Реферат Курсовая Конспект
Стилистические особенности искусства исламского мира - раздел История, ИСТОРИЯ ИСКУССТВА Исламское Искусство – Обозначение Художественного Стиля, Напрямую Связанного ...
|
Исламское искусство – обозначение художественного стиля, напрямую связанного с исламской религией.
Ислам был третьей по времени образования великой монотеистической религией. Он начал широко распространяться по территориям, заселенным арабами, уже после смерти Мухаммеда. Культура арабов в каждой из этих стран опиралась на местные традиции и художественные стили.
После смерти Мухаммада (632 г.) началось распространение ислама на территориях соседних империй: сасанидской Персии и Византии. Быстрое развитие арабского государства — халифата, у которого не было более ранней культуры, стало причиной эклектичности мусульманского искусства. Важная особенность арабской (мусульманской) истории заключается в том, что культура ислама основывалась на крупных достижениях древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской, индийской, китайской культурах, арабской (до введения ислама) и культур многих других народов, входивших в огромную империю Халифат. Арабская культура, таким образом, оказалась способной ассимилировать идеи даже из самых отдаленных источников и объединить их. Исламское искусство отличается большим жанровым и стилистическим разнообразием, оно включает целый ряд художественных школ, у которых общими являются только религия и ориентация на Восток. Считается, что единственным оригинальным вкладом ислама в мировое искусство является мечеть, молитвенный дом без священнослужителей.
Благодаря переезду династии Омейядов из Мекки в Дамаск расцветает гражданская архитектура, что получило свое выражение в развитии городов и строительстве первых мечетей. Династия Аббасидов, сменившая Омейядов и продержавшаяся у власти с VIII по XI в., основала столицу в Багдаде и переняла у сасанидов идею айвана — большой открытой галереи с колоннами, выходящей во внутренний двор. В эту же эпоху сложился принцип украшения стен, в том числе обливной керамикой. Техника ее изготовления получила широкое распространение по всем мусульманским территориям, равно как и арабеска — новый тип узора.
Ранние примеры исламского искусства отражают синтез классических византийских, иранских и новых мусульманских декоративных мотивов и тем, форм, стилей и методов.
В своей долгой истории и обширном географическом распространении искусство Ислама, подвергаясь широкому диапазону региональных, даже национальных стилей и влияний на протяжении всех периодов, тем не менее, всегда сохраняло свойственные только ему качества и идентичность. Поскольку Ислам воплощает образ жизни и служит связной силой среди разнообразных как в этническом, так и культурно образовательном плане народов, у искусства Ислама существует основная идентификация и объединение особенностей. Сущность исламского искусства – не имитация или описание природы, ведь работа человека никогда не сможет сравниться с божьими творениями, но формирование человеческого окружения. Искусство должно служить утилитарным целям и сделать совершенными все объекты, которыми человек себя окружает – дом, сад, одежду, посуду, предметы интерьера. Таким образом, например, кованая мебель не может обогащаться чем-то чуждым себе, искусство призвано подчеркнуть внутренне присущие отдельно взятому объекту качества. Красота и Польза от применения = два неотделимых аспекта совершенства предметов исламского искусства.
И поскольку исламское искусство, по существу, умозрительное искусство, которое стремиться выражать, прежде всего, Божественное Присутствие, главным в нем являются художественные украшения и орнаменты.
Четыре базовых составных элемента арабских украшений – каллиграфия, растительные мотивы, геометрические образцы и фигуральные изображения.
В исключительно декоративном исламском искусстве получил развитие орнамент, узор, состоящий из пересечения и переплетения стилизованных растительных мотивов и различных геометрических фигур. Такой узор получил название арабески. Часто в узор органично включаются надписи арабскими буквами. Композициями из арабесок, как ковром, можно покрывать поверхности любого размера. Активное использование изразцов и арабесок, позволяющих без конца варьировать одни и те же мотивы, является одной из главных особенностей исламского искусства и главным элементом, объединяющим все исламские государства.
Архитектура мечети приспосабливалась к эстетическим вкусам каждой новой завоеванной территории, она осваивала и впитывала все местные традиции, которые встречались на ее пути. Но, несмотря на большое разнообразие форм, которые принимают мечети, все они имеют такие общие элементы, как просторный молитвенный зал, дворик с портиками и фонтаном для омовения, киблу, сориентированную на Мекку, к которой поворачиваются верующие для молитвы, и минарет — башню, с которой призывают к молитве.
В качестве примера, демонстрирующего способность исламского искусства к ассимиляции можно вспомнить Великую мечеть Омейядов в Дамаске (706—714 гг.), которую построил халиф аль-Валид ибн-Абдул Малик: она украшена великолепной византийской мозаикой. Другим сооружением Омейядов, где использовалось искусство византийских мастеров и архитекторов, стала мечеть Омара, или «Купол скалы» в Иерусалиме (692 гг.).
Мечети, в которых чувствуется византийское влияние, сильно отличаются от некоторых других памятников той же эпохи, например, от мечети в Самарре в Ираке. Построенная около 847 г., она имеет один из самых оригинальных минаретов, форма которого напоминает древние месопотамские зиккураты.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Считается что оружие и конское снаряжение представляют наиболее характерные элементы скифской культуры Звериный...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стилистические особенности искусства исламского мира
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов