Реферат Курсовая Конспект
БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ И СВ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - раздел Религия, БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ Говоря О Реакции На Рационализм Евномия В Познании. Бога, Мы Прежде Всего Ост...
|
Говоря о реакции на рационализм Евномия в познании. Бога, мы прежде всего остановились на трех великих каппадо-кийцах — св. Василии Великом, св. Григории Нисском и св. Григории Богослове. Каппадокия в IV в. — центр богословской мысли, где осознанно преследовалась великая задача христианизации философского аппарата греческого мира. Мистический интеллектуализм Александрии будет преодолен и трансформирован в этом вероучительном синтезе, имеющем вершиной догмат о Троице. Гносис Климента и Оригена будет сведен до вспомогательной роли, теология — созерцание Бога — не будет более определять духовное учение о бегстве, возвращении к Богу через разум; она явится одним из необходимых элементов общения с Божественной Троицей.
Если отголоски эллинизма еще чувствуются у христианизАлександрии (Синезий, например, более обязан платонизму, чем Ориген), то в IV в. были и другие круги богословов, оставшиеся полностью чуждыми греческому интеллектуализму. Прежде всего это мир сирийской духовности: Афраат, св. Ефрем Сирии. Последний очень привязан к Ветхому Завету. В его высказываниях о Боге доминирует апофатизм, запечатленный религиозным страхом. Сознавая бесконечную дистанцию, отделяющую создание от Создателя, он отказывается искать познание Бога, поскольку Неприступный по природе Своей страшен. Св. Ефрем яростно восстает против «исследователей», против рацио-налистов-евномиан; он не хочет также, чтобы изыскивались мистические дары, делающие созерцание Бога целью христианской жизни. В его богословской мысли большое место занимает Церковь. Церковь как среда освящения, где союз с Богом осуществляется в таинствах.
Среди грекоязычных богословов Сирии и Палестины таинственный аспект созерцания Бога более всего развивает св. Кирилл Иерусалимский (315—386). О видении Бога он говорит
скорее в терминах негативных: только Сын и Святой Дух имеют чистое видение (ay.puKpveg BlUxpivtog) природы Отца, в Которой Они совершенно участвуют. В самом деле, сказано, что только Сын видит Отца и что Святой Дух исследует глубины (т« рп0г|) Бога. Именно со Святым Духом и через Его посредство (nvv ть) Пуеицат!, бщ той HveupciTog той ауюи) Сын открывает Божество ангелам в мере, соответствующей их чину (хата то ретроу TTig oixeicig Tu^etog), по способности (6rivapiv) каждого. Когда ангелы малых сих всегда созерцают лицо Отца, они не видят Бога таким, каков Он есть, но настолько, насколько способны воспринять, вместить (aD^a p^enouoiv oi ayve^oi ov xa0(og prruv о Oeog, a'k'ka %ai')o(rov %ai auroi xopouoiv). Если так обстоит с ангелами, то людям не должно смущаться своего незнания. Мы можем знать о Боге только то, что воспринимает (ке/сйр^кеу) человеческая природа, столько, сколько наша немощь (aofte-veia) может вынести. Для тех, кто находится рядом с Богом, великое знание — исповедовать свое незнание (Ev TOig yap itepi •Qsov, р,еуаХт| yv<°ois w тт^' avv(ooiav б(10?.оуе1') '.
Св. Епифаний Кипрский (315—413) рассмотрел вопрос о видении Бога в своем «Panarion» (ящичек с лекарствами против ересей) 2. Если Писание, отказывая людям в возможности видеть Бога, утверждает вместе с тем это видение, это означает, что Бог, непознаваемый по природе, дает видеть Себя, открывает Себя по Своей воле. Его видят не как Бесконечного (ranei,-pog), но в той мере, в какой Он являет нам Себя, адаптируя способность этого видения к нашей способности воспринимать. Видеть небо сквозь щель в крыше — это все же видеть небо; но это также и не видеть его. В воплощении Сын, явившийся во плоти, дал познать Себя людям, но как Бог Он превосходит нашу способность понимания. Тем не менее все, что мы можем сказать оНем,—истинно.
Св. Иоанн Златоуст (344—407) ответил Евномию двенадцатью проповедями «О непостижимой природе Бога». Он рассмотрел также вопрос о видении Бога в 15-й беседе на Евангелие от Иоанна, объясняя слова «никто никогда не видел Бога». Природа Бога, простая, не имеющая формы, несложная
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ И СВ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов