Реферат Курсовая Конспект
Функции морали - раздел Социология, Структурно-функциональный анализ морали Сущность, Система И Структура Морали Определяют Механизм Ее Действия (То, Как...
|
Сущность, система и структура морали определяют механизм ее действия (то, как «работает» мораль). Не менее важным является вопрос о ее предназначении (для чего она?). Ответить на этот вопрос поможет нам рассмотрение основных функций морали.
Безусловно, главной является гуманизирующаяфункция морали. Суть ее в том, что именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения. Эта «генеральная» функция морали реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую и полноводную реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гуманизирующего предназначения.
Ведущая из них — регулятивная:мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого. На собственном опыте каждый из нас знает, что обязательность моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом?
Механизм и специфика моральной регуляции нагляднее всего видны при сопоставлении ее с правовой регуляцией. Если соблюдение правовых норм поддерживается специальными организациями и различными формами принуждения, то моральная регуляция осуществляется добровольно, на основе свободного выбора человека и самостоятельного принятия им решения. При этом побудительными силами и основными нравственными «регуляторами» являются общественное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внутренний). Поэтому можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается, прежде всего, через саморегуляцию и самоуправление личности, что особенно ценно для гуманистической этики.
Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. В этом состоит воспитательнаяфункция морали. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль учит поступать таким образом, чтобы при этом не было плохо другим людям. Она формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий для других.
Реализуется воспитательная функция морали в процессе освоения личностью нравственного опыта предшествующих поколений, в формировании положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие морали на личность осуществляется с помощью различных приемов — от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания, соответствующих сущности гуманистической этики.
Родители и школа с детства учат ребенка различать добро и зло. Общество подготавливает к жизни тот тип личности, который наилучшим образом вписывается в систему и соответствует ей. Правда, жизнь вносит свои коррективы, и моральные взгляды человека на цель и смысл жизни, понимание им своего личного достоинства и ответственности перед обществом могут полностью противоречить ожиданиям последнего (вспомним, например, историю диссиденства в Советском Союзе). Однако и в том случае, когда человек не приемлет господствующих в обществе моральных ценностей, все равно он является их продуктом.
С воспитательной тесно связана познавательнаяфункция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Давая человеку адекватное знание — необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль, по существу, вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с тем познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественно-научных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные ценности. Еще одна функция морали — коммуникативная. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, попросту невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и значима, что нельзя не остановиться на ней особо. Действительно, с самого первого момента общения между людьми как бы устанавливается негласная договоренность: вести общение на определенных условиях. Ими как раз и являются моральные нормы, которые у общающихся людей или совпадают, или вступают в противоречие. Эти нормы нащупываются исподволь или декларируются сразу же, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они превращаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дружелюбие (в случае совпадения этих норм), или враждебность (в случае их рассогласованности). Соответственно складываются и формы общения: от диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов. Стремление к взаимопониманию органично присуще людям, они тянутся к нему и боятся непонимания. Людям легко договориться друг с другом, если они стоят на одинаковых (или близких) позициях по вопросам о том, что есть добро и зло, долг и совесть, счастье и любовь. Но если их моральные представления об этих и других ценностях не совпадают, то общение между ними затруднено, ибо это мешает им понять и принять позицию другого.
Коммуникативная функция морали проявляется также и в том, что в процессе общения не только используются, применяются «готовые» нормы и принципы поведения, но и вырабатываются новые, отбрасываются устаревшие, проверяются в действии альтернативные. Таким образом, формируясь в процессе общения людей — от зарождения человеческого общества до наших дней, мораль выступает результатом общения, копилкой и кладовой бесценного опыта человеческого общежития.
Рассмотренные нами функции далеко не исчерпывают роли морали в существовании, самоосуществлении и действиях человека. Кроме того, в его жизнедеятельности они могут иметь различные приоритеты и в зависимости от ситуации обладать разной степенью значимости. Конечно же, следует иметь в виду, что в жизни каждого человека они проявляются не последовательно (сначала познавательная, потом воспитательная и т.д.), а, если можно так выразиться, параллельно, переплетаясь в акте реального человеческого поступка.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Структурно функциональный анализ морали... Долог путь познаний... Сенека...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функции морали
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов