рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История даосизма

История даосизма - Реферат, раздел Религия, Даосизм и его влияние на китайскую культуру История Даосизма. Говоря О Китайской Культуре, Мы Привыкли Рассматривать Ее К...

История даосизма. Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное.

Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай тогда царство Чжоу был разделен, начиная с середины I-ro тыс. до н.э на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе. В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов.

И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций.

Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности. Основателем даосизма традиционио считается Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв до н.э. и перед тем как уйти навсегда из Китая на Запад, оставивший у начальника пограничной заставы Инь Си изложение своего учения под названием Дао-дэ цзин. В Дао-дэ цзине речь идет о едином первоначале всего сущего единой субстанции и одновременно мировой закономерности Дао. Это понятие дало название даосизму дао цзяо. Впрочем как уже было сказано, ничего собственно даосского в самом понятии дао нет, это одна из важнейших категорий всей китайской культуры.

Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого даосского мыслителя, Чжуан-цзы IV-III вв. до н.э автора трактата, названного его именем. Впрочем, Чжуан-цзы даже не хочется называть сухим словом трактат так много в нем парадоксов, притч, эксцентричных образов, перетолкованных в духе даосской философии и литературного блеска.

Для мировоззрения Чжуан-цзы огромное значение имела концепция уравнивания сущего ци у, согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нем нет места четким границам между вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности.

Для традиционной китайской философии была нехарактерна вера в бессмертие конкретно души. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне 6 натуралистически как утонченная материально-энергетическая субстанция ци. После смерти тела это ци рассеивалось в природе. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ животных по и мыслящих хунь. Тело выступало единственной нитью, связывающей их воедино.

Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие шоу стало одной из важнейших ценностей китайской культуры. Однако, даосизм не удовлетворился идеалом простого физического, пусть даже и бесконечного, продления жизни. Истинный даосский бессмертный сянь в процессе движения по пути бессмертия радикально трансформировал, преображал свое тело, которое согласно даосскому учению приобретало сверхъестественные силы и способности умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже сжимать время.

Но основная трансформация в процессе занятий даосской медитаций - духовная бессмертный в полной мере ощущал и переживал даосскую картину мира, реализовывая идеал единства единотелесности со всем сущим и с Дао как таинственной первоосновой мира. Путь к бессмертию по даосскому учению предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки, во многом напоминавшей индийскую йогу. Она предполагала как бы два аспекта совершенствование духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерца-нием Дао и единства мира, единением с Дао. Применялись и различные сложные визуализации божеств, символизировавших собой особые состояния сознания и типы жизненной энергии.

Второй заключался в специфических гимнастических даоинь и дыхательных син ци упражнениях, сексуальной практике для поддержания энергетического баланса организма и занятиях алхимией. Именно алхимия и считалась высшим путем к обретению бессмертия.

Алхимия разделялась даосами на два типа - внешняя вэй дань и внутренняя нэй дань. Из них только первая являлась алхимией в собственном смысле этого слова. Она предполагала создание в алхимической реторте как бы действующей модели космоса, в котором под воздействием огня вызревает эликсир бессмертия.

Главное отличие китайской алхимии от европейской ее исходная теснейшая связь с медициной в китайской алхимии даже золото изготовлялось как эликсир бессмертия. Даосскими алхимиками был накоплен ценнейший эмпирический материал в области химии и медицины, значительно обогативший традиционную китайскую фармакологию. К Х в. внешняя алхимия пришла в упадок, и ей на смену пришла внутренняя алхимия. Она представляла собой алхимию только по названию, поскольку была ничем иным, как упорядоченным комплексом сложных психофизических упражнений, направленных на трансформацию сознания адепта и изменение ряда его психофизиологических параметров.

Однако, она заимствовала у собственно алхимии ее терминологию, способы описания 7 практики, сделав названия минералов и веществ символами психофизических процессов и их структур. Последователи внутренней алхимии исходили из положения о полном подобии микрокосма и макрокосма, человеческого тела и вселенной.

А раз в теле человека есть все, что есть и в космосе, то нет никакой необходимости создавать его модель в тигелях и ретортах само тело является подобной моделью. Следовательно, можно создать новое бессмертное тело из веществ, соков и энергий собственного тела. Особое внимание в практике внутренней алхимии уделялось управлению энергиями, протекающими, согласно ее теории, по особым каналам цзин тела, и накапливающимися в особых резервуарах дань тянь, инд. чакры.

Управление же энергиями достигалось при помощи концентрации сознания и визуализации ци гун. Подобно внешней алхимии, внутренняя также собрала весьма богатый материал для китайской медицины. Даосизм иногда называют национальной религией Китая, но это определение не совсем верно. Во-первых, даосизм распространился и среди некоторых других народов, живущих по соседству с китайцами. Во-вторых, дао-сы не только не проповедовали свою религию в обществе, но, напротив, тща-тельно скрывали свои секреты от непосвященных и даже не позволяли мирянам присутствовать на наиболее важных молебнах. К тому же даосизм всегда был разделен на множество самостоятельных сект, где искусство Дао передава-лось от учителя к ученику в тайне от посторонних.

Тем не менее даосизм без преувеличения можно назвать подлинным фоку-сом китайской культуры, ведь он обеспечивал преемственность между элитар-ной мудростью Дао и верованиями простонародья, принципами внутреннего совершенствования и всем жизненным укладом китайцев. Для даосов их религия была лишь чем-то вроде полезной иллюзии, ведь образы богов, как и весь видимый мир, представляли собой, по их понятиям, только отблески сокровенного Дао. Служа свои молебны, даосы в действительности не поклонялись духам, а, скорее, вовлекали их в беспредельную гармонию Великой Пустоты.

Вместе с тем самое существование божеств, как и всего мира форм, являющего собой превращенное тело Дао, оставалось для даосов совершенно необходимым. 8

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Даосизм и его влияние на китайскую культуру

В одних источниках даосизм называли философией. В других - религи-ей. В третьих - философией, постепенно трансформировавшейся… Ну, посудите сами, можно ли было не заинтересоваться подобной темой 3 Введение. Что такое даосизм Вопрос этот с давних…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История даосизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отцы даосизма
Отцы даосизма. Наверное, главная особенность даосской мысли состоит в том, что это мысль, во всех своих проявлениях обращенная к истокам вещей истоку времен, сокрытых в незапамятных глубинах

Дао и другие основные понятия даосизма
Дао и другие основные понятия даосизма. иероглиф дао. Он состоит из двух частей шоу - голова и дзоу - идти, поэтому основное значение этого иероглифа - дорога, но в дальнейшем этот иероглиф приобре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги