Церковный суд в период реформ Петра Великого

Содержание. Введение.Глава 1. Предпосылки реформы основ взаимодействия государства и церкви. 1.1 Полномочия церкви и государственных органов к началу 18 века законодательная, исполнительная, судебная власть. 1.2 Предпосылки предстоящего государственного реформирования. Глава 2. Содержание реформы взаимодействия государства и церкви. 2.1 Уложения, артикулы и указы, принятые в период царствования Петра 2.2 Содержание нового государственного права. Глава 3. Итоги и значение реформирования взаимодействия государства и церкви. Заключение.

Список использованной литературы. Введение. Современная Россия это светское государство, государство в котором, церковь не просто отделена от власти, когда церковь не входит в систему государственных органов. В настоящее время стал неуместен и постулат божественного происхождения власти, т.к. власть избирается народом. Однако так было не всегда.

Не более чем век назад церковные органы и божественное происхождение власти были одной из основ государственного устройства России, а если смотреть еще глубже в 18 век, тогда церковь фактически обладала не меньшими полномочиями и финансовыми механизмами, чем государственные органы. Так, в начале 18 века, по своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 5 всего крестьянства в стране История государства и права России.

Учебник для вузов Под ред. С.А. Чибиряева. 1998. с.218 Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам. Церковные органы обладали и судебными привилегиями судебная компетенция церковной власти, простиралась прежде на всех церковных людей и крестьян, живших на патриарших, архиерейских и монастырских землях.

К слову сказать, и в Соборном уложении 1649 г. преступления против церкви занимали первое место и стояли даже перед государственными преступлениями. Государи Великой Руси на протяжении долгих веков пытались ограничить власть церкви, как экономическую, так и политическую. Самыми успешными были попытки Алексея Михайловича издавшего ряд указов, в частности запрещавшие церкви приобретать земли каким бы то ни было способом.

Однако не всем правителям Руси удавалось противопоставить церкви ни законодательные не политические действия. Сильная зависимость исполнительной власти от духовенства не позволяла серьезно поменять положение вещей, в итоге долгое время сохранялось двувластие, когда духовный чин является каким-то государством в государстве. Переломным моментом во взаимоотношениях церкви и государства стало царствование Петра I, законотворчеством и властью которого была проведена государственная реформа в корне изменившая взаимодействия государства и церкви.

Актуальность данного исследования наряду с вышеназванными аспектами обуславливается следующими обстоятельствами Во-первых, потому что время царствование Петра I это период бурного реформирование государства и права России, в том числе и реформирования взаимоотношения церкви и государства. Современная Россия также находится на стадии реформирования. И не смотря на то, что церковь уже давно не является второй властью, в нашей стране, по-прежнему, актуальна тема взаимодействия властных органов всеразличных уровней. Во-вторых, безусловный интерес представляет анализ государственно-правовых актов принятых Петром I и устанавливающих основы устройства государственных органов и органов духовенства.

Каждый из них серьезно повлиял на историю государства и права нашей страны. В-третьих, интересно выявление проблематики взаимодействия государства и церкви, а также способов решения обозначенной проблематики, как этапа истории государства и права России.

Изучение взаимодействия государства и церкви в 18 в. позволит нам по-новому взглянуть на разделение властей в современной России. Необходимо констатировать недостаточную разработку в юридической литературе исследуемой темы. Более того, подавляющая часть исследований носит исторический, а не юридическо-правовой характер. Большинство экспертов анализируют государственные реформы Петра I, в целом, и даже через призму военной реформы мы же видим основу последующего государственного устройства именно в реформировании взаимодействия института церкви и государственных органов.

Итак, цель данной работы рассмотреть юридическо - правовые аспекты взаимодействия государства и церкви 18 века, на основе уложений, артикулов и указов Петра I. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи - рассмотреть полномочия государственных и церковных органов к началу 18 века - проанализировать этапы и юридическо - правовое содержание реформы государственных и церковных органов - подвергнуть разбору содержание уложений, артикулов и указов Петра I, коснувшихся взаимодействию государства и церкви - выявить значение проведенного реформирования взаимодействия государства и духовенства - рассмотреть полномочия государственных и церковных органов к концу царствования Петра I - в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию.

В настоящее время есть несколько противоположных точек зрения на государственные реформы Петра I от полностью идеализированных до крайне унизительных, наше же исследование будет проведено в духе юридическо-правовой призмы, в связи с этим в работе будут проанализированы тексты уложений, артикулов и указов времен царствования Петра I См.например Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период.

Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова работы ученых-правоведов дореволюционного периода См.например Кедров Н. Духовный регламент, в связи с преобразовательною деятельностью П. Великого - М. 1886 Никольский Н.Церковная реформа Петра I. Сборник Три века. т. III М. 1912 а также исследования по истории государства и права современного периода История государства и права России.

Учебник для вузов Под ред. С.А. Чибиряева. 1998 Глава 1.

Предпосылки реформы основ взаимодействия государства и церкви

Предпосылки реформы основ взаимодействия государства и церкви . 1.1

Полномочия церкви и государственных органов к началу

Середина XVII века ознаменована тем, что сословно-представительная мон... Их сборники составили новоуказные статьи. Иными словами, Русская православная церковь становилась полностью неза... Патриарх, хотя и избирался Поместным собором, состоявшим из высших цер... Еще за несколько лет 1660 г.

Содержание реформы взаимодействия государства и церкви

Соответственно, Петр приказал распустить Патриарший Приказ, а управлен... Петр Первый подтверждает действие Соборного Уложения повелел всякого ч... Основная есть суть видна из следующей цитаты из Регламента Понеже в ед... Камор или казенных сборов. Всякое расположение и ведение доходов денеж... В целом, характеризуя государственное право сложившееся к концу царств...

Заключение. Современная Россия вернулась к патриархальному устройству церкви. С 1917 года в России нет Синода и соответственно не действует Духовный Регламент. Церковь вновь управляется Патриархами и не подчинена государству. Однако и современная Россия официально не религиозное, светское государство, поэтому и управление церковью не имеет такого значения как во времена царствования Петра Первого.

Естественно, что современная церковь не имеет уже не судебной, ни государственной власти. Раньше Церковь, как самостоятельное от государственной власти учреждение, могла и развиваться самостоятельно в самой себе, параллельно государству и независимо от него. Так продолжалось фактически до середины 17 века. С принятием Соборного уложения 1649 года духовенство лишается права приобретения землей, учреждается Монастырский приказ для управления церковными вотчинами.

Однако нововведенные положения вскоре отменяются, и церковь получает все свои полномочия обратно. Тем не менее, обостряется проблематика двувластия сложившейся между государственными органами царем, приказами и церковью духовенство, в противовес единовластию и всевластию монарха, проводит идею единовластия патриарха, не зависящего от царя, напротив, возвышающегося над ним в делах духовных, церковная верхушка видела единственное средство спасти свое положение в государстве в качестве привилегированной собственницы земельных владений.

С приходом к царствованию Петра Первого, такая проблема, путем поэтапного реформирования была решена. После реформы проведенной Петром Первым церковь должна была действовать как одно из государственных учреждений, наряду с другими государственными учреждениями по предписаниям верховной власти под наблюдением и руководством из офицеров, человека доброго и смелого, как говорит Указ о назначении обер-прокурора 11 мая 1722 года. Теперь и Церковь обращается уже не только с увещанием, исходя из нравственного убеждения, а как правительственное учреждение, издающее юридически обязательные акты, неисполнение которых карается силой государственных законов.

Церковь уже не сила нравственно-воспитательная, а учреждение, в котором физическое принуждение возводится в систему. На наш взгляд можно говорить преимущественно о положительных аспектах реформирования правового положения церкви.

Была создана централизованная система управления государственными органами, в том числе и церковью с помощью духовной коллегии. Была проделана работа по созданию четкой иерархии духовных чинов, их распределение на определенные территории, что в целях проведения Губернской реформы имело особое значение. Была произведена унификация, и даже кодификация ряда правовых актов. Как мы уже отметили, в современной России возвращение к синоидальной церкви не имеет смысла, т.к. Россия светское государство, однако в период, когда проводилась реформа иного варианта и быть не могло.

Несмотря на то, что это был шаг к укреплению абсолютной монархии, это был и первый шаг к разделению властей. Так как церковь стала официально частью государственной власти, наряду с сенатом, императором, коллегиями, это в последующем сыграло роль в выделении судебной власти. В заключение хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что это была нужная и вовремя проведенная реформа.

Только с проведением реформы церковного аппарата можно было завершить создание единого государства Российской Империи. Похожая по форме реформа происходила и происходит и в современной России, поэтому исторический опыт нашей страны может сыграть вспомогательную роль и даже стать примером решения возможных проблем будущего России. Список использованной литературы. 1. Указы, положения, артикулы и иные законодательные акты 2. Судебник 1497 года 3. Судебник 1550 года 4. Соборное уложение 1649 года 5. Указ Петра Первого О сочинении Коллегиями законопроектов регламентов на основании шведских законов, от 28 апреля 1718 года Всем коллегиям надлежит ныне на основании Шведского Устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в Шведском Регламенте неудобны, или с сетуацией сего государства несходы, и оные ставят по своему разумению 6. Указ Правит. Сената от 9 марта 1720 года О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии 7. Указ от 22 февраля 1711 года Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний 8. Указ Петра Первого О послушании всех Сенату и его указам от 2 марта 1711 года 9. Указ Петра Первого о сочинении Коллегиями законопроектов регламентов на основании шведских законов от 28 апреля 1718 года 10. Указ Свят. Синоду О решении дел, не терпящих отлагательства, временно, до утверждения царем, совместно с Правит.

Сенатом от 13 июля 1722 года 11. Указ Петра Первого Свят. Синоду об учреждении, под его ведением, судебного органа Коллегии и об определении Синодом ее компетенции и лиц, подсудных ей, от 8 февраля 1723 года 12. Указ Петра Первого Сенату от 11 мая 1722 года О выборе из офицеров кандидата в обер- 13. прокуроры Свят. Синода, о снабжении его инструкцией 14. Указ Петра Первого от января 1701 г. о восстановлении Монастырского Приказа. 15. Указ от 15 июня 1714 г. о подтверждении действия Соборного Уложения. 16. Указ Сенату от 24 февраля 1720 о подписании Регламента Духовной Коллегии. 17. Генеральный регламент от 28 февраля 1720 года 18. Верховский П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент Ростов-на-Дону 1916. 19. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра Первого редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитные и иностранные источники Под ред. Сыромятникова Б.И. Т.1, Т.2. М Л. Академия наук. 1945. 20. Духовный регламент, тщанием и повелением всепросветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санктпетербурге 4-е изд. -Москва Синодильная типография,1897. 21. Кедров Н. Духовный регламент, в связи с преобразовательною деятельностью П. Великого - М. 1886 22. Ключевский В.О. Русская история.

Полный курс лекций в 3-х книгах.

М. Мысль. 1995. 23. Никольский Н. История русской церкви.

М. Манускрипт. 1998. 24. Никольский Н. Церковная реформа Петра I. Сборник Три века. т. III М. 1912. 25. Реформы Петра I. Сборник документов.

Сост. В.И.Лебедев.

М Гос.соц эк.изд-во, 1937. 26. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова.