рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вертикальная структура дома

Работа сделанна в 2002 году

Вертикальная структура дома - Дипломная Работа, раздел Религия, - 2002 год - Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры Вертикальная Структура Дома. Вертикаль Жилища Делится Условно На Три Части И ...

Вертикальная структура дома. Вертикаль жилища делится условно на три части и каждая из них имеет свою символику, смысл и значение.

А.К.Байбурин называет это деление трехчастным вертикальная плоскость жилища трехчастна.

Две границы пол и потолок делят ее на три зоны чердак, жилое пространство и подполье, каждой из которых приписывается определенное содержание666 6. Деление дома по вертикали на три части отображало трехчастную систему мира в мифологическом представлении восточных славян.

В мифологической традиции Космос - это мировоззрение, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом принципом Вселенная Всем мифологическим системам присущ общий набор черт, определяющих Космос. Он состоит из верхнего мира небо, среднего мира земля и нижнего мира подземное царство, преисподняя 667 7. Более упрощенно эта структура мира отразилась в более архаичных домах, где в роли границ выступали крыша и земляной пол, делившие космическую вертикаль на небо -дом - подземелье668 8. Здесь можно также проследить противопоставление свет - тьма, только присутствует еще и средняя часть, как бы между абсолютной тьмой и абсолютным светом, пространство, где живут люди. Поэтому очень важна семантика крыши, потолка и пола как границ верхняя граница жилища - крыша.

Она осмыслялась не только как граница между верхом небом и низом миром людей, но и между внешним и внутренним применительно к вертикальной плоскости669 9. Существовала особое отношение славян к идее покрытости - непокрытости, все, что покрыто и имеет верхний предел оценивалось положительно, непокрытое - отрицательно.

Внутренними границами вертикального плана жилища являются пол и потолок. Пол - нижняя граница жилого пространства и отделяет его от подполья, а потолок - верхняя граница и отделяет его от чердака, что делает структуру жилища трехчастной770 0. Таким образом, пол и потолок символизируют некие границы между подземным миром или преисподней миром людей и небом.

Хотя в то же время, пол и потолок являются границами между внешним и внутренним, также как стены. Но на этом их семантическое значение не заканчивается. Существуют другие значения потолка и пола. Пол стелился поперек так называемых переводин, в направлении фасад - выход, что приобретает значимый характер в некоторых обрядовых ситуациях. В свадебной обрядности прослеживается связь половиц с идеей пути771 1. Так, например, сваха, являясь с предложением к родителям невесты, старается усесться на лавку так, чтобы половица из-под ее ног шла прямо к двери думают, что это содействует успеху дела, и родители согласятся выдать невесту772 2. Таким образом, пол имеет различные семантические значения ограничительная функция от подполья, а также передача идеи пути как в свадебных, так и в похоронных обрядах.

Если пол входит в комплекс представлений о низе, то потолок - о верхе, но как и с полом, с потолком связываются в некоторых ситуациях представления о пути в иной мир, хотя верхний путь в отличие от нижнего, используется лишь в крайних случаях, например, потолок разбирают полностью или частично, если умирает знахарь773 3. При трудной смерти колдуна, знахаря, ведьмы в потолке сверлили дырку, разбирали его или вынимали одну доску, открывали слуховое окошко на чердак, чтобы облегчить душе выход774 4. Кроме того, потолок является полом чердака и верхней границей освоенного, жилого пространства. В разных обрядах стучание в потолок можно трактовать как призывание духов - покровителей дома, оповещение их о важных событиях в семье.

Так, в восточнославянском свадебном ритуале перед началом дележа каравая сват или другой свадебный чин стучал в потолочную балку.

В Сербии перед отъездом на венчание брат невесты выводил ее к жениху и стучал топором по стене или в потолок, произнося приговор, после чего жених целовал невесту775 5. С потолком связана также символика возрастания и, следовательно, богатства, роста, плодородия в рождественский сочельник во многих славянских традициях принято с благопожеланиями бросать в потолок горсть кутьи, гороха, зерна.

По тому, прилипнут зерна к потолку или нет, судили об урожае, роении пчел или успехе в хозяйственных делах. На крестинах горшок обрядовой каши ставили на балку под потолком, чтобы ребенок хорошо рос776 6. Однако семантика верха в жилище кроме идеи плодородия и роста, как позитивных моментов жизни, представляет собой еще негативный аспект чужого, незнакомого, далекого, неосвоенного.

Потолок, являясь полом чердака, т. о. С ним связан. Чердак является неотъемлемой частью вертикальной структуры жилища. Это верхняя ее часть, пространство между крышей и потолком. Чердак выделился с появлением потолка, который ограничил и несколько сузил свое пространство дома. Это периферия жилища, в связи с чем он приобретает семантику чужести 777 7. Чердак - поволока, верх, вышка укр. горище, гора бел. верх, сельник, покот. Олицетворяет периферию, со всем присущим ей спектром негативных значений, порожденных как бы полуосвоенностью этой зоны, контролируемой не только человеком, сколько нечистой силой.

В пространственном отношении чердак сопоставляется не с жилой зоной, а с подпольем778 8. Таким образом, чердак - как некая сакральная зона принимал участие в различных обрядах и с ним связаны некоторые народные поверья. Чердак считался одним из мест обитания семейного духа - покровителя. По русским поверьям, домового среди мест обитания которого называют также чердак, угощали в первый день Пасхи или на заговенье относили на чердак кусок мяса или чашку молока.

На чердаке оставляли примирительную жертву для рассерженного домового если положенный там хлеб наутро исчезал, то считалось, что домовой простил хозяев779 9. Сходные обычаи можно найти и в культуре хантов и манси. И. Н. Гемуев тоже пишет, что в мансийском жилище местом наивысшей сакральной значимости являлся именно чердак, где находились семейные пубы - духи покровителя дома и семьи, а также некоторые другие предметы культовой атрибутика880 0. Этот автор также выдвигает предположение, что чердак использовали как священное место для жертвоприношения в селении не было чистого, нетоптанного места, пригодного для размещения святилища чистое место стали создавать искусственно, используя для этого потолок и чердачное помещение пространство в целом.

Действительно, потолок пол чердака в принципе был подвержен осквернению - даже при строительстве дома женщины не могли, например, влезть на сруб, чтобы помочь мужчинам женщина у манси считалась нечистым существом и ей запрещалось заходить на чердак 881 1. В связи с использованием чердака как места для жертвоприношения, прослеживается связь вертикальной структуры дома и символа древа жизни.

Символ древа жизни является одним из основных элементов мифологической структуры народов мира, в том числе и восточных славян. Точно так же как и дом, древо жизни символизирует собой отделение Космоса от Хаоса. Мирча Элиаде пишет что в традиционных обществах Космос воображается в виде гигантского дерева способ существования Космоса, и в первую очередь его способность к бесконечному возрождению символически уподобляются жизни дерева882 2. Кроме того, Древо жизни воплощает собой вертикаль связи между тремя мирами подземельем преисподней, землей и небом.

М.Элиаде называет его также Осью мира, центром мира, инструментом сообщения Земли с Небом или от Преисподней883 3. Трехчастная структура мира у восточных славян переносилась и на структуру вертикали дома, который в их мировоззрении являлся маленькой вселенной и должен повторять ее строение.

Именно отсюда происходит деление дома на подполье, жилую часть и чердак. Определенные соответствия между мировым деревом и домом имеются у манси широко известен обычай манси и хантов стрелять из лука в вершины особо почитаемых деревьев. Подобно этому стреляли из лука вверх в доме после медвежьего праздника, а стрела оставалась в слеге до следующего медведя884 4. Если чердак соответствовал верхушке мирового дерева или небу, то подполье в доме - его корням ил преисподней.

Таким образом чердак является более светлой, небесной частью дома чем подполье. Подполье связано с представлениями о домовом. Другие его излюбленные места - на чердаке, под печью, в конюшне, в голбце, под шестаком и под порогом885 5. Отсюда видно, что чердак и подполье связаны с домовым, а значит с культом предков, идолом которого и является домовой. Подполье, как и всякая периферия, непосредственно соотносится с внешним миром, со стихиями, также культ предков и это обычное место захоронения некрещеных младенцев886 6. Подводя итоги данной главы, можно сказать, что дом восточных славян и его структура отражали определенную картину мира, т.е. дом отождествлялся с Древом жизни как инструментом отделения Космоса из Хаоса, безопасного для человека пространства из окружающей природы, упорядоченное жизненное пространств.

При делении по вертикали дом представлял собой то же дерево, сохраняя структурные соответствия корни - подполье - преисподняя, ствол - жилое помещение - земля, крона или верхушка дерева - чердак крыша - небо. Все эти соответствия отражены в славянских верованиях, поверьях, обрядах свадебных и похоронных. Каждый элемент структуры дома выполнял свою функцию, дополняя и обогащая картину мира славян.

Само строительство дома повторяло собой акт сотворения мира. Т.е. отделения Космоса от Хаоса. Космоса, имеющего трехчастную структуру, как Древо жизни, и как само жилище восточных славян.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Отражение языческой картины мира восточнославянских народов в предметах материальной культуры

Актуальность изучения этой темы заключается в том, что в настоящее время, в условиях перехода России из одного государственного строя в другой,… Для этого нужно изучить исторические корни религии. Дело в том, что язычество… Стоит отметить, что в обыденном сознании утвердилось мнение, что язычество - полный антипод христианства.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вертикальная структура дома

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дом как модель мира
Дом как модель мира. Исследуя историю язычества древних славян, такие ученые как Д.К.Зеленин, П.Г.Богатырев, Б.А.Рыбаков пришли к выводу, что язычество являлось первоосновой не только из духовной ж

Горизонтальная структура дома
Горизонтальная структура дома. Рассматривая горизонтальную структуру восточнославянского жилища, следует сперва уточнить, что представлял собой традиционный славянский дом. Нужно сказать, что сущес

Семантика дверей и окон
Семантика дверей и окон. Помимо функции определения картины мира, дом выступал олицетворением границы между человеком и внешним миром. Это одна из главных функций дома выделить и ограничить

Примечания
Примечания. Гл. I, 1. 1. Замалеев А. Ф Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л 1991, с. 18-19 2. Иванов С. Магическая семерка Наука и религия. 1990. 2, с.35 3. Бай

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги