рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Священная политика иудаизма и ислама.

Священная политика иудаизма и ислама. - раздел Религия, Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика Этика Ислама Этика (Ахлак) В Арабском Языке - Множественное Ч...

Этика ислама

Этика (Ахлак) в арабском языке - множественное число от "Хулук". "Хулук" означает просто лишь мотивация и поведение. Мотивация включает намерение, волю и решимость. Поведение, однако, проявляется во внешних действиях человека. Мотивация, очевидно, лежит в основе поведения. Именно поэтому предметом заботы Ислама всегда было содействие развитию этой мотивации. Развитие начинается с привязки мотивации к доктрине, а также с постоянного возобновления мотивации через посредство ритуалов. Цель здесь состоит в том, чтобы сформировать такую мусульманскую личность, чье намерение всегда заключено в обретении благословений Аллаха, чья цель - повиновение Его наказам, и который всегда чувствует, что Аллах контролирует его движения, осведомлен о самых малейших его мыслях.

Но этика не проявляется лишь только в поведении. О ней не может быть и речи, если отсутствуют другие люди, с которыми человек может вести взаимные дела. Мы можем в целом сказать, что эти дела, составляющие содержание поведения любого человека, бывают трех категорий: таковые, ограничиваемые кругом семьи и соседей; кругом друзей и коллег; а также кругом мусульман и не мусульман.

В делах с родственниками, по известному выражению Ислама "кровными узами", (Силату аррахм), что означает неувядаемый характер любви, всем родственникам предназначается милость, помощь и забота.

Первое и самое основное, забота о родственниках имеет особый статус в Исламе. Пророк (мир ему и благословение) сказал одному мусульманину, поинтересовавшемуся у него насчет заботы о своем отце: "Ты и то, чем ты владеешь, принадлежит твоему отцу" (по Ибн Маджа и Табарани). Мать заслуживает всяческой любви и заботы: "Рай лежит у ног матерей" (по Кадаи в "Муснад Ашшихаб" и Хатибу Багдади в" Аль Джаами"). Повиновение родителям в Исламе безоговорочное. Есть лишь одно исключение: когда родители принуждают своих детей отступить от веры или стать язычниками.

Быть может, мы не спешили бы с оценкой ценности учений Ислама о милости и сострадании к родителям, если бы не нынешнее время, когда появились "дома для престарелых". В эти дома сыновья и дочери сдают своих престарелых родителей, чтобы там заботились об их здоровье и досуге; но эти места лишены тех теплых отношений, которые обозначены исламским выражением "кровные узы".

Ислам также создает все условия, благоприятствующие достойного отношения к жене. Хорошее к ней отношение - это и удовлетворение ее материальных потребностей, и почтение, и гарантия уважения к ней дома, обращение к ней с любовью и заботой. Способ обращения к женщине различен в зависимости от традиций и обычаев; примером добропорядочных традиций в некоторых обществах является обращение к жене "мать такого-то или такой-то", а не по ее первому имени.

Ислам не признает браков, заключенных по принуждению. Любая пара свободна вступить в брак и хранить его, уважая друг друга. Если совместное проживание становится невозможным по какой-то причине, в таком случае разрешением проблемы является развод. И даже тогда мужу надлежит проявить огромное благородство. Аллах сказал в Коране:

"…О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят шариат и разум, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора)".

Это означает, что брак или продолжает существование, но достойно, или, же разрывается, но уважительным и благородным образом.

Почтение по отношению к соседу также занимает важное место в этике Ислама. В этом кроется великая мудрость, неслыханная для социологов. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Джибраил столь неустанно советовал мне насчет заботы о соседе, что я уже стал подумывать, а не даст ли он ему (заботящемуся) право наследовать (от своего соседа)" (по Бухари, Муслиму, АбуДавуду, Тирмиди и Ибн Ханбалу). Это означает, что соседи – продолжение семьи. Мусульманин обязан посещать своего больного соседа и успокаивать его, если на него обрушится горе, а также принимать участие в его празднествах и выказывать свою заботу о нем подарками и приглашениями. Уважение подобного рода отношений - это определенно то, отчего «соседство» в исламском обществе представляет собой органическое и взаимосвязанное целое. Иностранные туристы всегда замечают этот феномен, посещая исламские страны, в которых сильны культурные традиции.

Помимо этого, относясь по-доброму к друзьям и коллегам, мусульманин становится верным претендентом для сотрудничества: "Один верующий для другого верующего все равно, что прочное здание, каждая часть которого поддерживает другую" (по Бухари, Муслиму, Тирмиди и Нисаи).

Тот же самый принцип касается всех мусульман, являющихся братьями в вере в Аллаха. В Изречении Пророка говорится, что "Человеку должно желать для своего брата (мусульманина) того же, чего он желает для себя".

Пророк (мир ему) сказал также: "Никто из вас не будет истинным верующим, покуда он не желает для своего брата того же, чего он желает для себя" (поБухари, Муслиму, Тирмиди, Нисаи, Ибн Маджа и Ибн Ханбалу). То же самое относится и к искренности, оправданию доверия, исполнению обещанного, даче доброго совета, а также постоянного стремления помочь друзьям.

Что касается отношений с мусульманами в целом, мы находим изречение Пророка (мир ему и благословение), в котором мусульманин определен как таковой, слова и действия которого не наносят ущерба другим людям. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Мусульманин - тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди" (по Бухари, Муслиму, Тирмиди, Нисаи, Ибн Маджа и Ибн Ханбалу). Это значит, что добрый мусульманин не наносит вреда другим ни словами, ни поступками. Именно поэтому лучше очищать путь от мусора и камней, которые могут причинить вред людям по ней идущим.

Если воздержание от причинения боли другим - это действие, не имеющее позитивного внешнего проявления, заключающееся в том, чтобы не делать чего-либо плохого. Но есть и другие действия, несущие позитивное внешнее проявление. Например: приветствие людей, которые сидят или проходят мимо, ответ на приветствия других (столь же или даже более доброжелательный), обращение за разрешением перед тем, как войти в чужой дом, стремление не смотреть на незнакомых женщин, ведение споров в уважительной манере, дача мудрых советов. К этому можно добавить щедрость к гостям, предоставление пищи голодному или бездомному незнакомцу, а также подобные действия, выражающие общественную солидарность.

Живущие среди мусульман не мусульмане,- а, это, как правило, или евреи, или христиане, - имеют те же права и обязанности, что и мусульмане. Мусульмане проявляют всяческое уважение к их ритуалам. Мусульманам разрешено делить с ними трапезу и жениться на христианках или иудейках. Если кто-то вступает с ними в спор, это следует делать в уважительной манере. Разрешено вести с ними также и товарообмен. Когда Пророк (мир ему и благословение) умер, его щит все еще продолжал оставаться заложенным одному еврею. Среди жен Пророка мы находим Марию из коптских христиан, мать его сына Ибрагима.

Омар Ибн Хаттаб (мир ему), второй Халиф, дал одному бедняку, принадлежавшему к народу - обладателю Книги, деньги из исламского казначейства. Он также освобождал от налогов (вводил налоговые послабления для) священников и раввинов. На протяжении истории Ислама врачи халифов и правителей в большинстве были выходцами из евреев и христиан. Исламская цивилизация была для них страной возможностей, где они обретали процветание и благосостояние. Преследования случались лишь во времена господства фанатизма и отсталости, с руки людей, не понимавших духа Ислама, действовавших исключительно из испорченных личных интересов. Исламская этика не сводится лишь к проблемам отношения к людям; она распространяется на животных и природу, в том числе и на неодушевленные объекты и растительный мир.

Коран гласит, что земля - это место, где сеют зерна, а не творят опустошение. Моря призваны служить человеку, используются для перевозки людей и продуктов питания, для добычи полезной здоровью пищи, а не для проведения ядерных испытаний, как это делается в наши дни. Пророк (мир ему и благословение) запрещает мусульманам во время войны срубать деревья, если только это делается не в продовольственных целях. Ислам также милостив к животным. Люди не должны устраивать бои с их участием (наподобие петушиных и собачьих) или использовать их для тех целей, для которых те не созданы (как, например, бычьи бои). Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел птицу, чуть ли не бившуюся крыльями о землю, он сказал своим сподвижникам: "Кто нанес вред этой птице, забрав от нее ее сына? Верните ей ее сына" (по Абу Давуду в "Сунан").

Есть хадис, в котором излагаются такие слова Пророка (мир ему и благословение): "Одна женщина отправилась в ад, ибо она связала кошку, не кормила ее и не дала ей поесть травы на земле, пока та не померла" (по Бухари и Муслиму).

Еще в одном изречении Пророка (мир ему и благословение) говорится о том, что один человек почувствовал сильную жажду; поэтому он спустился вниз к источнику, дабы напиться; когда он вышел оттуда, то обнаружил собаку, высунувшую язык и лизавшую землю от жажды. Он сказал: "Эта собака страдает от такой же жажды, от которой страдал и я". Он спустился, наполнил свой башмак и дал собаке напиться. Бог затем простил его.

Это лишь краткий набросок некоторых из многочисленных и разнообразных аспектов исламской этики. Можно сказать, что Ислам этичен от начала идо конца. Пророк (мир ему и благословение) подчеркивал, что он послан только для того, чтобы поставить точку на перечне благородных черт человеческого нрава (по "Муснад" Ибн Хамбала и"Муватта" Малика). Он говорил о себе: "Мой Бог - мой наставник; Он усовершенствовал мои познания" (по Ибн Самани в "Адаб Аль имла").

Когда Айшу, жену Пророка, спросили о нравственных принципах Пророка, она сказала: "Его нравы - Коран" (по Муслиму, Абу Давуду и Ибн Хамбалу). Это значит, что Пророк (мир ему и благословение) в повседневной жизни служил идеальнейшим образчиком претворения этики и нравственности, проповедуемой Святым Кораном. Отсюда совершенно ясно, что нравственные принципы и ценности Ислама, несмотря на их возвышенность и безукоризненность, всегда реализуемы в повседневной жизни людей.

Будучи еще ребенком, Аль Хассан Бин Али (мир ему) взобрался на Пророка (мир ему и благословение), когда тот распростерся ниц в молитве, и стал кататься у него на спине. Пророк оставался распростертым, пока Аль Хассан не слез. Когда он закончил молитву, один из сподвижников спросил его: "О, Посланник Аллаха, почему ты так долго был распростерт ниц?" Тот ответил: "Мой сын катался. И мне не хотелось торопить его" (по "Сунан" Нисаи и "Муснад" Ибн Хамбала).

Пророк (мир ему и благословение) как-то однажды ел свежие финики правой рукой, а левой в это же время брал орехи. Мимо проходила овца, и он поманил ее орехами, которые держал в левой руке. Она затем стала, есть их с его левой руки, а он в это время ел правой рукой, пока не закончил. Затем овца ушла прочь (по "Муснад" Ибн Хамбала). Достаточно того, что именно ему принадлежат слова: "Аллах не будет милостив ко всякому, кто не милостив к людям" (по Муслиму).

Наконец, этика в Исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Оно всецело подчинено набожности, проистекающей из боязни пред Аллахом, а также непоколебимого чувства, что Он – Справедливый Судия, никому не причиняющий вреда. Нравственная сторона жизни имеет свою основу, на которой она зиждется, - Божественную Справедливость, которая карает за грехи соответственно своему величию и награждает за добрые дела в десятикратном размере.

Радикализм (лат. radix — корень) — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.

Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремлением доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах».

Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни с какими компромиссами.

Ваххабизм и его основатель Муххамад инд абд аль-ваххаб. В исламе существуют две ветви: сунниты и шииты. ислам очень рано раскололся на 2-е ветви.

Сунниты - это ортодоксальные исповедники ислама.

Шииты - выбор по кровному родству началась борьба за власть.

Муххамад ибн Абд аль-Ваххад, родился в 1691 г. (или в 1703г.), в городе Аяйне. Идеология ваххабизма крайняя экстремистская ветвь в исламе. Сам пророк говорил об извращении ислама. Ваххаб был основателем течения название которого стало синонимом международного.

Экстремизм от латинского "крайний" это приверженность к крайним взглядам, мерам (чаще относится к политике, теперь и к религии).

Хариджиты: 657г., 661г., 680г. После смерти пророка убийство политических и религиозных деятелей.

Исключали образование, культуру, то есть участи в социальной и культурной жизни (кофира - язычник).

Ваххабизм привёл к расколу общество и к разногласию между людьми в разных странах мира. Умер 1786 г. или 1792 г.

Идеология ваххабизма. Муфтий Украины Шейх Ахмед Тамим, говорит следующее: "Ваххабизм, по сути, является учением, отличным от ислама и означает отказ от убеждений, которые мусульмане всего мира придерживались со времён пророка Мухамада".Ваххабиты похожи на наших протестантов.

Ваххабиты подобно хориджитам отрицают хорошие нововведения, то есть отвергают развитие культуры и просвещения. Запрет на нововведения иногда доходит до того, что экстремисты не разрешают пользоваться современной техникой, мотивируя это тем, что во времена пророка Муххамада этого не было. Хотя сам пророк поощрял благие нововведения, о котором указано в Коране.

Ваххабиты не признают познания теологов.

Концепция. Можно без наказания убивать мусульман "кровь и имущество неверных дозволенно", то есть их можно убивать и в не рамок самообороны, а имущество присваивать себе.

Достижения исламской цивилизации (VII - XVI вв.), для ваххабитов (как и прочие достижения науки и культуры) - это идолопоклонничество.

Этика иудаизма

Общий характер иудаизма можно условно разделить на 3 элемента, сообразно трем областям религиозного чувства:

1. по отношению к Богу: ощущению Его как Личности абсолютной и могущественной

2. по отношению к своему человеческому началу: острое самосознание, чувство своей семьи, чувство своего народа

3. по отношению к миру: привязанность, любовь к его материальной стороне

В иудаизме присутствует 3-ий момент еврейской религиозности: религиозный материализм.

В.Соловьев: «Евреи видели в материальной природе не дьявола и не божество, а лишь недостроенную обитель Богочеловеческого духа. Религиозный материализм евреев заставлял их обращать величайшее внимание на материальную природу, но не для того, чтобы служить ей, а для того, чтобы через нее служить.

Можно сказать, что вся религиозная история евреев была направлена к тому, чтобы приготовить Богу Израилеву не только святые души, но и святые тела».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Религиозная этика... Й курс заочный сектор КДА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Священная политика иудаизма и ислама.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этика как наука.
Метод науки. Методы этики: теоретический, философский или практический. Но изучение этики лучше вести из синтеза этих методов. Этика гуманитарная дисциплина и след аспекты духовно практичной жизни

Религиозная этика как наука.
Религиозная этика - это учение о смысле морали т. е. о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных духовных целей человек реализует мораль. Этика представляет систему зн

Церковь и политика.
В современных государствах граждане участвуют в процессе управления страной путем голосования. Значительная их часть принадлежит к политическим партиям, движениям, союзам, блокам и иным подобным ор

Фундаментальный консерватизм.
Фундаментальный консерватизм: традиционализм. Первый подход – это так называемый традиционализм. Консерватизм вполне может быть традиционализмом. В некоторых политологических м

Основные идеи пиетизма.
Пиетисты — этим именем впервые стали называться в Лейпциге последователи Шпенера, молодые магистры, читавшие в 1689 г. поучительные лекции (collegia philobiblica). Они придавали большее знач

Консервативная революция.
«Консервати́вная револю́ция» (нем. Konservative Revolution) — немецкое национал-консервативное философское и политико-идеологическое течение, возникшее и развивавшееся в период, последова

Основные закономерности социального развития.
Поскольку общество находится в постоянном движении, то оно претерпевает соответствующие социальные изменения, связанные с переходом социальных явлений, их элементов и структур, связей, взаимодейств

Анархизм. Антиглобализм.
Анархи́зм (от др.-греч. αναρχω: ἀν, «ан», — «без» и ἄρχή, «архэ», — «власть») — политическая философия, идеология, заключаю

Бихевиоризм.
Бихевиоризм считает, что поведение человека не является свободным выбором, а обусловлено различными обстоятельствами. люди делают то, что делаю по причине социальных, культурных и экономических обс

Гуманистический манифест 2000.
Гуманистический Манифест № 2 (1973 г.): «Религия может вдохновлять к преданности наивысшим этическим идеалам, однако мы верим, что традиционные догматические и тоталитарные религии, которые ставят

Основные направления в иудаизме.
Условно можно выделить три направления в иудаизме: 1 ортодоксальный иудаизм 2 реформистский иудаизм 3 консервативный иудаизм Ортодоксальный иудаизм. Внутри ортод

Этика объективизма.
Объективизм – это идея о том, что самое основное обязательство человека – это обязательство (его) перед самим собой. С этой точки зрения основание принятие решений по нравственным вопросам

Николай Данилевский и концепция культурно-исторических типов.
Русский ученый, славянофил, почвенник Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) впервые в широком объеме поставил принципиальные вопросы, составляющие содержание культурологии. Его книга "Росс

Теория культурно-исторических типов Освальда Шпенглера.
В своих суждениях об истории человечества, в противопоставлении друг другу разных цивилизаций Шпенглер был несравненно более категоричен, чем Данилевский. Это во многом объясняется тем, что «Закат

Теория культурно-исторических типов Арнольда Тойнби.
Продолжателем линии Данилев­ского и Шпенглера является ан­глийский культуро­лог Арнольд Тойнби (1889–1975). Если Шпенглер определял целос­тные культурные феномены как развитые культуры (цивилизация

Религиозный и светский гуманизм.
Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявл

Вопросы нравственности в опыте церковной жизни.
Существуют ли в человеческой душе онтологически присущие ей нравственные качества и устремления? Кем заложены они в природу человека? Должен ли христианин признавать за инаковерующим или неверующим

Античная этика. Основная характеристика.
Этика античности была обращена к человеку. «Человек есть мера всех вещей» – эти слова Протагора исследователи по праву считают девизом для всех этических произведений данного периода. Для этических

Этическое сознание Древней Греции. Софисты.
Первый этап в развитии зрелого этического сознания Древней Греции представлен учением софистов (V в. до н. э.), своеобразным периодом сомнения в предмете этики, т. е. отрицания морали как чего-то б

Либерализм.
Либерали́зм (фр. libéralisme) — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные парти

Античная этика. Сократ и Платон.
Сократ (469—399 гг. до н. э.), которого по праву считают отцом античной этики, отводил морали первостепенную роль в обществе, считая ее фундаментом достойной жизни каждого человека. Трудности в вос

Коммунизм.
Коммуни́зм (от лат. commūnis — «общий») — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности насредства производства

Античная этика. Аристотель.
Творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) считают высшим развитием античной этики. Это вряд ли стало возможным, если бы ученик Платона не превзошел своего учителя, сделав выбор в пользу истины.

Социализм.
Социали́зм — обозначение (а) учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; (б) общественного строя, воплощающег

Этика эпохи эллинизма.
Философия эпохи эллинизма, как известно, вновь обращается к изучению природы, возрождая натурфилософские концепции VI-V вв. до н. э. Этот поворот на первый взгляд выглядит как возвращение назад, от

Протестантизм и формирование американской идентичности.
Протестантская этика Протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. Многие социологи объясняли э

Средневековая этика.
Основой этики Средневековья становится Евангелие – Новый завет в библейском изложении, появляется новый нравственный идеал – Иисус Христос, который являл пример идеальной земной жизни. Согласно нов

Либерал-консерватизм.
Либеральный консерватизм - движение в консерватизме, в котором присутствуют элементы либерализма. Основные признаки: более либеральное отношение по моральным и социальным признакам, либеральное отн

Политическая сфера общества. Теория симфонии.
Симфо́ния (от греч. συμφωνία — «созвучие», «согласие»); также симфония властей — православный принцип (идеал) взаимоотношений между церковной и светской

Процессы глобализации.
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи

Протестантская политика. Кальвинизм, лютеранство, анабаптизм.
Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и кон

Базовые принципы гуманизма.
В современном мире гуманизм трактуется, как признание ценности личности человека и его права на свободное развитие и самовыражение. Это общечеловеческая основа развития современного общества.

Консерватизм.
Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — напр

Социологические прогнозы Питирима Сорокина.
Основные положения социологических концепций Питирима Сорокина Становление теоретических воззрений Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием тео

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги