг, его время, его жизнь и деятельность 1856 1857. Это сочинение, в котором тонкая и точная характеристика воззрений и творчества великого немецкого мыслителя удивительно сочеталась с выявлением общности судеб немецкой культуры XVIII и русской культуры XIX в не потеряла своей научной ценности и по сие время.

Обобщая сделанное Чернышевским в середине 50-х годов в истории русской эстетики, следует сказать, что он создал целостную и последовательную эстетическую теорию, которая систематизировала и обобщила выводы, обретенные Белинским в конце его сложного и противоречивого пути, развила их и заполнила имевшиеся в них теоретические пробелы, опровергла всю систему рассуждений защитников искусства для искусства, опиравшихся на немецкую идеалистическую эстетику. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская эстетика XIX-XX веков

Все изящные науки а именно к таковым относили тогда литературу и искусство, говорилось, например, одной из переведенных с немецкого языка книг,… По чему всеобщая теория изящных наук есть не что иное, как знание красоты,… Это было не совсем по Баумгартену, тем не менее такое понимание сущности эстетики получит в то время известное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция искусства в эстетике Чернышевского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика русской эстетики
Общая характеристика русской эстетики. Во второй половине XIX в. России интенсивно совершает переход от феодального строя к капитализму. В ней все переворотилось и только укладывается эти сл

Основные категории эстетического учения Чернышевского
Основные категории эстетического учения Чернышевского. Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского была органически связана с его социально-политическими и философскими взглядами. Социальное кре

Позитивистская эстетика в России
Позитивистская эстетика в России. В 60 80-е годы русская эстетика испытала прямое влияние методологии позитивизма. Это было обусловлено успехами как европейского, так и отечественного естест

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги