рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ - раздел Религия, Религии мира как предмет познания Принципы Классификации Религий. Религии Представляют Собой Огромное И, На Пер...

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ. Религии представляют собой огромное и, на первый взгляд, беспорядочное многообразие. Чтобы ориентироваться в нём, было придумано несколько способов классификации религий. Ряд из них опираются на принципы, не имеющие никакого отношения не только к вероучению, но и вообще к феномену религии.

Можно, например, группировать религии в алфавитном порядке или, что почти то же самое, географически - по месту их возникновения. Географический способ классификации религий - самый распространённый в религиоведческой литературе. Он лежит на поверхности и наиболее удобен для восприятия теми, кто ещё ничего не знает о религиях. Кроме того, в отличие от алфавитного, географический способ позволяет поразмыслить о культурных связях и взаимовлияниях тех религий, которые родились и начали распространяться недалеко друг от друга.

Бесспорно, иногда это бывает очень важно, поэтому для первичного упорядочения материала я воспользуюсь географическим принципом. Все вероучения сгруппированы по месту их возникновения и первичного распространения. На этом основании, в частности, описание буддизма разделено на буддизм тхеравады, зародившийся и распространившийся преимущественно в Южной Азии, и буддизм махаяны, зародившийся и распространившийся преимущественно на Дальнем Востоке.

Географический принцип можно без особых проблем применить почти для всех групп религий, за исключением религий Запада. Религиозная жизнь Запада довольно чётко разделена на два этапа - этап господства языческих учений Средиземноморья, Древней Европы и Ближнего Востока и этап господства авраамистических религий. К авраамистическим религиям относятся все учения, апеллирующие к авторитету Библии и оперирующие библейскими идеями и образами, поэтому мы не должны удивляться тому, что рядом с христианством и исламом стоят гностицизм, деизм и сатанизм все эти религии возводят истоки своих вероучений к Библии и активно пользуются библейским материалом.

Особую группу составляют секулярные учения религиозного характера, которые с полным основанием можно было бы отнести к вероучениям Запада. Однако проблематичность выделения этой группы в качестве равного традиционным религиям компонента экзистенциального поиска человечества заставляет посвятить секулярным вероисповеданиям особый пункт.

Не ограничусь только географическим принципом классификации, т. к. сегодня существует несколько вариантов классификации по вероучительным признакам. Достаточно часто, вероучения делят на национальные и мировые. Классический пример для иллюстрации этого принципа - оппозиция иудаизма и христианства иудаистом может быть только принадлежащий к народу божьему, т. е. еврей, тогда как христианином может и должен стать каждый.

По данному критерию в одну группу объединяются, например, иудаизм и синтоизм, а в другую - буддизм и ислам. Однако очевидно, что такого рода положения исторически преходящи и не относятся к сущности того или иного вероучения любая мировая религия может в любой момент стать национальной и любая национальная религия может в любой момент стать мировой. Иногда религии подразделяются на религии откровения и естественные религии. Разница между ними усматривается в том, что вероучения одних религий включают в себя положения о собственном сверхъестественном происхождении, согласно которому они даны людям свыше, а вероучения других либо вообще умалчивают о своём происхождении, либо утверждают, что их появление есть плод вполне закономерного течения земных событий.

Такое деление вероучений нам практически ничего не даёт, так как любое вероучение может заявить о каком угодно способе своего появления на свет и при этом оно ничего не приобретёт и ничего не потеряет.

Сверхъестественность происхождения, конечно же, авторитету не повредит, однако если вероучение возникло естественным путём, значит в нём есть необходимость и без него жизнь становится противоестественной, что также не умаляет авторитета. Из всего многообразия религиозных учений выделяют также так называемые религии спасения. Это класс религий, в учениях которых земной наличный мир, в котором протекает человеческая жизнь, рисуется как лежащей во зле, из-за чего главной жизненной задачей человека становится выход из-под власти этого мира, спасение от зла. По способу и направлению спасительного исхода религии спасения делятся на религии аскетизма и религии эскапизма.

Первые видят спасение в потустороннем мире, вторые - в особом состоянии свободы от какого бы то ни было бытия. Религии аскетизма - это класс учений, согласно которым мироздание разделяется на две принципиально различные части во-первых, земной мир, мир человеческой жизни, данный в непосредственном и повседневном опыте, и во-вторых, потусторонний мир, который находится за пределами непосредственного и по вседневного опыта, неподвластен законам и силам посюстороннего мира и в котором человеку может быть доступно то, что недоступно в земном мире неисчерпаемое блаженство или абсолютный покой.

Для того чтобы выйти за пределы непосредственного и повседневного опыта, человек должен преодолеть власть сил и законов, изначально определяющих его жизнь в мире земном. Путь этого преодоления и есть аскеза.

Конкретное содержание аскезы зависит тот того, какие именно силы наделяются верховной властью в посюстороннем мире. Религии эскапизма - это учения, согласно которым наличное бытие принципиально не может принести человеку ничего хорошего, а иного бытия нет. Если человеку, таким образом, не к чему стремится, ему остаётся устремится лишь к свободе от каких бы то ни было стремлений. Эта свобода в разных религиях получала разные характеристики и имена - нирвана, апатия, атараксия и т. п. Путь к освобождению от стремлений также зависит от конкретных условий бытия, полагаемых тем или иным вероучением.

Чрезвычайно важным разграничением вероучений является отделение религиозных учений о смысле жизни от секулярных. Однако как отделить их друг от друга? Чаще всего прознаётся два критерия - наличие культа и вера в сверхъестественное. Именно признание первого критерия заставило многих исследователей отождествлять религию и её культ. Однако, когда начались процессы секуляризации, и люди, исповедующие ту или иную форму секулярного вероучения, впервые получили возможность проявлять свою веру в публичном порядке.

Оказалось, что и секулярным вероучениям не чужды культовые действия. Это проявилось не только в известных экспериментах социалистической религии сен-симонизма и прогрессистской религии человечества Огюста Конта, но, особенно ярко, в социалистической обрядности, которая развивалась в Советском Союзе и затрагивала не только церемонии партийных собраний, но претендовала на всеохватность жизненного уклада.

Кроме того, даже духовенство многих религий признаёт, что если по тем или иным причинам верующий не может отправлять культ, это совсем не значит, что он престал быть верующим. Таким образом, культ как существенный критерий религиозности отпадает. Вера в сверхъестественное является значительно более важным критерием религии. К сверхъестественному относят феномены, которые не встречаются и не могут встречаться в пределах непосредственного и повседневного опыта людей.

Долгое время к таковым феноменам относили всё, что не укладывается в механистическую картину мира и не может быть объяснено, исходя из установленных механистической наукой законов природы, т. е. всяческие чудеса - таинственные природные явления, внезапные исцеления, проявления потусторонних сил и т. п. Однако развитие технических сил человека, позволило не только распознать механизм многих чудес, но и превзойти эти чудеса вполне естественным способом.

Благодаря этому в составе сверхъестественного остались лишь божественные существа - Бог, боги и т. п. Но как раз они-то признаются не всеми религиозными вероучениями, но, напротив, признаются учениями иррелигиозными. В истории философско-религиоведческой мысли имеется несколько универсальных классификаций, основанных на содержательной типологии вероучений. Классификация религий по Г. В. Ф. Гегелю 1821-1830 . I. Религия природы. 1. Непосредственная религия чародейство . 2. Раздвоение сознания в самом себе. Религии субстанции а религия меры Китай б религия фантазии браманизм в религия в-себе-бытия буддизм . 3. Переход от религии природы к религии свободы.

Борьба субъективности а религия добра и света Персия б религия страдания Сирия в религия тайны Египет. II. Религия духовной индивидуальности. 1. Религия возвышенного иудеи . 2. Религия красоты греки . 3. Религия целесообразности или разума римляне. III. Абсолютная религия христианство. Классификация религий по Эд. Кэрду основана на классификации Гегеля. I. Сознание мира. II. Самосознание.

III. Сознание Бога. Классификация религий по Э. Фон Гартману 1882 . I. Натурализм. 1. Натуралистический генотеизм. 2. Человекоподобное одухотворение генотеизма а эстетическое облагорожение б утилитарная секуляризация римляне в трагико-этическое углубление германцы . 3. Теологическая систематизация генотеизма а натуралистический монизм египтяне б половинный натурализм персы. II. Супранатурализм. 1. Отвлечённый монизм или идеалистическая религия спасения а акосмизм браманы б абсолютный иллюзионизм буддисты . 2. Теизм а первоначальный монотеизм пророки б религия закона или религия гетерономии мозаизм, иудейство, попытки реформ, в том числе ислам с реалистическая религия спасения христианство. Классификация религий по К. П. Тиле 1876 . I. Религии природы. 1. Полизоический натурализм гипотетический . 2. Полидемонически-магические религии с господством анимизма религии дикарей . 3. Очищенные или организованные магические религии.

Политеизм с обожествлением людей и животных а неорганизованные религии японцев, дравидийцев, финнов и эстов, древних арабов, древних пеласгов, италийских племён, этрусков, древних славян б организованные религии полукультурных народов Америки, древняя китайская государственная религия, религия египтян . 4. Поклонение существам, имеющим человеческие формы, но сверхчеловеческое могущество, и существа полуэтического характера.

Антропоморфический политеизм религии ведических индусов, древних персов, позднейших вавилонян и ассириян, культурных семитических народов, кельтов, германцев, эллинов, греков и римлян. II. Этические религии спиритуалистичнски - этические религии откровения . 1. Национальные номистические номотетические религиозные общества таоизм и конфуцианство, браманизм, яинизм, маздеизм, мозаизм и иудейство . 2. Всемирные религиозные общества буддизм, христианство, ислам. Классификация религий по Г. Зибеку 1893 . Религии природы, религия мирового утверждения без этического определения религии народов, не дошедших до культурного состояния. Религия нравственности, представляющая много степеней мексиканцы, перуанцы, аккадцы, китайцы, египтяне, индусы, персы, римляне высшую степень образует здесь греческая религия. Переход от религии нравственности к религии спасения составляет иудейство.

Религия спасения, обращенная в одну сторону в смысле отрицания мира буддизм.

Положительная религия спасения христианство.

Возврат к религии нравственности ислам. Существует также глубокая и серьёзная классификация религий, связанная с определением структурных элементов их вероучений. Эта классификация пользуется такими терминами, как теизм, атеизм, монотеизм, политеизм и т. д. Эта классификация хороша, но незавершена. Каждое вероучение должно раскрывать человеку смысл его жизни, опираясь, во-первых, на указание сил, которые властвуют над миром и человеком, во-вторых, на указание целей, которые человек в данных условиях может преследовать. Данное раздвоение обусловлено тем, что жизнь человека, с одной стороны, есть страдание, пассивная растрата жизненной энергии, вынуждаемая внешними обстоятельствами, властвующими над миром силами и законами, а с другой, она есть активная трата сил, свободная реализация замыслов.

В той мере, в какой человеку не хочется тратить силы и в какой он вынужден это делать под давлением обстоятельств, трата сил является страданием и злом но, так как жизнь невозможна без траты сил. Последняя должна стать благом.

Таким образом, трата сил сначала должна быть объяснена как необходимое зло, а затем оправдана как возможное благо. Жизнь в контексте её объяснения, то есть жизнь как результат давления обстоятельств, есть судьба человека жизнь в контексте её оправдания, т. е. жизнь как результат осуществления человеческих стремлений, есть его миссия. При этом миссия складывается на основе той надежды, которую оставляет человеку его судьба. Так, если в мире властвует закон справедливости, нет смысла рассчитывать на простое везение если же в мире безраздельно властвуют слепые стихии, сильнее которых ничего нет, бессмысленно просить о милости Бога. Два осуждения, одно из которых описывает определяющую силу, другое - цель человеческой жизни, связанные друг с другом, образуют формулу, резюмирующую то или иное вероучение.

Какие силы определяют человеческую жизнь, согласно религиозным вероучениям? В этом вопросе религии традиционно разделяются на два лагеря - языческие и теистические.

Теизм - это учение о безраздельной власти над миром одного живого существо - Бога. В рамках теизма объяснение судьбы человека также может варьироваться одни религии признают, что Бог властвует над миром и человеком совершенно произвольно, другие же, что Его власть опосредована специальным договором между Богом и людьми, и этот договор может иметь разные формы. Соответственно, первые призывают человека быть угодным Богу любой ценой, вторые же требуют соблюдения закреплённых в договоре Божьих заповедей.

Язычество - это класс религий, признающих верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости, согласно которому все награды и наказания, постигающие человека, так или иначе заслужены им. Поэтому, чтобы нечто получить, человек должен стать достойным награды, в противном случае он своего никак не добьется. Справедливость может осуществляться самыми разными способами. Во-первых, она может осуществляться благодаря всемирному закону справедливости, или закону этической причинности.

Во-вторых, справедливость может осуществляться волей властвующих в мире богов, которые могут быть организованы по-разному - иерархически и беспорядочно, с верховным богом и без него, дуалистически т. е. двумя лагерями - добрых богов и злых и монистически без такого разделения. В язычестве чаще всего говорится о власти множества богов политеизм, но может и признаваться и единоличный бог монотеизм, однако в этом случае его власть не может быть безраздельной и она ограничивается, во-первых, властью принципа справедливости, во-вторых, какими-либо иными мировыми силами например, непреодолимым пассивным сопротивлением инертной материи. В-третьих, справедливость может осуществляться не непосредственно заслужил - получил. Она может осуществляться в группе людей, когда каждый отвечает за всю группу, в перерождениях, когда в каждой последующей жизни человек отвечает за предыдущую, в загробной жизни, когда человек отвечает по итогу всей своей жизни и т. д. Существует ещё много вариантов мировой справедливости, и все они, составляя вероучения по отдельности и комбинируясь друг с другом, образуют богатейшее разнообразие язычества. Если теистические вероучения опираются на признание безраздельной власти Бога, а языческие - на признание верховенства принципа мировой справедливости, то на что же опираются секулярные вероучения? Ответ достаточно прост одни вообще отказываются называть предельные мировые силы, считая, что человек этого знать не может другие же считают, что над миром властвуют слепые бездушные стихии или слепой бездушный закон причинности, безразличной к заслугам человека. Соответственно, первые призывают человека либо вообще отказаться от жизненных целей, либо найти способ узнать их из достоверных источников, вторые же предлагают ему достичь намеченных целей всеми доступными человеку способами.

Следует учесть, что религии, в том числе самые древние и экзотичные, никогда не были каким-то периферийным добавлением к жизни, вроде некоего особого развлечения.

Каждая религия, какой бы фантастичной она ни казалась современному европейцу, вырастает из самой жизни людей и эту жизнь определяет, причём определяет во всём - от самого главного да мелочей.

Любое вероучение явилось не просто результатом внезапного мистического наития, произошедшего на пустом месте, или отвлечённого размышления, которому предаются от скуки оно всегда открывается в моменты тяжелейшего духовного и экзистенциального кризиса, иногда человек ищет новый жизненный путь и решает для себя важнейшие, насущнейшие проблемы существования, включая как элементарное выживание, так и бытие сверхсложной цивилизации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Религии мира различаются между собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности.

Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми.

Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни.

Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства.

Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия. Религии конкурируют друг с другом за души людей. Последователи разных религий всевозможными способами борются друг с другом за господство. Религии объявляют друг друга ложными, вредными и преступными учениями. Они поглощают друг друга и распадаются на течения. И тем не менее все религии равноценны.

Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая. В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядоченое движение секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.

Все вероисповедания имеют одинаковую ценность и значение для развития мировой культуры. Все они жизнеспособны и имеют право на существование. Всякая религия пригодна для обеспечения жизни людей. Каждая может отстоять себя перед лицом духовных конкурентов, развивая своё учение, и перед лицом вооружённых врагов, вдохновляя на борьбу своих последователей. Все могут похвастаться древностью своих корней, и все имеют перспективу в дальнейшей мировой истории. Все достойны быть выраженными и воспетыми в произведениях искусства.

И каждая достойна самого пристального изучения. Чтобы узнать любую религию, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Всякая религия является плодом действия этих закономерностей и выражением этих потребностей. В то же время, любая религия влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.

Многообразие религий охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все религии живы сегодня - многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных религий, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством.

СЛОВАРЬ. Апология - неумеренное, чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь. Аскетизм - ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перенесение физ. боли, одиночества. Бихевиоризм - ведущее направление американской психологии 20 в. Предмет психологии не сознание, а поведение, понимание как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов на воздействие внешней среды.

Браманизм - то же, что и брахманизм - одна из древнейших религий рабовладельческого общества, возникшая в Индии, сменившая ведизм. Гностицизм - религиозное течение поздней античности, вылившееся в ряд раннехристианских ересей. Деизм - религиозно - философская доктрина, кот признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший природу и давший ей законы и движение. Догма - положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учёта конкретных условий.

Дхарма - одно из центральных понятий философии и религии индуизма, имеющая несколько значений царящий над миром вечный моральный закон, нравственно - социальное установление для правильной жизни. Имманентность - нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Кант Эммануил - 1724 - 1804 нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Идеи бога, свободы, бессмертия постулатами практического разума, необходимой предпосылки нравственности.

Конфессия - церковь, вероисповедь. Космология - физ. учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств той части вселенной, кот доступна для подробный наблюдений. Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы всего существующего. Наитие - озарение. Оккультизм - учение, признающее существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для посвящённых, прошедших специальную психическую тренировку.

Сатанизм - религиозное движение, сформировавшееся в эллинистическую эпоху в Месопотамии. Форма противостояния традиционным религиям - злое, сатаническое начало. Секулярные учения - освобождающие общественные и индивидуальные сознания от влияния религий. Семантика - значение единиц языка. Синкретизм слитность, нерасчлененность, неразвитое состояние чего-либо. Софизм - Ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном нарушении правил логики.

Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира. Бог стоит над миром и над человеком. Фрустрация - психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования какой-либо значимой для человека цели, потребности. Эмпиризм - философское направление, признающее чувств. опыт единственным источником достоверного знания. Экзистенциализм - иррационалистическое направление буржуазной философии, возникшей в нач. 20 в. В России, как выражение кризиса буржуазного общества. Эскапизм - стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религии мира как предмет познания

Но что не требует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и… Наверно только в наше время, после перестройки , можно сказать, что всё стало… И даже иногда даже самый ярый атеист, в сложную ситуацию или просто в размышлениях с собой, сам себе посомневается в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ РЕЛИГИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. Чтобы рассматривать религию, необходимо вычленить её из общей системы культуры, отделить от других, близких к ней культурных составляющих. Для этого нужно рассмотреть пр

Религия и история
Религия и история. которая также распадается на два вопроса 1 существует ли влияние религии на историю или истории на религию? 2 как возможна история религии и что может сделать историческая наука

Религия и философия
Религия и философия. Бесспорно, что первичные сведения о той или иной религии мы получаем именно благодаря истории, филологии, археологии, этнографии, социологии, психологии, искусствоведению с дан

Вероучение и религиозная философия
Вероучение и религиозная философия. В большинстве пособий, посвящённых религиям, основные вероучительные вопросы рассматриваются под рубрикой религиозная философия. Однако, хотя настоящее пособие с

Религия и мораль
Религия и мораль. Большая путаница существует у нас понятиями мораль, нравственность и этика. Часто почему-то говорят о морально-нравственных или морально-этических принципах, проблемах и т. п. Нел

Религия и мифология
Религия и мифология. Поначалу так называемая мифологическая школа не ставила вопроса о соотношении религии и мифологии в прямой форме, так как религией в то время считались лишь сложные вероучения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги