Наука и культура на Руси

Министерство Образования Российской Федерации МОУ СОШ 56 Р Е Ф Е Р А Т по дисциплине ИСТОРИЯ на тему НАУКА И КУЛЬТУРА НА РУСИ Выполнил ученик 10 класса В Пампура Дмитрий Витальевич Ростов-на-Дону 2005 год Содержание 1.Введение 2.Обучение в Киевском государстве 3.Появление письменности и принятие христианства на Руси 4.Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха 5.Культура и образование на Руси в XIII XVIII вв. 6.Развитие науки в России 7.Российская наука и образование на современном этапе 8.Список используемой литературы 1.Введение В истории народа каждый ее период имеет характерные черты, которые делают его неповторимым и особенным. Историчны и специфичны не только события, влияющие на общество в целом, но также и события обыденной, семейной жизни.

Печать времени лежит и на воспитании детей.

Оно осуществлялось в разные периоды истории по-разному в нем в те или иные годы наиболее или наименее значимыми были различные факторы семья, церковь, школа, среда, государство. Но из века в век переходили и его вечные истины, приемы, средства. В самый ранний период, пожалуй, как никогда позже, духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей природы и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека.

В широкое понятие среда входили такие более конкретные реалии, как культура, мир народного искусства, особенно устного творчества фольклор, игравшие в жизни человека исключительную роль, определявшие его нравственные и эстетические идеалы. Семья самая важная, самая значимая единица общества, в которой пример родителей, их взгляды на мир, активность самого ребенка служили школой жизни для маленького человека. Мир большинства людей в старину замыкался местностью, в которой они жили и которую редко покидали.

Поэтому так важны были взаимоотношения людей в деревне, они были питательной средой для духовной жизни. Характерной чертой жизни деревни была ее открытость миру. Все, что происходило тут значительного, было известно всем жителям. Постоянное общение соседей и родных, совместные работы, помощь друг другу, праздники всем этим жила любая деревня. Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий.

Они с самого раннего возраста вместе со взрослыми трудились, помогая домашним и соседям. Ни одна свадьба, ни одни похороны, ни один обряд, обычай не обходился без них. Часто они не только наблюдали, но и сами включались в действо наравне со взрослыми. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они были в общей праздничной массе вместе со своими односельчанами и веселились все вместе и старшее, и младшее поколение. Все это определенным образом влияло на развитие, воспитание детей, на самоопределение в мире. В те далекие времена, когда наука и образованность почти не касалась огромного большинства народа, существовали все-таки свои понятия и убеждения о воспитании, и образовании.

Правда, эти понятия не формулировались, не обобщались, даже чаще всего не осознавались родителями и всеми теми, кто имел дело с детьми. Но они существовали, о чем можно судить как по произведениям народного творчества, так и по поступкам известных личностей, память о которых долго хранилась народом и которые как бы являли собою положительный результат воспитания. 2.Обучение в Киевском государстве С древнейших времен на территории Поднепровья жили племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством скифы, сарматы.

Археологические раскопки свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры у этих племен, о тесной связи племен, как населявших Поднепровье, так и живших на западе и востоке от него, от Карпат до Дона. В VI VII вв. н. э. уже имеются элементы оригинальной восточнославянской антской, или русской, культуры.

С этого времени восточные славяне в письменных памятниках называются антами, а один из сирийских писателей называет их рос. Восточное славянство прошло период родового бесклассового строя, сменившегося общинно-сельским строем, иначе говоря, господством сельской общины. В VIII IX вв. родовой строй сохранился только в пережитках древнейшие памятники русской письменности свидетельствуют о сложившемся уже к тому времени классовом обществе. Города стали появляться на огромной территории восточных славян только в классовом обществе в VII XI вв. Византийские источники, характеризуя антов, отмечают, что эта был трудолюбивый, талантливый и смелый народ, умевший отстаивать от врагов свои поселения и земли.

Отдельные анты занимали выдающиеся военные посты в Византийской империи. Уже в этот ранний период завязались, а впоследствии окрепли политические, хозяйственные и культурные связи наших далеких предков антов с Византией и Востоком.

В древнеславянском роде, а затем при распадении родового бесклассового общества и при начальном формировании классов воспитанию членов рода, а после семьи, придавалось огромное значение надо было воспитать сильного и умелого работника, хорошего пахаря, ловкого охотника, человека, отличающегося и военной доблестью, могущего, в случае нужды, с оружием в руках защищать родные поселения. Народная педагогика складывалась в недрах народных масс в результате длительного и настойчивого народного творчества.

Так вырабатывались такие памятники народной педагогики, как пословицы, поговорки, сказания. В этих памятниках рассказывалось о героях, которым следует подражать, прибились те или иные моральные требования и нормы поведения. Эта народная педагогика воспитывала у молодого поколения такие черты, как трудолюбие что было необходимо для хозяйствования в те времена природных условиях, отвагу и стойкость в борьбе что было необходимо для борьбы с кочевниками и для охоты в дремучих лесах того времени.

Эти черты, взращенные в течение многих столетий, помогли русскому народу стать народом-богатырем, успешно боровшимся с многочисленными сильными врагами. Народная педагогика требовала уважения к человеку, честности, правдивости, скромности. Семья, бывшая хозяйственной и в то же время воспитательной ячейкой, была построена на строгих патриархальных началах. Глава семьи давал указания членам семьи, которые обязаны были выполнять урок т. е. то, что назначено для работы в определенный отрезок времени, процессе труда под руководством старших дети приучались к тому или другому виду хозяйственной деятельности.

Занятиями большинства восточных славян, было земледелие что шло себе отражение в былинном образе Микулы Селяниновича, охота. IV в. возникло русское ремесло оно интенсивно развивалось в последующие столетия и в VII VIII вв. способствовало превращению большого поселка в город. Ремесло передавалось, как правило, от отца к сыну, к членам семьи.

В семье таким образом развивалось ремесленное ученичество. Появились замечательные мастера, славившиеся далеко за пределами своей родины. Памятники поднепровского художественного ремесла VI VII вв. свидетельствуют о выдающемся художественном чутье и уменьи русских ремесленников. В X XI вв. Киевская Русь заняла одно из первых мест среди стран Европы и Азии по выделке оружия, металлических и стеклянных украшений, зеркал и посуды. Ремесленные навыки передавались не только членам семьи, но и принятым в семью для обучения ученикам.

Памятники народной педагогики Киевской Руси. Песни, сказки, былины, сказания бытовали на Руси уже в отдаленные времена. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что сказки это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. 3.

Появление письменности и принятие христианства на Руси

Христианство принятие христианства князем Владимиром в 988 г. способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствова... Принятие христианской религии в качестве государственной было связано ... е. Жития святых. Форма и стиль их были заимствованы из Византии, но содер...

Важнейшие памятники педагогической литературы. Поучение Владимира Мономаха

годом крещения Руси князь Владимир послав нача поимати у нарочитая чад... сестра Владимира Мономаха, княжна Анна Всеволодовна организовала в Кие... В монастырях велись летописи, записи исторических событий, пронизанные... В распространенном сборнике Пчела значение книг для образования опреде... Католическая церковь препятствовала распространению грамотности среди ...

Культура и образование на Руси в XIII XVIII вв

затем заучивались двоеписьмении слоги буки-аз ба, буки-есть бе, веди-а... быстро возраставшей потребности в грамотных людях, тем более, что церк... Все обучение велось в строгом православном духе, а догматы веры служил... К ней присоединилась славяно-российская школа, нечто вроде приготовите... С течением времени Московская академия преобразовалась в духовную школ...

Развитие науки в России

Среди поместного дворянства здесь в это время выдвинулись многочисленн... Отражение этого интереса можно всюду проследить и в русском дворянском... Каждый образованный человек чувствует ныне потребность знакомиться по ... элемент научной веры, как и можно было ждать, проявляется сильно и глу... Уже в первой половине XVIII в.

Российская наука и образование на современном этапе

Российская наука и образование на современном этапе. человек, включая преподавательский корпус высшей школы, в том числе 48... Чтобы соответствоватьтребованиям стремительно меняющегося общества, не... в документах международных организаций ЮНЕСКО, Римский клуби др изучаю... Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшимоб...

Список используемой литературы

Список используемой литературы 1. Аллак Ж. Вклад в будущее приоритет образования.

М. Педагогика-Пресс, 1993 166 с. 2. Андрианова-Перету В.П. Человек в учительской литературе Древней Руси. Л. Наука, 1972 с. 38-68. 3. Аристотель. Никомахова этика Сочинения. В 4-х тт. М. Мысль, 1983 т.4, с. 375-644. 4. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы и просвещения в Древней Руси первая половина XIII в. Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 с. 49 -100. 5. Культура Древней Руси. М. Просвещение, 1967 303 с. 6. Кант И.О. О педагогике трактаты и письма.

М. Наука, 1980 445-504 с. 7. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.Л. АН СССР, 1962 216 с. 8. Концепция организационно-экономической реформы системы образования России А. Асмолов, М. Дмитриев, Т. Клячко, Я. Кузьминов, А. Тихонов.