рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Даосизм и его влияние на китайскую культуру

Даосизм и его влияние на китайскую культуру - Реферат, раздел Религия, Реферат По Культурологии Студентки Группы М Ю - 103 Математического Колледжа...

Реферат по культурологии студентки группы М Ю - 103 Математического Колледжа Пономаревой М. И. Тема Даосизм и его влияние на китайскую культуру.Москва, 1 Оглавление. Оглавление стр.1. Почему я выбрала именно эту тему Актуализация реферата стр.2. Введение .стр.3. История даосизма стр.5. Отцы даосизма стр.8. Дао и другие основные понятия даосизма стр.12. Заключение стр.15. Библиография стр.2 Почему я выбрала именно эту тему Почему я выбрала именно эту тему для своего реферата Почему я пишу его именно о даосизме Дело в том, что лично я предпочитаю делать такого рода работу не о том пред-мете, который я знаю хорошо, а о том, что я знаю плохо, о том, в чем не разбира-юсь, о том, что мне будет интересно изучить просто для себя. Даосизм - это именно такая тема. В литературе, которую я читала еще до начала писания оного реферата, о даосизме было написано что-то очень приблизительно-невнятное.

В одних источниках даосизм называли философией.

В других - религи-ей. В третьих - философией, постепенно трансформировавшейся в религию. В чет-вертых говорилось, что даосизм - это ни философия, ни религия, а вообще искусст-во. Пятые источники настаивали на том, что даосизм нельзя отнести ни к филосо-фии, ни к религии, ни к искусству, и вообще это черт знает что к коей точке зрения постепенно склоняюсь и я. В каких-то-там-по-счету источниках утверждалось, что даосизм вообще не цельное явление, а просто жили давным-давно некие авторы, писавшие о своих мистических переживаниях, а их какие-то дураки зачем-то назвали отцами даосизма.

Ну, посудите сами, можно ли было не заинтересоваться подобной темой 3

Введение

Введение. Что такое даосизм Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось очень сложно. Ибо даосизм понятие весьма многомерное и многозначное. Само слово дао вовсе не является исключительным достоянием даосизма.

Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы приверженцы Дао. И хотя это понятие дало название даосизму дао цзяо, ничего собственно даосского в нем нет. Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Специ-фично лишь ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве Дао путь нрав-ственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао космологизируется, приобретая значение высшего первоприн-ципа, мировой субстанции, источника бытия всего сущего.

Даос живет тем, что живо вовеки капиталом духа. Даосизм есть прежде всего оправдание традиции. Правда Дао это то, что дается нам прежде, чем мы познаем сами себя, и она есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем. Что же это Классики даосской тра-диции дают по видимости туманный, а по сути очень точный ответ все то, что существует само по себе цзы жань, что не порождено людским умствова-нием и озабоченностью, что не несет на себе печати натуги, напряжения, насилия.

Мудрость приверженца Дао это не знание и не искусство, а некое умение совершенно неумелое не затемнять суетным деланием великий покой бытия. Даосизм, таким образом, воплощает самую сердцевину восточной мысли, всегда требовавшей от человека обрести полноту своего бытия через самоустранение, явить глубину нежелания, которая таит в себе самое одухот-воренное желание. Поэтому даосизм не является философией в классическом понимании этого слова, ибо он не интересуется определениями понятий, логи-ческими доказательствами и другими процедурами чистого умозрения.

Не яв-ляется он и религией трансцендентного Бога, требующего от своих поклон-ников веры и послушания. Его нельзя, наконец, свести и к искусству, мастер-ству, практике в собственном смысле слова, ибо мудрость Дао не утверждает необходимости что-нибудь делать. Скорее, даосизм - это путь цельного суще-ствования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются собранными в свободном, беспредельном, хаотическом единстве и сюй. Такое единство, как и большинство основных понятий даосизма, насквозь парадоксально, и потому даосские учителя умолкают, когда у них просят это объяснить.

Как сказано в Дао-дэ цзин, главном каноне даосизма Знающий не говорит, а говорящий не знает. И в другом месте Когда низкий человек слышит о Дао, он смеется.

Если бы он не смеялся, это не было бы Дао. Даосские мудрецы ничего не доказывают и не проповедуют. Они даже не учат какому-нибудь определенному образу жизни. Их цель - дать верную жиз- 4 ненную ориентацию, указать путь к средоточию жизненного опыта вечно отсутствующему и вездесущему. Не будучи в строгом смысле, как уже говорилось, ни философией, ни религией, даосизм сочетает в себе черты того и другого. По учению даосов, воистину существует лишь великое Дао предвечное, бесконечное, немыс-лимое, не имеющее образа, вкуса или запаха, никем не сотворенное, оно само себе ствол, само себе корень, охватывающее и вмещающее в себя все сущее.

Даосы называют его высшим Учителем, небесным предком, матерью мира или творцом вещей, но они не ждут от него конкретной заинтересованности в их личной судьбе или судьбе Вселенной, ибо в мире все происходит само собой, каждое мгновение времени и каждая частица бытия совершенно самодостаточны.

Это означает, что и само Дао не является, в сущности, принципом мироздания. Дао, утверждается в даосской литературе, не может владеть даже собой, оно обладает, не владея. Дао ежемгновенно и непрестанно изменяется, теряет себя в мире конечного и преходящего. Но, поистине, нет ничего постояннее непостоянства - в своем самопревращении Дао пребудет вечно. Отсюда то важное место, которое занимает в даосизме учение о космо-генезе - творении всего сущего. Даосы учат, что мир возник из первозданного Хаоса, который они именуют также Единым дыханием и ци, Изначальным дыханием юань ци или Великой пустотой тай сюй. Творение же мира есть результат самопроизвольного деления первичной целостности Хаоса. Сначала Хаос, или Единое дыхание, разделилось на два полярных начала мужское, светлое, активное Ян и женское, темное, пассивное Инь из двух начал выделились четыре образа, соответству-ющие четырем сторонам света четыре образа породили восемь пределов мироздания и т.д. Эта схема записана в древнейшем китайском каноне И цзин Книга Перемен, содержащем общий для всей китай-ской традиции свод графических символов мирового процесса Дао. Мир, по представлениям даосов, есть превращенное Единое, плод метаморфозы Дао. В даосской традиции в этой связи говорилось и о превращении первочеловека, каковым считался полулегендарный осново-положник даосизма и верховное божество даосской религии Лао-цзы. Мир для даосов это превращенное тело xya шэнь Лао-цзы. А это значит, что между сердцем человека и телом предвечного Дао существует глубо-чайшая внутренняя связь.

Человек и мир в даосизме нерасторжимы и взаи-мозаменяемы.

Тема превращения, творческих метаморфоз бытия центральная тема даосской мысли.

Для даосов ни формы, ни бесформенное не являются реальными. Или, как говорится в даосских книгах, пустота не может одо-леть десять тысяч вещей. Подлинная реальность для даосов это самое превращение. Даосы мыслят в категориях не сущностей или идей, а отнощений, функций, влияний.

Для них в мире ничего нет, но сами связи между вещами, несомненно, реальны. Истины, может быть, вовсе нет. Но метафора истины, бесчисленные отблески реальности точно существуют. Итак, даосская картина мира это бесконечно сложный, подлинно хаотический узор явлений, где нет одного привилегированного образа, одной единственно верной идеи. Как писал Чжуан-цзы Вся тьма вещей словно раскинутая сеть, и нигде не найти начала. 5

История даосизма

Это понятие дало название даосизму дао цзяо. Сам дух понимался вполне 6 натуралистически как утонченная материально... К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности ду... Даосскими алхимиками был накоплен ценнейший эмпирический материал в об... К Х в.

Отцы даосизма

И, следовательно, нечто глубоко личное. Речь даоса это череда сокровен... до н. Наконец, пустота это вездесущая среда и даже движущая сила превращений... Перед смертью он просил своих учеников не обременять себя похоронами у... 12 .

Дао и другие основные понятия даосизма

Он состоит из двух частей шоу - голова и дзоу - идти, поэтому основное... В Дао-дэ цзин речь идет о едином первоначале всего сущего единой субст... Впрочем, оно не означает бездействия или пассивности. И огонь не сжигает меня, и в воде я не тону. Я превращаюсь в пепел, и все же я существую. Я превращаюсь в лапку баб...

Заключение

Заключение. В качестве заключения я хочу привести одну весьма характерную даосскую притчу. Знание странствовало на Севере у истоков реки Темная вода, взошло на холм Незаметный и встретилось с Недеянием.

Мне хочется тебя спросить, сказало Знание Недеянию, как размышлять, как думать, чтобы познать путь Где находиться, чему покориться, чтобы утвердиться в пути За кем следовать, какой дорогой, чтобы обрести путь Ни на один из трех вопросов Недеяние не ответило. Не только не ответило, но и не знало, что ответить. Ничего не добившись, Знание вернулось на южный берег реки Светлая вода, взошло на холм Конец Сомнений и, заметив Возвышающегося Безумца, задало ему те же вопросы. Я это знаю, сейчас тебе скажу, ответил Возвышающийся Безумец, но тут же забыл, что хотел сказать.

Ничего не добившись, Знание вернулось во дворец предков, встретило Желтого Предка и задало ему те же вопросы. Не размышляй, не думай и начнешь познавать путь. Нигде не находись, ничему не покоряйся и начнешь утверждаться в пути. Ни за кем не следуй, ни по какой дороге не ходи и начнешь обретать путь, ответил Желтый Предок. Мы с тобой это знаем, сказало Знание. А оба встреченные мною прежде не знали.

Кто же из них прав Один, по имени Недеяние, воистину прав другой, Возвышающийся Безумец, ему подобен, ответил Желтый Предок. Ни я, ни ты к ним до конца не приблизимся, ибо Знающий не говорит, говорящий не знает. Поэтому мудрый и осуществляет учение безмолвно. Пути нельзя постичь в словах, свойств нельзя добиться речами. Милосердием можно действовать, 16 справедливостью можно приносить ущерб, церемониями можно друг друга обманывать. Поэтому и говорится После утраты пути появляется добродетель, после утраты добродетели появляется милосердие, после утраты милосердия появляется справедливость, после утраты справедливости появляются церемонии.

Церемонии это украшение учения и начало смуты. Поэтому и говорится Тот, кто осуществляет путь, с каждым днем все больше утрачивает, утратив, снова утрачивает вплоть до того, когда достигает недеяния, недеянием же все совершает. Если ныне, уже став вещью, некто захочет вернуться к своему корню, не будет ли это ему трудно Это легко лишь великому человеку.

Ведь жизнь следует за смертью, а смертью начинается жизнь. Разве кому-нибудь известен их порядок Рождение человека это скопление эфира. Соберется эфир, образуется жизнь, рассеется образуется смерть. Если смерть и жизнь следуют друг за другом, зачем же мне горевать Для всей тьмы вещей это общее и то, чем любуются, как божественным чудом, и то, что ненавидят как разложение. Разложившееся снова превращается в божественное чудо, а божественное чудо снова разлагается. Поэтому и говорится Единый эфир пронизывает всю вселенную, поэтому и мудрый ценит единое.

Знание сказало Желтому Предку Я спросило у Недеяния, а Недеяние мне не ответило. Это не значило, что не ответило мне, не знало, что мне ответить. Я спросило Возвышающегося Безумца, Возвышающийся Безумец хотел мне поведать, но не поведал. Это не значило, что не поведал мне - хотел, но забыл, о чем собирался сказать. Ныне я спросил у тебя, и ты это знал. Почему же мы к ним не приблизимся - Один воистину прав благодаря своему незнанию отвечал Желтый Предок другой ему подобен благодаря своей забывчивости. Ни ты, ни я к ним до конца не приблизимся из-за своего знания.

Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен поколений, не умерла и не может умереть. Даосизм, как часть и, может быть, самая важная часть этой мудрости, не потерял своей жизненности и сегодня. Заветы древних даосов обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир. 17

Библиография

Библиография . 1. Антология даосской философии.

Сост. В.В.Малявин и Б.Б.Виногродский. М Товарищество, 1994. 2. История китайской философии. М Прогресс, 1989. 3. История религии. Лекции, прочитанные в СПГУ. С-Пб Лань, 1997. 4. Дао и даосизм в Китае. М Изд-во Института востоковедения, 1982. 5. С.И.Самыгин, В.Н.Нечипоренко, И.Н.Полонская.

Религиоведение социология и психология религии. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. 6. Китайская философия. Энциклопедический справочник. М Мысль, 1994. 7. А.Е.Лукьянов. Истоки Дао древнекитайский мир. М Инсан, 1992. 8. А.Е.Лукьянов. Лао-Цзы и философия раннего даосизма. М Изд-во Института Дружбы народов, 1991. 9. А.Е. Лукьянов. Дао Книги перемен. М Инсан, 1993. 10. Даосские притчи. Сост. А.Н.Мстиславский.

С-Пб Сократ, 1993. 11. Журнал Свободный Китай. Июльавгуст 1995 г. 4. Московское представительство изд-ва Гуан Хуа, Китай 12. Культурология история мировой культуры. Под ред. А.Н.Марковой. М Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

– Конец работы –

Используемые теги: Даосизм, Влияние, китайскую, культуру0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Даосизм и его влияние на китайскую культуру

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Даосизм и его влияние на китайскую культуру
В одних источниках даосизм называли философией. В других - религией. В третьих - философией, постепенно трансформировавшейся в религию. В четвертых… Ибо “даосизм” – понятие весьма многомерное и многозначное. Само слово “дао”… Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру
В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей… Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени,…

Влияние оздоровительной физической культуры на организм
В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного… Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной… Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2 3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой…

Концепция психологии влияния в книге Р. Чалдини Психология влияния
Основные инструменты влияния Роберта Чалдини: -Стереотипное мышление -Принцип контраста -Взаимный обмен -Обязательство и последовательность… Даже чаще, чем нам может показаться. Во многом это связано с тем, что у нас… Например, к известным стереотипам можно отнести такие, как “все блондинки дуры”, “мужчины умнее женщин”, “Microsoft…

Влияние оздоровительной физической культуры на организм
В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного… Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной… В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой…

Физическая культура личности и ценности физической культуры
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду… Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода… Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины,…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам