Религиозная мысль в Московской Руси

Религиозная мысль в Московской Руси.

До XVIII в. в России не было никаких самостоятельных религиозно-философских произведений, однако нельзя говорить о том, что появления русской… «В истории русской мысли есть много загадочного и непонятного. И прежде всего,… «Невегласие» - так называет этот период Г.Шпет в «Очерке развития русской философии».(В.Даль: Невеглас - невежда,…

Спор нестяжателей

Иосиф защищает церковные имущества во имя социального служения Церкви – своего рода «хождения в народ»: как Царь служит делу Церкви, так и Церковь… Линию нестяжателей прот. Георгий Флоровский возводит еще к митр. из сербов… «Разногласие между осифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: завоевание мира на…

Жидовствующие

Ересь представляла собой тем большую опасность, что распространялась тайно и первоначально в нее были вовлечены близкие к княжескому двору, а также… С опровержением нового лжеучения выступил свят. Геннадий Новгородский. Он не…  

Дело Висковатого

Стоглавый собор прот. Георгий Флоровский характеризует как «встречу Византийской традиции и усиливающегося Западного влияния. Парадоксальным… «Отрыв от греков и соблазн бытом, - вот культурный и…  

Раскол

«В XVII в. бес благочестия расколол Русскую Церковь. Бес восторжествовал, ибо не был во время распознан: ослабло и померкло веросознание, делание о Христе закоснело в обряде. А вражий сын куда как благочестив – и крестится истово, и поклоны кладет по писанному, а паче всего преуспевает в учительстве»[43]. Основная стихия раскола была, конечно, не обрядовость, а две разных идеологических линии в активном осуществлении веры в своей жизни русскими людьми. «Для старообрядчества решался не местный, не провинциальный вопрос, а вопрос всей мировой истории»[44] – и потому настолько главной стала тема Антихриста. Идея теократии еврейского народа переплетается со старообрядчеством даже во внешней стороне: «яркое отделение чистого от поганого у старообрядцев имеет прецедент только в древнем Израиле» (Карташов)[45]. Поэтому в старообрядчестве – «тупик утопии, тупик мечты о «священном царстве»» [46]: «русский народ увидел в христианстве откровение о пришествии Спасителя на землю и о создании силою церковного благочестия, вместо этого грешного, нечистого мира, другого, сплошь святого» (Карташов)[47]. «В старообрядчестве… русское церковное сознание дорого платило за свою мечту, за утопическое понимание теократической идеи христианства… В старообрядчестве от Православия отходила в сторону не самая теократическая идея, а соблазн «натурализма», т.е. отождествления «природного» исторического порядка, хотя и освящаемого Церковью, но не святого, с мистическим порядком Царства Божия. По существу, со старообрядчеством отходила в сторону и утопия «святой Руси», понимаемой как уже воплощенная в историю реальность. Для православия остался дорог теократический замысел, но лишь как идеал, как видение грядущего преображения, - и эта историческая позиция восстанавливала в церковном сознании правильное соотношение мистического существа Церкви и ее исторического бытия»[48].

Прот. Василий Зеньковский считает, что раскол, отделив от Церкви большую группу консервативно мыслящих людей, парадоксальным образом «освободил творческие силы в русской Церкви: в XVIII в. мы замечаем настоящее возрождение церковного духа»[49].

 

 


[1] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 1.

[2] Цит. по: Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 32.

[3] Цит. по: Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии //Сочинения. М., 1989, с. 24.

[4] Цит. по: Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 14.

[5] Цит. по: Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 34.

[6] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 35.

[7] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 54.

[8] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 10.

[9] Федотов Г. Цит. по: Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 11.

[10] Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии //Сочинения. М., 1989, с. 54.

[11] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 39.

[12] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 41.

[13] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 37.

[14] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 12.

[15] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 37.

[16] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 38.

[17] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 42.

[18] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 44.

[19] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 41.

[20] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 31,

[21] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 32.

[22] Цит. по: Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии //Сочинения. М., 1989, с. 29.

[23] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 47.

[24] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 47.

[25] Цит. по: Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 48.

[26] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 49.

[27] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 49.

[28] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 11.

[29] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 11.

[30] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 12.

[31] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 12.

[32] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 13.

[33] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 17.

[34] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 50

[35] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 21.

[36] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 22.

[37] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996, с. 18.

[38] Цит. по: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 16.

[39] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 27.

[40] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 27.

[41] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 28..

[42] Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988, с. 24.

[43] Гаврюшин Н.К. Русская философская симфония // Смысл жизни. Антология. М., 1994, с. 7.

[44] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 52.

[45] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 53,

[46] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 53,

[47] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 53,

[48] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 53,

[49] Зеньковский В., прот. История русской философии. Т.1, ч. 1. Л., 1991, с. 35.