рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Организационная структура церкви

Организационная структура церкви - раздел Религия, Христианство на Руси X-XI вв. Организационная Структура Церкви. После Придания Христианству Статуса Государ...

Организационная структура церкви. После придания христианству статуса государственной религии церковь предприняла меры по развитию и укреплению организацион- ных структур.

Церковь на Руси была организована так во главе ее стоял киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ве- давшие всеми церковными делами большой округи - епархии на пер- вых парах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати.

Хо- тя принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но еписко- пы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его сто- лица имела своего епископа.

Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились полностью на содержании князей. Однако, расширение церковного аппарата заставило искать другие источники. Ими могли быть от- числения от государственных доходов, что создавало предпосылки для слияния государственного и церковного аппаратов. Русская митрополия делилась на епископии, которые соответс- твовали структуре светской власти. В начале XI века образовались епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источ- никах, русских и польских, неоднократно появлялись намеки на на- личие в Полоцке и в Турове епископий, созданных самим Владими- ром. Авторы сборника Белоруссия и Литва со ссылкой на поль- ские источники относят образование полоцкой епархии во главе с епископом Миной к 1000 г. Если верить Киевско-Печерскому патери- ку архимандрида Тризны Туровский епископии завет блаженного Владимира, то она возникла в 1005 г. Первым ее епископом был Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгоро- док, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубро- вицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь5. Во второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Во- лынском.

Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, пе- ремышльская, луцкая, суздальская и другии епископии.

Они возни- кали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области - не только право суда - 10 - над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Еписко- пами могли быть только лица, постриженные в монашество.

Если кандидат в епископы происходил из белого духовенства и был же- нат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церквей давали десятину - десятую долю своих даней и оброков. Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых госу- дарств.

По идее монастырь - добровольное братство людей, отрек- шихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя слу- жению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельца- ми-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйства по своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты в Греции. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседнев- ной суете мирской, и в крупных политических событиях.

Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или ку- печеской среды. Высшие церковные власти - епископы и митрополит - могли быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обыч- ных попов и дьяконов называли черным духовенством.

На Руси не было проблемы кадров, потребности удавлетворялись за счет духо- венства, мигрировавшего из Моравии, Болгарии, захваченного в Корсуне, и сыновей тех священников, которые начинали пропаганду христианства в середине X в. Кроме того, Древнерусское государс- тво с первых дней введения христианства начало специально гото- вить священников при открывающихся церквах и монастырях, исполь- зуя методы коллективного и индивидуального обучения.

Обеспечен- ность Руси духовенством подтверждается и летописью, где под 1051 г. имеется запись, что у Ярослава в Берестове попы многы5. Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. Некоторые центральные монастыри, вроде Киевско-Печерского - 11 - основанного в середине XI в стали своего рода духовными ака- демиями, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремив- шихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиоте- ки здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события, прославлялись монахи - подвиж- ники, отшельники, молчальники.

Ко времени Ярослава относится окончательной оформление церкви как организации. При нем основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной организации. Эта сторона деятель- ности Ярослава не укрылась от глаз исследователей. Одни объясня- ют ее переходом из-под власти болгарской архиепископов под власть константинопольского патриарха и вызванным этим переуст- ройством церковного управления другие отрицают вообще наличие митрополичьей кафедры в Киевской Руси до назначения Фоепеппа около 1037г. Как бы то ни было, окончательно как учреждение цер- ковь сложилась только при Ярославе.

Не случайно и то, что при нем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства.

Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба. При нем же была сделана попытка если не канонизации, то по крайней мере беатифи- кации его отца. 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианство на Руси X-XI вв.

Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и подпадали под влияние финских шаманов - волхвов и кудесников то тем… Варяжские купцы и дружинники, раньше и ча- ще славян ходившие в Царьград,… Жена князя св.Ольга также была христиан- кою. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Организационная структура церкви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозные реформы князя Владимира
Религиозные реформы князя Владимира. Для раннефеодального государства язычество было непрогрес- сивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для установления соответствия между рели

Сопротивление введению христианства
Сопротивление введению христианства. Основная часть населения Руси оказывала активное или пас- сивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного н

Укрепление позиций церкви
Укрепление позиций церкви. Могущество церкви основывалось прежде всего на ее быстро увеличивающихся материальных средствах. Еще князь Владимир Свя- тославович установил десятину - отчисление десято

Деятельность церковных судов
Деятельность церковных судов. При Владимире церковь на себя брала не только духовные обя- занности, но также ведала и мирскими делами, тесно соприкасающи- мися с интересами государства. С одной сто

Влияние церкви на различные стороны жизни
Влияние церкви на различные стороны жизни. общества Древней 2Руси. 0 Утверждение монотеистической религии способствовало укреп- лению великокняжеской власти, ликвидации дофеодальной раздроб- леннос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги