рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Независимая жизнь как философия социальной реабилитации

Работа сделанна в 2010 году

Независимая жизнь как философия социальной реабилитации - Курсовая Работа, раздел Социология, - 2010 год - Концепция "независимой жизни" как философия и методология социальной работы Независимая Жизнь Как Философия Социальной Реабилитации. Определение «Независ...

Независимая жизнь как философия социальной реабилитации. Определение «независимой жизни» инвалида Инвалидность это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему ее, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества.

Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью [10]. Понятие независимая жизнь в концептуальном смысле подразумевает два взаимосвязанных аспекта. В социально-политическом плане это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах; это свобода выбора и доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию.

Независимая жизнь возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В философском понимании независимая жизнь это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества.

Согласно философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. Независимая жизнь предполагает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других.

Независимость понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему. Независимая жизнь - предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.

Независимая жизнь означает право и возможность выбирать самим, как жить. Это значит жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это и право ошибаться так же, как любой другой человек[ 1]. Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Явным (физическая среда), а также скрытым (отношение людей). Если их преодолеть, можно добиться многих преимуществ для себя. Это первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом.

Приведенная ниже декларация независимости создана инвалидом и выражает позицию активной личности, субъекта собственной жизни и социальных изменений.

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА - Не рассматривайте мою инвалидность как проблему. - Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется. - Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник. - Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права. - Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность. - Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения. - Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним. - Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество. - Помогите мне познать то, что я хочу. - Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше. - Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом. - Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие. - Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения. -Узнайте меня получше.

Мы можем стать друзьями[10]. 1.2 История развития социальной и медицинской модели Независимо от степени развития общества, в нем всегда были люди, особо уязвимые в силу ограниченности своих физических или психических возможностей. Историки отмечают, что в античном мире рассуждения об аномалиях и болезнях не отделялись от общефилософских воззрений, переплетаясь с размышлениями о других явлениях природы, в том числе о жизни человека.

В диалоге Платона «Государство» проблема аномальности освещается в социальном смысле.

С одной стороны, в духе традиций «спартанского милосердия» человек, страдающий тяжелой болезнью на протяжении всей жизни, бесполезен и для себя, и для общества. Это положение высказывает Аристотель в своей работе «Политика»: «Пусть будет в силе тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует». Спартанские врачи - герусии и эфоры - относились к высшим государственным чиновникам, именно они принимали решение: оставлять в живых того или иного больного, новорожденного (когда рождался слабый, недоношенный ребенок), его родителей, немощного старика или «помогать» им умереть.

В Спарте смерть всегда предпочиталась болезни или немощи, независимо от социального положения больного, даже если им оказывался царь. Именно в этом заключалось «милосердие по-спартански» [3, стр. 7]. В период средневековья усиление религиозного диктата, прежде всего римско-католической церкви, связано с формированием особого толкования любого отклонения в развитии и любой болезни как «одержимости дьяволом», проявления злого духа. Демонологическое толкование болезни определяло, во-первых, пассивность больного, во-вторых необходимость экстренного вмешательства святой инквизиции. В этот период все припадочные, эпилептики, истерики подвергались обрядам «изгнания дьявола». В монастырях появилась особая категория специалистов, к которым привозили названных выше больных на «излечение». В эпоху Возрождения в медицине возникают гуманистические тенденции, врачи начинают посещать монастыри и тюрьмы, ведут наблюдения за больными, пытаются оценить и осмыслить их состояние.

К этому времени относится реставрация греко-римской медицины, открытие целого ряда рукописей. Развитие медицинских и философских знаний помогало разобраться в духовной и физической жизни аномальных.

В допетровской Руси болезни рассматривались как результат божьего наказания, а также как следствие колдовства, дурного глаза, наговоров.

Первый российский государственный акт относится к царствованию Ивана Грозного и включен в Стоглавый судебник в виде отдельной статьи. Статья утверждает необходимость попечения нищих и больных, в том числе и тех, «кои одержимы бесом и лишены разума, чтобы не были они помехой и пугалом для здоровых и чтобы дать им возможность получить вразумление или приведение в истину» [3, стр. 10]. Изменение отношения к лицам с проблемами в развитии отмечается со второй половины XVIII в следствие влияния идей гуманизма, реформации, развития университетов, приобретения личных свобод отдельными сословиями, появления Декларации прав человека и гражданина (статья I Декларации провозглашала, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»). С этого периода во многих государствах начинают создаваться сначала частные, а затем и государственные учреждения, в функции которых входило оказание медицинской и педагогической помощи инвалидам.

Со второй половины XX века мировое сообщество строит свою жизнь в соответствии с международными правовыми актами гуманистического характера.

Этому во многом способствовали два фактора: колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй мировой войны, которые показали человечеству ту пропасть, в которой оно может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл существования общества самого человека - его жизнь и благополучие.

Существенным толчком в развитии "социальной моделью инвалидности" явилось эссе "Критическое условие", которое было написано британским инвалидом Полом Хантом и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные". Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как: "несчастные" - потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества; " бесполезные" - потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества; члены "угнетенного меньшинства" - потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как "отклоняющиеся от нормы" и "не похожие на других". Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием "Союз людей с физическими дефектами против изоляции" развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше.

UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности.

А именно: "Инвалидность - это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества". Тот факт, что определение UPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвал тогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы.

Хотя UPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своей компетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическими дефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группы инвалидов. Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества. Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер дал определение как "социальной модели инвалидности" идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS. Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн, Майк Оливер и Колин Барнс, из США такими, как Гербен ДиДжонг, а также другими учеными.

Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всех инвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией "Дисейблд Пиплз Интернейшинал"[5, стр. 8]. Социальная модель была разработана в качестве попытки представить парадигму, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности.

Смысловым центром нового взгляда стали рассмотрение проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности - это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим недугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданных обществом.

Согласно социальной модели, человек с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей». Отношение к инвалидам менялось на протяжение всей истории, определяло по мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними. Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и общественных настроений являются: - повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование, и развитие его материально-технических и экономических возможностей; - повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и использования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому возрастанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности человека[5, стр. 66]. 1.3 Сравнение медицинской и социальной модели Медицинская и социальная модели инвалидности в сравнительном аспекте имеют принципиально различные подходы.

Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические изъяны рассматривается как проблема, он должен приспособиться к окружающей среде. Для этого инвалид должен пройти процесс медицинской реабилитации.

Инвалид это больной, которого необходимо лечить и без профессионалов он не сможет жить. Тем самым медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, не даёт возможности реализовать свой потенциал.

Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию инвалида, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми.

Социальный подход рассматривает инвалида как полноценного члена общества имеющего такие же права, как и все. Проблема заключается не в инвалиде, а в обществе, т. е рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие человеку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, которая делает человека инвалидом.

Основной акцент делает не на лечении инвалида, а на удовлетворении потребностей инвалида, признание его равноправным членом общества. Социальный подход не изолирует инвалида, а стимулирует его на самореализацию, признавая его права. Под воздействием таких гуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество.

Медицинская модель Социальная модель Ребенок несовершенен Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть Диагноз Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением Навешивание ярлыков Определение барьеров и решение проблем Нарушение становится центром внимания Проведение мероприятий, нацеленных на результат Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг Подготовка и обучение родителей и специалистов Ординарные потребности откладываются «Выращивание» отношений между людьми Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе - сегрегация Различия приветствуются и принимаются.

Инклюзия каждого ребенка Общество остается неизменным Сообщество развивается В соответствии с медицинской моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.

Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что "не так" с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные льготы, специальные пособия, предоставляются специальные услуги. Положительные аспекты медицинской модели: Именно этой модели человечество обязано научными открытиями, направленными на разработку методов диагностики многих патологических состояний, ведущих к инвалидности, а также методов профилактики и медицинской коррекции, которые позволяют нивелировать действие первичного дефекта и способствовать снижению степени инвалидности.

Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие. Во-первых, поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека.

Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению. Во-вторых, медицинская модель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.

Самым серьезным недостатком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности. Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская), модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества.

Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами - являются последствиями социальной организации.

Отсюда и фраза - "социальная модель". Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается "барьерами" или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты.

Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты. Барьерами могут быть: - предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов; - отсутствие доступа к информации; - отсутствие доступного жилья; - отсутствие доступного транспорта; - отсутствие доступа к объектам социальной сферы и др. Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми.

Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены. Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены.

Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен. Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность - это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне.

Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Концепция "независимой жизни" как философия и методология социальной работы

Первоначально она решалась естественным путем - выживал сильнейший. Однако по мере формирования социума, общество в той или иной мере начало… Медицинская модель рассматривает инвалидность как нарушение функционирования организма человека, его болезнь, а сам…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Независимая жизнь как философия социальной реабилитации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Независимая жизнь как методология социальной реабилитации
Независимая жизнь как методология социальной реабилитации. Методология медицинской и социальной модели Согласно медицинской модели, человек с нарушениями психофизического и интеллектуального развит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги