рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Re: Вся философия в кратце

Re: Вся философия в кратце - раздел История, Содержание философии формировалось исторически. Развитие философии начинается в древнем обществе « Ответ #6 : Март 27, 2011, 18:03:03 » · Ци...

« Ответ #6 : Март 27, 2011, 18:03:03 »

· Цитировать

Вопрос №40.
Проблема человека в истории философии.
В философии Др. Востока единства по проблеме чел-ка нет. Философия Др. Китая социоцентрична. Философы исходят из приоритета общества. В Индии приоритет – за внутренней природой чел-ка. Для восточного мышления характерен поиск начала чел-ка. Вивекананда Свами (инд. философ): «Человек рождается, чтобы покорить природу». Западная философия под природой понимает физический мир, но есть еще более величественный мир – внутренний мир чел-ка. Во внутреннем мире чел-ка, чел-к Востока – свой. Если Запад хочет узнать, что такое Бог, то он должен сесть у ног Востока и слушать. Чел-к – небольшая песчинка в космосе.
Античная философия решала проблемы космоса. Решение проблем космоса дает основу для решения проблем чел-ка. Чел-к – часть мира космоса. Чел-к – малый мир, который связан с большим миром. Большую роль в познании чел-ка играют понятия: мудрость, мышление, знание, интеллект.
Средневековая философия проповедует теоцентризм – все определяет Бог. Сущность чел-ка постигается через веру. Разум, озаренный верой позволяет определить часть чел-ка. Чел-к – часть окружающего мира, сущность Бога. Чел-к – сотворенное существо и он подчинен Богу. Чел-к – такая же непостижимая тайна как и Бог.
Эпоха Возрождения избрала антропоцентризм, космоцентризм. Чел-к представляет самого себя. Чел-к растет как личность. Чел-к – творец своей судьбы, он верит, что его возможности безграничны. Пико Делла Мирандола: «Нет ничего более великого, чем человек, созданный Богом». Но был и космоцентризм. Дж. Бруно: «Чел-к – неотъемлемая часть природы. Чел-к подчинен природе».
Философия Нового времени. Чел-к – общественное существо. Чел-к – познающий субъект. У французских философов произошло нарушение целостности чел-ка – отождествление его с машиной.
Немецкая классическая философия. И. Кант: «Чел-к – это уникальное существо, поэтому и рассуждать о чел-ке нужно отдельно». Выделяет три природы:
1.Неживая природа – з-ны механики.
2.Живая – з-ны целесообразности.
3.Природа чел-ка – свобода. Эта природа не сводима к двум другим природам. Она не может быть постигнута через них. Это самодовлеющая система.
Кант создает отдельное учение о чел-ке. Чел-к – субъект духовной деятельности.
Л. Фейербах выдвинул категорию человек. Обращается к природно-историческому началу чел-ка. Чел-к – это не механизм, а чел-к – это организм.
К. Маркс рассматривает чел-ка одновременно и как биологическое существо и как социальное существо. Марксистское понимание чел-ка претендовало на всесторонность. Европейские философы говорили об индивидуальной природе чел-ка.
Философия 20 в. породила экзистенциализм: Мир – это человеческая реальность. Бытие есть человек. Чел-к не может быть сведен ни к какой сущности. Личность – это неповторимое духовное самоопределение.
В начале 20 в. были созданы предпосылки, чтобы возникла философская антропология – это философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования чел-ка как носителя особого рода реальности.


Вопрос №41.
Философия о биосоциальной природе человека.
Чел-к – часть природы, это продукт биологической эволюции. Каждый из нас неповторим в силу биологических особенностей. Чел-к – это еще и социальное существо. Неповторимость чел-ка обусловлена его общественной природой. Чел-к обретает индивидуальность как социальное существо не по своей природе, а только находясь в обществе.
Есть дуалистический подход к пониманию природы чел-ка (древний) – -к, с одной стороны, состоит из организма, с другой – из души, которая самостоятельна.
Монистическая концепция: психика чел-ка, мысль, настроение – результат деятельности нервных клеток головного мозга.
Что доминирует в чел-ке, биологическое или социальное начало? Выделяют два направления:
1.Биологизаторство – приоритетно биологическое начало. Есть разновидности биологизаторства:
а)Мальтузианство – рассматривает общественную деятельность людей как борьбу за существование. Она обусловлена внешними обстоятельствами (перенаселение Земли, демографическая проблема).
б)Социал-дарвинизм – абсолютизирование эволюционной теории, перенесение ее на развитие общества.
в)Социо-биология (основатель – Уилсон) – генетическая наследственность присуща и людям и животным. Поведение
чел-ка тоже генетически обусловлено.
г)Расизм – делит человечество на низшие и высшие расы. Он опирается на евгенику – учение о том, как достичь высшего качества чел-ка.
2.Социологизаторство – общественное начало приоритетно в чел-ке. Природа чел-ка заключена в общественных отношениях. Соотношение общественного и индивидуального в чел-ке начал изучать Платон, он обосновал приоритет общества над личностью. «Никто не должен оставаться без начальника». К. Маркс: «Сущность чел-ка не есть абстракт. Природа чел-ка обусловлена обществом. Меняется общество, меняется и сам чел-к». Чел-к – это очень сложное существо, в нем тесно переплетены противоположные кач-ва. Судить однозначно о чел-ке невозможно. Когда мы пытаемся понять чел-ка, то мы должны знать, что у него есть внешние и внутренние хар-ки, они отражаются в индивиде (отдельный чел-к), индивидуальности (носитель неповторимых кач-в), личности (через это понятие мы осмысливаем отношение чел-ка к миру в целом и другим людям, в основе этого лежит его разумная деятельность).
Выделяют три фактора, определяющие чел-ка:
1.Генетическая наследственность.
2.Культурная среда.
3.Обстоятельства жизни.


Вопрос №42.
Биологические предпосылки возникновения сознания. Роль труда, общения и языка в его формировании и развитии.
Школы философии пытаются учитывать достижения естествознания в понимании сознания. Сложно определить сущность сознания. Взгляды философских школ – общие черты сознания:
1.Познавательная функция сознания.
2.Коммуникативная функция – сознание – средство общения.
3.Рефлексивная – обращенность сознания на самоё себя.
4.Историчность (изменчивость) – в зависимости от характера эпохи, сознание находится в разных формах.
5.Зависимость сознания от общественно-исторической практики и ее связь с орудийно-предметной деятельностью.
6.Активность сознания – материалисты: активность – способность чел-ка изменять окружающий мир; идеалисты: активность – связь чел-ка с Богом и изменение им через Бога мира.
Сознание – это высшая свойственная только чел-ку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений чел-ка с общественной и природной действительностью.
Эволюция материи направлена в сторону сознания. Само появление сознания говорит о том, что биосфера хорошо развита. 5 млн. лет назад появились человекообразные обезьяны. Факторы, способствующие появлению сознания:
1.Совместная трудовая деятельность.
2.Членораздельная речь. Этологи говорят, что в психике животных можно увидеть не только инстинкт, но и формы понимания. Инстинкт – застывший разум биологического мира.
У животных есть определенный разум, который связан со знанием, которое образовалось в процессе жизни (опыт). У животных – практический интеллект. Он проявляется в их деятельности. Разумное поведение связано с аналитико-синтетическими формами мыслительной деятельности. Происходит скачок. Отличие чел-ка от животных: чел-к обладает, выработанной в процессе социально-культурной практики, членораздельной речью, которая сформировала абстрактное мышление – это языковое мышление словами, понятиями – это резко выделяет чел-ка. Оно предполагает идеальное отражение действительности через слово, идею. Слово - тоже раздражитель. Абстрактное мышление изменило чел-ка. И. Кант: «Чел-к – это житель двух миров: умопостигаемого и чувственновоспринимаемого. Это абстрактное мышление позволило чел-ку создать внутренний мир чел-ка. Этот мир возникает из способности чел-ка сосредотачиваться на себе».
Язык – это орудие мышления. Слово – это совокупность наших знаний о предмете.
Функции языка:
1.Познавательная.
2.Коммуникативная.
Эти функции очень сильно связаны, т.к. если нет общения, то нет и познания.
Язык – форма выражения мысли, средство общения людей. Язык – социальное явление.
3.Язык несет исторический отпечаток. Язык не связан с функциями головного мозга.
4.Язык закрепляет накопленные всеми поколениями людей знания, он сохраняет ценности. Каждое новое поколение идет дальше.
С помощью языка мы реализуем прогностическую функцию, мы можем предвидеть последствия наших действий. Язык может передать самые тонкие чувства. Язык и мышление связаны между собой, но знак равенства между ними ставить нельзя. Мысль возможна без слова, но она не равна слову. Мышление зависит от познавательных способностей чел-ка.
Сознание – достояние всего человечества, но носитель сознания – индивид. При рождении у него нет сознания, у него есть только предпосылки к возникновению сознания. При общении с другими людьми у ребенка появляется самосознание.
Сознание любого чел-ка уникально, но уникальность непроизвольна, она зависит от внешних факторов: от общества (его социальной структуры), от ближайшей социальной среды.
Христианство говорит, что чел-к обладает свободой воли, чел-к способен выбирать между плохим и хорошим. Мы несем ответственность за свой выбор. Сознание чел-ка формируется под влиянием внутренних и внешних факторов.
Есть три уровня высшей нервной деятельности:
1.Сознание – это совместное знание, то знание которое я могу высказать, передать другим людям. Оно обязательно облекается в слова.
2.Подсознание – оно освобождает наш мозг для психической деятельности – это такие психические процессы, возникшие под влиянием автоматических импульсов нервной системы..
3.Сверхсознание – творческая интуиция – это первоначальный этап творчества. Здесь рождается человеческая мысль. Мозг - акцептор мысли, а не ее продуцент. В нашем сознании есть отпечатки других мыслей (энграммы).



Вопрос №43.
Сознание и мозг. Психическое и физиологическое. Критика идеализма и вульгарного материализма по вопросу о сущности сознания.
В современном естествознании сложилось мнение, что все акты сознания возникают в результате действий клеток головного мозга.
Главная задача мозга – приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней среды и внешними условиями.
Мозг чел-ка имеет три функциональных блока:
1.Обеспечивает тонус коры, ее нормальную деятельность.
2.клавный аппарат познавательных процессов, обеспечивает прием, переработку и хранение информации.
3.Регулирует поведение чел-ка.
Задачи мозга:
1.Поддержание гомеостазиса (дыхания, кровообращения).
2.Контроль над эмоциями, реакциями, памятью, вниманием, волей (реакции эмпритинга).
Таки образом сумма гомеостаза, эмоций и реакций эмпритинга образует интеллект чел-ка, который зависит от наследственности и от избранной чел-ком предметной деятельности.
По мнению ученых, интеллект развивается в процессе самоэксплуатации, но мозг – орган сознания, но мыслит не мозг сам по себе, а мыслит чел-к сам по себе.
Вульгарные материалистыслишком буквально понимают, что мозг – орган сознания. Ламетри (18 в.): «Чел-к – сложная машина». Бюхнер Молишот: « Сознание – вещественный продукт, мозг, как печень вырабатывает мысль». Армстронг (20 в)
Идеалисты отрывают сознание от материи. При любом повреждении мозга нарушается сознание.
Кибернетика – наука о сложных саморегулирующихся динамических системах (живые организмы, органы, клетки, популяции, общества, технические устройства). Эти системы могут перерабатывать, передавать, запоминать информацию. Можно ли в компьютере смоделировать сознание? Действие компьютера и чел-ка отличаются. Компьютер вспоминает, перебирая всю информацию, а чел-к вспоминает только то, что ему сейчас нужно. Сейчас смоделировать сознание в компьютере невозможно.


Вопрос №44.
Понятие общественного сознания и его структура.
Общественное сознание – с одной стороны, характеризует реальное сознание конкретного общества, с другой стороны, характеризует идеальное общество. Конкретное общество (массовое сознание) состоит из классов, групп. Выражение массового сознания – общественное мнение, оно отражает проблемы общества, споры, идеи. Массовое сознание отражает взаимодействие индивидуального сознания и общественного сознания. Философия дает методологический ключ к духовным процессам в обществе. Философия дает идеальную модель общественного сознания.
Общие принципы к анализу реального общественного сознания. Активность общественного сознания различна в разные эпохи. Роль общественно сознания возрастает по мере развития общества, увеличивается объем знаний, накапливаются навыки познания мира. Поэтому изучение общественного сознания превращается в важную задачу современной философии.
В разные исторические эпохи общественное сознание менялось по-разному. Некоторые философские школы говорят, что общественное сознание людей не поддается объективному изучению.
Диалектика общего и особенного показывает, что при многообразии проявлений общественного сознания, можно выделить общие формы:
1.Политическое общественное сознание.
2.Моральное.
3. Правовое.
4.Художественное.
5.Религиозное.
6.Экологическое.
7.Философское.
8.Научное.
Общество состоит из отдельных людей, и каждый из них – носитель индивидуального сознания. Каждое художественное произведение иметт автора, их создает не общество, а конкретный чел-к. Кажется, что общественного сознания нет. У Репина есть картины по народническому движению, они не могли возникнуть в другое время. Есть в обществе идеи, которые усваивают все. Эти идеи влияют на формирование индивидуального сознания, т.е. общественное сознание есть. Общественное сознание – это то общее, что возникает в сознании индивидов данного общества, благодаря тому, что они живут в условиях общественного бытия и формируют свои личные цели в его рамках и на его основе. Благодаря этому взаимовлиянию достижения отдельного чел-ка становятся достоянием всего общества. Отрывать общественное сознание от индивидуального нельзя, т.к. люди общаются друг с другом.
Структура общественного сознания.
Духовная жизнь общества – сложное образование. И общественное сознание включает в себя самые разные элементы – это многоуровневая модель:
I.Уровни общественного сознания:
1.Высший уровень –
а)теоретическое сознание.
б)идеология.
2.Низший уровень –
а)обыденное сознание.
б)общественная психология.
II.Формы общественного сознания:
1.Наука.
2.Философия.
3.Политика.
4.Искусство и т.д.
Четкое разделение форм мы видим на высшем уровне, на низшем уровне их границы расплывчаты.
Есть гносеологические предпосылки для разделения теоретическое и обыденное познание возникает в процессе повседневной жизни. Теоретическое познание отражает внутренние связи объективной действительности. Теоретическое познание выражается в науке и философии. В сознании ребенка понятия житейского порядка и научного формируются по-разному. Житейские понятия – на базе повседневного опыта. Научные – тоже на базе быта, но только при общении с учителем. Эти уровни взаимодействуют друг с другом, но не могут заменять друг друга. Здравый смысл – изучение науки с помощью обыденного сознания. В общественных науках можно рассматривать явления с позиции здравого смысла (обыденного сознания). Само общество предстает в искаженном виде.
Идеология и общественная психология – то же, что и у теоретического и обыденного сознания. Общественная психология формируется в процессе повседневной жизни, но если в обыденном сознании представлено поверхностное знание о действительности, то в общественной психологии – отношение к действительности, она характеризует психологический облик общества. Общественная психология включает и эмоциональное отношение классов к определенным явлениям. Обыденное сознание и общественная психология взаимодействуют. Общественная психология играет важную роль в деятельности общественных групп, она побуждает людей к действию.
Идеология – это теоретически обоснованное духовное выражение коренных интересов различных социальных групп и классов, идеология сама по себе тоже сложна. Любая идеология имеет определенную теоретическую основу, включает в себя программу действий, которая вытекает из теоретической основы, включает механизм распространения идеологии в массы. Она формируется политиками.
Виды идеологии:
1.Прогрессивная.
2.Консервативная.
3.Научная (относительно истинная).
4.Иллюзорная (ненаучная).
Характер идеологии зависит от того, чьим социальным интересам она соответствует. Если идеология отражает потребности, то это научная прогрессивная идеология. Маркс и Энгельс изучали идеологию. «Любая идеология – ложное сознание, для остальных социальных групп данная идеология ложная, но никогда не было идеологии, которая бы абсолютно искажала действительность».
Источником идеологических иллюзий является не идеология, а сама объективная действительность. Идеология – реакционная, если она не выражает мнения большинства данного общества. Не всякая идеология - реакционная. При определенных условиях идеология может быть прогрессивной. (Франц. революция шла при идеологии просвещения, она неверно отражала действительность, но отвечала интересам всей Франции, поэтому она – прогрессивна).
Маркс и Энгельс говорили, что научная идеология возможна. Современные философы говорят, что наука и идеология в принципе несовместимы, т.к.
1.Любая идеология стремится утвердить определенную классовую основу, а наука всегда критична.
2.Идеология ориентирована на стабильность своих принципов, наука – на развитие знаний, на прогресс.
3.Идеология всегда пресекает всякие отступления от своих позиций, а наука позволяет при доказательстве своих принципов.
В какой-то степени можно говорить о возможности существования научной идеологии при условиях:
1.Идеология должна следить за изменениями в обществеи как-то их принимать.
2.
3.
Но в нашу эпоху общество и наука развиваются очень быстро, поэтому идеология тоже должна вносить свои изменения.
Сейчас существует очень много идеологий. Идеологические разногласия нельзя переносить на межгосударственный уровень, чтобы не было конфликтов.

Делай что должен, и будь что будет.

Реквизиты для пожертвований на сайт:
WebMoney R368719312927
ЯндексДеньги 41001757556885

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Содержание философии формировалось исторически. Развитие философии начинается в древнем обществе

Ортодоксальные системы поклоняются ведам Неортодоксальные системы не признают вед Буддизм вышел из Индии Возник в до н э он вырос из учения... Делай что должен и будь что будет... Реквизиты для пожертвований на сайт WebMoney R ЯндексДеньги...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Re: Вся философия в кратце

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #1 : Март 27, 2011, 17:59:46 » · Цитировать Вопрос №7. Платон и Аристотель, обобщая все лучшие традиции, они создают

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #2 : Март 27, 2011, 18:00:41 » · Цитировать Вопрос №14. Георг Гегель. Если Кант не смог разрешить п

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #3 : Март 27, 2011, 18:01:19 » · Цитировать Вопрос №22. Неотомизм–это официальная доктрина Ватикана

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #4 : Март 27, 2011, 18:02:04 » · Цитировать Вопрос №29. Философское содержание понятий «движение» и «развити

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #5 : Март 27, 2011, 18:02:30 » · Цитировать Вопрос №37. Закон единства и борьбы противоположностей.

Re: Вся философия в кратце
« Ответ #7 : Март 27, 2011, 18:03:43 » · Цитировать Вопрос №45. Политика и политическое сознание. Право и правосозна

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги