рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ - раздел Социология, ПСИХОЛОГИЯ ОБШЕНИЯ   Психология - Это Наука О Душе. В Силу Уникальности Своего Пре...

 

Психология - это наука о душе. В силу уникальности своего предмета исследования психология занимает особое место среди прочих наук о человеке и обществе. Древнегреческий философ Аристотель, начиная свой знаменитый «Трактат о душе», указывал, что знание о душе - это «знание о наиболее возвышенном и удивительном»[1]. Уникальность психологии состоит еще и в том, что познающий и познаваемое здесь сливаются воедино. Человек стремится познать свою же, человеческую, душу, бесконечно проникая в свою собственную сущность. Неудержимое влечение к самопознанию и полезно и порочно одновременно. Тайны души манят человека своей близостью и неизведанностью. Близость предмета познания привлекает человека своей кажущейся доступностью. Но за одним поворотом всегда скрывается другой, видимая простота вдруг открывается непознанной пока или вообще непознаваемой сложностью. Путешествие по лабиринтам собственной души оборачивается восхождением к высотам собственного величия и головокружительным падением в пропасть своей ничтожности. Среди подлинных страданий открывается для человека возможность в муках произвести на свет новое знание о самом себе и, изменив самого себя, возродиться в новом обличий, сохраняя при этом верность главному, сущностному, истинному.

Путешествия внутрь себя совершает каждый человек, выступая автором своей собственной житейской психологии.

Житейская психология конкретна и прагматична. Ученые, создающие научную психологию, накапливают, обобщают и систематизируют факты о человеческой душе, пытаются описать ее в научных понятиях.

Житейская психология интуитивна, по своей сути. Проходя через жизненные испытания, человек извлекает уроки из ошибок, подмечает положительные или отрицательные результаты и в дальнейшем использует свой опыт, хотя и не всегда осознанно. Научные психологические знания рациональны и всегда осознанны.

Научная и житейская психология испокон веков пытаются проникнуть в таинство человеческого общения.

Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку, даже очень могущественному.

Сегодня, у истоков третьего тысячелетия, ученые и практики разных специальностей особенно остро осознают насущную необходимость объединить свои усилия в изучении проблем общения. Общение, встречающее человека на пороге жизни и провожающее его в мир иной, по праву может стоять в центре научно-практических изысканий любой науки о человеке.

Главным предметом обсуждения все чаще становится жизнь человека, его опыт и целостность. Российские ученые, озабоченные формированием жизнеспособного поколения, переживают бум антропологизации социальных наук, делают первые шаги от социоцентризма к человекоцентризму. При этом акценты расставлены на главных проблемных линиях: «общество-общение-личность», «общение и бытие в жизненном мире», «общение и жизненные ориентиры». Все яснее обозначается стремление найти ответы на сущностные вопросы: «Каким образом человек создает себя, общаясь с себе подобными?», «Как добиться успеха, используя ресурсы общения?», «Каковы перспективы общения человека в мире природы, в социальных отношениях, в семье?» Настало время направить усилия ученых на познание целостной сущности человека общающегося, несмотря на изначальную многоликость общения.

Психологи-практики разрабатывают не только технологии эффективного общения, но и базовые научные концепции. Ученые-теоретики задаются не только узкопрофессиональными, но и философскими вопросами: «В какой мере общение в социальной среде формирует человека?», «В какой мере человек формирует через общение социальную среду?»

И ученые, и практики призваны сегодня расширить поле своих профессиональных интересов, стать не только психологами, но и антропологами. Оставаясь специалистом в своей области, психолог-исследователь, увлекаемый законами времени, усматривает в проблеме общения социальные аспекты: «Как социальные связи проникают в мир общения?», «Как индивидуальные привычки и модели общения становятся массовыми, т.е. снова социальными?», «Каковы механизмы общения, участвующие в преобразовании культуры в мир человека?» Ответить на эти важные для сегодняшней науки и практики вопросы помогает взгляд на человека как на личность.

Само понятие «личность» возникает в тот период исторического развития (в конце XVIII века - на Западе, начале - середине XIX века - в России), когда экономические условия разрушают недифференцированность отдельного индивида и общества. Вырастая из состояния «сплошной личности» (А. В. Толстых), перерастая условия только «родовой», «общинной» жизни, личность возникает в человеческом общении и, развиваясь, оказывает на него свое влияние.

Одним из ведущих направлений исследования личности принято считать экзистенциальную психологию (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр, К.Роджерс, Э.Фромм, Э.Эриксон, К.Хорни, Р.Мэй и др.), которая опирается в своих исследованиях в первую очередь на знания, полученные экспериментальным путем, а не на абстрактные категории. При этом феноменологический подход в исследовании психики человека объединяет ученых разных континентов, которые независимо друг от друга приходят к одинаковым выводам. Причина указанного подобия - в том, что люди, исследуя внутренний мир человека, одновременно открывают нечто «реальное, пребывающее вне их»[2].

Эта неведомая реальность внутри человека, существующая одновременно и за пределами конкретного индивида, нуждающаяся не только в общении с себе подобными, но и в развитии через разнообразные контакты, и выступает одной из базисных причин, обусловливающих общение культур.

Личность в общении сочетает в себе уникальное и всеобщее. Достигшая состояния совершенства, внутреннего единства, она устанавливает новые отношения с обществом, в котором живет, поднимается над цивилизацией, к которой принадлежит. При этом она сопротивляется приобщению к массовой культуре, становится в большей степени членом рода человеческого и в меньшей - членом локальной группы общения.

Экзистенциалисты, как известно, делают акцент на предельном одиночестве и единственности человека. И именно эта идея придает остроту проблеме контакта, взаимодействия, взаимопроникновения в общении. Вербальная коммуникация не может решить проблему «связи между людьми в их единственности». Понимание возможно посредством «интуиции и сопереживания, любви и альтруизма, отождествления себя с другими и гомономии в целом»[3].

Именно этот феномен межличностной и межкультурной коммуникации - развитие глубинной человеческой сущности, ее восхождение к своему духовному совершенству - и составляет истинную природу общения. Потребность в развитии и саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и к взаимопроникновению - в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивных, дружелюбных, так и негативных, конфликтных, иногда в агрессивных формах.

Стремление познать тайну этого феномена может стать основой для разрешения известного спора между психологами и социологами: что важнее - автономность, воля, ответственность и другие потенциалы личности, которые используются в общении современным человеком далеко не полностью, или экстрапсихические общественные детерминанты (структура общества, бедность, эксплуатация, национализм, войны), перед которыми личность оказывается в определенной степени беспомощной.

В современной психологии известно: человек, удовлетворивший свою нужду в пище, жилище, безопасности, сопричастности, уважении и самоуважении, не успокаивается в своих поисках. Он задумывается о высшем смысле бытия - реализации своего сущностного Я, своих потенциальных возможностей, способностей и талантов. Именно сущностное Я заставляет человека отказаться от беспрерывной и порой бессмысленной погони за все новой пищей, лучшим жилищем, большей славой и т. п. Логично было бы предположить, что общество, озабоченное развитием личности в многомерных и разнообразных процессах коммуникации, скорее справится с бедностью, эксплуатацией, национализмом, войнами и другими социальными несчастиями.

Здесь, однако, следует учесть известные трудности на пути к взаимопониманию и осознанному культурному бесконфликтному общению. Первая трудность - известный антропологам мизонеизм — страх перед новым и неизвестным. Психологи используют термин сопротивление. В сущности, речь идет о противлении идее существования непознанной части человеческой психики, обнаруживающей себя в общении, главным образом через конфликты. Сознание человека развивается медленно и трудно. При этом противится подсознательному и неизвестному. Глубокий суеверный страх нового, по мнению антропологов, тождественен реакции дикого животного на неблагоприятную ситуацию. Современный человек, несмотря на преимущества цивилизации, часто реагирует на новые идеи все тем же первобытным страхом, защищаясь таким образом от шока встречи с новым.

Вторая трудность - раздвоенность сознания, которая находит свое выражение во внутриличностных и межличностных конфликтах в общении. Об этом достаточно увлекательно и убедительно пишет К. Юнг: «Антропологи подметили, что одним из наиболее частых умственных расстройств у первобытных людей была, говоря их языком, «потеря души», или разлад (по-научному - диссоциация) сознания. Среди людей прошлого, уровень сознания которых отличался от нашего, душа (психика) не воспринималась как нечто целое. Многие полагали, что каждый человек помимо обычной души имеет еще и так называемую “лесную душу”, воплощенную в том звере и растении, с которым он имеет определенное психическое родство. Однако на пути саморазвития мы вновь сталкиваемся с двойственной природой человека, стоящего перед выбором: что первостепенно: личность или социум, я или они?»[4]

В указанном противостоянии «сущности» и «существования», «субстанциально всеобщего и непосредственно единичного» (Б. Г. Ананьев, Л.И.Божович, А.Г.Ковалев, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, А.В.Петровский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, З.Фрейд, Э.Фромм и др.) - источник внутреннего конфликта личности между стремлением отстоять свою собственную сущность и стремлением соответствовать или противостоять требованиям и нормам социума. Эти две тенденции всегда присутствуют в личностной мотивации и определяют выбор, который совершает личность, общаясь с другими.

Освобождение от двойственности, интеграция сознательных и бессознательных импульсов — такую задачу следует счесть важной любому человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, равно как и стране, нации, озабоченным своим саморазвитием. В связи с этим существует насущная потребность в интеграции достижений научной и практической психологии, социальной антропологии, культурологии и других наук о человеке с целью создания эффективной практики общения, ориентированной на развитие и продуктивное использование потенциалов человека в современном социуме.

В стремительно изменяющемся российском обществе постепенно осознается, что эффективность жизни и деятельности во многом зависит от оптимальной реализации в общении индивидуальных и групповых возможностей человека. Практические психологи, социологи, политологи, социальные работники, вовлеченные в решение этой задачи, сталкиваются с трудностями в решении ряда теоретических и методических проблем.

Спектр концепций и технологий, применяемых в настоящее время, исключительно широк. На мировом рынке конкурируют сегодня более 250 методов только психологического консультирования. Психологи, социологи и социальные работники заимствуют из этого потока идеи и технологии и адаптируют их к решению своих специфических задач. Отечественные специалисты, ориентированные на оптимизацию человеческого общения, находятся сегодня в поиске продуктивных подходов и технологий решения актуальных практических задач.

Особенно же остро нуждаются в этом те практики, которые в короткие сроки осваивают специальности психолога, социолога или социального работника. Сталкиваясь с различными проблемами неэффективного использования человеческих ресурсов в межличностном общении, они вынуждены весьма бессистемно использовать зарубежные технологии, не адаптированные к отечественной действительности. А как показывает опыт, простое перенесение зарубежных идей и методов в нашу культуру не всегда эффективно, порой может и повредить.

Требуется тщательный анализ концепций и методов, «хлынувших» сегодня в Россию. Кроме того, существует и насущная необходимость привести в систему то, что стоит заимствовать из культурной антропологии, культурологии, религии, медицины (в том числе нетрадиционной), психогенетики и других областей человековедческих знаний. Эта работа требует синтеза усилий исследователей и практиков.

Один из вариантов такого синтеза - обобщенный взгляд на общение психолога-исследователя и практика - предлагается в последних трех главах книги.

Задача нашей книги показать возможность и необходимость развития плодотворных потенциалов общения: целостного осмысления жизни, доверия и ответственности. Эти возможности в латентном виде существуют у каждого человека, однако остаются невостребованными в силу его психологической некомпетентности. Если человек научится использовать их осознанно и корректно, он сможет устанавливать и сохранять продуктивный контакт с окружающими, достигать высоких результатов в совместной с другими деятельности.

Непродуктивное общение проявляется в разнообразных формах директивной, манипулятивной, агрессивной, угрожающей, силовой моделях подавляющей стратегии контакта, основанной на стремлении «захватить» пространство партнера, подавить его активность, а также в многочисленных формах отвержения, потери, прерывания, беспомощности, ухода - моделях избегательной стратегии контакта, основанной на стремлении замкнуться в своем собственном пространстве или найти защиту у вышестоящих авторитетов.

Непродуктивность общения обусловлена:

идентификацией с неконструктивными эмоционально насыщенными социальными установками семьи и других референтных для человека групп (обесцениванием самого себя, недоверием к миру, обреченностью на одиночество, позицией жертвы, обесцениванием других);

отчуждением во взаимоотношениях, вызванным переживанием негативных эмоций (страха, раздражения, вины, обиды, стыда), побуждающих человека отвергать себя, другого, социальные нормы и ценности.

Неконструктивные социальные установки, насыщенные интенсивным переживанием негативных эмоций страха, раздражения, вины, обиды, стыда, затрудняют адекватное восприятие партнера и ситуации взаимодействия, выделяют в них преимущественно отрицательные аспекты и усиливают внутренние и межличностные конфликты.

Процесс развития плодотворных потенциалов общения включает в себя:

развитие целостного осмысления жизни - способности встать «над ситуацией», осознать основные причины неуспеха в общении и увидеть возможности трансформации непродуктивного стиля взаимодействия в продуктивный;

развитие доверия - безусловной веры в позитивную сущность самого себя, других и мира в целом;

развитие ответственности за согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностных реакций и в межличностном пространстве.

Развитие целостного осмысления жизни, доверия и ответственности осуществляется в референтном опыте общения, позволяющем:

осознать возможную деструктивную роль определенных социальных установок и стереотипов подавляющей и избегательной стратегий контакта;

снизить интенсивность негативных эмоций, лежащих в основе неконструктивных установок, искажающих адекватное восприятие ситуации взаимодействия;

овладеть соучастной стратегией контакта, позволяющей устанавливать и сохранять отношения взаимного доверия и ответственности.

Совокупность основных методов развития эффективных потенциалов общения можно представить моделью, включающей в себя пять основных блоков:

установление доверия;

исследование причин непродуктивности стиля общения;

дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностных реакций;

дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере межличностных отношений;

изменение привычных (неконструктивных) стереотипов общения.

Главное достоинство предлагаемых в книге методик состоит в том, что во главу угла в них поставлена личность человека, его опыт и целостность. Человек, обладающий развитыми потенциалами рефлексии, доверия и ответственности, сможет не только адекватно подойти к поиску иного видения в общении, но и приблизиться к решению центральной задачи на этом пути: обретению единства, познанию своей целостной и неповторимой сущности, преодолевая при этом изначальную двойственность человеческого существа и общества.

Однако, прежде чем перейти к детальному изложению концепции, остановимся на обзоре основных концепций и идей, известных в психологии общения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ ОБШЕНИЯ

В Ы С Ш Е Е О Б Р А З О В А Н И Е...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ ОБШЕНИЯ
  Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособ

Горянина В.А.
Г 717 Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с. ISBN 5-7695-0843-4   В пособии

ОБЩЕНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  В последние десятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была «логическим центром» психологической науки. Исследование этой проблемы

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ
  Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л. С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в созн

ОБЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природн

ОБЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
  Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: «Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их». В соответствии с этим убеждением общение во многом зависит от того, ка

ОБЩЕНИЕ И ПАМЯТЬ
  Самой нашумевшей теорией, утверждающей основополагающую роль индивидуальной памяти в общении, стал психоанализ Зигмунда Фрейда, хотя сам З. Фрейд, вероятно,

ОБЩЕНИЕ И ЭМОЦИИ
  Универсальная значимость эмоций в жизни и деятельности человека подчеркивалась многими исследователями на протяжении всей истории развития психологической науки. Р. Декарт утверждал

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ
  Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека - это сложный и противоречив

Механизмы развития личности
  Главная цель человеческого бытия - развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано от природы. В процессе развития личности общению отводится особая роль. О

ОБЩЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  Социальная работа - новая в нашей стране активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальна

Стиль как константная характеристика общения
  Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием. Теплоты и понимания между людьми было бы гораздо больше, не будь они обремен

Проблема продуктивности стиля общения
  Первое крупное научное изучение продуктивности стиля общения провели ученики К. Левина - Р. Липпит и Р. Уайт, которые экспериментально создавали в классе атмосферу автократизма и де

ТЕХНОЛОГИЯ БЕСПРОБЛЕМНОГО ОБЩЕНИЯ Т. ГОРДОНА
  Концепция «владения проблемой» Известный американский психотерапевт Томас Гордон разработал технологию эффективного разрешения проблем, возникающих в межли

Как распознать проблему партнера
  Дети никогда не свободны полностью от жизненных проблем. Они конечно же способны часть из них разрешить, а часть просто отодвинуть, чтобы иметь возможность общаться со взрослым, слы

Как распознать и решить свою собственную проблему
  Неприемлемое поведение других, в том числе детей, которое вызывает у нас негативные эмоции, нельзя скорректировать методом активного слушания. В то же время его нельзя игнорировать:

Беспроигрышный метод разрешения конфликтов
  Когда между взрослым и ребенком возникает конфликт, мы обычно разрешаем его двумя способами: либо в свою пользу, подавляя желания ребенка, либо в пользу ребенка, уступая ему. В перв

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДЛИННОГО ОБЩЕНИЯ Э. БЕРНА
  Основные понятия трансактного анализа[74]   Основатель трансактного анализа - американский психиатр Эрик Берн

Структурный анализ
  Э. Берн открыл три различных способа существования человека в мире, каждый из которых состоит из набора мыслей, чувств и поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копи

Функциональный анализ
  Функциональный анализ дает ответ на вопрос: как функционируют различные части личности? Оказалось, что Родитель, Взрослый и Ребенок ведут себя по-разному. Бывает время, ког

Анализ трансакций
  Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в

Анализ жизненных сценариев
  Сценарий по сути дела можно рассматривать как типичный стиль взаимодействия. Ценность теории Э. Берна для нас состоит в том, что она раскрывает глубинное психологическое содержание

ТА как инструмент совершенствования межличностного взаимодействия
  Теория Э. Берна может быть использована прежде всего как диагностическая система, позволяющая учителю осознать особенности своего стиля взаимодействия с другими и пробуждающая потре

Концепция гештальттерапии
  «Технология спонтанности» - так можно назвать одну из самых популярных концепций в мире - гештальттерапию. Ее автор - Фриц Перлз разработал свое гениальное творение, чтобы заполнить

Ценность взросления и зрелости
  Каждый человек, усваивает в ходе своего развития определенную систему общественных и культурных ценностей - через родителей, школу, друзей и т.д. Это могут быть обходительность, доб

Изменение личности в общении
  Итак, личность способна изменяться: расти, развиваться, взрослеть. Основной путь совершенствования личности, изменения ее взаимодействия с окружающим к лучшему включает в себя три о

Динамика взросления
  Ступени взросления. Взросление - это постепенный переход от неконструктивных стратегий контакта к более здоровым, продуктивным. Процесс изменения включает в себя пя

Стратегии воздействия
  Гештальттерапия — это искусство. Сам Ф. Перлз, по свидетельству очевидцев, обладал подлинным артистическим даром. Если вы хотите научиться использовать идеи гештальттерапии д

Модель мира
  Термин «модель мира» означает наше видение мира. Его еще иногда называют «ментальной картой» или «референтной рамкой». Модель мира — это наша личная концепция жизни[79

Модель восприятия
  Наш собственный мир, как и мир любого человека, начинается с восприятия. Мы получаем информацию об окружающем с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкус

Стиль взаимодействия
  В стиле взаимодействия проявляется профиль личности, ее уникальность. Это происходит потому, что в сознании человека инсталлированы схемы (паттерны), которые определяют жизненную ко

Личностные смыслы
  Логику поведения человека можно понять, если мы знаем его личностные смыслы. Именно эти категории, отвечая на вопрос «Почему?», раскрывают нам основы поведения, позволяющие не тольк

Инструменты коммуникации
  Дж. Гриндер и Р. Бэндлер изучили и описали набор достаточно сложных инструментов: определение целей, установление позитивного контакта, сбор информации, наблюдение, гибкость, ресурс

Установление доверительного контакта
Контакт с партнером - самый важный процесс в любом взаимодействии. В НЛП доверительную связь с собеседником называют раппортом. Слово «раппорт» французское и в переводе означает «отношения

История возникновения психогенетики
  В середине 50-х гг. произошла счастливая встреча инженера-физика Чампиона Тойча, прошедшего войну боевым офицером авиаразведки США, и Джоэл Мари Ноэл, одаренной необычайными экстрас

Разрушительные модели поведения
  Мы - современные россияне - повторяем заблуждения наших отцов и прадедов. Наши предки научились считать себя жертвами природы, животных, соседей - всего, что окружает человека. Мног

Негативные эмоции
  Обычно подавляющая и избегательная стратегии контакта сопровождаются интенсивным переживанием негативных эмоций: страха, который побуждает к подавлению и избеганию;

Переобучение или изменение жизненной программы
  Изменить свою собственную жизнь к лучшему может тот, кто способен осознавать свои мешающие общению заблуждения, «блоки», «комплексы». Освободиться от них окончательно, вероятно, ник

Принципы переобучения
  Ч. Тойч начинает свои семинары со следующих слов: «Пожалуйста, не говорите о проблемах. У нас нет проблем! Жизнь ставит перед нами задачи, которые мы должны и можем решит

Аффирмации как инструмент изменения общения
  Чтобы помочь человеку освободиться от поведенческих моделей прошлого, в том числе отвержения, потери, ухода, Ч. Тойч советует использовать аффирмации. Аффирмация - это у

Библия как достояние мировой культуры и как инструмент уникального видения мира
  Ч. Тойч придает огромное значение глубокому пониманию духовных принципов своей методологии, которые составляют неотъемлемую часть IDEAL-метода. Они позволяют по-новому осознать и во

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ
  Сущность психологической коррекции непродуктивного стиля общения состоит в гармонизации сферы внутриличностных реакций и межличностных отношений. Представим теоретические п

Цели и задачи процесса психологической коррекции
  Главные цели процесса психологической коррекции: эмоционально-рефлексивное освобождение личности; овладение потенциалами продуктивного стиля общения. Их р

Элементы и структура процесса психологической коррекции
  Процесс психологической коррекции стиля общения представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов: анализа проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; разви

Методы установления доверия
Самым важным в процессе психокоррекции является доверительное общение психолога с клиентом. Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако

Преодоление привычных стереотипов поведения.
Едва ли не самым сложным моментом всей психокоррекционной работы является преодоление привычных стереотипов поведения, представленных основными моделями агрессивной и инфантильной стратегий общения

Другие методы психологической коррекции.
Все методы, обычно используемые для психологической коррекции стиля общения, можно разделить на три группы: методы индивидуального консультирования, методы группового тренинга, методы индивидуально

Выращивание» потребности в самосовершенствовании стиля общения.
Потребность в изменении возникает, когда клиент осознает негативные истоки прошлого развития и их влияние на сегодняшнее взаимодействие с другими. Психолог помогает клиенту осознать и усилить возни

Эмоциональное проживание негативного опыта и освобождение от него.
Этот процесс осуществляется посредством повторного проживания негативных эмоций в экспериментальной психокоррекционной ситуации, в которой клиент позволяет себе пережить те чувства, проговорить мыс

Изменение отношения к себе и другим.
В основе проблем клиента лежат его установки, ценностные ориентации, влияющие на внешнее поведение человека, которое проявляется в его индивидуальном стиле общения. Работа психолога и клиента напра

Динамика процесса психологической коррекции
  Динамика процесса психологической коррекции состоит в чередовании его этапов, ступеней и шагов. На первом этапе эмоционально-рефлексивного освобождения основные усилия направлены на

Психологическая наука о рефлексии
  Представьте себе вот такую картинку. Пять учеников устроили на уроке веселую потасовку. Это не драка; просто их переполняет энергия, и они находят ей выход. Учитель, правда, велит и

Урок 1. Безмолвный язык эмоций
  Задача урока: научиться распознавать эмоциональные состояния по типичным, невербальным реакциям, которые неизменно сопровождают любую форму межличностного контакта в общении.

Урок 2. Лики отчуждения и конфликта
  Задача этого урока - научиться узнавать в себе и других разнообразные проявления внутреннего закрепощения личности, которые приводят к отчуждению и конфликтам, лишают взаимоотношени

Урок 3. В тупике проблем
  Задача урока - осознание тупиков и проблем, связанных с непродуктивным стилем общения. Начнем с исповеди одного молодого человека. Назовем его Антон.  

Урок 4. Внутренний конфликт
  Задача урока - научиться осознавать внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания и стремлением соответствовать одобряемому авторитета

Урок 5. Тайная власть установок
  Задача урока - научиться осознавать связь проблем, возникающих в общении, с неконструктивными социальными установками. Мы уже знаем: главным источником непродуктивности сти

ДОВЕРИЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ ПЛОДОТВОРНОГО ОБЩЕНИЯ
  Что такое доверие*   Человеческое общение - это таинство открытия друг друга, иногда простого, чаще сложного и мучительного. Скорость взаимно

Психологическая наука - о доверии.
Доверие - скорее нравственная категория, чем психологическая. Один из ранних авторов, признававших первостепенную значимость доверия в человеческом взаимодействии - Ральф Уолдо Эмерсон. Его очерк «

Уроки доверия
  Кто тот, кому доверяют? Это человек, безгранично доверяющий своему исконному Я. Именно такой способен на небанальный поступок, вызывающий восхищение. И даже самый заурядный е

Доверие самому себе
  Первые уроки доверия научат нас различать и согласовывать конфликтные стремления в сфере внутриличностного пространства. Для этого нам предстоит обнаружить противоречивые части свое

Урок 1. Расколотое Я
  Задача этого урока - осознание своей противоречивой сущности.   Упражнение «За фасадом имени» Возьмите лист бумаги и карандаш. Напиш

Урок 2. Сквозь боль и страх к источнику желаний
  Задача этого урока - освобождение от разрушающего влияния негативных эмоций и ослабление внутреннего конфликта. На пути к этому рубежу мы вспомним боль и страх, пережитые в

Урок 4. К себе - с любовью
  Задача этого урока - возродить веру в личностную состоятельность, научиться относиться к себе с уважением и любовью. Настал очень важный момент. Вы уже частично освободилис

Урок 6. Разорвать болезненную связь
  Задача этого урока - обособление от человека, вовлеченного в конфликт. Сделать это можно по-разному. Иногда достаточно просто отойти в сторону, заняться чем-то другим, отвл

Урок 7. Возлюбить ближнего своего
  Задача этого урока - расширение рамок позитивного видения и безусловного принятия другого человека. Главная причина непродуктивного стиля общения не в том, что мир плох, вы

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПОТЕНЦИАЛ ПЛОДОТВОРНОГО ОБЩЕНИЯ
  Каждый человек с ранних лет несет в себе стремление быть свободным, которое выражается в утверждении «Я могу». Заглянем в словарь. Выражение «я могу» означает: «я в состоянии что-то

Психологическая наука - об ответственности
  Проблема ответственности изучается в мировой психологии в двух основных аспектах: моральном и в аспекте причинности. В общепринятых определениях ответственности акцентируются мораль

Уроки ответственности
  Вспомним, как часто мы встречаемся с людьми жалующимися, завидующими, ругающими всех и вся! Эта привычка свалить ответственность на другого, отказаться от ответственности за самого

Ответственность за самого себя
  Наблюдая за своим собственным поведением и другими людьми, обратите внимание на склонность действовать «по необходимости» или по своему собственному выбору. Имейте в виду: люди, осо

Урок 1. У нас всегда есть выбор
  Задача этого урока - осознать ответственность за совершенствование своего стиля взаимодействия в реальной жизни. Здесь может оказаться полезным осознание смысла и значения

Урок 2. Разрешите себе быть
  Задача этого урока - осознание правомочности существования собственного Я, признание позитивной сущности любого своего проявления. Критическая точка истинной ответственност

Урок 3. Измените свою жизнь к лучшему
  Задача этого урока - укрепление стремления быть ответственным за свою судьбу, изменить свою жизнь к лучшему, преодолев привычные неконструктивные установки, стереотипы и сомнения.

Урок 4. Подружитесь с ошибками
  Задача этого урока - извлечение уроков из собственных ошибок. Осознание собственной стратегии повторять ошибки не только помогает совершенствовать свой стиль, но и приближа

Ответственность за другого
  Теперь, когда мы осознали истинную ответственность за самого себя, рассмотрим пристальнее ответственность за другого человека. Ответственность за другого человека начинаетс

Урок 5. Настройтесь на хорошее
  Задача этого урока - осознание позитивного аспекта жизни, настраивающее участников общения на поддержку и взаимопонимание. Прежде всего, давайте научимся непременно обращат

Урок 6. Станьте гибкими
  Задача этого урока - развитие гибкости - важной способности чутко реагировать на поведение партнера и изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств. Гибкий человек

Урок 7. Стремитесь к согласию
  Задача этого урока - осознать возможность самостоятельно согласовывать противоборствующие стремления, предотвращать конфликты, возникающие в общении с людьми. Научиться сог

У каждого свой путь
  Заключая главу об ответственности, уместно задуматься: возможно ли вообще влияние одного человека на другого, или все это выдумки тех, кто по роду своей деятельности работает с людь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Подведем итоги. Чего же мы добились? Мы узнали: путь к согласию лежит через продуктивный стиль взаимодействия. Соучастная стратегия контакта способствует возникновению и со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги