рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние церкви на различные стороны жизни

Влияние церкви на различные стороны жизни - раздел Религия, Христианство на Руси X-XI вв. Влияние Церкви На Различные Стороны Жизни. Общества Древней 2Руси. 0 Утвержде...

Влияние церкви на различные стороны жизни. общества Древней 2Руси. 0 Утверждение монотеистической религии способствовало укреп- лению великокняжеской власти, ликвидации дофеодальной раздроб- ленности, присущей Руси вплодь до конца X в когда в ряде вос- точнославянских земель существовали собственные князья под эги- дой Киева. Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологи- ческом обосновании власти киевских князей.

На вчерашнего предво- дителя соборной дружины духовенство перенесло те представления о верховной власти в государстве, которые существовали в самодер- жавной Византии. Оно упорно внушало главе новообразуемого госу- дарства идею божественного происхождения его власти.

С момента крещения на князя взирает всемилостивое око благого бога. Князя сажает на престол сам бог5. Это божественное происхож- дение власти князя, по учению церкви, дает в руки его большую власть и вместе с тем ставит перед ним более широкие и ответс- твенные задачи 16 - Наконец, церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском убо- ре, в диадеме, увенчаной крестом, в порфире, с крестом в руке и с нимбом вокруг головы5. Так новая религия освящала и укреп- ляла власть, выраставшую на обломках старого патриархального строя. Христианство застало в Киевской Руси еще не закончившуюся борьбу между различными укладами и являлось здесь энергичным по- борником в то время прогрессивного феодального способа произ- водства.

Несомненно, что оно способствовало скорейшему изжитию отмиравших пережитков родового строя.

Это особенно показательно в отношении брачного права. Мнение, будто брак у восточных сла- вян к моменту принятия христианства был моногамным, требует зна- чительных оговорок. То, что нам известно о семье X века, не поз- воляет говорить об установившейся моногамной форме брака, свя- занной с развитием частной собственности как общее правило, мы имеем здесь дело еще с патриархальным браком. Христианство не только ускоряло процесс ликвидации остатков родового строя - оно способствовало ускорению развития феодаль- ного способа производства в Киевского Руси. В византии церковь являлась в XI веке крупнейшим феодальным учреждением и землевла- дельцем.

Естественно, что она перенесла в Киевскую Русь те фео- дальные методы хозяйствования, которые выработались в условиях высокоразвитого византийского феодализма и которые здесь, не бе- регах Днепра, нашли подготовленную и благоприятную почву. Общи- на, находившаяся уже в состоянии распада, не могла оказать дейс- твенного сопротивления притязаниями феодальной церкви, а вырас- тавший на ее развалинах класс феодалов в лице князей и бояр шел навстречу этим притязаниям и спешил использовать новую социаль- ную силу в своих интересах.

Прогрессивная сторона деятельности церкви заключается в ее стремлении ликвидировать найденные ею в Приднестровьи элементы рабского труда, невыгодность которого было уже осознана в Визан- тии. Осуждая рабство, церковь зато беспощадно закрепощала юриди- чески свободных людей, находя выгодным пользоваться более произ- водительным трудом феодально зависимых людей, чем рабов 17 - Очевидны определенные положительные последствия христиани- зации в социально-экономической сфере.

После возникновения цер- ковной земельной собственности, сменившей первоначальную десяти- ну, появилась и частная боярская земельная собственность. Распространение на Руси норм Византийского права также стимули- ровало формирование феодальных отношений, поляризацию отдельных социальных групп и слоев.

Церковь не пыталась перестроить ни форм, ни оснований госу- дарственного порядка, какой она застала на Руси, хотя пришлой церковной иерархии, привыкшей к строгой монархической централи- зации, русский порядок, лишенный и того и другого не мог не вну- шать сочувствия. Церковная иерархия старалась только устранить или ослабить некоторые тяжелые последствия туземного порядка, например княжеские усобицы, и внушить лучшие политические поня- тия, разъясняя князьям истинные задачи их деятельности и указывая наиболее пригодные и чистые средства действия. Церковное управ- ление и поучение, несомненно, вносило и княжескую правительст- венную и законодательную практику, а может быть, и политическое сознание князей некоторые технические и нравственные усовершенс- твования, понятия о законе, о правительстве, начатки следствен- ного и судебного процесса, письменное делопроизводство недаром летописец, делопроизводитель исстари усвоил у нас греческое наз- вание дьяка.

Но при низком уровне нравственного и гражданского чувства у тогдашнего русского княжья церковь не могла внести ка- кого-либо существенного улучшения в политический порядок.

Когда между князьями затевалась ссора и готовилась кровавая усобица, митрополит по поручению старейшего города Киева мог говорить со- перникам внушительные речи Молим вас, не губите Русской земли если будете воевать между собою, поганые обрадуются и возьмут землю вашу, которую отцы и деды Ваши стяжали трудом своим вели- ким и мужествомповорая по Русской земле, они чужие земли приис- кивали, а вы и свою погубите хотите5. Добрые князья, подобные Мономаху или Давиду Черниговскому, плакали от таких слов, но де- ла шли своим чередом, порядок добрых впечатлений и порядок доб- рых отношений развивались параллельно, не мешая один другому и встречаясь только в исключительных личностях на короткое время, по истечении которого кляузы родственников быстро заметали следы плодотворной деятельности отдельных лиц 18 - Следы воздействия церкви на законодательство так многочис- ленны в Русской Правде, что дали повод В.Ключевскому к неверно- му, по существу, выводу о церковном происхождении этого памятни- ка. Мы присутствуем при рецепции в русском законодательстве римского права, переработанного в Византии в интересах феодаль- ного государства.

Детальное сравнение статей Русской Правды с соответствующими статьями Эклого, Прохирона, Закона судного и других юридических памятников Византии показывает, с какой гиб- костью применялось греческое зоконодательство к условиям Киевс- кой Руси, заменяя, например, телесное наказание, необычное в ус- ловиях общинного быта, штрафами, смертную казнь - вирой, идя на известные компромисы, как мы это видим из законодательной практики епископов при Владимире.

Церковная иерархия действовала не столько силой лиц, сколь- ко правилами и учреждениями, ею привнесенными, и действовала не столько на политический порядок, сколько на частные, гражданские и особенно на семейные отношения. Здесь, не ломая прямо закорене- лых привычек и предрассудков, церковь прививала туземному быту новые понятия и отношения, перевоспитывала умы и нравы, подготов- ляя их к принятию новых норм, и таким путем глубоко проникала в юридический и нравственный склад общества.

Состав этого общества делился по правам и имущественной состоятельности на политичес- кие и экономические классы, высшие и низшие, лежавшие один над другим, т.е. делилось горизонтально.

Церковь стала расчленять общество в другом направлении, сверху вниз, вертикально.

Состав общества церковных людей не был устойчивым классом с наследс- твенным значением, не было новое сословие в составе русского об- щества в число церковных людей попадали лица разных классов гражданского общества, и принадлежность к нему обуславливалась не происхождением, а волей или переменным положением лица, иног- да случайными обстоятельствами убогие и бесприютные, странники и т.п Даже князь мог попасть в число церковных людей. Церков- ный устав князя Всеволода, составленный на основе владимирского устава, и данный новгородскому Софийскому собору во второй чет- верти XII в. причисляет к церковным людям и изгоев, людей, по несчастью или другим причинам потерявших права своего состояния, сбившихся с житейского пути, по которому шли их отцы. Устав раз- личает четыре вида изгоев это - попов сын, не обучившийся гра 19 - моте, обанкротившийся купец, холоп, выкупившийся на волю, и князь, преждевременно осиротевший.

Итак, рядом с общественным делением по правам и имущественной состоятельности церковь вво- дила свое деление, основанное на иных началах.

Она соединяла в одно общество людей разных состояние или во имя цели, житейского значения, религиозно-нравственного служения, или во имя чувства, сострадания и милосердия. При таком составе церковное общество являлось не новым государственным сословием с духовенством во главе, а особым обществом, параллельным государственному, в ко- тором люди разных государственных сословий соединялись во имя равенства и религиозно-нравственных побуждений.

Не менее глубоко было действие церкви на формы и дух част- ного гражданского общежития именно на основной его союз - се- мейный. Здесь она заканчивала разрушение языческого родового со- юза, до нее начавшееся. Христианство застало на Руси только ос- татки этого союза, например кровомщение - цельного рода уже не существовало. Один из признаков его цельности - отсутствие нас- ледования по завещанию, но еще за три века до крещения Руси Вли- димиром письменное обряжение, завещание, было господствующей формой, было господствующей формой наследования, по крайней мере в тех классах русского общества, которые имели прямые отношения с Византией.

Построенный на языческих основаниях, родовой союз был противен церкви, и она с первой минуты своего водворения на Руси старалась разбивать его, строя на его обломках союз семей- ный, ею освящаемый. Трудным делом в устройстве семьи было установить в ней но- вые юридические и нравственные начала.

Здесь предстояло внести право и дисциплину в наименее поддающиеся нормировке отношения, бороться с многоженством, наложничеством, со своеволием разво- дов, посредством которых мужья освобождались от наскучивших им жен, заставляя их уходить в монастырь. Главным средством для этого служило церковное законодатель- ство о браке и наследовании. Христианская семья, завязываясь как союз гражданский обоюдным согласием жениха и невесты, держится на юридическом равенстве и нравственном взаимодействии мужа и жены. Необходимое следствие гражданской равноправности жены - усвоение ей права собственности.

Еще в X в. дружинная и торговая Русь знакома была с раздельностью имущества супругов по догово 20 - ру Олеги с греками на имущество жены не падала ответственность за преступления мужа. Церкви предстояло поддерживать и укреплять это установление церковный устав Владимира Святого ей предоста- вил разбирать спору между мужем и женой о животе, об имущест- ве. Впрочем, влияние церкви на семейный быт не ограничивалось сферой действия формального церковного суда, регламентируемого уставами оставались отношения, которые она предоставляла чисто нравственному суду духовника.

Устав Ярослава наказывает жену, которая бьет своего мужа, но обратный случай обходит молчанием. Духовника не следует забывать и при разборе статей церковных ус- тавов об отношениях между родителями и детьми. Здесь закон огра- ничивается простейшими, наименее терпимыми неправильностями се- мейной жизни, сдерживая произвол родителей в деле женитьбы или замужества детей, карая детей, которые бьют своих родителей не только церковной, но и гражданской властью, как тяжких уголовных преступников. Зато предоставлен полный простор мужу и отцу как завещателю древнейшие памятники русского права не налагают ни- каких ограничений на его предсмертную волю, не следуя в этом своим византийским образцам.

Как кто, умирая, разделит свой дом детям, так тому и стаять такова основа наследственного права.

Закон не предполагает, чтобы при детях возможны были вне семьи какие-либо другие наследники по завещанию. Близкие родственники выступают только в случае опеке, когда мать-вдова при малолетних детях вторично выходит замуж, а в договоре Олега являются закон- ными наследниками, когда после умершего не оставалось ни детей, ни завещания. Законодательные инициативы церкви и великих князей создава- ли правовую базу для развития и упрочнения христианской семьи.

Мнение, будто брак у восточных славян к моменту принятия христи- анства был моногамным, требует значительных оговорок. То, что нам известно о семье X века, не позволяет говорить об установив- шейся моногамной форме брака, связанной с развитием частной собственности как общее правило, мы имеем здесь дело еще с пат- риархальным браком. В течение длительного времени церкви прихо- дилось мириться с иными формами брачного союза. Так церковь отметила у полян еще в языческую пору привод невесты к жениху вечером, форму брачного союза, которую она даже решила признать браком.

Но из поучения духовенству, приписывае 21 - мому архиепископу новгородскому Иоанну, следует, что даже в его время, почти два века спустя по принятии христианства, в разных классах общества действовали различные формы языческого брака - и привод и умычка, заменявшие брак христианский. Поэтому невен- чанные жены в простонародьи были столь обычны, что церковь вы- нуждена была до известной меры мириться с этим, признавая их ес- ли не вполне законными, то вполне терпимыми, и устав Ярослава даже налогает на мужа пеню за самовольный развод с такой женой, а архиепископ настойчиво требует от священников, чтобы они вен- чали такие четы даже и с детьми. Гораздо строже, чем уклонение от церковного венчания, карает тот же устав за браки в близких степенях родства.

Митрополит Иоанн II во второй половине XI в. налагает епитьмию за браки даже между четвероюродными но потом допускали брачный союз и между троюродными.

Христианский брак не допускается между близкими родственниками следовательно, стес- няя постепенно круг родства, в пределах которого запрещается брак, церковь приучала более отдаленных родственников смотреть друг на друга как на чужих. Так церковь укорачивала языческое родство, обрубая слишком широко раскидывавшиеся его ветви. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны.

Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала даль- нейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере про- должали сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период фео- дальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашест- вием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиаль- но-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их раз- личными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания - как этнического, так и государственно- го. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую - 22 - письменность, не могла не усилить и сознание единства происхож- дения славян и славянской общности.

Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это ха- рактеризует многие памятники древнерусской письменности. По это- му поводу высказался Нестор Летописец Бе один язык слове- неск А словеньскый язык и рускый одно есть4. В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты.

Устная словестность, ли- тература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кру- гов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями. С принятием христианства на Руси возникла и литерарутура. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских цент- рах раньше, но вплодь до конца X в. широко распространения она не получила.

И лишь в XI в главным образом со времени правле- ния Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией. Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древ- нюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цевилиза- ции, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятель- ство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом, Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире бы- ла сделана попытка организации школы.

Ученики были принудительно избраны из детей народной чади, т.е. из верхних слоев дворни. Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальная наука Византии была клерикальной, но все-таки расши 23 - ряла кругозор, будила мысль, толкала к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской литерату- ры. Это собственную, туземную литературу создают представители самой образованной части населения - духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах.

Священник княжеского села Берестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зре- ния требований византийской риторики словом о благодати, за- канчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным панегири- ком в честь блаженного князя Владимира и его сына Ярослава.

В период, определяемый концом X и XI веков, когда в прид- нестровье складывались феодальные отношения, христианство яви- лось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и уг- лублению этого процесса оно было проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установле- нию культурных связей с западноевропейскими государствами. Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь стра- ны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства.

В земледелии оно выразилось в значи- тельном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулиро- валось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена была из Византии вместе со студийским уставом показывает происхождение названий многих из них. Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники.

С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей гречески- ми архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древ- нейших киевских и новгородских церквей - греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заим- ствованы от греков.

И первые каменные постройки светского харак- тера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же гре- ческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка такого типа приписывалась легендой первой христианской - 24 - княгине - Ольге. Другим образцом светской постройки могут слу- жить Золотые ворота, воздвигнутые Ярославом, от которых сохра- нились только развалины, не дающие представления об их былом ве- ликолепии.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листь- ями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофоков, заимствованна из Византии для церковных целей. Гре- ческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зда- ний и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой жи- вописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то в некото- рых видах художественной промышленности ученики-русские отме- чает И.Грабарь сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов.

Таковы работы по финифти эмаль и скани филигрань. Тем не ме- нее русские работы показывают хорошо усвоенный стиль византийс- ких образцов, а их тематика в большинстве случаев церковная4. Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области.

До нас сохранились поразительные по сво- ей художественной ценности образцы архитектурного искусства Ки- евской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образ- цами византийского строительства эпохи его расцвета. Источники, откуда черпались греческими архитекторами а что именно гречес- кие архитекторы строили первые храмы, об этом мы имеем совершен- но точные указания в современной литературе творческие мотивы их построек в Киеве, Новгороде, Чернигове, служат такие шедевры мирового искусства, как собор св. Софии и так называемая Ках- риэ-Джами с ее галереями, залитыми мозаикой, к Константинополе, собор св. Софии в Солуни, собор в Дафни, близ Афин. 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианство на Руси X-XI вв.

Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и подпадали под влияние финских шаманов - волхвов и кудесников то тем… Варяжские купцы и дружинники, раньше и ча- ще славян ходившие в Царьград,… Жена князя св.Ольга также была христиан- кою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние церкви на различные стороны жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозные реформы князя Владимира
Религиозные реформы князя Владимира. Для раннефеодального государства язычество было непрогрес- сивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между рели

Сопротивление введению христианства
Сопротивление введению христианства. Основная часть населения Руси оказывала активное или пас- сивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного н

Организационная структура церкви
Организационная структура церкви. После придания христианству статуса государственной религии церковь предприняла меры по развитию и укреплению организацион- ных структур. Церковь на Руси бы

Укрепление позиций церкви
Укрепление позиций церкви. Могущество церкви основывалось прежде всего на ее быстро увеличивающихся материальных средствах. Еще князь Владимир Свя- тославович установил десятину - отчисление десято

Деятельность церковных судов
Деятельность церковных судов. При Владимире церковь на себя брала не только духовные обя- занности, но также ведала и мирскими делами, тесно соприкасающи- мися с интересами государства. С одной сто

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги