рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цветовой шар

Цветовой шар - раздел Физика, Физика цвета. Цвет и цветовое воздействие   Представление О Возможностях Проявления Цвета В Его Семи Конт...

 

Представление о возможностях проявления цвета в его семи контрастах, которое можно было получить из пре­дыдущих разделов книги, позволяет теперь наглядно выстроить ясную общую систему мира цвета в целом. На рисунке 3 изображен двенадцатичастный цветовой круг, который базируется на трех основных цветах -жёлтом, красном и синем в их постепенном переходе от одного к другому. Однако эта схема недостаточна для всеобъемлющего обзора всей цветовой системы. Вмес­то круга здесь необходим тот самый шар, который уже Филиппом Отто Рунге был представлен как наиболее подходящая форма для проведения цветовой система­тизации. Шар является элементарной объёмной и сим­метричной формой, позволяющей наиболее полно вы­разить многообразные свойства цвета. Он позволяет со­ставить отчётливое представление о законе дополни­тельных цветов и наглядно показать все основные взаи­моотношения хроматических цветов, а также их взаи­модействие с чёрным и белым цветом. Если мы пред­ставим себе цветовой шар прозрачным, в каждой точке которого находится определённый цвет, то у нас сразу появится возможность представить все цвета в их взаи­моподчинённости. Каждая точка шара может быть оп­ределена с помощью своего меридиана и своей парал­лели. Для отчетливого представления о цветовом по­рядке нам понадобиться шесть параллелей и двенад­цать меридианов.

На поверхность шара мы наносим шесть параллелей, расположенных на одинаковом расстоянии друг от дру­га и образующих семь зон, и перпендикулярно к ним, от полюса к полюсу, проводим 12 меридианов. В эква­ториальной зоне, в двенадцати одинаковых секторах располагаются все чистые цвета двенадцатичастного цветового круга. Полярные зоны покрываются белым цветом в верхней части и чёрным - в нижней. Между белым цветом и экваториальной зоной каждого чистого цвета последовательно располагаются две ступени его осветления. От экваториальной зоны в сторону тёмного полюса мы также даём к каждому чистому цвету по две, но теперь уже затемнённые ступени. Поскольку двенад­цать чистых цветов обладают неодинаковой светлотой, то ступени по направлению к белому и чёрному цвету должны быть рассчитаны для каждого цвета отдельно. Чистый жёлтый цвет, например, очень светел и поэтому его два осветлённых тона очень близки между собой, в то время как оба затемнённых - очень далеки друг от друга. Фиолетовый цвет - самый тёмный из чистых цветов и его осветлённые оттенки значительно отдалены друг от другого, в то время как затемнённые - очень близки. Каждый из двенадцати цветов должен быть ос­ветлён и затемнён исхода из его нормальной яркости, в результате чего к каждому из двенадцати цветов мы по­лучаем по два параллельных кольца с осветлёнными и затемнёнными опенками. Причём каждое из этих колец обладает различной тональной яркостью. Так, в первом поясе осветления жёлтый цвет будет намного светлее фиолетового, то есть в каждом поясе все двенадцать цветов не имеют одинаковой светлости. Поскольку цве­товой шар нельзя показать при иллюстрировании в трёх измерениях, то мы вынуждены спроецировать его сфе­рическую поверхность на плоскость. Если посмотреть на этот шар сверху, то в его центре мы увидим белую зону, которая заключена между двух поясов осветлённых от­тенков, и половину экваториальной зоны чистых цветов. Глядя же на цветовой шар снизу, увидим в центре чёр­ную зону, затем две, прилегающие к ней затемнённые зоны и половину экваториальной части чистых цветов. Для того чтобы сразу увидеть всю поверхность цветово­го шара, мы должны представить себе более тёмное по­лушарие разрезанным по меридианам и спроецирован­ным на плоскости осветлённых тонов. В результате мы получаем двенадцатиконечную звезду, показанную на рисунке 48, В её центре находится белый цвет. К нему примыкают зоны осветлённых тонов, за которыми сле­дуют зона чистых цветов и две зоны затемнённых, с чёрным цветом на самом конце лучей этой цветовой звезды.

 

На рисунке 49 мы видим общую поверхность цветового шара. В её экваториальной зоне расположены чистые цвета, которые постепенно в два этапа осветляются и сливаются с белым поясом. Тоже происходит и в проти­воположном «полушарии», где чистые цвета также по­степенно в два этапа затемняются и переходят в чёрный цвет. На рисунке 50 подобный же процесс показан на

обратной стороне шара и вся его поверхность, таким образом, становится полностью охваченной.

Если же мы хотим понять, что происходит внутри шара, то должны произвести его рассечение. На рисунке 51 даётся горизонтальное сечение цветово­го шара по экватору, где мы замечаем зону нейтрально­го серого цвета в центре и кольцо из чистых цветов по внешней стороне. В двух зонах между чистыми цветами и серым идут мрачные тона смесей дополнительных цветов. Если мы возьмём два противоположных цвета экваториальной зоны, то получим все степени затемне­ния, которые были представлены на рисунках 23-28 в разделе дополнительных цветов. Подобные поперечные сечения могут быть произведены по линии любых пяти поясов шара.

В центре шара по его вертикальной оси от белого полю­са к чёрному проходит ряд серых тонов. Наше изобра­жение ограничивается семью ступенями осветления, и поэтому четвёртая ступень серых тонов должна соответ­ствовать среднему серому тону между белым и чёрным, причём этот серый цвет образует середину шара. По­добный же серый цвет может быть получен путём сме­шивания любых двух дополнительных цветов. На рисунке 52 показано вертикальное сечение цветово­го шара по цветовой зоне красно-оранжевый — си­не-зелёный. В экваториальной части этого сечения сле­ва располагается сине-зелёный цвет и справа - крас­но-оранжевый в их предельной яркости. Затем в сторо­ну центральной оси идут по две ступени их смешанных вариантов, а вся экваториальная цепочка в целом по­степенно осветляется к белому полюсу и затемняется -к чёрному. Следует обратить внимание на то, что цвето­вая насыщенность осветлённых и затемнённых ступеней должна быть равной и соответствовать серому тону каждой их них. Упражнения с цветовыми градациями в горизонтальных и вертикальных сечениях совершенствуют наше пред­ставление о цвете. В горизонтальных рядах организуют­ся чистые цвета, в вертикальных даются их градации в сторону осветления и затемнения. Эта систематизация позволяет развить нашу чувствительность к цвету, как с точки зрения его восприятия, так и с точки зрения ощущения степеней осветлённости и затемненностицвета. Цветовой шар дает возможность представить:

— чистые призматические цвета, расположенные по эк­ватору сферической поверхности;

— смешанные цвета дополнительных пар, распложен­ные в горизонтальных сечениях;

— смеси любых пар дополнительных цветов, осветлён­ных по направлению к белому полюсу и затемнённых по направлению к чёрному.

Предположим, что мы имеем магнитную стрелку, за­креплённую в центре цветового шара. Если мы напра­вим конец стрелки на какую-либо точку шара, то дру­гой её конец будет направлен на симметричную точку и цвет, дополнительный к первому. Если конец стрелки будет указывать на вторую ступень светлоты красного цвета, а именно ~ на розовый цвет, то другой конец стрелки будет указывать на такую же ступень затемнён­ного дополнительного зелёного цвета. Если мы напра­вим конец стрелки на вторую затемнённую ступень оранжевого цвета, а именно - на коричневый цвет, то другой конец магнитной стрелки укажет нам вторую сту­пень осветления синего цвета. Таким образом, мы узна­ем, что не только противолежащие цвета, но и ступени их светлоты находятся в тесной взаимосвязи друг с дру­гом.

На рисунке 53 показаны пять основных способов пере­хода между двумя контрастирующими цветами. Если мы хотим работать с парой дополнительных цветов, напри­мер, оранжевым и синим, и начнём искать тона, кото­рые их объединяют, то мы должны сначала локализовать оба эти цвета на цветовом шаре. Оранжевый, располо­женный на экваториальной линии, будет двигаться к красному и далее к фиолетовому, это в одном направле­нии, а в другом - к жёлтому и зелёному, переходя в си­ний. Это — горизонтальные варианты движения цвета. Но тот же самый оранжевый, следуя по меридиану, бу­дет объединяться с синим через светло-оранжевый, бе­лый и светло-голубой, это в одном направлении, а в другом - через тёмно-оранжевый, чёрный и тёмно-си­ний. И это — вертикальный путь их взаимосвязи. Если следовать от оранжевого к синему по диаметру цветового шара, то оба дополнительных цвета могут быть соединены с помощью серого цвета или других смесей оранжевого с синим в следующем порядке:

оранжево-серый, серый и сине-серый. И это - диаго­нальный путь их взаимодействия. Эти пять главных на­правлений будут являться самыми кратчайшими и про­стейшими линиями соединения двух дополнительных (комплиментарных) цветов, Если предположить, что данная систематизация устра­няет все трудности в овладении цветом, то это не так. Мир цвета обладает невероятными внутренними воз­можностями, богатство которых лишь частично может быть сведено к элементарной систематизации. Каждый цвет сам по себе есть целый космос. Но здесь мы долж­ны удовлетвориться лишь изложением его элементар­ных основ.

 

Рис. 54,55,56

пример, жёлтого и фиолетового, возьмём два соседних

от фиолетового цвета: сине-фиолетовый и красно-фио­летовый, или наоборот, лежащие рядом с жёлтым: жёл­то-зеленый и жёлто-оранжевый, то и эти созвучия так­же будут гармоничными по своему характеру, хотя в этом случае геометрической фигурой, связывающей их, будет теперь равнобедренный треугольник, как это пока­зано на рисунке 54. Если фигуры треугольников, и рав­нобедренного, и равностороннего, представить себе вписанными в цветовой круг, то, перемещая их вершины внутри круга по своему желанию, можно точно опреде­лить то или иное гармоничное трезвучие. При этом воз­никают два пограничных случая, когда одна из вершин треугольника находится на белом или чёрном полюсе. Если мы используем равносторонний треугольник, одна из вершин которого соприкасается с белым, то две дру­гие вершины будут указывать на первые затемнённые ступени пары дополнительных цветов. Тогда мы, к при­меру, получим такое трезвучие: белый, затемнённый си­не-зелёный и затемнённый оранжевый. Если же одна из вершин соприкасается с чёрным, то подобным образом мы получим чёрный, осветлённый сине-зелёный и ос­ветлённый оранжевый. Эти случаи убеждают в том, что при использовании белого или чёрного в действие всту­пает контраст светлого и тёмного. Созвучие четырех цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать две пары до­полнительных цветов, соединяющие линии которых пер­пендикулярны друг другу, то мы получим фигуру квадра­та, как это показано на рисунке 55. При этом возникает три четверозвучия: жёлтый, красно-оранжевый, фиоле­товый, сине-зелёный; жёлто-оранжевый, красный, си­не-фиолетовый, зелёный; оранжевый, красно-фиоле­товый, синий, жёлто-зелёный.

Другие четырёхцветные созвучия легко определить бла­годаря фигуре прямоугольника, объединяющего две па­ры дополнительных цветов, как например: жёлто-зелё­ный, красно-фиолетовый, жёлто-оранжевый, сине-фи­олетовый; жёлтый, фиолетовый, оранжевый, синий. Третья фигура для получения четырёхзвучия — трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополни­тельных цветов. Подобные сочетания стремятся к симультанному изменению, хотя и являются гармоничны­ми, образуя при смешении серо-чёрный цвет. Вписывая фигуры, показанные на рисунке 55, в цвето­вой шар и поворачивая их, можно получить очень боль­шое число новых цветовых сочетаний.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Физика цвета. Цвет и цветовое воздействие

На сайте allrefs.net читайте: ИОХАНЕС ИТТЕН.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цветовой шар

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИОХАНЕС ИТТЕН
«ОСНОВЫ ЦВЕТА» Содержание: 1. Физика цвета 2. Цвет и цветовое воздействие 3. Цветовая гармония 4. Субъективное отношен

Физика цвета
    В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разлож

Цвет и цветовое воздействие
  Понятие цвета применяется собственно для обозначе­ния самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу. Цветовое в

Цветовая гармония
  Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценива­ют впечатления от взаимодействия двух или более цве­тов. Живопись и наблюдения над субъективными цве­товыми предпочтениями различ

Субъективное отношение к цвету
  В 1928 году в одной художественной школе я вёл заня­тия по гармонии цветовых сочетаний. Для этого ученики должны были использовать любые по размерам круги и сектора. При это

Цветовое конструирование
  Цветовое конструирование основано на законах прояв­ления цвета в том их виде, в каком они наблюдаются нами в эмпирических опытах. Однажды Райнер Мария Рильке спросил Родена: «Ува­жа

Двенадцатичастный цветовой круг
  Для введения в систему цветового конструирования со­здадим двенадцатичастный цве

Семь типов цветовых контрастов
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между со­бой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего преде­ла, мы говорим о диаметральном или полярном

Контраст цветовых сопоставлении
  Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонст­рировать с помощью всех чисты

Контраст дополнительных цветов
Мы называем два цвета дополнительными, если их пиг­менты, будучи смешанными, дают нейтральный се­ро-чёрный цвет. В физике два хроматических света, ко­торые при смешивании дают белый свет, также счи

Симультанныи контраст
  Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет,

Контраст цветового насыщения
  Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фикси­руют противоположность между цветами насыщенны­ми, яркими и блёклыми, затемнё

Контраст цветового распространения
  Контраст цветового распространения характеризует раз­мерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопос­тавление между «много» и «мало»,

Смешение цветов
  Для того, чтобы проникнуть в богатство цветового мира, хорошо бы проделать несколько систематических уп­ражнений по смешиванию цветов между собой. Исходя из чувствительност

Созвучие шести цветов.
  Шестиугольники могут быть получены двумя различны­ми путями. В двенадцатичастный цветовой круг можно вместо треу­гольника или квадрата вписать шестиугольник. И тогда гармон

Форма и цвет
В дальнейшем, в разделе, специально посвящённом те­ории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако, форма, так­же как и цвет, обладает своей «чувственно-н

Пространственное воздействие цвета
  Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, спо­собные выявлять глубину. Это происходит за счёт кон­траста светлого и тёмног

Теория цветовых впечатлений
Исходной точкой теории цветовых впечатлений являет­ся исследование цветовых проявлений в природе. Это значит, что нам следует изучать впечатления, которые цветные объекты производят на наше зрение.

Теория цветовой выразительности
  Оптическим, электромагнитным и химическим процес­сам, происходящим в наших глазах и в сознании при наблюдении за цветом, соответствуют нередко парал­лельные процессы в психологическ

Красный.
  Красный цвет на цветовом круге не имеет ни желтова­того, ни синеватого оттенка. Его мощную, неотразимую яркость нелегко затмить, но он чрезвычайно изменчив и легко принимает самые р

Оранжевый.
  Оранжевый цвет - смесь жёлтого с красным — располо­жен в фокусе максимальной активной яркости. В мате­риальной сфере он обладает яркостью солнечного све­та, достигая в красно-оранже

Композиция
Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочета­ние было предельно выразительным. Для общего реше­ния цветовой композиции имеет значение выбор ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги