Реферат Курсовая Конспект
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СОЦИОМЕТРИЕЙ И СОЦИОЛОГИЕЙ - раздел Социология, Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе Я Согласен С Точкой Зрения Гурвича, Что Социометрическая Концепция Реально...
|
Я согласен с точкой зрения Гурвича, что социометрическая концепция реальности должна отдавать предпочтение коллективным явлениям в человеческих отношениях, а не сосредоточиваться на «.межумственной психологии».
В подтверждение значения утверждения Гурвича о разрыве между коллективной и межумственной психологией существенно отметить, что межличная теория была быстро я хорошо усвоена психиатрами. С 1929 года, когда я встретил покойного ныне доктора Уильяма А. Уайта, давнишнего друга и распространителя моих идей, межличная теория начала пролагать себе путь. Покойный доктор Гарри Стэк Салливен, хотя и признавший теорию только частично и частично ее исказивший, пытался сделать ее приемлемой для умирающей психоаналитической идеологии, остро нуждающейся в средстве спасения1.
1 Верность психоаналитической теории помешала Салливену принять мои идеи полностью, хотя за последние годы в его работах можно видеть постепенный отход от официального психоанализа к групповой теории.
Психиатры приняли межличную теорию, которая за последние 20 лет изменила общий тон учебников по психиатрии, но они сопротивлялись социометрии и групповой психотерапии, по-видимому, боясь быть вовлеченными в коллективные явления, к которым они не знали, как подойти, в то время как социальные психологи и социологи приветствовали социометрию и способствовали ее развитию. К 1941 году под влиянием второй мировой войны началось общее признание групповой психотерапии, но в литературе можно наблюдать резкое деление между групповой психотерапией, концентрирующейся на индивидууме, и психотерапией, концентрирующейся на группе. Работники с психиатрическим уклоном были склонны лечить «индивидуумов» внутри группы, работники с социологическим уклоном пытались лечить «группу» как целое. Можно заметить то же самое явление в отношении методов действия: психиатры выказывают предпочтение психодраме, социологи — социодраме. Некоторые непоследовательности моего изложения, особенно в определении терминов, явно вызваны необходимостью вести войну убеждением по крайней мере на двух фронтах: психологии и социологии. Как бы глубоко и идеологически детерминирована ни была эта пропасть, вряд ли можно обвинять нас, социометристов, в том, что мы не пытались перебросить через нее мост. Но и другие социологи, подобно Гурвичу, признавали существование этой пропасти, но у них не было возможностей для построения моста. И в этом именно заключается один из основных вкладов в социометрию. Изучения непосредственных межличных отношений между мной и вами, вами и мной недостаточно для требований социологии. Для исследования «социальной группы» нужна процедура, способная выйти за пределы непосредственной ситуации. Как мы теперь ясно видим, оглядываясь назад, именно благодаря изобретению социограммы была создана межличная теория. Предшественником социограммы была моя диаграмма взаимодействия и положения (см. «Das Stegreif theater», стр. 87—95, диаграмм), которая, по-видимому, была первым сознательно созданным инструментом для отображения исследования и измерения социальных структур как целых. Следовательно, можно рассматривать 1923 год как время научного дебюта социометрии.
Отношение социометрии к социологии много раз разъяснялось мной, особенно в первом томе первого номера «Социометрии» за 1937 год. Я никогда не менял своей точки зрения. Пока я главным образом занимался созданием основ, которые позволили нам систематически и точно изучать коллективные явления в человеческих отношениях, я не удовлетворялся сложными размышлениями и изощренными мечтами относительно идеи коллективности, как бы благородны они ни были, представлениями о юридических, социальных или культурных институтах, хотя знал, что очутился бы в хорошей компании многих выдающихся социологов. Я решил как можно меньше играть идеями, но воспользоваться моим воображением для изобретения социоэкспериментальных процедур, соответствующих задаче, и посмотреть, что произойдет при их применении. Мое иконоборческое и пренебрежительное отношение к заслуженным и незыблемым социальным концепциям, подобно государству, религии, семье, закону, было вызвано моим сознательным отказом подчиниться академической традиции, а также моим ранним интересом к аксиологическим попыткам такого рода, попыткам найти новый и более обещающий экспериментальный подход в социологии, с надеждой, что с течением времени социометрическое исследование оправдает мое стратегическое выжидание и прольет некоторый свет на то, чем действительно являются группа, класс, массы, закон, религия и государство. Не может быть сомнения, что логическое и последовательное изложение важно для любой уравновешенной научной системы, но в экспериментальной и действенной науке, подобной социометрии, имеется логическая последовательность в самих действиях, которая может объяснить спорные проблемы. Например, когда одно определение концепции в одном месте противоречит ее определению в другом месте. То, что мы действительно делаем во время социометрических операций, социометрического теста или социодрамы, определяет и иллюстрирует наши термины и концепции. Это до известной степени компенсирует некоторые непоследовательности или по крайней мере исправляет представления, полученные из плохо сформулированных определений.
Как производится социометрическое исследование? Первый шаг—собирание данных. «Реакции, получаемые во время социометрической процедуры от каждого индивидуума,какбы спонтанны и существенны они ни казались, являются только материалом, а не самими социометрическими фактами». Второй шаг — вводятся два социальных изобретения: социограмма и психогеографическая карта. На социограмму наносятся все индивидуумы, связанные одним критерием, и указываются их отношения друг к другу. «Психогеографическая карта представляет собой топографическое расположение коллектива, а также психологические и социальные течения, связывающие каждый район со всеми остальными районами» (см. «Кто выживет?», стр. 241). «У астронома имеется его вселенная звезд и других небесных тел, видимо распространенных в пространстве. Их география дана. Социометрист находится в парадоксальной ситуации, когда ему приходится строить и наносить на карту свою вселенную, прежде чем он может приступить к ее исследованию. Социограмма — это... больше чем просто метод изложения. В первую очередь это метод исследования. Она дает возможность исследовать социометрические факты. Правильное расположение каждого индивидуума и всех взаимоотношений между индивидуумами может быть показано на социограмме. В настоящее время это единственно доступная схема, которая делает возможным анализ структуры коллектива».
«... социограмма строится таким образом, что из первичной карты коллектива можно выбрать мелкие части, перерисовать их и изучать их, так сказать, под микроскопом. Другой тип... вторичной социограммы получается, если из карты коллектива мы выберем большие структуры по их функциональному значению, например психологическим сетям. Карты сетей показывают, что на основе первичных социограмм мы можем разработать такие методы нанесения на карту, которые позволят нам исследовать обширные географические области». Матрица социограммы в своей простейшей форме может состоять из структуры выбора, отвержения и нейтральности. Она может в дальнейшем быть разбита на эмоциональные и идеологические течения, пересекающие эти системы влечения и отвержения. Третий шаг — изучение и открытие социальных структур: «Как только полная социальная структура может быть видима как тотальность, она может изучаться в мельчайших деталях. Мы, таким образом, можем описывать социометрические факты (описательная социометрия) и рассматривать функцию специфических структур, влияние некоторых частей на другие (динамическая социометрия)». Теперь мы в состоянии изучать межличные отношения в социологическом плане, с одной стороны,- освобожденные от ограничений психологического плана, а с другой стороны, не абстрактные, превращенные в обобщенные, безжизненные, массовые символические данные. Мы можем теперь попытаться открыть истинно динамические социальные структуры, которые редко видимы микроскопическим глазом. «Детально рассматривая структуру коллектива, мы видим... ядро отношений вокруг каждого индивидуума: «более плотное» вокруг некоторых индивидуумов, более «редкое» вокруг других. Это ядро отношений является наименьшей социальной структурой по количеству, социальным атомом. Сточки зрения описательной социометрии социальный атом — это факт, а не концепция, так же как в анатомии кровеносная система, например, является в первую очередь описательным фактом. Он приобрел концептуальное значение, как только изучение развития социальных атомов подсказало, что они выполняют важную функцию в образовании человеческого общества».
«В то время как некоторые части этих социальных атомов, по-видимому, остаются погребенными между участвующими индивидуумами, некоторые части объединяются с частями других социальных атомов, а последние — снова с частями других социальных атомов, образуя сложные сети взаимоотношений, которые в терминах описательной социометрии называются психологическими сетями. Чем старше и шире сеть, тем менее значительным кажется индивидуальный вклад в нее. С точки зрения динамической социометрии функцией этих сетей является формирование социальной традиции и общественного мнения»1.
Имеются примеры того, как была открыта первичная социальная структура, на первых порах описательная, стимулируя построение плодотворных гипотез. Эти открытия были сделаны посредством того, что я назвал структуральным, или микроскопическим, анализом. Остается еще сделать многочисленные открытия. К несчастью, большинство исследователей, пользуясь социометрической техникой, уделяло одностороннее внимание индексу выбора-предпочтения, который теперь так широко и так поверхностно применяется от «сколько у вас назначено свиданий?», «кто ваши друзья?» до вопроса детям «кого вы больше любите— отца или мать?» (при исследовании фрейдистской гипотезы Эдипа), часто без ссылки на социометрическое происхождение. Без структурального анализа социограмм нельзя дать соответствующего ответа на важные вопросы, как например явление лидерства. Эта односторонность нежелательна, но понятна. Количественный анализ выборов и отвержений легок и дает немедленный результат. Структуральный анализ социограмм и психогеографических карт трудоемок, занимает много времени и тем больше, чем обширнее коллективы, которые изучаются. Их приходится изучать во многих и различных точках пространства и времени, для того чтобы узнать, как развивается и растет коллектив1. Другим односторонним подходом является сведение социометрического теста к ряду вопросов. Без спонтанности и процесса разминки всей группы по отношению к общей проблеме социометри-ческие тесты бесполезны. Подобным же образом социометри-ческая процедура без наблюдения, интервью и последующих за этим методов на уровне реальности является искалеченной, лишенной значения. Социометристы, для того чтобы наиболее полно использовать свои инструменты, должны объединить социометрические тесты на уровне выбора и реальности с психо-, социо- и аксиодраматическими процедурами и всегда должны быть готовы внести изменения в пользу коллектива людей, в которых они применяются.
Социометрия претендует на то, чтобы быть наукой по собственному праву. Она является неизбежным введением и подготовительной наукой для всех социальных наук. У нее несколько подразделений, подобно микросоциологии, микроантропологии, микроэкономике, микросоциатрии, микроэкологии и зоосоциологии. Это не просто лозунг, обозначающий специальный тип исследования, единый метод или ряд приемов. Данная стадия ее развития является все еще эмбриональной и разбросанной, но не может быть сомнения в потенциальных возможностях новой науки. Для будущего прогресса социальных наук исключительно важно, чтобы была установлена и развилась наука социо-метрии, а также было определено ее отношение к другим социальным наукам. Ее размах и границы, ее действие и цели гораздо яснее видны, чем соответствующие разделы социологии или антропологии. Она не вытесняет и не должна перекрещиваться, например, с социологией или экономикой, но данные этих наук на явном макроскопическом уровне могут получить новую интерпретацию с точки зрения социометрического исследования. Примером антропологии без социометрии является «Social structure» Джорджа П. Мердока (Макмиллан и К°, 1949, стр. 1—22). Доктор Мердок сделал обзор двухсот пятидесяти человеческих обществ. В своем анализе он различает три типа семейной организации: ячейковая семья, полигамная семья и расширенная семья. Это, может быть, и так, но социометрически ориентированный микроантрополог при рассмотрении тех же самых двухсот пятидесяти обществ может прибавить два важных дополнения к чисто антропологическим данным: а) существование (неофициальных) групповых структур, окружающих официальную семью, подобно социальному нимбу; б) существование «под»-семейных форм социальных организаций, форм объединения, включающих различных индивидуумов и структурные отношения, но которые могут никогда не выкристаллизоваться, чтобы стать «типом», санкционированным законом, и респектабельной формой семьи. Он предложил бы гипотезу универсальной соцшметрической матрицы с многочисленными вариантами структуры, лежащей в основе всех известных и потенциальных семейных объединений, переплетения и перекрещивания многочисленных социоатомных и культурно-атомных процессов, не обязательно тождественных с семьей того или иного типа социальной группы. В действительности матрица, будучи заполнена перекрещивающимися потоками и противоречиями, может в силу самой своей сущности не созреть до социального института. Более стратегическим является исследование живых, а не мертвых культур, и изучение нашей собственной культуры должно проводиться при полном участии людей; нельзя с ними обращаться, как будто они были полуживыми. Изучение самих мертвых культур значительно выиграет, если они будут воскрешены в социодраматическом окружении.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ СОЦИОМЕТРИЕЙ И СОЦИОЛОГИЕЙ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов