рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Языческая семья

Работа сделанна в 2009 году

Языческая семья - Реферат, раздел Социология, - 2009 год - Культура семейных взаимоотношений у различных народов Языческая Семья. Примером Семейных Отношений, Характерных Для Языческой Культ...

Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье в ХII - XIV вв. отношения мужа и жены в те времена строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а на «изначальной конфликтности» считает В.Н. Дружинин.

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и мужа. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 46Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи.

При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - в доме и семье. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 47 Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н.Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой.

В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу. В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: «доминирования-подчинения» или «конфликта», борьбы. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим.

Дети всегда в подчинении. Шнейдер Л.Б Семейная психология:Учебное пособие для Вузов.2-е изд М.:Академический проспект;Екатеринбург:Деловая книга,2006. с 39-40 Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье Х II - XIV вв. По мнению многих историков, рубежом, отделяющим языческий тип семьи от христианского, стал XVI в. Модель православной семьи отразилась в знаменитом «Домострое», написанном одним из величайших мыслителей эпохи Сильвестром - воспитателем, а затем соучастником реформ молодого Ивана IV. Российский крестьянин и горожанин XVI в. имели сложное комплексное мироощущение, оно отразилось в «двоеверии». Русские до XIV в. были в большей мере язычниками, нежели христианами. Отношения мужа и жены строились не на отношениях доминирования - подчинения, а на изначальной конфликтности.

В славянском язычестве женщина не является существом, подчиненным мужчине: она иной человек, обладающий качествами, отличными от мужских, носитель особой женской силы. Тайное женское могущество являлось причиной ее власти над мужчиной и внушало страх, почтение и даже ненависть.

Женщина обладала как добрачной свободой, так и свободой в браке. Если девицу принуждали выйти замуж без ее согласия и она причиняла себе увечье, с виновника взыскивался штраф. Ограничивалась власть не только отца, но и мужа. Ритуальная свобода закреплялась в особой женской жизни: в обычаях, запретах, женских обрядах, праздниках.

Женщина имела возможность развода - она могла, если её не устраивает муж или отношение к ней семьи мужа, вернуться к матери и отцу. Поскольку чаще всего роды враждовали между собой, то и отношения мужа и жены сохраняли оттенок вражды, конфликта. Муж не доверял жене, жена - мужу. Муж ждал от жены козней, лжи, отравлений и т.д. «Жены ценились или мало, или также мало ценили своих мужей и женщины. Браки редко совершались по любви, взаимного уважения ждать было трудно ». Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 46-48 В семье главную роль играла «большуха» - старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ею была жена отца или старшего сына. Если в эпоху победившего православия женщина могла доминировать в доме лишь в том случае, когда все взрослые отсутствовали, то «большухе» подчинялись все младшие мужчины большой семьи.

Такое доминирование женщины было возможно из - за частых отсутствий мужа в доме и вследствие ее власти над очагом, едой, умения приготовить пищу, сшить одежду, из - за ее роли в воспитании детей.

В античной и большинстве других языческих цивилизаций соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны. Более того, во многих отношениях женские общества обладают особым могуществом, например Афродита, богиня любви. Миром правит Эрос, и даже высшие олимпийские божества бессильны перед его властью. Страх перед женщинами отразился в мифах о женщинах - воинах, которые реально существовали - амазонках.

В скандинавской мифологии мертвых героев уносят на Валгалду валькирии - девы-воительницы. Русские женщины эпохи язычества не отставали: образы богатырш запечатлены в былинах. Спуску мужчинам они не давали: ни своим, ни врагам. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 49 Следует остановиться на более общем отношении между мужским и женским началами в христианстве. Как и во всех мировых религиях (мусульманство, буддизм), в христианстве мужское начало является главенствующим.

Бог - всегда мужчина. Аналогично в буддизме и исламе: Будда и Аллах являются носителями мужских качеств. В иерархии потустороннего и посюстороннего мира всех мировых религий мужчины доминируют. В языческой мифологии среди нечистой силы равно были представлены оба пола, а иногда женский преобладал. Антропоморфные боги могли иметь и мужской и женский пол, а иногда и оба сразу (гермафродит). Самые древние религии характеризуются доминированием женского начала. По мнению большинства культурологов, историков религий, искусствоведов, причиной является матриархат.

Поэтому вавилонская Астарта, аккадская Иштар, индийские богини Хала и Шакти, фригийская Кибела возглавляли пантеоны богов. Позже матриархальные религии сменились религиями «борьбы полов», где равно были представлены мужские и женские образы, но даже при номинальной ведущей роли мужского начала божества - женщины противостояли мужской власти и зачастую одерживали победу.

В мировых религиях эпохи патриархата власть в божественном и земном мире принадлежит божествам - мужчинам. Женщине отводится второстепенная роль. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 51-54Мусульманство вообще равнодушно к женщине, поскольку Аллах не имеет антропоморфной природы, а следовательно не рожден женщиной. Он первичен. Женщине в мусульманстве уготована лишь вспомогательная роль - услаждать сексом, пением и игрой на музыкальных инструментах правоверных мужчин в раю. В этом смысле между христианством и мусульманством существует колоссальный разрыв: Дева Мария, хотя ей и отведена второстепенная роль, все же имеет имя, индивидуальность и причислена к Святому семейству, а гурии не имеют имени и индивидуальности.

Для мусульманского бога и мужчины и женщины - прекрасные сексуальные партнерши на одно лицо, а отношение к ним психобиологическое. Мужчина один, женщин сколько угодно, а дети не в счет. В практике мусульманской церкви женщине вообще отводилось второстепенное место, ее положение было унизительным и страшным.

Уже в Коране было сказано: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими». Эти преимущества превратили женщину практически в собственность. Она должна была всю жизнь проводить в гареме, носить паранджу, беспрекословно подчиняться мужу и не имела право на общественную жизнь. Практика многоженства и право на развод только для мужчин приобретали иногда анекдотический характер. Так, один багдадский красильщик, умерший в возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в браке с 900 женщинами, т.е в среднем каждый месяц имел новую жену. Дружинин В.Н Психология семьи: 3-е изд СПб.:Питер,2008. с 54 5

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура семейных взаимоотношений у различных народов

В истории человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных… Для первобытного общества присуща форма половых отношений, которую можно… Все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола. Это…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Языческая семья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дуально - родовой брак
Дуально - родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией - абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения только с членами другого

Равенство полов
Равенство полов. Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793г когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различ

Древнееврейская семья
Древнееврейская семья. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата ( когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриарх

Брак в Древнем мире
Брак в Древнем мире. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившихся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена явля

Европейский брак в Средневековье
Европейский брак в Средневековье. На протяжении IV и V столетий Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги