рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Спенсер - позитивист

Работа сделанна в 2002 году

Спенсер - позитивист - Лекция, раздел Социология, - 2002 год - Теоретическая социология Спенсер - Позитивист. Существенно Обогатил Предмет Науки Английский Социолог ...

Спенсер - позитивист. Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер 1820-1903r.r В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений.

Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические, органические и надорганические социальные. Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит.

В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной.

Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от усредненного уровня развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы писал он то никто не может предсказать конечных результатов.

И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое. На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии.

Но отдельно взятые общества также как и подвиды в органической природе могут не только прогрессировать, но и деградировать Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути. При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы.

Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии.

Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе Основные начала различал три ее вида неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде Основания социологии. Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование.

В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций.

Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом.

Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в форме зародышей и из небольших масс путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы.

Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем простого возрастания. Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития социальное расслоение, появление новых организаций и т. д. при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества военное, в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и промышленное с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем регулятивной, производящей средства для жизни, распределительной. Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе.

Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мертвыми - церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теоретическая социология

Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория позитивного… Что же такое позитивное в истолковании основателя позитивизма? Конт указывает… К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Спенсер - позитивист

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Три стадии развития общества
Три стадии развития общества. подробнее Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом трех стадий, или трех состояний, который он считал своим глав

Уильям CAMHEP
Уильям CAMHEP. Уильям САМНЕР 30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси - американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йе

РОБЕРТ МЕРТОН
РОБЕРТ МЕРТОН. Именно в связи с этим обстоятельством американский социолог Р. МЕРТОН г.р. 1910 выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня ее также называют теорией средне

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПАРСОНСА
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПАРСОНСА. Теория социального действия была разработана Т. ПАРСОНСОМ, 1902-1979 . Американский социолог рассчитывал на то, что эта теория станет всеохватывающей. Он исход

Социологический реализм Эмиля Дюркгейма
Социологический реализм Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм широко известен как один из крестных отцов современной социологии, творчество которого в значительной степени помогло определить предметное с

Карл Маркс и марксистская социология
Карл Маркс и марксистская социология. Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальны

Марксистская социология после Маркса
Марксистская социология после Маркса. О судьбах марксистского учения после смерти его основоположников написано огромное число работ, в том числе и в России, особенно в 90-е годы нынешнего века. На

Этнометодология Г. Гарфинкеля
Этнометодология Г. Гарфинкеля. В 1967 г. вышла книга профессора Калифорнийского университета Г. Гарфинкеля Исследования по этнометодологии, которая создала предпосылки для возникновения нового напр

Понимающая социология Макса Вебера
Понимающая социология Макса Вебера. Макса Вебера, немецкого социального философа, экономиста и историка, часто называют одним из основателей современной социологии. Аргументы в пользу этого утвержд

Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера
Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера. Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумеваю

Феноменология А. Шюца и П. Бергера
Феноменология А. Шюца и П. Бергера. Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля 1859-1938 , согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъ

Концепция совместимости Э. Гидденса
Концепция совместимости Э. Гидденса. После 2 мировой войны возникла проблема роста и развития социологического знания. Ряд авторов вышел с критикой всех парадигм социологии, с обвинением в о

СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ КОСТРУКТИВИЗМ П. БУРЬЕ
СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ КОСТРУКТИВИЗМ П. БУРЬЕ. Учение Бурье строится исходя из трех основных позиций 1. Социальное неравенство - источник конфликта в обществе неравенство скрытое господство, силовые отн

ХАБЕРМАС И ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ
ХАБЕРМАС И ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ. Основной идеал для Хабермаса - это социальное равенство. Он надеется на то, что оно будет получено за счет развития образования. Стабильный капит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги