рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 1. Религиоведение: понятие, история, предмет, методы.

Тема 1. Религиоведение: понятие, история, предмет, методы. - раздел Религия, Учебно-методическое пособие - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ   Начиная С Х1Х Века, Среди Обществоведческих Наук Выделилась О...

 

Начиная с Х1Х века, среди обществоведческих наук выделилась отдельная дисциплина – религиоведение. Это самостоятельный комплексный междисциплинарный научный проект, исследующий религию исходя из методологических принципов и теоретических парадигм различных гуманитарных наук. Религиоведение возникает на грани философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языкознании и ставит своим заданием беспристрастное исследование религий мира. Произошло это, когда широко распространенные историко-сравнительные исследования религии приобрели систематическую форму. Много усилий относительно становления религиоведения как науки приложили П.Шантеппи де ля Соссе (1848-1920) и П.Тилле (1830-1920). В это же время религиоведение стало и учебной дисциплиной, религиоведческие исследования начали проводиться в пределах соответствующих университетских кафедр.

Как теоретическая дисциплина религиоведение сформировалось в результате усилий преподавателей богословско-теологической, философской и научной мысли. Таким образом существует два основных подхода к изучению религии: теологический (богословский) и светский (научно-философский)

Для богословско-теологического подхода к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, как ре­зультат сверхъестественной связи человека с Богом. Этому подходу к религии как интерпретации «изнутри» проти­востоят философский и научныйспособы объяснения религии как подхода «извне». Специфика последнего заключается в исследовании религи­озных верований с позиций разума, логико-теоретических и эмпирико-научных критериев истинности

Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её многообразные феномены, как они представлены в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности.

Для решения своих задач религиоведение привлекает ряд философских, общенаучных и специально-научных методов исследования. Среди этих методов универсальными являются два: метод историзма и метод объективизма.

Метод историзма (понимание исследуемого явления, во-первых с учетом влияния условий, в которых оно существует, во-вторых, учет не только нынешнего состояния, исследуемого явления, а процесса его возникновения, предыдущего развития и последующих тенденций функционирования в целом.

Метод объективизма (воссоздание явления в его внутренней сущности, независимо и от представления о нем людей, и от теоретико-методологических предпочтений самого исследователя.

В ХХ веке сравнительное религиоведение способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая религия мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая даёт свой ответ на экзистенциальные вопросы, а все они имеют общие черты, характеризующие человека как человека религиозного. Дискуссии об абсолютной ценности той или иной религии не относятся к сфере этой науки, а находятся в рамках теологического или философского дискурсов. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.

 

Литература основная:

Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.

Зеленков М.Ю. Религиоведение / Конспект лекций в схемах. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

Основы религиоведения Учебник для вузов / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Я6локов, К. И. Никонов и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.

Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория история и современные религии: Курс лекций. — 2-е изд. испр. и доп.— М., 2001.

Религиоведение Учеб. пособие / Науч. ред. А.В. Солдатов. — СП6., 2003.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

 

Литература дополнительная:

Религиоведение хрестоматия: (для высш. учеб. заведений) / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова — М, 2000.

 

 

Тема 2. Структура религиоведения.

 

Современное религиоведение включает ряд научных дисциплин: историю религии, философию религии, социологию религии, феноменологию религии, психологию религии.

Главное в религиоведении – философское содержание, что обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам – литературоведению, языкознанию, правоведению, искусствоведению и т.д., когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. Таким образом философия религии является базовым разделом религиоведения. Она изучает сущность и природу религии, объясняет основные идеи и принципы (основная причина существования мира, возможность бессмертия человеческой души, соотношение души и тела), на которых она основана. В отличие от теолога или богослова, философ не удовлетворяется объяснением религии как «веры в высшее Начало», Бога, богов, но пытается ответить на вопрос, какие она имеет основания в человеческом разуме и опыте

Философию религии следует отличать от религиозной философии. Последняя образует систему взглядов на мир и человека с точки зрения присутствия в ней Божественного Начала, тогда как первая претендует исключительно на рациональную трактовку феномена религии и его наглядных проявлений.

История религии – это религиоведческий подраздел, который занимается изучением возникновения религиозных представлений, основных этапов, закономерности эволюции религии и основных религиозных явлений в истории человечества.

Социология религии рассматривает общественные закономерности возникновения, развития и существования религии на протяжении всей истории человечества, её составные компоненты, структуру и роль религии в обществе, влияние на другие элементы общественной системы, особенности обратного действия конкретного общества на религию.

Предметом феноменологии религии является изучение «святого», как всего, что наделено сверхъестественными свойствами, во всем многообразии его проявлений (материальные вещи, пространство и время, числа, слова, действие, переживание человека и т.п.) в разных религиях.

Самым характерным методологическим принципом, который определили неповторимый характер этой религиоведческой дисциплины, является принцип эмпатии, то есть переживание религиозных феноменов с точки зрения их носителей, а не с точки зрения внешнего наблюдателя. Как отмечал по этому поводу один из предшественников феноменологии религии Натан Задерблом (1866-1931), для того, чтобы понимать религии африканских негров, нужно научиться мыслить по-африкански.

Самым значительным представителем феноменологии религии следует считать американца румынского происхождения Мирче Элиаде (1907-1986).

Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах является предметомпсихологии религии. Предмет психологии религии можно определить как изучение психологического основания и источников религиозного феномена, психики религиозных людей (их настроений, чувств, переживаний, мотивов и побуждений, религиозного опыта), значение психологического фактора в функционировании религии.

 

Литература основная:

Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001.

Основы религиоведения Учебник для вузов / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Я6локов, К. И. Никонов и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., - 2000.

Религиоведение Учеб. пособие / Науч. ред. А.В. Солдатов. — СП6., 2003.

Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М.Шахнович – СПб.: Питер, 2006.

Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов н/д, 1996.

 

Литература дополнительная:

Красников А. Н. Современная феноменология религии // Вестник Московского уи-та. — Сер. 7. Философия. — 1999. - № 6.

Религиоведение хрестоматия: (для высш. учеб. заведений) / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова — М, 2000.

Митрохин Л.Н. Философия религии: новые перспективы // Вопр. философии — 2003. - № 8.

 

Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.

Религия понимается по-разному: и как система представлений, практик, ценностей, и как истина, и как исторический и социальный феномен, и как благочестие. В одном случае мы употребляем слово «религия» как родовое понятие, в другом говорим – «религии», подчеркивая их многообразие.

Еще в античную эпоху сформировалось две традиции в интерпретации происхождения самого слова «религия». Первая - философская, идущая от римского оратора и философа Цицерона (1в до н.э.), выводившего это слово от глагола relegere (лат. – перечитывать, размышлять), подчеркивая тем самым человеческое измерение религии. Вторая традиция – теологическая, идущая от раннего христианского писателя Лактация (Ш-1У вв.), выводившего его от глагола religare (лат. – связывать): религия связывает человека с Богом.

О религии размышляли и писали не только богословы – многообразие и сложность религиозных явлений заставляли многих мыслителей искать различные подходы для их понимания и изучения. Так, философ Иммануил Кант связывал религию с чувством нравственного долга, которое воспринимается как божественная воля. Антрополог Эдуард Тайлор определял религию как веру в сверхъестественное. Психолог Зигмунд Фрейд сравнивал религию с неврозом, а социолог Макс Вебер рассматривал её как фактор общественного развития. Чтобы разобраться в различных определениях религии, существует определенная классификация. К так называемым субстанциональным, или сущностным определениям религии относится, например, определение Фридриха Шлейермахера, по мнению этого теолога и философа сущность религии состоит в ощущении собственной зависимости. Среди таких определений выделяют когнитивные (познавательные), использующие для характеристики религиозных представлений слова «сверхъестественный», «потусторонний», «трансцендентный» (например, как определение Тайлора), и психологические, опирающиеся на личный религиозный опыт (как определение Фрейда).

Функциональные определения характеризуют религию как фактор социального измерения (как у Вебера), или как фактор социальной сплоченности (Эмиль Дюркгейм). Он писал, что религия есть система верований и практик, которая объединяет людей в одну моральную общность, называемую церковью.

Феноменологические определения религии основаны на категории «священное». Например, протестантский теолог Рудольф Отто считал, что религия – это то, что вырастает из священного, даёт выражение священному и даёт переживание священного во всех аспектах.

Существуют также антропологические определения религии, рассматривающие религию как систему символов, формирующую мировоззрение, а также нравственные ценности и нормы поведения верующего индивида. Религия характеризуется как определенная классификационная система, ли культурный код, без понимания которого невозможно даже в первом приближении проникнуть в её смысл (К.Гирц).

Религию также определяют с точки зрения её структуры. Каждая религия состоит, из нескольких основных сложных элементов: веры, вероучения, культа и организации. Кроме этого важнейшим элементом религии является психологический. Он представляет собой религиозный опыт, т.е. переживания связанные с верой и проявляющиеся во время ритуалов. Еще одним элементом религии является религиозный этос, т.е. образ жизни, определяемый нравственными ценностями и регулируемый нормами той или иной религии. Роль своеобразного моста из рационального мира в мир религиозного опыта выполняет еще один элемент – символ.

Подводя итог можно составить предельно общее определение религии. Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного, а также объединение верующих людей в определенную организацию.

Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований.

Вероучение – систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, не подлежащих критике. Содержание вероучения охватывает не только непосредственно религиозные истины, но и взгляды на экономический, политический, общественный уклад, моральные основы человеческой жизни.

В наиболее значительных религиях вероучение содержится в Священных книгах – Священном Писании, например, таких как Библия для христиан и Коран для мусульман. Авеста – для зороастрийцев. Священное Писание по своей сути является Откровением, с которым Бог обратился к людям, а в истинность этого откровения остается лишь только верить.

Божественный характер Писания не запрещает комментировать и толковать его, чтобы сделать более понятным для ограниченного человеческого разума. Такая практика была распространена в средневековых западноевропейских университетах, где каждое слово Библии толковалось в нескольких смыслах.

В определенной степени комментаторскую функцию по отношению к Священному Писанию выполняет другая разновидность священных текстов – Священное Предание, написанное людьми (но, как считают, например, католики и православные, по вдохновению Святого Духа). Кроме того, Священное Предание содержит правила и установления, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него. Примером такого Предания может служить еврейский Талмуд.

Проявить своё отношение к тому, во что или в кого верит религиозный человек, он может через внешние действия, которые называют культом.

Культ – система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богами. Наиболее известны среди обрядов религиозного культа молитва (индивидуальное или словесное обращение верующего к предмету своей веры), крестное знамение, поклоны, окропление святой водой, жертвоприношение, зажигание свечей, определенная поза и т.д.

Совокупность предписаний и правил, определяющих порядок выполнения обрядов, церемоний религиозного культа, является его ритуалом.

Культовая деятельность отличается рядом характерных черт, среди которых наиболее значимые: символичность и каноничность,

Для отправления религиозного культа верующим необходимы специальные культовые средства. К культовым средствам принадлежат, в первую очередь культовые сооружения. Кроме них средствами культа можно считать религиозные изображения и скульптуры, специальную утварь, одежду, музыку. Внешний вид и отделка культовых сооружений, их внутренне планирование, выбор места положения призваны продемонстрировать величие и всемогущество Сверхъестественного, священную гармонию и совершенство созданного и управляемого им мира.

Индивидуальный или коллективный характер культовых действий зависит от формы обряда (исповедь в христианстве индивидуальна, торжественное богослужение – литургия – коллективно).

Культ является важнейшим показателем зрелости религии – чем более развита религия, тем более сложным и регулярным становится её культ. Так, в христианстве богослужебный канон расписан по часам, дням, неделям и годовым датам.

Религиозная организация – оформленное объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителями культа. Исследователи религии выделяют четыре основных типа рели­гиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.

Церковь (в переводе с греческого – «Господний дом»). Представляет собой централизованное, многочисленное самоуправляемое объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и особенностей культовой деятельности. Для этого типа религиозного объединения характерны такие признаки:

· централизованное иерархическое управление;

· наличие профессиональных служителей (клира), четко отделенных от простых верующих (мирян).

· Внешнее формальное членство вместо фиксированного. Фактически, членом церкви является каждый человек в соответствии с обрядом крещения.

Церковь является высшей формой религиозной организации. Уровню Церкви в организационном отношении как раз отвечает традиционное для России православие.

Секта (лат. secta – учение, направление) – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое, как правило, откололось от более крупной организации и характеризуется сравнительной немногочисленностью, замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность взглядов, исповедуемых его приверженцами.

Сектантские догматы просты, но тяготеют к основам учения той религии, из которой возникла секта. Самобытность сектантского вероучения сводится к тому, что какие-то второстепенные элементы, уже существовавшие в исходной религии, здесь возводятся в положение центральных. Например, это могут быть исцеления, пробуждение или учение о конце света.

Культовая практика сектантов направлена не на поддержание связи со сверхъестественным, а на демонстрацию своего резко негативного отношения к миру. Многочисленные запреты, соблюдение которых требует от своих поклонников секта, призваны сыграть роль своеобразного сита, проходя через которое, достойные отделяются от недостойных. Такая поведенческая жестокость вырабатывает чувство принадлежности к элитарному меньшинству, владеющему недоступной всем другим полной и окончательной истиной.

Власть в секте даётся благодаря личным «духовным» дарам и признанию «духовной силы». Её лидеры выявляются в результате особого вдохновения будто бы нисходящего на людей.

Обычно секты довольно кратковременные объединения и не существуют дольше, чем жизнь одного поколения. Однако их судьба может складываться по-разному. Одни секты распадаются, обычно после отхода от руководства её лидера. Другие вписываются в общество, расширяют свои ряды и развивают бюрократические структуры управления, превращаясь в деноминации. Наконец, некоторым сектам удаётся сохранить себя, используя определенные средства самосохранения – строгую дисциплину, исключительный коллективизм во всех сферах жизни членов секты, ограничение на общение с внешним миром, браки только между своими и т.д.

Термином «харизматический культ» обозначают небольшую по количеству, кратковременную, часто территориально локальную религиозную организацию с неразвитой организационной структурой, но яркой личностью лидера. Главный признак «культа» - оригинальная культовая деятельность, которая радикально отличается от главенствующей в обществе религиозной традиции. В этом значении «культ» чаще всего применяется для обозначения современных нетрадиционных религиозных объединений, наподобие известного «Белого братства» во главе с «Марией Дэви Христос».

Деноминация (лат. denaminatio – наделение специальным именем) – религиозное объединение, находящееся в стадии организационного оформления. Этот термин употребляется как синоним слов вероисповедание, конфессия, означающих принадлежность к определенной религии.

Основой, рассмотренной структуры религии является религиозное сознание,которое существует на двух уровнях: концептуальном и бытовом.

Концептуальный уровень религиозного сознания состоит из системы религиозных верований, центральное место в которой, занимает идея сверхъестественного. Это специально разрабатываемая систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, продукт профессиональной деятельности мыслителей. В её состав входят учение о Боге, мире, природе, обществе, человеке, интерпретация экономики, политики, права, морали, религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианская антропология и т.д.

Интегрирующий компонент составляет вероучение

На бытовом уровне религиозное сознание предстает в виде наиболее типичных религиозных образов, стереотипов, настроений, установок, иллюзий, чувств, влечений, чаяний, привычек, традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто целое, систематизированное, а в фрагментарном виде – разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции, чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.

Исследователи религии говорят о формировании в настоящее время нового религиозного сознания.

Его основные черты:

· Эклектическая смесь религиозных и парарелигиозных идей (магия, астрология, колдовство). Например, по данным социологов, современному человеку также легко поверить в колдовство или переселение душ, как в потустороннюю жизнь и воскрешение мертвых.

· Акцент не на коллективной ритуальной практике, а на личностном субъективном опыте и мистическом подходе к осуществлению конечной цели бытия – единению человека с Божественным началом.

· Неинституциональный характер, который означает, что люди проявляют свою веру, не находясь формально в том или ином религиозном сообществе.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: Учебно-методическое пособие. Рогова Н В...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 1. Религиоведение: понятие, история, предмет, методы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.
Две традиции в интерпретации слова «религия»: античная и теологическая. Различные подходы в определении понятия «религия» (И.Кант, Э.Тайлор, З.Фрейд, М.Вебер). Классификация определений религии

Тема 16. Ислам и современность.
  Если сначала, в XIX в., колониальное унижение и остро ощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движение модернизации ислама, если после второй мировой войны

Глоссарий
Адвентизм(лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейше

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги