Социология Огюста Конта

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ст. гр. МТ-81 Янчуков Игорь Александрович Содержание 1. Этапы жизни и творчества 2. Идейные истоки 3. Позитивизм как обоснование науки 4. Социология как наука 5. Объект социологии 6. Метод объективная и субъективная социология 7. Социальная статика 8. Социальная динамика 9. От науки - к утопическому проектированию 10. Заключение 1. Этапы жизни и творчества Был ли Огюст Конт подлинным создателем, отцом социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово социология . Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали варварский характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков латинского societas общество и греческого слово , учение . Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово социология , он интересен для истории этой науки.

Но дело, конечно, не в названии.

Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии как таковой. Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции.

После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости. При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства.

Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов учащиеся выступили против одного из преподавателей, в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование.

Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике. В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы сен-симонизма.

Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом. В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект издание 6-томного Курса позитивной философии. Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение.

В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество.

Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников. Конт не занимал сколько-нибудь прочных позиций в академической системе тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять должность штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж де Франс оказались безуспешными, и он вынужден был довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, пробавляясь также частными уроками.

Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования. Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами. На жизнь и деятельность Конта оказали влияние две женщины, которые, благодаря этому, в известном смысле вошли в историю социологии вместе с ним. Влияние одной из них сам он расценивал как пагубное и считал связь с ней единственной серьезной ошибкой, совершенной в жизни.

Это была его жена Каролина Массен, которую он обвинял в порочности и, главное, в бессердечии. Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили время от времени к резким обострениям его душевного заболевания. В конце концов супруги расстались. Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное оно сказалось отчасти в том, что в конце жизни он энергично подчеркивал превосходство чувства сердца над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился в проповедника новой религии.

Звали эту женщину Клотильда де Во. Конт познакомился с ней в 1845 г за год до ее смерти. Он страстно и безответно полюбил эту 30-летнюю женщину и боготворил ее до конца своих дней. Любовный экстаз постепенно перерос у него в экстаз религиозный. Он прославил Клотильду де Во в предисловии к своей четырехтомной Системе позитивной политики и разработал посвященные ей особые ритуальные действа, которые неуклонно и тщательно исполнял. Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому, особенности его личности.

Он отличается растянутостью изложения, длиннотами, громоздкими фразами, частыми повторами. Конта совершенно не волнует красота стиля, но он всячески стремится к полноте и точности в изложении своих мыслей. Эти особенности парадоксальным образом сочетаются с любовью к сочинению афоризмов и девизов, нередко весьма эффектных и запоминающихся. Вот некоторые из них Порядок и прогресс , Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь , Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать , Жить для других , Жить при ясном свете , Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель , Мы разрушаем только то, что заменяем и т. п. Хотя в ранние годы Конт читал очень много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой мозговой гигиены с целью не заражаться чужими воззрениями.

Согласно этому режиму он на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к предметам его изысканий, за исключением некоторых трудов, содержащих полезные, по его мнению, данные, а также поэтических сочинений.

Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды. В общем, говоря о личности Конта, можно сделать вывод, что этот выдающийся человек был маргиналам, человеком на грани, на краю во многих отношениях.

Он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, между наукой, религией, утопией и т. п. Все это, безусловно, не могло не сказаться на его социологическом мышлении. В творчестве Конта принято различать три периода. Первый период 1819-1828 , почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, опускулов. Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей Системы позитивной политики 1854 с целью показать преемственность своих воззрений. В опускулах он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии анархии человечество.

В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе различение двух главных эпох в развитии человечества критической и органической понятие и принципы позитивной политики и, наконец, знаменитый закон трех стадий. Второй период 1830-1842 - это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный Курс позитивной философии тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.

Считая, что интеллектуальная реформа должна предшествовать социальной включая политическую, моральную, религиозную, он в этот период выступает главным образом в роли ученого и в качестве такового придерживается объективного метода он обосновывает включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии в принципе находящейся на вершине иерархии наук на естественные науки как на более зрелые и ранее приблизившиеся к позитивному состоянию.

Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества 1851-1854 , Позитивистский катехизис 1852 и Субъективный синтез 1856 . В это время Конт обосновывает преимущественно субъективную точку зрения и субъективный метод.

На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии сердце. Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека мораль и религия.

Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия позитивная философия, позитивный дух, рациональная позитивность, то в это время он уже чаще говорит о позитивизме как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива меняется если в Курсе Конт подчеркивает естественный характер социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь, наоборот, он, в соответствии с субъективной точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека.

В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов. Существуют две точки зрения на соотношение отмеченных периодов в творчестве французского мыслителя.

Одни аналитики считали, что третий период противостоит первым двум и означает решительный отказ от исходных научно-теоретических позиций. Иными словами, Конт как создатель новой религии и утопических проектов не имеет ничего общего с Контом - создателем позитивистского научного мировоззрения. Такой точки зрения придерживались, в частности, известные приверженцы контовского позитивизма француз Эм. Литтре и англичанин Дж. Ст. Милль. Они вдохновлялись идеями Курса позитивной философии. Когда же, по их мнению, автор порвал с этими идеями, они порвали с их автором.

Другие, в том числе сам Конт, рассматривали третий период как естественное и логичное завершение первых двух. С этой точки зрения три периода выражают не эволюцию и, тем более, не коренное изменение взглядов, а различные этапы реализации одного и того же замысла, того, который был сформулирован еще в опускулах. Тех своих сторонников, которые признавали и Курс II период и Систему позитивной политики III период, он считал полными позитивистами тех же, кто был сторонником только Курса - неполными. Тем не менее, отрицая поворот в содержании своих воззрений, Конт в то же время признавал изменение своей социально-интеллектуальной роли от ученого - к проповеднику новой религии, говоря, что променял карьеру Аристотеля на карьеру святого Павла 1, XXIII . Независимо от того, как оценивать соотношение между различными периодами и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались и проникали друг в друга научные и вненаучные элементы.

Но задача истории социологии - изучить прежде всего научные элементы, исходя из тех критериев, которые были выделены в первой лекции.

Это те стороны доктрины Конта, которые в дальнейшем получили продолжение не в морали или религии, не в политике или социальных движениях, а в социологии как науке. 2.

Идейные истоки

Мудрый Тюрго, несомненно, также повлиял на контовское представление о ... д. Но было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем Сен-Симона. В... Поэтому создание позитивизма как синтетической мировоззренческой систе... 3.

Позитивизм как обоснование науки

На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика вследст... Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный эт... е. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. 4.

Социология как наука

Социология как наука. По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные ест... Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины ... Впервые Конт употребил слово социология в 1839 г в 47-й лекции Курса п... Необходимость такого наименования, имея в виду специальное назначение ...

Объект социологии

Человек не может по своей воле создавать социальные явления, но он мож... В действительности они постоянно участвуют в общем развитии, как прави... Будучи социальным реалистом, Конт постоянно подчеркивает примат общест... Структура и развитие общества в конечном счете определяются фундамента... 6.

Метод объективная и субъективная социология

Отсюда третий способ сравнения, который Конт называет историческим сра... Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а такж... Его произведения полны теплых и проникновеных слов о пролетариате, о е... Религиозно-нравственное начало пронизывает у Конта и такой институт, к... должно будет заняться своим собственным упадком 10, 73 .

От науки - к утопическому проектированию

Социальный режим, который он одновременно предсказывает и предлагает -... Конт был убежденным и активным сторонником мира, и межнационального, и... Анфантеном, С А. е. Социология для Конта была синтетическим мировоззрением, включавшим в с...

Заключение

Заключение Была ли у Конта наука следствием его утопии или, наоборот, утопия -следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины.

Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала, Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки.

Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило. Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии социального существования по отношению к индивидуальному.

Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как социальный организм и социальная система. Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинаковым образом. Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии.

Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности обозначаемой также терминами согласие и сплоченность. В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику.

Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический субъективный метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.

В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обоснование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображением и в громком призыве не проклинать и не хвалить социальные факты, а изучать их тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис Спинозы Не смеяться, не плакать, а понимать. Правда, сам Конт в своей субъективной социологии и позитивной политике часто следовал противоположным принципам.

Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социологии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала главной для профессии социолога. Что касается значения Конта для институционально - организационной стороны развития социологии, то здесь можно говорить не о прямом, а лишь о косвенном его влиянии.

Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как говорил сам Конт, колыбель не может быть троном. В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя сказать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась на троне. Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта несомненно велика. Литература 1. Сен-Симон. Избр. сочинения. М. Л 1948. Т. 1. 2. Конт О. Дух позитивной философии Слово о положительном мышлении. СПб 1910. 3. Маркс А Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. 4. Хайек Ф. Дорога к рабству Пер. с англ. Н. Ставиской.

Лондон, Нина Карсов, 1983.