Моральное сознание

Лекция 10.

Моральное сознание

Моральное сознание — это субъективный способ бытия нравст­венных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» пред­полагает их отражение, осмысление, прочувствование, становится их основанием и обоснованием.

Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.

 

Эмоциональный уровеньхарактеризует непосредственную реак­цию личности на событие, отношение и т.д. Он формируется стихийно, более всего связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Это первичный уровень морального созна­ния, включающий в себя чувства, переживания, настроения личности. Важнейшим образованием этого уровня являются собственно чув­ства, переживаемые человеком: радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность испытывать их, руководство­ваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Существует шутливое определение: «Человек — это животное, которое умеет смеяться». А мы добавим: и плакать тоже. «И не только тогда, — как говорил писатель А. Алексин, — когда разобьешь коленку, но и когда коленка болит у другого». Умение сострадать другому — подлинно челове­ческое нравственное качество.

Разновидностью морального чувства выступает страсть — сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том чис­ле и безнравственными средствами. Страсть сама по себе нейтраль­на — ни хороша, ни плоха, ее нравственный статус зависит от целей, на которые она направлена (сравните страсть к научно-техническому творчеству и страсть к наркотикам). Опасно другое — когда страсти завладевают личностью в ущерб рассудку, когда они вырываются из-под нашего контроля и начинают руководить нами.

Большое значение в структуре морального сознания имеет на­строение — особое состояние, отличающееся длительностью, устойчи­востью и являющееся фоном, на котором протекает вся деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доб­рожелателен, приветлив, проявляет повышенную работоспособность. В подавленном же настроении он может быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Поэтому так важно поддержание положительного настроения у себя и окружающих, умение не хандрить, не дуться и не портить настроение другим. Управление своими чувствами и настроением не всем людям дается оди­наково легко. Однако нравственный человек должен хотя бы стремиться к этому. В одном из писем А.П. Чехов писал: «... от природы характер у ме­ня резкий, я вспыльчив и проч., но я привык сдерживать себя, ибо распус­кать себя порядочному человеку не подобает». Как видим, Чехов связыва­ет умение управлять собой с таким высоким нравственным качеством, как порядочность. Таким образом, стихийность эмоционального уровня не исключа­ет, а напротив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегу­ляцию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно раз­витому рациональному уровню морального сознания.

 

Рациональный уровеньявляется результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспита­ния и самовоспитания. Итогом становится моральная компетент­ность личности, включающая три основных компонента.

 

1..Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему мора­ли. Именно на формирование этих знаний направлено изучение этики. К сожалению, одни этические знания не обеспечивают моральности субъ­екта: можно прекрасно знать все требования морали и, однако, не соблюдать их. Иными словами, этические знания — необходимый, но недостаточный компонент морального сознания, так же как моральная компетентность еще не есть гарантия нравственной воспитанности личности.

2.Понимание сущности моральных норм и принципов и необходи­мости их применения. Для установления благоприятных нравствен­ных отношений важны как правильность, так и близость этого пони­мания разными субъектами. В одни и те же понятия мы зачастую вкладываем разный смысл, напри­мер, в понимание того, что есть добро и зло (и отсюда — не только отсутст­вие взаимопонимания, но зачастую и враждебность друг к другу). Или, скажем, непонимание смысла и необходимости заповеди «возлюбите вра­гов ваших», направленной на предупреждение нетерпимости, агрессивно­сти, неумения прощать.

3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их ис­пользование в качестве «руководства к действию».

При этом сочетание знания, его понимания и принятия может быть ситуа­тивным.

  Ситуация 2. Полученное моральное знание вызывает мучительные разду­мья,…  

Моральное поведение.

Центральным моментом нравственного поведения является по­ступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору…

Нравственное поведение личности включает также мотивацию по­ступка и его оценку (самооценку).

Даже если человек не в состоянии ответить на вопрос, почему он поступа­ет так, а не иначе, это не значит, что у него не было мотива: просто он не… Вместе с тем связь между мотивами и поступками неоднозначна. Во-первых, они могут не соответствовать друг другу. Так, не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к благим…

Взаимодействие элементов морали.

Во-первых, моральные отношения, моральное сознание и нравст­венное поведение личности всегда выступают в единстве. Только ус­ловно, при анализе… Во-вторых, структура морали выявляет ее противоречивость. Это, прежде всего,…

Рассогласованность морального сознания, отношения и поведе­ния проявляется в расхождении слова и дела, в своеобразном нрав­ственном «камуфляже», сущность которого — приспособленчество, конформизм, а последствия — двойная мораль: «для себя» и «для ок­ружающих».

 

 

Другим проявлением противоречивости морали выступают про­тиворечия внутри ее отдельных элементов:

в моральном сознании - противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами, о которых речь шла выше;

в моральном поведении — между возможным, желаемым и долж­ным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведе­ния, как «могу», «хочу» и «надо» (это очень интересная сторона нрав­ственной жизни личности, поэтому предлагаем студентам обсудить ее различные варианты на семинарском занятии);

в моральных отношениях — между индивидуальным, группо­вым и общечеловеческим.

 

Последние противоречия особенно важны, поскольку они носят всеобъемлющий и непреходящий характер, а процесс их разрешения составляет, как уже отмечалось, сущность моральной регуляции. В их проявлении обнаруживаются различные аспекты.

1. Это может быть противоречие между личными (индивидуальны­ми) и общественными (групповыми) интересами и потребностями. Данная проблема в различных социальных системах, культурах и эти­ческих учениях решалась по-разному на основе двух противополож­ных принципов — коллективизма и индивидуализма, о чем также ве­лась речь выше.

2. Противоречие между общечеловеческими и групповыми (классо­выми, национальными, конфессиональными) ценностями и интереса­ми. Оно порождено социальным разделением и неравенством в обще­стве, а моральные нормы и принципы как бы призваны обосновывать и «защищать» интересы различных групп. Причем в периоды их про­тивостояния (войны, революции, бунты) групповые ценности выхо­дят на передний план и становятся доминирующими. Люди делятся на «своих» и «чужих», и тогда нравственные установки (классовая не­нависть, религиозный фанатизм, оголтелый национализм) позволя­ют им «забывать» об общечеловеческих ценностях по отношению к «чужим» (установки «группового эгоизма»).

3.Противоречие между индивидуальным и общечеловеческим. Оно менее остро, чем два предыдущих. Во-первых, оно не требует и не предполагает взаимоисключения: общечеловеческое в морали защи­щает интересы каждого индивида. Во-вторых, конфликт между обще­человеческим и индивидуальным, в отличие от первых двух случаев, всегда может быть разрешен «мирным путем». В-третьих,сам процесс морального совершенствования должен идти, на наш взгляд, по пути слияния или, по крайней мере, сближения общечеловеческого и ин­дивидуального. Те противоречия между отдельными элементами морали или внутри них, которые в тот или иной период времени берут верх (домини­руют) над другими, в конечном счете определяют нравственный об­лик человека или даже целых народов.