ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. БАРОККО

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. (БАРОККО)

По сравнению с эпохой Возрожде­ния искусство XVII в. сложнее, проти-норечивее. Целостное поэтическое вос­приятие мира, характерное для Возрож­дения, разрушается, идеал гармонии и ясности кажется недосягаемым. При этом образ человека по-прежнему ос­тается в центре внимания художника.

В XVII в. в Италии, Фландрии, Гол­ландии, Испании, Франции завер­шился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определилось как условиями исторического разви­тия, так и художественной традицией. Художники XVII в. во многом опира­лись на достижения эпохи Возрожде­ния и расширили круг своих интересов, что привело к многообразию жанро­вых форм. В изобразительном искусст­ве наряду с мифологическим и библей­ским жанрами самостоятельное место занимают бытовой жанр, пейзаж, пор­трет, натюрморт.

Сложная борьба социальных сил породила и разнообразие идейно-ху­дожественных течений. В отличие от предшествующих исторических пери­одов, когда искусство в течение не­скольких веков развивалось в рамках однородных больших стилей (роман­ский стиль, готика, Возрождение), XVII в. характеризуют два больших сти­ля — барокко и классицизм.

Барокко — художественный стиль, преобладающий в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII в. Он зародился в Италии и распространил­ся в других странах после эпохи Ре­нессанса. Название стиля барокко про­исходит от португальского Ьагоссо — «жемчужина неправильной формы»; в значении «причудливый», «стран­ный», «изменчивый» это слово вошло в европейские языки. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в дви­жении и борьбе случайных изменчи­вых стихийных сил.

Стиль барокко выражал идеи без­граничности и многообразия мира. Че­ловек в искусстве барокко восприни­мался как сложная личность, пережи­вающая драматические конфликты. Мир изменился необратимо. Все не­обычное, загадочное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и правильное — скучным и унылым.

Особенность барокко — более эмо­циональный контакт со зрителем, чем в предыдущую эпоху. Барокко поста­вило перед собой задачу объединить проблемы Средневековья и Возрожде­ния: одновременно включить зрителя в художественное действо и противо­поставить ему мир. Легче всего по­добную задачу решать в архитектуре, но она разрешима и в живописи. На­пример, Веласкес в картине «Менины» выстраивает сложную систему от­ражений.

Основные черты барокко — стиля, прославлявшего могущество знати и церкви, — парадность, торжествен­ность, динамичность. Искусству барок­ко свойственны смелые контрасты масштабов, цвета, света и тени, совме­щение реальности и фантазии. Для ба­рокко характерны слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимо­проникновение архитектуры, скульп­туры, живописи и декоративного искус­ства, которые утрачивают обособлен­ность и стремятся обогатить друг друга.

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

С усилением католицизма и фео­дальной реакции связано формирова­ние стиля барокко, одним из главных центров которого, как уже говорилось, была…   Реалистическое направление в ита­льянском искусстве XVII в. нашло паи более полное выражение в творчестве Микеланджело…

Ранние работы мастера «Больном Вакх», «Мальчик с корзиной фрук тов», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Вакх» — это пристальное тля дывание в жизнь, осознание ценности всякой будто бы незначительном мелочи. Художник много сил вложим в развитие жанра натюрморта, писал композиции с цистами и фруктами Караваджо одними из первых обратился к бытовому жанру, изображая уличных мальчишек, посетителей кабач­ков и других представителей простого парода. Художник стремился запе­чатлеть на своих полотнах характерные типажи.

К числу таких картин относится картина «Юноша с лютней» (ок. 1595). На темном фоне выделяется ярко ос­вещенный силуэт изображенного по пояс молодого музыканта. Художник мастерски владеет светотеневой моде­лировкой формы, точно передает неж­ные черты лица, лежащие на столе предметы. Болезненному изяществу маньеризма и патетике барокко он пытается противопоставить красоту и естественность повседневного.

Целостность и замкнутость композиции, монументальность и значитель­ное ть религиозных сюжетов («Призва­ние апостола Матфея», «Распятие апо­стола Петра», «Обращение апостола Павла», «Положение во гроб», «Успе­ние Марии») сближают Караваджо с мастерами Возрождения.

Прием контрастной светотени — ха­рактерная черта творчества Караваджо. Резкий источник света в произведениях Караваджо выхватывает самое важное: например, фигуру святого Петра, лицо Христа, зовущего с собой сидящих за столом людей, среди которых Мат­фей, потрясенный тем, что Иисус из­брал именно его («Призвание апосто­ла Матфея», 1596— 1601), или опла­киваемую Марию («Успение Марии», 1605-1606).

Свойственное художнику противо­поставление бытового и возвышенно­го рождает новые ощущения и пора­жает зрителя. От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В Италии нашлось много последователей Караваджо, получивших название «караваджисты». Значительно то, что воздействовал на реализм в европейском искусстве.

 

ИСКУССТВО ИСПАНИИ

XVII век был «золотым веком» ис­панской живописи. Уже в первые де­сятилетия века здесь преобладала реа­листическая тенденция, чему способсвовали распространение караваджизма и приток произведений искусства из Италии.

Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи, насту­пил в первой половине XVII в. В эту эпоху творили такие замечательные ма­стера, как Хусепе Рибера, Франциско ('урбаран, Диего Веласкес. Передовые веяния ярко проявились в художествен­ной жизни Севильи и Валенсии.

Непревзойденным гением живопи­си был Диего Родригес де Сильва Ве­ласкес (1599—1660). В произведениях «Старая кухарка», «Служанка-мулат­ка», «Музыканты», «Завтрак двух юно­шей», «Водонос» фигуры, выдвинутые на передний план, контрастно осве­щены, точно передана внешность мо­делей.

В 1623 г. Веласкес стал придворным живописцем короля. Он писал Филип­па IV, королеву, инфанта и инфанту в разном возрасте и с различными ак­сессуарами, а также приближенных короля. Талант «документального» вос­произведения натуры как нельзя бо­лее отвечал требованиям аристократии и дворянства. Виртуозным мастером показал себя Веласкес и в тематиче­ских картинах на сюжеты из светской и духовной истории.

В картине «Сдача Бреды» художник показал эпизод войны Испании с Нидерландами: на переднем плане побежденный командующий гарнизо­на нидерландской Бреды вручает ключ от города испанскому полководцу Ам->рочио Спиноле. Драматические собы­тия раскрываются через тонкие психо-иогичсскис характеристики главных дейстнующих лиц, написанных с порт­ретной достоверностью. Гордые испан­ские гранды с утонченными лицами, строгой пыпранкой образую'!1 компакт высится лес копий. Нидерландские воины с мужественными лицами скло­нили свои копья и знамена перед не­приятелем.

Идейный и композиционный центр картины совпадают. Это — эпизод пе­редачи ключа. Пейзаж со следами во­енных действий, дымом пожаров до­полняет сюжет. Богатство красочной палитры, построенной на валерах (тон­чайших цветовых нюансах), передача световоздушной среды характеризуют творчество Веласкеса. Он отказался от традиционной в XVII в. парадно-алле­горической трактовки батальной темы и положил начало реализму в истори­ческой живописи.

Новаторские композиционные по­иски особенно ярко воплотились в ра­ботах Вела'скёса 1650-х годов: «Мёнй-ны» (1656) и «Пряхи» (1657).

В картине «Менины» с помощью композиционных приемов художник Воплощает Изменчивость жизни, красо­ты и уродства, добра и зла Полотно является одновременно и групповым портретом, и жанровой сценой из жизни королевского двора. В просторном зале изображена инфан­та'Маргарита в сопровождении своей свиты — фрейлин («менин»), карли­ков и придворных. Здесь же и сам Ве­ласкес перед большим холстом с па­литрой и кистью в руках. В зеркале, висящем на задней стене, отражены фигуры короля и королевы, вероятно, позирующих художнику. Принято счи­тать, что приход инфанты Маргариты прервал работу над портретом коро­левской четы, но возможны и другие толкования сюжета.

Мы не видим, что рисует худож­ник, но если предположить, что он изобразил увиденную нами сцену, то, значит, на нарисованной картине тоже изображен художник, работающий над той же картиной, и гак до бесконечности. На этом полотне два композицион­ных центра. Один — это инфанта, а другой — два равновеликих пятна на дальнем плане: зеркало и дверной про­ем, в котором виден темный мужской силуэт. Кто этот человек и какова его роль в запечатленной сцене, остается только гадать.

Гармоничен и целен колорит кар­тины. В нем доминируют зеленовато-серебристые и золотисто-коричневые тона, дополненные немногими крас­ными акцентами. Мягкий свет смягча­ет контуры и объединяет фигуры.

 

Открытия веласкеса в области света и цвета оказало влияние на ис4кусство последующих веков.

 

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

Натюрморт в XVII в. окончательно утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материаль­ному миру, зародившийся еще в… В рамках барокко во Фландрии в большей мере, чем в Италии, получа­ют развитие…  

Северные Нидерланды после побе­ды над испанской монархией стали называться Голландией по имени са­мой большой провинции.

Пути развития голландской архи­тектуры определялись новым обще­ственным укладом и специфическими природными условиями. Необходи­мость вести постоянную борьбу с оке­аном, грозящим затопить большую часть страны, вызвала появление мощ­ных гидротехнических сооружений: плотин и дамб, шлюзов и каналов. Облик больших городов был необы­чайно живописным из-за обилия воды и зелени, своеобразного вида зданий.

Во второй половине XVII в. в архитек­туре получил распространение клас­сицизм. Голландский вариант этого стиля отличался упрощенностью и су­ховатостью.

Ведущим видом искусства в рас­сматриваемый период в Голландии была живопись. Здесь сложилось не­сколько живописных школ, объединяв­ших крупных мастеров и их последо­вателей: Франса Хальса - в Гарлеме, Рембрандта — в Амстердаме,Фабри­циусаи Вермера — в Дельфте.

Вкусы буржуазного общества пред­определяли пути развития голланд­ского искусства. Художник всецело окаазывался в зависимости от запросов рынка. Бурное развитие живописи объяснялось не только спросом на кар­тины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар. Если талантливый художник от­стаивал свою самостоятельность в воп­росах творчества, подобно Хальсу и Рембрандту, то он оказывался изоли­рованным, безвременно погибал в нужде и одиночестве.

Главным объектом изображения для голландских художников была окружа­ющая действительность. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистиче­ских тенденций, ведущее место в живо­писи заняли бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.Специализация каждого художника на определенном жанре способствовала отточенности его мастерства. Только самые крупные из голландских художников писали и пейзажи, и натюрморты, работали в разных жанрах.

В каждом жанре существовали свои излюбленные темы. Так, например, среди пейзажистов были маринисты, живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, зимние пейзажи или пейзажи с лун­ным светом; среди тех, кто специали­зировался на натюрмортах, — мастера «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Возможно, что именно из-за такой узкой специализации или небольшого размера картин этих художников про­звали малыми голландцами.

 

Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (ок. 1580—1666). Смелый нова­тор, он разрушил сложившиеся до него каноны портрета XVI в. Его интересо­вал не аристократ, изображенный со­гласно своему общественному положе­нию в величественно-торжественной позе и парадном костюме, а человек во всей своей естественной сущности, характерности. М портретах Хальса пред ставлены все слои общества: бюргеры, офицеры, ремесленники, крестьяне. Хальс изображал своих героев без при­крас. Он расширил рамки портретного жанра, вводя сюжетные элементы, за­печатлевая портретируемых в дейст­вии, в конкретной жизненной ситуации. Художник добивался эмоциональной силы и жизненности характеристик своих моделей, акцентируя точно схва­ченные мимику, жест, позу.

Широкую популярность Хальсу снискали групповые портреты офице­ров стрелковой роты Св. Георгия и стрелковой роты Св. Адриана. Жизне­радостное с оттенком юмора настрое­ние объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет глав­ного героя, все присутствующие — равноправные участники.

Хальс — живописец смеха, зарази­тельной улыбки. Искрящимся весель­ем оживляет художник лица предста­вителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его пер­сонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.

Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. 1630). Он восхи­щается гордой посадкой головы в оре­оле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, не­зависимостью молодой женщины. Скользящие лучи света, бегущие обла­ка, на фоне которых написана цыган­ка, наполняют образ трепетом жизни. Свободная живописная манера выде­ляет этот портрет, делая его одним из лучших произведений Хальса. По силе характеристики образа свободолюби­вой цыганки, живописным достоин­ствам портрет явно опережает свое время и прокладывает новые пути раз­вития западноевропейской живописи.

Портреты Хальса разнообразны по темам и образам, но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Поздняя манера ху­дожника становится более сдержанной. Его жизнерадостные портреты уже не в моде, и он изображает напыщенных вы­сокомерных молодых людей, чопорных старух и стариков («Портрет молодого человека», «Регентши богадельни в Хар­леме» и др.). Умер Хальс в бедности.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 —1669) — одна из вер­шин мировой живописи. Рембрандт открывает новые возможности свето-тени как средства образного выраже­ния: она не только образует объем и форму, но и задает эмоциональную тональность картинам.С 1631 г., когда художник поселился в Амстердаме, на­чинается десятилетний этап его твор­ческого пути, принесший Рембрандту славу. Произведения дорого продают­ся, мастерская полна учеников.В 1634 г. Рембрандт берет в жены богатую патри­цианку Саскию ван Эйленбурх. В это время художник пишет много заказных портретов. В 1630е годы среди картин Рембрандта на библейские темы и мофологические «страсти Христа», «Ослепление Самсона» и т.п. Выдающимся является «ДАНАЯ», представляющая параллель знаменитым картинам все­мирно известных мастеров (в первую очередь Тициана и Рубенса) на тот же сюжет. Рембрандт показывает сложную гамму чувств Данаи, которую отец, зная по предсказаниям, что ее сын убьет его, заключил в подземную баш­ню. Зевс перехитрил отца Данаи и в виде золотого дождя пришел к ней. Герои­ня полна радости узнавания, открыта навстречу новым событиям.

Вступая в период творческой зре­лости, Рембрандт создает грандиозный по размерам «Ночной дозор» (1642). Это групповой портрет стрелков роты ка­питана Баннинга Кока.В этой работе Рембрандт пытается соединить раз­личные пространства, разные точки зрения, показать множественность на­строений, характеров, действий. Цело­стность композиции достигается таким приемом: центральную группу и груп­пу слева связывает световым пятном странная фигурка то ли девочки, то ли карлицы, перебегающей слева напра­во. У современников картина вызвала много толков и споров.

Со временем окончания работы над «Ночным дозором» совпадает серьез­ный перелом в судьбе мастера: после смерти Саскии ее родственники враж­дебно отнеслись к художнику — и в высшие, патрицианские круги вход для него был закрыт.

Рембрандт получает меньше зака­зов, ведет замкнутый образ жизни. Он пишет знаменитое «Святое семейство» (1645), «Пейзаж с руиной» (1650), «Пейзаж с мельницей». С 1650 г. начи­нается последний, самый трагический период жизни художника. В 1656 г. он объявляется банкротом за неуплату долгов, затем умирают его любимый сын Титус и вторая жена, преданная по­мощница Хендрикье Стоффель. В со­стоянии продельной драматической напряженности н последние десять лет аи и 1Н Рембрандт создаст лучшие спои произведения: «Иаков, благословляю­щий сыновей Иосифа», «Отречение апостола Петра», «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Заговор Юлия Цивили-са», «Давид перед Саулом», портрет Яна Сикса, «Синдики» — групповой портрет старшин цеха суконщиков, автопортреты. Глубокая одухотворен­ность образов, исключительная эмо­циональная насыщенность звучания будто горящих изнутри цветов харак­терны для этих полотен.

Погруженный в раздумье старый человек, несущий на себе груз прожи­того, — один из самых проникновен­ных образов в искусстве Рембрандта («Портрет старика в красном», «Пор­трет пожилой женщины» и др.). Жи­вописным завещанием художника и эпилогом его творческих исканий ста­ло полотно «Возвращение блудного сына» (1663, Эрмитаж). Произведение выра­жает христианскую идею отцовской любви и прощения.

Сюжет картины навеян евангель­ской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вер­нулся после скитаний по свету. Живо­писуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяж­кий путь. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям за­блудшего сына. Глубина пространства передается последовательным ослабле­нием светотеневых и цветовых контра­стов, начиная от первого плана. Так, фигуры свидетелей сцены прощения постепенно растворяются в полумраке.

Главное в картине — фигуры коле­нопреклоненного сына и склонивше­гося над ним отца — Рембрандт выде­ляет светом. Композиционный центр находится почти у левого края карти­ны. Художник уравновешивает компо­зицию ярко освещенной фигурой стар­шего сына, стоящего справа. Слепой отец положил руки па плечи сына н знак прошения. В этом жесте муд рость старости, боль и тоска, накопив­шиеся за прожитые в тревоге годы, все­прощение. Написанное в конце нелег­кой жизни художника, отвергнутого своим временем, это монументальное изображение евангельской сцены ста­ло выражением его глубокой веры в силу добра и любви.

Шедевры мастера вывели искусст­во к новым рубежам, по-новому поставили проблемы бытия мира и человека.

Еще одним великим голландским живописцем был Ян Вермер Делфтский (1632—1675).Относится к малым голландцам. Его творчество отличали тончайший колорит, безуко­ризненный вкус, филигранная техни­ка. С помощью этих средств художник добивался поэтичности, цельности и красоты образов. Большое внимание он уделял точной передаче нюансов световоздушной среды. Художественное наследие Вермера невелико, потому что он очень долго и с необычайной тщательностью работал над каждым полотном. Среди шедевров такие произведения как: «У сводни» «Девушка с письмом» «Кружевница» и т.д.