рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отступление десяти тысяч греков и его значение в развитии военного искусства древней Греции

Отступление десяти тысяч греков и его значение в развитии военного искусства древней Греции - раздел История, История военного искусства После Смерти Дария Ii Его Сыновья Артаксеркс И Кир (Младший) Начали Междоусоб...

После смерти Дария II его сыновья Артаксеркс и Кир (младший) начали междоусобную борьбу. Спарта стала на сторону Кира и способствовала вербовке греческих наемников для этой борьбы. Было завербовано 13 тысяч греков, которых Кир двинул против Артаксеркса, усилив их отрядом персов.

В 401 году до н. э. произошел бой при Кунаксе, недалеко от Вавилона. Кир был убит, а его малоазиатское войско перешло на сторону Артаксеркса. Но греки, составлявшие правое крыло боевого порядка, отразили все атаки главных сил персов. Не сломив сопротивления греков в открытом бою, персы заманили для переговоров в свой лагерь пять лучших командиров, возглавлявших греческих наемников, и убили их, думая этим дезорганизовать греческое войско. Но греки выбрали новых командиров, в числе которых был будущий историк Ксенофонт, и решили отступать на север через Колхиду к Черноморскому побережью. Душой похода являлся Ксенофонт.

В равнинной местности греки двигались, выстроившись в каре (четырехугольник), в центре которого шли обозы. На пересеченной местности они перестраивались в колонну. Впереди шел авангард, фланги охранялись боковыми отрядами, тыл обеспечивался арьергардом, отражавшим атаки персов. Для борьбы с персидской конницей Ксенофонт сформировал летучий отряд. Форсирование рек греки проводили искусно: демонстрацией отвлекали противника от места переправы, затем переправляли десант и лишь после этого приступали к постройке моста. В горах для обеспечения безопасности движения Ксенофонт захватывал командные высоты или теснины.

Достигнув Колхиды, греки увидели море, но путь к берегу им преградили колхидяне. В условиях горной местности фаланга была непригодна для боя, так как быстро теряла свою [180] форму. Тогда Ксенофонт посоветовал построить всю армию по лохам с интервалами. Лохи должны были идти на одной высоте.

Это построение Ксенофонт обосновал следующим образом: «Полная линия сама собою разорвется. Здесь гора доступна, там подъем затруднителен. Воин, долженствовавший сражаться в полной линии, потеряет бодрость, увидя интервалы. Притом же, если мы двинемся густой колонной, то неприятельская линия нас охватит, и, обошедши наши крылья, могут против нас действовать по произволу. Если же мы, напротив, построимся в небольшое число воинов глубиною, то я не удивлюсь, если наша линия будет где-нибудь прорвана, по причине многочисленности варваров и стрел, которые на нас посылаются. Как скоро неприятель прорвется в одном пункте, то вся греческая армия будет разбита. И поэтому, я думаю, идти вперед многими колоннами, каждая в лох, чтобы наши последние лохи выдались за крылья неприятельской армии. Каждый лох пойдет туда, где дорога будет удобнее. Неприятелю не легко проникнуть в интервалы потому, что он очутится между двумя рядами наших копий. Ему также не легко будет истребить [181] лохи, идущие колонной. Если один будет с трудом удерживать напор неприятеля, ближайший поспешит к нему на помощь, и как скоро один достигнет вершины горы, то неприятель не устоит»{54}.

Всего было построено 80 лохов, каждый имел 8 рядов по фронту и 12 шеренг в глубину. Легкая пехота и лучники составили три отдельных отряда по 600 человек каждый: один двигался впереди, два на флангах. Когда построение было закончено, Ксенофонт отдал приказ наступать.

Первый этап боя — наступление фланговых отрядов греков и разрыв боевого порядка колхидян.

Первыми начали наступать фланговые отряды греческого войска. Колхидяне сделали попытку охватить эти отряды с флангов с целью их окружения, в результате чего разорвали свой боевой порядок, ослабив его центр.

Второй этап боя — прорыв греков в центре и отступление колхидян.

Передовой отряд греков воспользовался ослаблением центра боевого порядка колхидян, прорвал его и занял вершину горы. Возникла опасность окружения крыльев боевого порядка колхидян, вследствие чего они в беспорядке отступили. Путь был свободен, и греки беспрепятственно двинулись дальше.

За один год три месяца отряд греков с боями прошел около 4 тысяч километров и возвратился в Грецию. Этот поход 10 тысяч греков имел чрезвычайно важное значение в развитии военного искусства. На основе организационного расчленения спартанской армии в условиях боя на резко пересеченной местности зародилось тактическое расчленение пехоты. Тактической единицей был спартанский лох. Этот боевой порядок, явившийся результатом расчленения фаланги, был продиктован условиями похода и боя на пересеченной местности. Высокая воинская дисциплина и применение расчлененных боевых порядков, соответствующих условиям местности, обеспечили грекам победу. Зарождалась новая тактика, но полное развитие она получила лишь в войнах рабовладельческого Рима.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История военного искусства

История военного искусства... в х т СПб Полигон... Так помечены ссылки на примечания Так помечены страницы номер предшествует...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отступление десяти тысяч греков и его значение в развитии военного искусства древней Греции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Военное искусство и военно-теоретическая мысль древнего Китая
Древний Китай, его армия и войны. Во II тысячелетии до н. э. в юго-восточной части Азии сложились китайские рабовладельческие государства. Историю древнего рабовладельческого Китая

Древняя рабовладельческая греция и ее армия
Древние греки населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, прибрежную полосу Малой Азии, частично побережье Южной Италии и Сицилии. Главная историческая роль в развитии военного искусств

Военное искусство греков в войне с Персией
Причины и характер войны. В V веке до н. э. греческим рабовладельческим полисам пришлось вести борьбу с огромной персидской рабовладельческой деспотией. В этих войнах между Грецией

Причины и характер Пелопоннесской войны. Планы сторон
Победоносный исход греко-персидских войн в пользу Греции способствовал ее экономическому, политическому и культурному подъему. Развивалась греческая торговля и денежное хозяйство. Греки торговали с

Развитие поенного искусства в коринфской и беотийской войнах
Возникновение наемничества. Для борьбы с огромной персидской деспотией необходимо было иметь армию, не только в качественном, но и в количественном отношении превосходящую армию пр

Военно-теоретическая мысль в древней Греции
Греки были не только практиками военного дела, они разрабатывали и теоретические основы военного искусства, так как боевой опыт требовал систематизации и обобщения, а уровень развития науки позволя

Общественный и политический строй Македонии, ее армия и войны
В средней, лесистой части Балканского полуострова жили македоняне. Македония занимала площадь в 30 тысяч кв. км с населением около 500 тысяч человек. Городов в Македонии было мало. Основную массу н

Характер войны, силы и планы сторон
Огромная персидская деспотия возникла в результате завоевания территорий различных племен и их объединения. Это было политически непрочное государство, .объединявшее народы, находившиеся на различн

Первый период войны — утверждение македонской армии в бассейне Эгейского моря
Начало войны. Предпринимая поход в Персию, Александр оставил наместником в Македонии Антипатра, который имел в своем распоряжении значительные силы численностью около 14 тысяч человек; эти силы сос

Второй период войны — вторжение вглубь Персии и уничтожение персидской армии
Стратегическим содержанием второго периода войны была борьба за полное уничтожение персидской армии и обладание важнейшими политическими и экономическими центрами персидской деспотии (Вавилоном, Су

Третий период войны — завоевание Средней Азии
В течение 3½ лет македонским завоевателям удалось лишить персидскую деспотию флота, овладеть всеми укрепленными пунктами на побережье Эгейского и Средиземного морей и трижды разбить войско п

Четвертый период войны — поход в Индию
Стратегическим содержанием последнего периода войны явилась попытка македонской армии завоевать богатую Индию. Но при подготовке похода в Индию Александру пришлось иметь дело с внутренней оппозицие

Военное искусство эллинистических государств
Эллинистические государства, их армия и флот. В результате ожесточенной междоусобной борьбы военачальники македонской армии (диадохи) поделили между собой завоеванные территории. Т

Римская республика, ее армия и войны
Возникновение римского государства. Глубоко вдающийся узкой лентой в Средиземное море Апеннинский полуостров издревле был заселен многочисленными племенами. С севера полуостров при

Карфаген, его флот, армия и войны
Северное побережье Африки в древнейшие времена было объектом колонизации «морского народа» — финикиян. Центром финикийских колоний стал Карфаген — колония города Тира, основанная, по преданию, в 81

Развитие военного искусства в пунических воинах
Причины и характер пунических войн. «Колониальная политика и империализм, — писал В. И. Ленин, — существовали и до новейшей ступени капитализма и даже до капитализма. Рим, основанн

Развитие военного искусства в македонских войнах
Причины, характер и ход второй Македонской войны. Пунические войны были началом борьбы римских рабовладельцев за господство в Средиземноморье, первыми из многочисленных войн рабовл

Римская рабовладельческая республика и ее армия во второй половине II века до н. э.
Римская рабовладельческая республика была крупнейшей средиземноморской державой. Внеиталийские завоеванные области римляне превращали в свои «провинции»{172} и облагали их тяжелой данью. Завоевател

Зарождение искусства вооруженного восстания
Восстание рабов под руководством Спартака. Маркс называл Спартака своим любимым героем. В письме к Энгельсу он дал такую характеристику Спартаку: «Спартак в его (Аппиана. — Е. Р.) изображении являе

Развитие военного искусства в войнах древней Армении с Римом
Древний историк Юстин писал: «Непростительно было бы умолчать, о таком государстве, коего пределы после Парфии были пространнее всех царств. Ибо Армения простиралась от Каппадокии до Каспийского мо

Развитие военного искусства в войнах второй половины I века до н. э.
Первый триумвират в Риме. Начавшийся упадок демократии в Римской республике выражался, в частности, в изменении роли городского плебса в политической жизни страны. Государство трат

Развитие военного искусства в парфянских войнах
Парфянское государство. Территория парфянского государства последовательно входила в состав Ассирии, Мидии, Персии, македонского государства и, наконец, эллинистического государств

Римская рабовладельческая империя и ее армия в I-II веках н. э.
Утверждение императорской власти в Риме. Революционное движение рабов и свободной бедноты, а также восстания покоренных римлянами народов постоянно угрожали существованию римского

Военное искусство в войнах народов, боровшихся с Римской империей в I-II веках
Древние германцы. Первые сведения о древних германцах относятся к концу IV века до н. э., но наиболее крупные германские племена впервые появились на Нижнем Дунае около 180 года до

Военное искусство периода падения Римской империи в III-IV веках
Римская империя в III — IV веках. За внешним могуществом Рима в это время уже скрывался глубокий внутренний экономический и политический кризис. Римское государств

Военно-теоретическая мысль в период со II века до н. э. по IV век н. э.
Многочисленные войны в период со II века до н. э. по IV век н. э. нашли свое отражение прежде всего в трудах древних историков. Крупнейшим историком древнего мира во II веке до н. э. (около 210-128

Восточная Римская империя, ее армия и войны в V-VI веках
Кризис рабовладельческого способа производства и восстания рабов и колонов уже в III — IV веках захватили и Восточное Средиземноморье, хотя в несколько своеобразных формах. С начала IV века стало п

Развитие военного искусства в войнах VI века
Следствием реакционной внешней политики при Юстиниане были непрерывные войны на Востоке и Севере, в Северной Африке, в Италии и Испании. Такая политика заставляла распылять силы и не позволяла закр

Особенности тактики в войне Восточной Римской империи с Ираном
Римской армией командовал Велизарий. Война шла вяло, и только в 530 году произошел большой бой в Месопотамии при Даре (Кара-Дара). Велизарий имел в своем распоряжении около 25 тысяч человек, которы

Военное искусство в войнах Восточной Римской империи с вандалами, готами и франками
В 533 году Юстиниан отправил морем в Африку армию под командованием Велизария численностью в 10 тысяч пехотинцев, 5 тысяч всадников и отряд массагетов. Римляне высадились в Капутваде, что в пяти пе

Военно-теоретическая мысль в Восточной Римской Империи в VI веке
Военные теоретики и историки Восточной Римской империи обобщали современный им опыт войн, опираясь на военно-теоретические и исторические работы древних авторов, особенно на труды Полибия и Вегеция

Основные труды древних авторов
Агафий, История царствования Юстиниана, Академия наук, 1953. Аммиан Марцеллин, История, вып. 1-3, Киев, 1906-1908. Аппиан, Гражданские войны, Л., 1935. Аппиан, Митридатов

Основные труды по истории военного искусства и военной теории
Авдиев, Военная история древнего Египта, т. 1, М., 1948. Астафьев, О современном военном искусстве, ч. I — II, 1881. Библиотека для военных людей, СПБ, 1826. Богданович,

Основные труды по общей истории
Авдиев, История древнего Востока, 1953. Астафьев, Древности Вавилоно-Ассирийские по новейшим открытиям, 1882. Белох, История Греции, т. 1 — 2, М., 1905. Бокщанин, История

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги