Исихазм как стержень православной духовности

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет Кафедра истории, права и философии Реферат к кандидатскому экзамену по философии Тема исихазм как стержень православной духовности Выполнил аспирант Чернов А.А. Подпись Проверила доцент, кандидат философских наук Чуфистова Л.И. Подпись Тамбов 1999 Содержание Введение 1. Генезис российской философской мысли 2. Этапы развития исихастской традиции 3. Философский анализ феномена исихазма 4. Встреча древней традиции с современным мышлением 5. Энергия как ключевая категория исихастской модели реальности 24 Заключение 28 Список литературы 30 Введение Традиция исихазма, или священнобезмолвия, признанная квинтэссенцией православного религиозного типа и стиля, создала и накопила комплекс наблюдений, подходов, практик, охватывающих важнейшие стороны природы и деятельности человека.

Это - своего рода междисциплинарное знание о человеке, которое сведено в строгое единство и цельность оно всюду подчинено единому взгляду на человека, единой концепции сознания и единой задаче, что состоит в осуществлении определенной антропологической стратегии. В типологических и историкокультурных аспектах феномен православного исихазма стоит в ряду мировых традиций духовной практики, мистических или мистикоаскетических школ с детальным каноном и многовековой историей, каковы йога, дзен, даосизм, суфизм.

Все названные традиции давно уже стали предметом пристального изучения и даже массового интереса, поскольку обнаружилась их несомненная ценность как для наук о человеке, так и в широком плане современных духовных поисков. В последние десятилетия сложилась новая рецепция древних традиций, как в научном, так равно и в массовом сознании произошла их интеграция в сегодняшний духовный, культурный и научный контекст.

Бесспорно, этот процесс имел свои негативные стороны, издержки он далеко не обошелся без элементов редукции, вульгаризации, рыночной эксплуатации древней мудрости.

И все же в сути своей его следует признать нужным и плодотворным. В опыте древних школ современному человеку открываются новые пути осмысления реальности и новые ресурсы в его собственной природе. С исихастской традицией не происходило подобного процесса, но все же частичные признаки, отдельные элементы его налицо, число их растет и в той или иной форме процесс окажется, вероятно, неизбежен.

Но ситуация здесь имеет существенные отличия. Открытие современным Западом восточных традиций означало их восприятие и усвоение в культуре, до этого им чуждой и незнакомой с ними. В противоположность этому, обращение к наследию исихазма в современной России значит отнюдь не открытие экзотической новинки, но возрождение важной составляющей в жизни Православия, действующей религии, связанной органически со всею судьбой страны.

Поэтому новая рецепция традиции исихазма должна начинаться с того, чтобы увидеть и понять традицию в ее истинном существе, религиозном и мистическом, и на ее истинном месте, в ядре православной церковности. 1.

Генезис российской философской мысли

Милюков мечтал водрузить православный крест на храм Св. Резиденция правителей России - Московский Кремль сознательно и целенап... После рассмотрения внешних по отношению к философии исторического, гео... . Григорию Назианзину и пророку Соломону, он пережил пророческий сон, гд...

Этапы развития исихастской традиции

Этапы развития исихастской традиции. Мистический путь подвиг при этом структурировался как иерархия форм ил... В отличие от всей античной, а также и всей восточной мистики, путь Обо... Вопервых, происходит выработка практических форм, наиболее адекватных ... Это явное противоречие стало одним из стимулов дальнейшего продумывани...

Философский анализ феномена исихазма

Сегодня этот тип философии уже принадлежит истории, и современная мысл... Здесь есть разнообразные феномены сознания, феномены человеческой деят... Как ясно уже, намечаемая философия должна занять в отношении его совсе... Первым конкретным способом такого отрыва от антропологического поля, о... В терминах Фуко этот подход не ограничивается докритическим анализом а...

Встреча древней традиции с современным мышлением

В подобном опыте аспекты организации, проверки, истолкования должны бы... Аристотелевский органон адекватен уразумению фюсис, а Традицией, являе... Наше познающее сознание сознание научное, хотя и участное выступает и ... Из главных этапов в философской истории понятия, связанных с именами А... Внутренний опыт Sеlbsterfahrung есть, в первую очередь, осознание собс...

Энергия как ключевая категория исихастской модели реальности

Ключевая категория исихастской модели реальности - энергия и, соответс... 8 В IX книге Метафизики вводится в едином комплексе и взаимосвязи с и,... Понятая как чисто эссенциальный дискурс, метафизика Аристотеля описыва... В возникающем дискурсе энергии реальность утрачивает тотальную эссенци... все вышеизложенное является лишь бледным эскизом, грубой схемой, слабы...

Список литературы

Список литературы 1. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры к интерпретации отечественной философии. Вопросы философии. 1994. 1. 8. Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии. Вопросы философии.199 10. Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихасткой традиции. Вопросы философии. 199.