рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Старообрядчество в истории русской культуры

Старообрядчество в истории русской культуры - раздел Религия, Религиоведение в системе гуманитарных наук Реформы Никона Не Изменили Вероучения, Но Они Внесли Заметные Изменения В Обр...

Реформы Никона не изменили вероучения, но они внесли заметные изменения в обрядность. Всего было введено 19 изменений в чин богослужения, некоторые из них оказались совершенно неприемлемыми для значительной части духовенства и рядовых верующих.

· Имя Христа ранее писалось — Исус, Поместный собор под руководством Никона обязал писать через два «и» — Иисус, что приближалось к греческому произношению имени Христа.

· Ли­тургия ранее заканчивалась двойной («сугубой») аллилуйей: «Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». Было постановлено произносить тройную («трегубую») аллилуйю.

· Раньше крестное зна­чение творили двумя перстами —"они символизировали двойственную — божественную и чело­веческую — сущность Иисуса Христа; Собор постановил творить знамение тремя перстами — во 1мя Отца, Сына, и Святого Духа.

· Крестный ход совершали «посолонь» — по ходу солнца, что символизировало Иисуса Христа: значит — по его пути; было постановлено совершать крестный ход против хода солнца — навстречу Иисусу.

· Восьмиконечный крест на просфорах было указано заменить на четырехконечный.

· были отменены лествицы (четки), употреблявшиеся три чтении молитв.

Важным изменением было установление назначать священников, а не избирать, как это было раньше. Зависимость священнослужителей от высшего духовенства, от официальной иерархии резко возросла.

Эти изменения, не затронувшие духа православия, вызвали протест, который привел к расколу церкви на никониан и старообрядцев.

Движение старообрядчества не было единым, уже в конце XVII в. оформились два основных на­правления — поповщина и беспоповщина. Появление беспоповцев было вызвано объективные обстоятельствами. Сразу же после раскола старообрядцы столкнулись с острейшей проблемой священства. Рукополагать в сан священника мог только епископ, но к расколу примкнул только епископ Павел, который вскоре был сослан и пропал. Рукополагать в сан стало некому.

Первое время старообрядцы обходились теми священниками, которые примкнули к расколу но, хотя вначале их было немало, время и возраст брали свое. Часть старообрядцев принимал беглых попов, но их становилось все меньше и не все верующие им доверяли. В силу этого большая часть старообрядцев осталась без священников — беспоповцами.

Вскоре среди них начались споры по ряду важных проблем. Как быть с браком, если венчание без священника невозможно? Как быть с детьми, пусть даже рождеными в браке, но не крещеными, ибо крестить их некому? Возносить ли молитвы за царя, если царь не то еретик, не то антихрист? А ведь в то же время еще апостол Павел сказал: «Нет власти, аще не от Бога».

Вместо церквей стали строить часовни и молельни, вместо священников служили прихожане числа начитанных в Писании и твердых в вере старообрядцев, обряды или не совершались, или свершались по малому чину.

Одни пошли на компромисс, так, например, поморцы, одним из основателей которых был Анд­рей Денисов, допускали молитву за царя и брак без попа. От поморцев откололись последователе Феодосия, осуждавшего брачную жизнь и молитву за царя, они стали называть себя федосеевцами и в конце XVIII в. основали Преображенское кладбище в Москве — один из важнейших центр старообрядчества.

Из поморского же согласия выделились новопоморцы и филипповцы: новопоморцы стали со­вершать таинство брака сами, без попов, а филипповцы вовсе отказались от брака и молитвы за царя. После самосожжения Филиппа и наиболее фанатичной части его последователей филипповцы распались на ряд мелких толков и согласий.

Поповцы, не отказавшиеся от признания священников и их ведущей роли в богослужении и старавшиеся сохранить связи с обществом и государством, тоже не представляли собой единого направления. Поповщина, первоначально существовавшая как беглопоповщина, в дальнейшем распалась на белокриницкую иерархию, беловодскую иерархию, церковь «древнеправославных христиан».

31. Возникновение религии Ислам. Мухаммед. «Столпы веры»

Ислам — третья по времени возникновения и вторая по численности последователей мировая религия Возникновение ислама стало событием мировой истории, оно способствовало становлению новой своеобразной мусульманской культуры.

Возникновение и первые шаги ислама связаны с деятельностью пророка по имени Мохаммад. По поводу историчности основателя ислама не велись столь долгие и страстные споры, как это бы­ло в отношении Гаутамы и Иисуса. Уже самый первый взгляд на Мохаммада являет нам черту, которая существенно отличает его от создателей буддизма и христианства. Он никогда не называл себя богом, как Иисус, его никогда не возводили в ранг божества ученики и последователи, как это случилось с Гаутамой; всегда и для всех сторонников ислама Мохаммад был человеком и только человеком, хотя и особо почитаемым.

Датой рождения Мохаммада считают 570 г., хотя документально подтвердить это трудно. Уже с самого начала судьба была неблагосклонна к Мохаммаду. Незадолго до его рождения умер, воз­вращаясь с торговым караваном из Сирии, его отец. Смерть отца была первой в череде ■ смертей, которые сопровождали Мохаммада в младенческие и отроческие годы. Едва он достиг 6 шести лет, как умерла его мать. Дед был слишком стар и умер через два года.

Забегая вперед, отметим, что смерть еще не раз будет наносить удары Мохаммаду в самые от­ветственные моменты его жизни. В младенчестве умрут его сыновья, уйдут из жизни его любимая жена Хадиджа и дядя по отцу Абу Талиб в тот самый момент, когда их поддержка нужна была более всего.

После смерти деда Мохаммада взял в свою семью Абу Талиб, сын которого Али не только под­ружится с Мохаммадом, но и станет одним из первых, кто признает учение пророка и последует за ним.

По рождению будущий создатель ислама принадлежал к влиятельному племени курейш. Однако столь высокое происхождение не избавило Мохаммада от неустроенности и бедности, ибо род, к которому он принадлежал — ха-шим — был уже изрядно обедневшим.

Мохаммад с детства отличался повышенной эмоциональностью и способностью впадать в экс­татический транс.

Абу Талиб, в семье которого воспитывался Мохаммад, отправляясь с караванами в Сирию, часто брал его с собою. Скорее всего, именно тогда Мохаммад познакомился с различными верова­ниями.

Добросовестный, энергичный, предприимчивый Мохаммад по рекомендадн Абу Талиба стал приказчиком у богатой вдовы Хадиджи и вскоре, несмотря на разницу лет (Ха- диджа была на пятнадцать лет старше) стал ее мужем.

Согласно преданию, в одну из ночей девятого месяца лунного календаря рамадана (рамазана) 610 г. Мохаммаду явился архангел Джебраил (Гавриил) и от имени Аллаха возложил на него обязан­ность сообщить соотечественникам повеление Всевышнего. Это был момент избранничества Мохаммада. Он колеблется, сомневается, отказывается, но архангел настойчив

Две доминантные идеи пронизывают начальный период проповедничества Мохаммада:

· идея единого Бога

· и идея Страшного суда.

При этом Мохаммад не устает подчеркивать, что он — лишь пророк Бога, что он только передает слово Аллаха, что он — Мохаммад — первый покорившейся воле Аллаха. Слово «ислам» как раз и означает покорность, предание себя воле Аллаха.

Сама по себе мысль о едином Боге для времени Мохаммада не была новой, но у него идея еди­ного Бога — Аллаха — представляет собой утверждение нового взгляда на мир и человека. Здесь выражалась идея духовного родства людей. Для тогдашнего аравийского общества, разделенного на племена и роды, это было принципиально новым подходом к человеку.

Но не сразу после откровения Мохаммад решился обратиться к людям. Вначале он сообщил о своей миссии Хадидже и домочадцам. Домашне-семейная проповедь продолжалась несколько лет, прежде чем Мохаммад открыто выступил перед мекканцами. Первое публичное выступление не принесло успеха. Мекканцы отнеслись к его призывам прохладно, а последующая настойчивость Мохаммада вызывала не только смех, но и откровенную неприязнь.

Напряженность между сторонниками Мохаммада и его противниками нарастала, принимая по­рою весьма острый характер и, чтобы избежать столкновений, часть последователей пророка была вынуждена эмигрировать в Эфиопию. Но и такие меры не смягчали отношений. Положение груп­пы Мохаммада обострилось до крайности после смерти Хадиджи и Абу Талиба, которые, благода­ря своему богатству и личному авторитету, обеспечивали защиту пророка. Мохаммад предпринял попытку найти понимание и поддержку в соседнем городе Таифе, обратившись к жителям с просьбой о предоставлении убежища. Попытка оказалась безуспешной, более того, ему самому не без труда удалось выбраться оттуда.

Двенадцать лет продолжалась проповедническая деятельность Мохаммада в Мекке и хотя после­дователей было уже несколько сотен человек, ему и его сторонникам пришлось покинуть этот го­род. В сентябре 622 г. Мохаммад с преданными ему приверженцами переселился в г.Медина. Хиджра, так был назван переезд, с середины VII в. считается начальной точкой му­сульманского летоисчисления.

Хиджра, как рубикон, разделила жизнь Мохаммада на две части. В Мекке он был гонимым пророком, осыпаемым насмешками и презрением, окруженным враждебными противниками, ко­торых не смогли переубедить его яркие, полные поэзии и силы речи. В Медине он стал во главе дисциплинированной группы последователей — уммы, правителем, имеющим не только духов­ную, но и административную власть.

Здесь, в Медине, была построена первая мечеть, так называемая «Мечеть Пророка», определившая в дальнейшем конст­руктивные принципы строительства мечетей. Именно здесь были окончательно оформлены ос­новные заповеди ислама, разработаны основные культовые положения.

Скончался Мохаммад в 632 г., в полной мере сумев осуществить свое предназначение, сделав главное, в чем нуждалось его время: он объединил арабов на основе нового принципа, сформули­ровал исходные положения религии, которая в конце XX в. является одной из наиболее распро­страненных в мире.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиоведение в системе гуманитарных наук

Существует три исторических типа религий Первобытные В тотемизме выделяют... Особенности религий первобытного общества... Первобытная эпоха кровные отношения социально однородная масса людей дописьменная эпоха...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Старообрядчество в истории русской культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиоведение в системе гуманитарных наук
Существуют естественные и гуманитарные науки. У естественных – предмет исследования – природные явления, образования. Эти науки используют «логос» - логику как метод, рациональное мышление

Природа и сущность религии.
Исторически существовали и существуют конкретные религии (их насчитывают около пяти тысяч и даже больше), «религии вообще» не было и нет. В самой общей форме можно сказать: религия не прос

Социально-исторические условия возникновения религии.
Религия – общественное явление, социальное. Религия – следствие социального отчуждения, его результат и одновременно средство его преодоления. Все живое имеет потребности, ощущение нехватк

Гносеологические и психологические предпосылки религии.
Психологические предпосылки Религия – механизм защиты от страхов. Человек существо противоречивое: с одной стороны, это активно действующий субъект, который может менять условия существова

Структура религии, социальные функции религии.
Религия – общественное явление с системным характером. Структура: 1. Религиозное сознание – совокупность теорий, концепций, идей, представлений, составляющих мировидение,

Пророк - создатель новой религиозной идеи.
Пророк - создатель, творец новой религиозной идеи, он создает новую религиозную парадигму. · У него должна быть вера в свое избранничество. Голос бога, который приз

Реформатор и миссионер в истории религии.
Они пытаются реализовать то, что было на уровне сознания пророка. Реформатор. – вносит изменение в учения пророка из-за времени (время требует) и логики самой идеи, материали

Святой и его роль в истории религии и культуры.
Святой – человек, который приобретает составляющую святость (божья благодать). Его жизнь служит примером для остальных. Это герои религиоз истории. Герой – совершает то, что масса совершит

История религии как диалог.
Любой творческий процесс диалогичен. Оппоненты и критики. Творческое мышление идеологично. Когда он что-то сочиняет, ему нужен оппонент, критики. Он сам размышляет, пытается

Атеизм как феномен культуры и его роль в истории религии.
Изначальный смысл понятия атеизма определяется его этимологией, на что указывает сама композиция слова — «а-теизм», то есть «нетеизм». В этом аспекте атеизм представляет собою иную, противоположную

Роль традиций в истории религии. Религиозная традиция.
Традиция – воспроизводство в пространстве и времени того, что было и что есть, и что должно быть. Отношение религии к традиции может быть раскрыто в нескольких аспектах: 1. Религия восприн

Первобытные
1. Тотемизм — целостная система верований, культов, обря­дов, в которых выражается идея кровнородственной связи определенного сообщества людей й оп­ределенной группы животных.

Этнические, общегосударственные
1. Древний Египет — древнейшей формой религии было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, культ номовых богов держался до конца истории Древ

Мировые
1. Буддизм— возник и первоначально оформился в северо-восточных районах Индии в VI—V вв. до н.э. Главная идея буддизма заключается в спасении, в достижении нирваны.

Тотемизм
Тотемизм — целостная система верований, культов, обря­дов, в которых выражается идея кровнородственной связи определенного сообщества людей й оп­ределенной группы животных. В тотемизме выд

Фетишизм
Другой, широко распространенной и достаточно изученной формой религиозных представлении древних людей был фетишизм — система мировоззрения, для которой характерно представление о связи между жиз­нь

Культ предков
Культ предков — еще одна достаточно распространенная форма религиозных верований эпохе первобытного общества. По мнению большинства исследователей, культ предков — наиболее ха­рактерная и яркая чер

Шаманизм
Шаман — это человек, наделенный особыми способностями вступать в обще­ние с духами, приводя себя в экстатическое состояние пением, пляской, ритмическими ударами в бубен. У каждого шамана и

Религиии Древнего Египта
Древнейшей формой религии было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, культ номовых богов держался до конца истории Древнего Египта. Каждый ном чтил свое свя

Религии Месопотамии
Шуме­ры появились в Месопотамии в IV тыс. до н.э. и, выиграв тяжелейшую борьбу с природой, создали удивительную культуру. Они придумали колесо, создали письменность, первыми начали воздви­гать мону

Религии Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.
Древнекитайская цивилизация отличалась от соседней древнеиндийской цивилизации рядом принципиальных черт. Для культуры Древнего Китая социальная этика и административная прак­тика играли большую ро

Конфуцианство
Конфуцианство станет не просто официаль­ной религией и идеологией империи, но ядром китайской культуры. Творцом конфуцианства является Кун-цзы (Конфуций), живший в 551—479 гг. до н.э.

Даосизм
Старшим современником Конфуция был полулегендарный философ Лao-цзы, основатель даосизма. В «Дао-дэ-цзин», основном трактате даосизма, приписываемом Лао-цзы, изложен иной прин­цип управления государ

Религия Древней Греции
Древнегреческая религия была пронизана анимистическими представлениями. Мир, в котором жил древний эллин, воспринимался им одухотворенным. Вся природа была наполнена жизнью, духом, представлялась с

Религия Древнего Рима
Религия Древнего Рима, несмотря на ряд общих черт с греческой, отличалась своеобразными чер­тами. Римляне почитали богов-манов, покровителей семьи и рода, пена­тов, вначале олицетворявших

Исторические судьбы зороастризма
Зороастризм был официальной религией трех Иранских империй: эпохи Ахеменидов (VI— IV вв. до н.э.), Парфянского царства (III в. до н.э. -— III в. н.э.) и империи Сасанидов (III—VII вв. н.э.).

Учение Заратуштры
Одной из новаторских идей пророка явилось то, что он имел смелость объявить Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, который существовал извечно и благодаря своей творческой силе создал все, в

Культ зороастризма
В основе зороастрийского культа лежит жертвоприношение, система обрядовых очищений, поддержание священного огня. Религиозные ритуалы осуществлялись в священном месте — Пави («чистое место»). Это бы

Авеста — священная книга зороастризма
Слово «авеста» переводят как основа, основной текст, обоснованные изречения. Сасанидская Авести состояла из 21 книги, которые были сгруппированы в три блока по семь книг в каждом: · первый

Эпоха возникновения буддизма
Буддизм возник и первоначально оформился в северо-восточных районах Индии в VI—V вв. до н.э. Брахманихм - политеическая религия, распространено жертвоприношение – оно являлось гарантом спа

Сиддхартха Гаутама и его учение
4 имени будды: 1. Сиддхартха 2. Гаутама 2. Шакьямуни 3. Будда – не имя, а хараткеристика сознания - просветленный Собствен­ное имя «Будда» (просветленный) отожде

Учение Гаутамы
Четыре благородных истины Гаутамы: 1. Жизнь есть страдание, страдание — онтологическая ос­нова бытия. 2. Причиной является привязанность к жизни, жажда бытия. 3. Возможно

Основные формы буддизма.
Главная идея буддизма заключается в спасении, в достижении нирваны. Будда указал путь, но после его смерти возникли различные интерпретации в ответе на вопросы: кто, когда, и как может достичь спас

Ваджраяна (алмазная колесница спасения)
Существует еще одна форма буддизма — «ваджраяна» («алмазная колесница»). Цель ваджраяны — достичь просветления, или обрести природу Будды в течение одной человеческой жизни, для чего необходим духо

Ламаизм
В Тибет буддизм проникал последовательными волнами на протяжении столетий. Но окончательный успех буддизма в Тибете в форме ламаизма связан с деятельностью Цзонка-бы (Цзонхавы) (1357—1419 гг.), пол

Чань-буддизм
В Китай буддизм махаянского толка проникает в V—VI вв. н.э. Трансформация классического буддизма в китайских условиях была неизбежна, потому что, во-первых, к этому времени собственная культура Кит

Дзэн-буддизм
В Японии буддизм утвердился в XII—XIII вв. вначале в низших слоях общества, затем, когда власть перешла в руки самураев, и в высших. Этика дзэн легла в основу рыцарского кодекса чести бусидо (путь

Священные тексты буддизма.
Буддийская литература огромна и многоязычна, учение буддизма излагается на языках пали, санскрите, китайском, монгольском, японском, тибетском. Канон на пали называется Типитака (санскр.—

Исторические и духовные предпосылки возникновения христианства. Символ веры.
Приступая к изучению истории христианства как одной из мировых религий которая на сегодняшний день имеет наибольшее количество последователей, следует помнить, что дело не только постепенно во исто

Особенности исторической эпохи возникновения христианства
Христианство возникло в I—II вв. н.э. в восточных районах Римской империи. К этому времени Рим пережил период гражданских войн, в результате которых Римскую республику сменила Римская империя, во г

Духовная атмосфера возникновения христианства
В это время вновь получает широкое распространение учение киников. Кинизм, зародившийся в V в. до н.э. в Греции, в эпоху Империи, оказался созвучным умонастроению времени. Для этого учения, выражав

Новые общины
Во времена Империи создаются общины, которые пытаются осуществить жизнь на новых прин­ципах человеческих взаимоотношений. Со II в. до н.э. существовало религиозное общество в районе Мертво

Символ веры
На Халкидонском соборе (451 г.) окончательно был сформулирован символ веры — краткое тезисное изложение ос­новных положений, которые должны быть приняты на веру: • Исповедание веры в Отца

История Католицизма.
Католицизм возник одновременно с православием в результате раскола официального христианства на две ветви. Раскол произошёл в период времени с 60-х гг. IX. в. до 50-х гг. XI в. В результате раскола

Первая веха в истории католицизма - 1095 год.
В этом году папа Урбан II призвал верующих к крестовым походам на Восток. Под Востоком имелись в виду Палестина и Северная Африка, которые находились в то время во власти арабов-му

Вторая веха в истории католицизма - 1229 год .
В этом году папа Григорий IX издал буллу (указ) об учреждении инквизиции. Слово "инквизиция" в переводе с латыни означает "розыск". Так назвали особый церковный

Третья веха - 1484 год.
В этом году папа Иннокентий VIII издал буллу (грамоту, содержащую определённые распоряжения) о преследовании ведьм. Этот документ провозгласил идею, что женщины могут быть ведьмами

Пятая веха - 1559 год.
В этом году по распоряжению папы Павла IV был издан первый в истории католицизма список запрещённых книг. Слово "список" по-латыни звучит как "индекс". В дальне

Шестая веха - 1572 год.
В этом году в ночь на 24 августа по благословению папы Григория ХIII в Париже произошло массовое убийство кальвинистов (их тогда во Франции называли "гугенотами") католиками. Ночь на 24 а

Седьмая веха - 1870 год.
В этом году при папе Пие IX было ликвидировано папское государство. В сентябре 1870 года итальянские войска под командованием Гарибальди штурмом взяли Рим. Это была прогрессивная а

Восьмая веха - 1929 год.
В этом году был заключён договор между папой Пием XI и главой итальянского государства Муссолини о восстановлении светской власти папы. Папе была выделена часть Рима. Эту часть гор

Возникновение Протестантизма. Основные направления.
Протестантизм — общее название христианских направлений, возникших и оформившихся в период Реформации, направлений, которые своими корнями уходят в учение духовного вождя Мартина Лютера (1483—1546

Лютеранство
Первоначально Мартин Лютер не задумывал радикальной реформы церкви. Главная идея его те­зисов заключалась в необходимости личного внутреннего покаяния человека для обретения спасения. М.Лютер счита

Цвинглианство
Священник из Цюриха Ульрих Цвингли (1484—1531 гг.) предложил новую систему взглядов, в которой был отменен целибат (обязательное безбрачие католического духовенства), распущены монастыри, церкви оч

Кальвинизм
Жан Кальвин (1509—1564 гг.) развернул свою деятельность в Женеве, создав здесь своеобразное теократическое общество. Строгий аскетический устав, повседневная придирчивая опека за сограж­данами, зап

Англиканство
Своеобразную форму идеи Реформации приняли в Англии, где, в отличи от континентальной Ев­ропы, реформационные идеи утверждались верховной властью. Конфликт между королем Генри­хом VIII (1491—1547 г

Баптизм
Дальнейшие события религиозной жизни в Англии были обусловлены бурными историческими процессами. Давление времени выражалось и в стремлении дальнейшего очищения английской церкви от папизма. Вырази

Адвентизм
Во второй четверти XIX в. проповедник баптистской церкви Уильям Миллер объявил своим прихожанам, что он высчитал дату второго пришествия Он утверждал, что пришествие Христа будет видимым. День, сто

Свидетели Иеговы
В 1872 г. среди адвентистов возникло объединение «Исследователи Библии», руководители кото­рого Ч.Руссель и Дж.Руттерфорд провозгласили, что второе пришествие Христа уже совершилось, но было незрим

Пятидесятники
В конце XIX в. на территории США оформляется движение, получившее название «Пятидесятни­ки». Они утверждают, что каждый истинный хри­стианин может получить «дары Святого Духа»: способность

Допалестинский период
В допалестинский период, вероятно, был распространен культ родовых покровителей. Широко был развит погребальный культ, у древних евреев был распространен обряд ингумации, при котором тело зарывали

Палестинский период. Эпоха Первого храма
В созданном в XI—X вв. до н.э. древнееврейском государстве упрочивается положение Яхве. Он становится не просто ведущим, а единственным богом, выступая символом этнического объе­динения родственных

Послепленный период. Период Второго храма
Иудея, как и Израиль, пережила трагическую судьбу, она пала под ударами Нововавилонской империи. В начале VI в. до н.э. Навуходоносор II несколько раз нападал на Иудею. Иерусалим был разрушен, Иеру

Библия. Талмуд
Священной книгой иудаизма является Библия, точнее, первая ее часть — Ветхий Завет. Завер­шенный вид Ветхий Завет приобрел в I—II вв. до н.э., тогда был установлен окончательный вари­ант, получивший

Библия как памятник культуры
Структура Библии: Ветхий завет: 1. Танах. В него входит три книги: 1.

Это священная книга
2. Исторический документ (реальная история древнееврейского государства) Книги, вошедшие в канон Ветхого Завета,— великолепный исторический документ, они содержат данные по истории

История христианского монашества.
В V в. в рамках христианства складывается монашество (от греч. monachos — одинокий, отшель­ник, монах) — сознательный уход из мира обычной жизни в пустыню, отказ от привычных благ. Монашество к

Крещение Руси
Время крещения Руси — 988 г.— момент единого процесса, который не просто расширял про­странство христианского мира, а завершал это движение. Русь становилась восточной границей христианского мира,

Киевский период
Летописец оставил нам свидетельство утверждения христианства при преемнике Владимира Яро­славе Мудром (1015—1054г) На плечи Ярослава Мудрого легли задачи распространения и утвержде­ния христианской

Московский период
На Северо-Востоке зарождалась новая эпоха Отечественной истории, возвышалась Москва, на­чавшая собирание русских земель. Это был путь централизации государства, и ему споспешество­вала Церковь. В М

Патриарший период
Логическим завершением процессов, обозначившихся в Московский период, явился Патриарший период. Кон­стантинопольской церкви подписал документ, и во главе Русской Православной церкви в 1589 г. стал

Синодальный период
Реформы Петра начали новый этап в русской истории, суть которого заключается в синтезе плодов и методов европейской культуры с потребностями и особенностями русской жизни. Отно­шение Петра к религи

Новое время (пореволюционный период, 1917—1985 гг.),
В годы Советской власти Русская Православная церковь пережила трагические годы: монасты­ри закрывались, многие церкви рушились, очень многие священники были репрессированы. После Октябрьской револю

Вероучение и культ
Приверженец ислама — мусульманин (араб, муслим — предавший себя Аллаху) должен верить в истинность ислама. Иман (араб, вера в истинность ислама) включает в себя несколько принци­пиальных положений.

Основные направление религии Ислам
При всей видимости единства ислам с первых десятилетий своей истории переживал внутренние смуты и раздоры, которые привели к расколу. Уже вопрос о преемнике Мохаммада вызвал споры. Формиру

Ортодоксальный ислам — суннизм
— также не оставался единым. Однако, если распад на сун­низм и шиизм, а также деления внутри шиизма определялись вопросом о власти, то внутри сун­низма разделение было вызвано процессом становления

Коран как священный текст и памятник культуры
Коран (аль-Кур'ан) в переводе означает «чтение»; это слово происходит от араб, глагола «ка- ра'а» — читать вслух, декламировать. Согласно вероучению, Коран был передан Аллахом пророку Моха

Структура Корана
Коран состоит из 114 сур. Сура (араб, ряд камней прикладки) представляет собою раздел или гла­ву, некоторую содержательную целостность, которая отделена от другой. Сура состоит из аятов. Аят (араб,

Новые религиозные направления и организации
20 век был наполнен многими событиями, приведшими к радикальным изменениям во всех областях жизни всех народов мира. В XX в. на­чалась эра социализма, который, хотя и не дожил до начала третьего ты

Религия бахай
Истоки этого религиозного направления уходят в сороковые годы XIX в. Материнской средой религии бахай явился ислам шиитского направления на территории Ирана. Зародившись как сектантское направление

Нетрадиционные религии и культы XX века
Понятие «нетрадиционные религии и культы» некорректно, поскольку всякая религия, в пери­од своего возникновения и формирования в ее отношении к традиции может быть названа нетра­диционной (ранний б

Религия и искусство. Природа религиозного искусства. Своеобразие русского иконописания.
Религия тяготеет к аскетизму, а искусство к гедонизму. Искусство создает новую реальность, выполняет задачи, реализующие духовные потребности – искусство как сила человеческой души. Искусство делае

Особенности русской иконописи
Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная те

Религия и наука.
Научное знание всегда конечно и ограничено; это знание о конкретных единичных вещах; решает частные вопросы. Религия дает ответы на мировоззренческие вопросы и мироздание; это отражает общую концеп

Религия и право. Законодательство в области государственно - церковных отношений.
В исламе религия и право тесно связаны. Коран не просто священная книга, но и основа юридических отношений, которые складывались еще при жизни Мохаммада и при его прямом участии. Коран содержит соц

Ведийская культура и религия
Расселение индоевропейцев в Индо-Гангской равнине сопровождалось сложными межэтниче­скими процессами. Общество, которое здесь возникло в первоначальный период, отличалось сла­бой социальной диффере

Брахманизм
Брахманизм как система рели­гиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики — прямой наследник ведической религии. Однако брахманизм — явление уже новой эпохи. Брахманизм вырази

Индуизм
В середине I тыс. до н.э. в индийской культуре возникают новые философско-религиозные кон­цепции, сформировавшиеся на волне шаманского движения, что потребовало от брахманизма активного противодейс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги