рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА - раздел Религия, Тексты религии На Рубеже Vi-Vii Вв. Аравия Переживала Политический, Экономический И Идеологи...

На рубеже VI-VII вв. Аравия переживала политический, экономический и идеологический кризис. Междоусобные войны разоряли народ. Поклонение многим идолам и богам препятствовало объединению племен и родов. Для выхода из кризиса требовалась новая идея, которая могла бы объединить племена, уничтожить многобожие и содействовать созданию целостного государства. Идолы, которым поклонялись люди, молчали. Старые боги не могли разрешить возникшие проблемы. Решение такой задачи взяла на себя новая религия, получившая название ислам.

Основателем новой религии стал пророк Мухаммад (570-632 гг). Мухаммад был сыном Абдаллаха из рода хашим племени курайш, населявшего торговый город Мекку в Западной Аравии. В возрасте 40 лет (в 610 году) он впервые ощутил себя пророком и посланником Аллаха, избравшего его посредником между собой и людьми. А произошло это так, В 610 (или в 608) году христианского летосчисления 920 году эры Селевкидов) месяца рамазан Мухаммад уснул в пещере на горе Хира близ Мекки, в которой он любил уединяться. Вдруг все кругом осветилось и он услышал: "Читай!"

- Что же мне читать? - ответил Мухаммад.

Тогда явившийся дотронулся свитком до груди Мухаммада и снова приказал ему читать, предлагая свиток, покрытый письменами.

Когда Мухаммад снова отказался, то появившийся сам прочитал ему пять строк из этого свитка и приказал повторить их. Мухаммад повторил, произносимые пришельцем слова, после чего тот удалился. Эти строки Мухаммад запомнил на всю жизнь:

"Читай, Во имя Господа твоего, который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который - научил каламом, научил человека тому, чего он не знал".
(Коран. - М., 1991. Пер. И. Ю. Крачковского. С. 503 (96 : 1-5)

С этого времени Мухаммад становится пророком, хотя сам еще об этом не знает. Он напуган и подавлен. И только в минуту крайнего отчаяния перед ним появился в человеческом облике Джибраил и произнёс:

"Мухаммад! Ты - пророк Бога, а я - Джибраил!".

Так, согласно мусульманскому преданию, началось послание откровений Аллаха людям, которые составили Священную Книгу ислама - Коран (правильнее - ал-Куран). По преданию, было 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников. Мухаммад - последний из "посланников божьих" на земле.

Согласно Корану, пророки наделены божественной благодатью (барака). Они непогрешимы и ни одного неверного слова сказать не могут. Они способны творить чудеса. Однако Мухаммад отказывался сотворить какое-либо чудо, объясняя это тем, что Коран не требует доказательства своей особой миссии, он сам по себе величайшее чудо. Свою миссию Мухаммад видел в возрождении "истинной" веры, которую возвестил еще в древности пророк Ибрахим.

Коран Аллах посылал исключительно для арабов, так как другие народы уже получили от Бога свои писания (Библию, Тору). Чтобы облегчить понимание содержания Корана, Аллах ниспослал его на арабском языке. Мухаммад был искренне убежден, что сам он не имеет никакого отношения к тексту Корана, что он только лицо, пассивно воспринимающее слова Аллаха - автора Корана.

В сорокалетнем возрасте Мухаммад начинает свою проповедь единобожия, поставив перед собой цель уничтожить языческие обычаи и тем самым преодолеть кровавые междуособицы и укрепить единство арабского народа через новую религию.

"О, люди! Я посланник Аллаха к вам всем. Того, которому принадлежит власть над небесами и землей - нет божества кроме Него... Веруйте же в Аллаха и Его посланника... и следуйте за ним...", - говорил он в своих проповедях.
( Коран. Указ. соч. С. 148, 7 : 157)

С 610 по 613 годы продолжался перерыв в общении Мухаммада с Аллахом. Все это время Мухаммад тайно пропагандировал созданную им религию, но привлек на свою сторону всего лишь 50 мекканцев из племени курайшитов. Такая неудача морально сломила Мухаммада, и он решил покончить жизнь, самоубийством. Но как только он подошел к краю пропасти, появился Джабраил и сказал: "Ты - пророк Бога". Это спасло Мухаммада и вскоре на него снизошло откровение, в котором Аллах изрек:

"Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай..."
"...И ради Господа твоего терпи!"

Но первая же проповедь вызвала насмешки и негодование курайшитов. Особенно возмутило их заявление Мухаммада, что он - посланник и пророк всемогущего Аллаха. Речь Мухаммада потонула в свисте и улюлюканье. Они сочли его помешанным. С болью в сердце расходились мусульмане, видевшие поражение посланника Аллаха перед идолопоклонниками.

В своих проповедях Мухаммад связал воедино земную и "потустороннюю", "загробную" жизнь, выдвинул идею о загробном наказании или возвеличивании человека за содеянное им на земле. В исламе появились понятия ада и рая, где верующие будут мучиться или радоваться в зависимости от того, как они выполняли заветы новой религии.

По исламу каждый человек появляется на земле с заранее определенной судьбой и, значит, не должен пытаться изменить свою жизнь. Следует терпеливо относиться к своему положению, не желать того, чего у тебя нет, безропотно сносить лишения и невзгоды. Покорные люди, как утверждает ислам, обязательно попадут в рай, а непокорные будут мучиться в аду. Таким образом, сама по себе земная жизнь не имеет цены, она лишь подготовка к вечной загробной жизни. В Мекке проповеди Мухаммада были встречены враждебно. Мекканцы называли его лжепророком, угрожали преследованием, так как с уничтожением языческих культов резко уменьшались их доходы. Со временем отношение их к новой религии изменилось.

Материал для своих проповедей Мухаммад брал из зороастрийских легенд, христианских и персидских сказаний и арабских преданий. Но основное содержание проповедей составляли послания самого Аллаха. Чтобы заставить своих слушателей поверить себе, Мухаммад клянется страшными клятвами. Эти клятвы написаны в форме поэм или стихов, благодаря чему Коран и признан величайшим литературным памятником древности.

Так, сура "Гора" (очевидно гора Синай, на которой пророк Муса беседовал с Богом) начинается такой клятвой:

"Клянусь местом заката звезд! Клянусь тем, что вы видите, и тем, чего не видите! Клянусь Господом востоков и западов! Клянусь месяцем! И ночью, когда повертывается, и зарей, когда она показывается! Нет, клянусь днем воскресения и клянусь душой прорицающей! Клянусь посылаемым поочередно, и веющими сильно, и распространяющими бурно, и различающими твердо, и передающими напоминание, извинение или внушение! Клянусь движущимися обратно - текущими и скрывающими, и ночью, когда она темнеет, и зарей, когда она дышит! Но нет, клянусь зарею, и ночью и тем, что она собирает, и луной, когда она полнеет! Клянусь небом - обладателем башен, и днем обещанным, и свидетелем, и тем, о ком он свидетельствует! Клянусь небом, обладателем возврата. И землей, обладательницей раскалывания. Клянусь зарею, и десятью ночами, и четом и нечетом, и ночью, когда она движется! Клянусь солнцем и его сиянием, и месяцем, когда он за ним следует, и днем, когда он его обнаруживает, и ночью, когда она его покрывает, и небом, и тем, что его построило, и землей, и тем, что его распростерло, и всякой душой, и тем, что ее устроило и внушило ее распущенность и ее богобоязненность! Клянусь ночью, когда она покрывает, и днем, когда он засиял. Клянусь утром и ночью, когда она густеет! Клянусь мчащимися, задыхаясь, и выбивающими искры, и нападающими на заре!
- Клянусь горой, и книгой, начертанной на свитке развернутом, и домом посещаемым, и кровлей вознесенной, и морем вздутым".
( Коран. Указ. соч. С. 429 (52; 1-49). Художественный перевод Н. Лыкошин).

А вот как описывает Мухаммад день Страшного суда:

"В тот день небо заколеблется и горы придут в движение, и горе в тот день обвиняющим его (Мухаммада) во лжи! Земля сотрясется сотрясением, и горы сокрушатся и станут рассыпаться прахом!
...В тот день дунут в трубу единым дуновением, и спасена будет земля, а горы раздроблены: небо расколется, и будет оно в тот день слабым. А по краям него ангелы, которые понесут трон Господа...
... В тот день небо будет как медь расплавленная, и горы будут, как шерсть.
... Он спрашивает, когда день воскресения. Вот когда ослепится взор, и затмится луна, и сольются солнце и луна, скажет человек в тот день: "Где бегство?" Так нет! Нет убежища! Только к Господу твоему в тот день прибежище!...
... То, что вам обещано, готово случиться. И тогда звезды померкнут, и тогда небо расколется, и горы развеются... Горе в тот день обвиняющим во лжи! А считает день Суда ложью лишь преступник грешный.
В тот день-день разделения - подуют в трубу, и придете вы толпами. И небо откроется и станет вратами, и горы задвигаются и станут миражем.
. . .Когда солнце будет скручено, звезды осыплются, горы сдвинутся с мест и десять месяцев беременные верблюдицы будут без присмотра; когда звери соберутся, и души соединятся, и моря перельются, когда зарытая живьем спросит, за какой грех она была убита, когда свитки развернутся, небо будет содрано, ад разожжен и рай приближен - узнает тогда душа, что она себе уготовила! Уготовила вперед - и отложила!
. . .Сотрясется земля сотрясением великим и извергнет земля то, что в ней, и опустеет, и скажет человек: "Что с нею!" В тот день расскажет она, по велению Господа, свои вести. В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния: и кто сделал добра на вес пылинки - увидит его... Вспомнит в тот день человек, но к чему ему воспоминание? Люди будут в тот день как разогнанные мотыльки... И не будет дано позволение, чтобы им оправдаться."

И как награду праведным Мухаммад показывает жизнь в раю:

"...Лица праведных в день Суда благостные, своим стремлением довольные, в саду возвышенном. Не услышишь ты в нем болтовни. Там источник проточный, там седалища воздвигнуты, и чаши поставлены, и подушки разложены, и ковры разостланы"...
. . . Поистине, ведь праведники в благоденствии на ложах созерцают! Ты узнаешь в их лицах блеск благоденствия. Поят их вином запечатанным, оставляющим после себя не тяжкое похмелье, а лишь аромат, и водой из специального источника, из которого пьют только приближенные, - таснима ... Ведь для богобоязненных есть место спасения, и сады, и виноградники, и полногрудые сверстницы и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинений во лжи. . . А если он из приближенных, из владык правой руки, то покой, и аромат, и сад благодати, и "мир Тебе!" от владык правой руки!
... Воистину богобоязненные - среди садов и благодати, забавляясь тем, что дал им Господь. Ешьте и пейте во здравие, за то, что совершили, возлежа на ложах, расставленных рядами. И Мы сочетаем их с черноглазыми, большеокими. Мы приведем к ним потомство их. И снабдим Мы их плодами и мясом из того, что пожелают. Они передают друг другу кубок - нет пустословия там и побуждения к греху. И обходят их юноши, подобные сокровенному жемчугу".

Однако ни проклятия, ни описания Страшного суда не воспринимались жителями Мекки, и мусульманам очень трудно приходилось в этом городе: им препятствовали совершать молитвы близ Каабы, так как в ней проживали те самые боги, которых отрицали мусульмане. Их всюду оскорбляли и встречали потоком брани. Иногда оскорбления заканчивались дракой. В одной из таких драк в конце 613 года мусульманин Саад, обороняясь от язычников, схватил челюсть верблюда и ударил ею своего противника, ранив его до крови. Это была первая кровь, пролитая в борьбе за ислам.

Абу Бакр, пользовавшийся большим уважением среди мусульман и считавшийся "совестью ислама", целуя Черный камень, говорил: "Я знаю, что ты лишь камень. Но я видел, как посланник Бога целовал тебя, и только поэтому я тоже целую тебя".

Чтобы спастись от преследований курайшитов и преодолеть опасность вероотступничества, Мухаммад предложил своим единоверцам переселиться в Эфиопию. Уже в начале 615 года некоторые мусульмане начали переселение. В Эфиопии их встретили дружелюбно и предоставили им возможность заниматься привычным делом - торговлей. С помощью торговли они помогали не покинувшим Мекку мусульманам, подрывая тем самым торговлю курайшитов. Сам же Мухаммад, находясь под защитой главы своего рода Абу Талиба, остался в Мекке и продолжал проповеди.

В 619 году Мухаммада постигли печальные события. Умирает Абу Талиб - глава хашимитов. Он многое сделал для защиты мусульман и самого Мухаммада. Не стало теперь в Мекке сильного покровителя. Вскоре умирает и жена Мухаммада - Хадиджа, которая в самые тяжелые годы гонений и травли помогала ему, поддерживая веру в конечную победу. И сегодня Хадиджа почитается мусульманами как "мать верующих".

Ничего больше не удерживало Мухаммада в Мекке. Он тайно покинул ее и отправился в город Таиф в поисках новых сторонников ислама, но изгнан язычниками и возвратился в Мекку.

О событии, происшедшем с ним по пути в Мекку, в пустыне Нахла, рассказывается в сурах "Джинны" и "Пески". Во время молитвы он увидел много джиннов, стоявших вокруг него, которые преклонились перед ним и признали пророком.

- Скажи: "Открыто мне, что слушал сонм джиннов". И сказали они: "Поистине, слышали мы Коран дивный! Он ведет к прямому пути. И уверовали мы в него, и никогда не предадим мы нашему Господу никого".
(Коран. Указ. соч. 475, 72: 1-2).

"Они сказали: О народ наш! Мы слышали книгу, ниспосланную после Мусы, подтверждающую истинность того, что ниспослано до него; она ведет к истине и к прямому пути".
(Там же. С. 414, 46:29).

"О народ наш! Отвечайте призывающему Аллаха и уверуйте в Него; он простит вам ваши грехи и защитит вас от наказания мучительного".
(Там же. С. 414, 46:30).

В 621 году в Ясрибе (Йасриб) - в городе, мимо которого идут караванные дороги из Мекки в Сирию и к берегам Средиземного моря, Мухаммад договорился с представителями проживавших здесь племен о переселении сюда мусульман из Мекки. Этот договор Мухаммад хранил в тайне от курайшитов. Поодиночке и небольшими группами мусульмане стали покидать Мекку, направляясь в Ясриб.

Когда же Мекку покинуло большинство мусульман, курайшиты приняли решение убить Мухаммада, опасаясь, что он бежит в Ясриб и начнет открытую войну против них. За Мухаммедом начинают следить. Однажды ночью, перебравшись через глинобитный дувал, он бежит. Обманув погоню, снаряженную курайшитами, он со своими спутниками идет не на север к Ясрибу, а на юг и несколько дней проводит в пещере на склонах горы Хира. А затем, продвигаясь по ночам, Мухаммад с Абу Бакром благополучно добираются до селения Куба на окраине Ясриба. Это происходит 22 или 24 сентября 622 года. С этого времени Ясриб становится Городом пророка - Мадинат он-наби, или сокращенно - Медина (город). А 16 июля 622 г., когда началось переселение Мухаммада в Медину (арабск. хиджра), считаться первым днем мусульманского летосчисления.

"Нет принужденья в вере!" (Коран. Указ. соч. с. 56, 2 :257) - с таким лозунгом вступает в Медину Мухаммад. Над головой пророка развевается белый плащ. Вскоре этот цвет станет первым знаменем мусульман.

Жители города, решившие признать Мухаммада посланником Аллаха, надеялись с его помощью прекратить кровавые междоусобные войны между племенами аус и хазрадж. В Медине и произошло окончательное оформление ислама как самостоятельной религии. Оформляются и правила мусульманского ритуала, ставшие законом жизни мусульманской общины, появляются запреты на употребление вина, свинины, запрещаются азартные игры. В городе появляется первая мечеть, первая казна и войско пророка.

Принявшие ислам жители Медины стали основой первой мусульманской общины в Аравии. Новая вера быстро обрела своих сторонников. К концу 630 года почти вся Аравия принимает новую религию. Принимают ее и жители Мекки, убедившись в способности Мухаммада объединить ранее враждовавшие племена.

Учитывая экономическое и религиозное значение Мекки, Мухаммад объявляет ее духовным центром своего государства, а Каабу провозглашает мусульманской святыней. Стоявшие вокруг Каабы идолы были уничтожены. На всех покоренных территориях арабы разрушили языческие святилища, храмы, сожгли зороастрийские книги. По свидетельству историков, очевидцев событий, гибель храмов производила огромное впечатление на местных жителей. Идолы были сожжены, а поджигатели не пострадали. Это сильно поколебало веру в старых богов.

Укрепившись в Аравии, новая религия стала широко распространяться среди народов Азии, Африки и Европы. Однако уже при третьем преемнике Мухаммада - халифе Османе (644-656 гг.) вспыхивает междоусобная борьба между мусульманами, а при халифе Али (656-661 гг.) происходит раскол мусульман на две группы. Сторонники Али получили название шииты (от арабского шй'а, что означает "сторонники"), а само это направление в исламе получило название - шиизм. Остальные стали себя именовать суннитами (от арабского сунна, т. е. предание о жизни и высказываниях Мухаммада).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тексты религии

Тексты религии... Подбор текстов провед н в году Все тексты взяты с открытого доступа в... Евангелие от Христа Христос Самый маловерный из всех тот кто более других...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Евангелие от Христа
Христос учил людей, но люди, которые ничему не учились, не научились. Они написали себе другого Христа. А нам интересен тот самый, кого самым первым стали называть Христом. Об учении именно этого Х

Евангелие детства
(Евангелие от Фомы) I. Я, Фома израильтянин {2}, рассказываю, чтобы вы узнали, братья среди язычников, все события детства Господа нашего Иисуса Христа и Его великие деяни

Евангелие детства
(Евангелие от Фомы) 1 Текст (с французского переводом) см.: Michel С. Evangelies apocryphique. P., 1924. 2 По-видимому, имеется в виду апостол Фома, упоминаемый в

Евангилие от Иуды
Из истории вопроса. Рукопись была обнаружена в Египте в 1983 году и спустя 18 лет приобретена двумя швейцарскими антикварами. Они передали Евангелие для перевода и дальнейшего изда

Ветхозаветная Пасха
Лучше всего историю праздника Пасхи прочитать в первоисточнике: Библии. Она записана в книге "Исход". Праздник этот связан с выходом евреев из Египта. Много лет евреи были в рабстве у еги

Новозаветная Пасха
Иисуса Христа распяли в канун Пасхи (Иоанна 19:14). И с тех пор праздник Пасхи приобрел новое значение. Хpистос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Коp 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОРАНА
Название священной книги мусульман Коран в переводе с арабского означает чтение или произношение нараспев. Содержимое Корана - это речь Аллаха, с которой он обращался к Мухаммаду в течение 20 лет.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАСОНСТВА
Орден франкмасонов, в наши дни известный во всех странах европейской культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению лондонского клуба начала XVIII века. Однако история ордена с сам

ФРАНЦУЗСКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ
Ранняя история французского франкмасонства тесно связана с наплывом во Францию английской знати после революции XVIII века. *Уже в тридцатых годах XVIII века в Париже насчитывалось пять ло

НЕМЕЦКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ
В кругу поисков таинственного знания возникло немецкое масонство. Его история дает нам самые яркие страницы из истории немецкого оккультизма, чародейства, а иногда и прямого шарлатанства; и в дальн

РУССКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ
Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим немедленно по его возвращении из первого заграничного путешествия: сам Кристофер

МАСОНСТВО СЕГОДНЯ
Появившись в начале XVIII века, масонство достигло своего расцвета к концу того же столетия и просуществовало в традиционной форме как активная организация до середины следующего века. К этому врем

ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ МАСОНЫ
Александр Васильевич Суворов (1730-1800) - вот кто должен открыть собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов. Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) - трудно указать другого писателя, пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги