рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Библия как достояние мировой культуры и как инструмент уникального видения мира

Библия как достояние мировой культуры и как инструмент уникального видения мира - раздел Социология, ПСИХОЛОГИЯ ОБШЕНИЯ   Ч. Тойч Придает Огромное Значение Глубокому Пониманию Духовны...

 

Ч. Тойч придает огромное значение глубокому пониманию духовных принципов своей методологии, которые составляют неотъемлемую часть IDEAL-метода. Они позволяют по-новому осознать и воспринять мир и себя в нем, то, как относимся к людям и самим себе, как общаемся с близкими, детьми, коллегами.

Нужно ли знать Библию? И если нужно, то зачем? На эти вопросы, по мнению Ч. Тойча, есть один-единственный ответ. Он заключается в следующем. Человек был создан совершенным и всегда стремится к совершенству. Нормальное состояние человека - быть связанным с Высшим Идеалом, постигать его и строить свою жизнь в соответствии с ним. Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Человек, который не верит в смысл бытия, не пригоден для жизни вообще». Но жизнь часто ставит нас в тупик, делая наше существование бессмысленным. Где же найти правильные ответы? Ч. Тойч говорит: «В Библии, но при одном условии - если вы научитесь читать ее не как сборник молитв и исторических сюжетов, а как Книгу Жизни, в которой аккумулированы высшая мудрость, интеллект и опыт сотен поколений».

Все, кто уже читал Библию или пробовал ее изучать, знают: она содержит огромный подтекст. Когда какая-либо из ее историй предъявляется клиенту с намерением дать совет или проинструктировать о чем бы то ни было (или же человек сам подсознательно ставит перед собой такую задачу), она становится эффективной метафорой.

Основной закон, который можно назвать духовным законом Вселенной и который необходимо знать каждому, кто хочет стать хозяином своей судьбы и человеческих взаимоотношений, - закон воздаяния: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите, такою и вам будут мерить»... Согласно этому закону, мы получаем от людей то, что делаем сами: солгали мы - солгут и нам; украли - украдут у нас. В соответствии с этим законом, если мы хотим получать от людей добро, сами должны идти с добром. Именно об этом сказано в Библии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Ч. Тойч считает этот духовный закон универсальным. В физике он известен как один из законов Ньютона: сила действия равна силе противодействия.

Теперь постараемся выстроить по степени значимости другие утверждения-заповеди.

В Евангелии от Матфея один из законников спросил Иисуса:

«Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?»

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Джоэл Тойч трактует эту заповедь следующим образом: «возлюби Бога...» означает «цени проявления разума в себе, с уважением относись к тому доверию, которое было тебе оказано Высшим Разумом». Согласно этой самой главной заповеди, неразумно слепо подчиняться авторитетам: друзьям, начальству, учителям, родителям. Прислушиваясь к их решениям, наставлениям и советам, необходимо научиться полагаться на свой собственный авторитет, отстаивать свое собственное мнение, уважать самого себя, помнить, что все наши физические, духовные и прочие потребности регулируются нашим собственным Богом.

Власть ассоциируется в первую очередь с силой, а сила - это гарантия защищенности. Потребность в безопасности побуждает человека искать такой силы на стороне или быть сильным самому. Однако любая подмена оказывается несовершенной. И прежде всего потому, что находится в противоречии с самой главной духовной заповедью.

В Библии сказано: «Я господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов перед лицом моим».

Если нарушена первая заповедь, то и вторая - «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - неизбежно нарушается. Она, считает Дж. Тойч, означает: Бог создал всех равными, и необходимо считать себя не выше и не ниже других. Если другому дано, то и тебе дано - всем одинаково. Не может быть ни лучших, ни худших. Думать иначе - значит унижать себя или проявлять тщеславие.

Не признавая своей собственной ценности, мы рано или поздно обесцениваем и других, чаще всего родных и близких, и нарушаем, таким образом, следующую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

Духовный закон воздаяния, согласно которому наказание за грехи распространяется до четвертого поколения, действует четко и бесперебойно: нарушение любой заповеди возвращается ответным несчастьем, которое обязательно достанет виновника через лета. Если мы осуждаем кого-то, насмехаемся, чиним зло, отвечать за наши грехи будут наши дети и внуки. От справедливого возмездия невозможно ни спрятаться, ни скрыться.

Согласно духовным законам, запрещено не только убивать, но и «гневаться на брата своего напрасно», осуждать, оскорблять словом: «Кто скажет брату своему: “рака” (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет “безумный”, подлежит гиене огненной».

Библия запрещает прелюбодеяние, осуждает нарушение обязательств и сомнение: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

Библия учит терпимости, трудолюбию: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

Библия настоятельно советует преодолевать в себе хвастовство, лицемерие, многословие, осуждение других и самоосуждение, настаивает на необходимости прощать других и себя, быть верными, настойчивыми.

Итак, духовное отношение к миру требует признания духовных заповедей, безусловно позитивного отношения к себе и другим. Однако большинство людей в этом смысле бездуховны: нарушают заповеди, пренебрегают ценными библейскими указаниями, а иные о них просто не знают.

Это происходит, прежде всего, потому, что в каждой семье действуют законы генетического кода, которые противоречат духовным и являются по сути дела их нарушением. Большинство наших предков нарушали заповеди. Продолжаем эту традицию и мы - живущие сейчас, неосознанно действуя в строгом соответствии с семейными законами.

В Ветхом Завете есть место, где Господь сказал: «Сядь и посиди рядом со мной до тех пор, пока твои враги не смирятся с тобой». Это означает, что Всевышний Бог говорит индивидуальному богу: «У каждого человека есть множество друзей и недругов. Примирись с ними. Сделай сначала это в своем разуме, побудь со мной до тех пор, пока твое непонимание не сольется с совершенным пониманием».

Согласно трактовке Джоэл, каждый человек изначально безгрешен и обладает всем необходимым, чтобы стать совершенным. Каждый в этом смысле может считать себя «сыном Бога», которому дана совершенная и уникальная частица Духа. Иисус - это порождение чистого сознания, развивающегося в чистом сосуде. Поэтому библейское: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» - это и возможность каждого человека стать во всех отношениях хорошим, и призыв общечеловеческой мудрости стремиться к этому. Верность частице духа в себе должна быть превыше всего остального.

Нарушение двух первых заповедей - негативное отношение к себе и другим - самое распространенное следствие бездуховности. Подчинение деструктивным авторитетам семьи и социума - осознанное или неосознанное - влечет за собой не только конфликты и непонимание, но и болезни, несчастные случаи, трагедии.

Библия предупреждает нас об этом: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди мои». Ответственность за грехи, таким образом, следует до четвертого поколения.

Не менее серьезное проявление бездуховности - подавление обиды, вины, раздражения, страха, которое можно рассматривать как безграмотное соблюдение библейского запрета на проявление тщеславия, озлобленности, жалости, неподчинения. Поведение человека часто неподвластно его воле, и запретить себе гневаться, например, значит загнать раздражение внутрь себя. Однако сколько бы мы не говорили себе: «Я ни на кого не обижаюсь, я всех простил» или «Я ненавижу свои чувства», «Я задушил в себе зависть и страх», супруг или ребенок испытывает их на себе. Иисус сказал: «Все тайное будет явным и все, что ты шепчешь, будет услышано с крыш города». Скрытые желания неизбежно приводят к негативным последствиям в нашей собственной жизни или в жизни тех, с кем мы так или иначе связаны.

Итак, все наши несчастливые модели поведения, все трудности человеческого взаимодействия обладают генетическим свойством и обусловлены бездуховным отношением к миру. Каждое неблагоприятное состояние имеет соответствующие причины, обычно сугубо индивидуальные. Но все они уходят корнями в неправильное понимание, искаженное представление о человеческой сущности, усиливающиеся из поколения в поколение. Для того чтобы избежать негативных последствий действия закона воздаяния, необходимо в первую очередь осознать факты из истории семьи и своего собственного поведения, которые противоречат духовным заповедям и являются причинами несчастий. Осознание помогает истинному восприятию себя и своего взаимодействия с другими.

По этому поводу в Библии есть ряд утверждений, которые убедительно доказывают необходимость адекватного восприятия себя в мире людей. «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». Библейское: «Да будет свет!» — утверждает необходимость понимания. Разумный человек может и должен усилить силу этого света, научившись смотреть на себя с просвещенной точки зрения. Имеется в виду необходимость осознавания деструктивного действия семейного генетического кода и тех многочисленных нарушений духовных законов, которыми изобилует повседневная жизнь многих из нас.

Следуя духовным законам, мы обретаем гармонию, ибо изменение причины приносит искомый результат. Это правило утверждает необходимость действия - другой составляющей IDEAL-метода. «Не судите меня по моим словам, а судите по моим делам», - сказано в Библии. «Дела» здесь - это внутренние изменения, которые служат основой и предпосылкой трансформации внешнего поведения.

В Библии не говорится о чем-то отстраненном. В ней - совокупность всех человеческих перипетий, все, что присутствует в каждом из нас. В ней указаны пути, по которым надо идти, чтобы избавиться от несчастливых состояний. В обычной философии увидеть истину, свет всего лишь желательно. Если же вы живете духовной жизнью, духовной истиной, то вы не надеетесь, вы живете, вы действительно видите и вершите эту истину.

Для того чтобы покаяться, надо отречься от старого, но прежде полезно взглянуть на «реальное поле дел». В Библии есть эпизод, когда Иисус привел своих учеников в поле и спросил: «Что вы видите?» - «Мы видим поле, готовое к пашне». - «Нет, - сказал Иисус, - мы видим поле готового урожая». Суть сказанного в том, что важно предвидеть конечный результат до того, как начата работа. Физическое Я постоянно борется, решая насущные проблемы, а духовное Я способно видеть конечный результат. И именно это духовное видение придает силы физическому Я. Чем быстрее нам удастся избавиться от страхов, опасений, сомнений, тем быстрее добьемся тех результатов, к которым стремится наш дух. Ч. Тойч советует на всякий вопрос - свой или посторонний - отвечать определенно, как учит тому Библия: «Да-да или нет-нет», так как дух работает, как компьютер, по принципу двоичной системы. Поэтому, если хотите добиться результатов, избегайте противоречивых ответов: «Да, но...», или «Не знаю...», или «И да, и нет...». Так Библия учит нас избавляться от сомнений, быть последовательными в своих решениях и желаниях.

Бог сказал Адаму и Еве: «От дерева познания добра и зла не ешь». Нарушив эту заповедь, человек не только утерял способность наслаждаться естественной совершенной жизнью, видеть в людях только хорошее, но и потерял свою целостность. Его внутренней сущностью стала двойственность, или дьявол, что в переводе с греческого означает не что иное, как внутренний конфликт. Мы не можем допускать противоречивых суждений: «Я - хороший, а он - плохой» или «Я хорош в одном и плох в другом». Дух не знает сомнений; вы или здесь, или там. Вы не можете стоять по обе стороны баррикад одновременно.

Иисус говорил: «Царствие Божие внутрь вас есть». Если мы избавимся от страхов, сомнений, недоверия, которые указывают на несовершенство нашего состояния, то мы сможем обрести силу, получить доступ к своим собственным, данным Богом, потенциалам. Когда отступают страхи и сомнения - эти симптомы ада, человек освобождается, он способен жить в гармонии и целостности, в полной искренности и уважении себя самого и ближних. Это и означает: перейти в Царствие Небесное, о котором мечтали наши предки.

Сотворив небо, и землю, и человека по своему образу и подобию, Бог дал ему власть над всем земным: «... и наполняйте землю, и обладайте ею». Всех животных полевых и всех птиц небесных привел Бог к человеку, чтобы нарек человек «всякую душу живую», дал ей имя.

В трактовке Дж. Тойч это означает: человек обладает силой и властью изменить любую ситуацию, которая подчиняется действию законов, действующих в древние времена и сейчас. Любую трудную ситуацию можно изменить, если отбросить сомнения и разобраться в ее причинах. В Библии любая фраза сформулирована в утвердительной форме: «Это будет!» И это тоже урок нам - как следует формулировать свои желания, как с безусловной уверенностью подходить к решению любого вопроса.

В самом конце Библии - Книга откровений, или Апокалипсис, которая подводит итог прославлению истины. Это означает, что, пока человек не испытает того, что обусловлено генетическим кодом, он не свободен и не сможет подняться к высшим принципам бытия. Возрождаясь, мы знаем, через что надо пройти; и хотя осознаем всю непростоту предстоящего, все-таки заявляем: «Да, я сделаю это!» Но совсем нелегко, а порой и очень трудно сделать реальные шаги: высказать правдиво свои чувства тому, от кого скрывал их всю предыдущую жизнь, перестать осуждать людей и искать виновных на стороне, отказаться от любимого человека, если он женат, и т.д. и т.п. Только когда вы физически пройдете через этот опыт, вы сможете удержаться от повторения привычных семейных несчастливых моделей поведения и изменить свою жизнь к лучшему.

Библия - это учебник возрождения личности к счастливой жизни, по которому можно при желании создать идеальное общество, где человек реализует свое собственное внутреннее предназначение. На пути возрождения - семь главных вех:

искреннее желание перестроить свое сознание и подсознание;

осознание деструктивных моделей поведения, обусловленных нарушением духовных законов;

освобождение от негативных чувств, словесных паттернов и привычек;

верность заповедям и своим собственным принципам и обещаниям;

позитивное видение людей и событий;

преодоление внутреннего и внешнего сопротивления;

целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», - сказано в Библии. Это означает, что, если человек искренен в своих признаниях и намерениях, он преуспеет и в семейной жизни, и в житейских делах.

«Узрить Бога» - значит увидеть результаты. Для этого недостаточно просто молиться. Молитва для многих и не обязательна, ибо Библия - это не книга молитв. Куда важнее искреннее осознанное желание, именно оно гарантирует результат, помогает действенно изменить свое сознание и подсознание, т. е. цели, к которым стремимся, ставшее привычным поведение, старый образ жизни, вредные словесные паттерны, эмоционально насыщенные установки. Преднамеренное, настойчивое, произвольное изменение сознания постепенно повлечет за собой и перестройку подсознания. Библия свидетельствует о том, что это не только возможно и необходимо, но и помогает каждому желающему пройти этот путь.

Позитивное видение людей и событий - одно из основных умений, которое помогает соблюсти духовные законы. Увидеть «плюс» можно в каждом человеке и ситуации, даже в несчастливом и трагическом. Иисус учил нас видеть перспективу, верить в позитивный результат еще до начала дела, находить благо даже в зле и не счастье. На любое событие и всякий поступок — свой или чужой — надо научиться смотреть как на необходимый в данный момент существования. Любое переживание, любое событие, ссоры и споры с друзьями и близкими нужны - ибо помогают людям понять их деструктивные модели. Даже сомнения и страхи помогают укрепиться в своих намерениях.

Процесс изменения непрост; осуществляя его, человеку предстоит преодолеть внутреннее и внешнее сопротивление. Все новое поначалу отвергается существующими авторитетами. И об этом тоже есть ряд символических высказываний в Библии.

Замечательной иллюстрацией стремления к свободе и внутреннего сопротивления является история о том, как Моисей просил для своего народа свободы у фараона.

Примечательно то, что Бог сам надоумил Моисея вывести народ свой из Египта, потому что «увидел страдание его» и «услышал вопль его». И этот наказ не что иное, как необходимость бороться за свою свободу, не быть скромным в своих мечтах: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Осознать эту необходимость - первый шаг к освобождению.

Если вы помните начало Исхода в Ветхом Завете, у Моисея поначалу было множество сомнений: стоит ли просить свободы, поверит ли ему народ, а Бог решительно настаивал и терпеливо наставлял.

Бог предупреждал Моисея: фараон не даст ему свободы по собственной воле: «Царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою».

Фараон, по мнению Джоэл, - символ внутреннего сопротивления изменениям, с которым сталкивается любой человек. Противостояние фараона предсказуемо: любому из нас весьма трудно решиться на какие бы то ни было новшества. Старое привычно и безопасно, хотя порой и невыносимо. Особенно тяжело отказываться от приятных привычек, которые сулят выгоды. К таковым относятся не только алкоголь и наркотики, прелюбодеяние и ложь, но и болезни, жалобы, осуждение, сетования и т.д. и т.п.

К такому противостоянию надо быть готовым. Внутреннее сопротивление будет останавливать каждого, кто решится на изменения.

Сопротивление со стороны внешних сил и обстоятельств — следующее препятствие, которое необходимо преодолеть.

Когда новое понимание только зарождается, оно, подобно новорожденному Христу, - малое и слабое дитя, для которого поначалу даже не нашлось места в гостинице. Хозяин сказал Марии и Иосифу: «Для вас нет места». Точно так же и массовое сознание отвергает все новое, непохожее. Каждая новая идея, которая появляется у нас, - о себе, о других - сначала отвергается. Всякое новое знание с трудом пробивает себе место под солнцем. Любая новая идея вызывает критику и настороженность, а иногда смех и презрение. Ее автор проходит сначала через распятие, а потом через возрождение. Это универсальный принцип. Когда у нас есть идея, мы сначала ее вынашиваем, и лишь после тяжких трудов ей суждено родиться и увидеть свет.

Достигая зрелости, мы чувствуем силы и обретаем возможность быть успешными, но массовое сознание снова преследует нас. Иуда предал Иисуса. Это предательство - символическое проявление окружения, которое стремится убить новое. Общественное мнение берет верх, и Иисус приговорен к смерти. В нашей жизни это могут сделать коллеги, друзья, близкие. «Кто ты такой? Чем ты лучше нас?» - будут спрашивать они, сбивая нас с правильного пути.

Иисус был обречен на смерть и принял казнь. Мудрый человек приветствует критику и мужественно противостоит тому, кто на него нападает. Нападки - предвестник успеха.

Мы должны осознать наше теперешнее состояние и день за днем с величайшим терпением и настойчивостью избавляться от ложных представлений, от привычки видеть в себе и других плохое. Не поддавайтесь искушению осуждать и критиковать. Это очень важное правило, которому лучше следовать, чем пытаться обойти, а потом искать оправдания. И помните, что вы только за себя в ответе. Невозможно заставить другого человека, даже очень вам близкого и дорогого, следовать тому, о чем мы говорим. Как, впрочем, и каждый из нас может принять или не принять эту трактовку Библии, данную нам Джоэл Тойч.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ ОБШЕНИЯ

В Ы С Ш Е Е О Б Р А З О В А Н И Е...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Библия как достояние мировой культуры и как инструмент уникального видения мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХОЛОГИЯ ОБШЕНИЯ
  Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособ

Горянина В.А.
Г 717 Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с. ISBN 5-7695-0843-4   В пособии

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  Психология - это наука о душе. В силу уникальности своего предмета исследования психология занимает особое место среди прочих наук о человеке и обществе. Древнегреческий философ Ари

ОБЩЕНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  В последние десятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была «логическим центром» психологической науки. Исследование этой проблемы

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ
  Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л. С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в созн

ОБЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природн

ОБЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
  Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: «Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их». В соответствии с этим убеждением общение во многом зависит от того, ка

ОБЩЕНИЕ И ПАМЯТЬ
  Самой нашумевшей теорией, утверждающей основополагающую роль индивидуальной памяти в общении, стал психоанализ Зигмунда Фрейда, хотя сам З. Фрейд, вероятно,

ОБЩЕНИЕ И ЭМОЦИИ
  Универсальная значимость эмоций в жизни и деятельности человека подчеркивалась многими исследователями на протяжении всей истории развития психологической науки. Р. Декарт утверждал

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ
  Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека - это сложный и противоречив

Механизмы развития личности
  Главная цель человеческого бытия - развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано от природы. В процессе развития личности общению отводится особая роль. О

ОБЩЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
  Социальная работа - новая в нашей стране активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальна

Стиль как константная характеристика общения
  Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием. Теплоты и понимания между людьми было бы гораздо больше, не будь они обремен

Проблема продуктивности стиля общения
  Первое крупное научное изучение продуктивности стиля общения провели ученики К. Левина - Р. Липпит и Р. Уайт, которые экспериментально создавали в классе атмосферу автократизма и де

ТЕХНОЛОГИЯ БЕСПРОБЛЕМНОГО ОБЩЕНИЯ Т. ГОРДОНА
  Концепция «владения проблемой» Известный американский психотерапевт Томас Гордон разработал технологию эффективного разрешения проблем, возникающих в межли

Как распознать проблему партнера
  Дети никогда не свободны полностью от жизненных проблем. Они конечно же способны часть из них разрешить, а часть просто отодвинуть, чтобы иметь возможность общаться со взрослым, слы

Как распознать и решить свою собственную проблему
  Неприемлемое поведение других, в том числе детей, которое вызывает у нас негативные эмоции, нельзя скорректировать методом активного слушания. В то же время его нельзя игнорировать:

Беспроигрышный метод разрешения конфликтов
  Когда между взрослым и ребенком возникает конфликт, мы обычно разрешаем его двумя способами: либо в свою пользу, подавляя желания ребенка, либо в пользу ребенка, уступая ему. В перв

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДЛИННОГО ОБЩЕНИЯ Э. БЕРНА
  Основные понятия трансактного анализа[74]   Основатель трансактного анализа - американский психиатр Эрик Берн

Структурный анализ
  Э. Берн открыл три различных способа существования человека в мире, каждый из которых состоит из набора мыслей, чувств и поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копи

Функциональный анализ
  Функциональный анализ дает ответ на вопрос: как функционируют различные части личности? Оказалось, что Родитель, Взрослый и Ребенок ведут себя по-разному. Бывает время, ког

Анализ трансакций
  Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в

Анализ жизненных сценариев
  Сценарий по сути дела можно рассматривать как типичный стиль взаимодействия. Ценность теории Э. Берна для нас состоит в том, что она раскрывает глубинное психологическое содержание

ТА как инструмент совершенствования межличностного взаимодействия
  Теория Э. Берна может быть использована прежде всего как диагностическая система, позволяющая учителю осознать особенности своего стиля взаимодействия с другими и пробуждающая потре

Концепция гештальттерапии
  «Технология спонтанности» - так можно назвать одну из самых популярных концепций в мире - гештальттерапию. Ее автор - Фриц Перлз разработал свое гениальное творение, чтобы заполнить

Ценность взросления и зрелости
  Каждый человек, усваивает в ходе своего развития определенную систему общественных и культурных ценностей - через родителей, школу, друзей и т.д. Это могут быть обходительность, доб

Изменение личности в общении
  Итак, личность способна изменяться: расти, развиваться, взрослеть. Основной путь совершенствования личности, изменения ее взаимодействия с окружающим к лучшему включает в себя три о

Динамика взросления
  Ступени взросления. Взросление - это постепенный переход от неконструктивных стратегий контакта к более здоровым, продуктивным. Процесс изменения включает в себя пя

Стратегии воздействия
  Гештальттерапия — это искусство. Сам Ф. Перлз, по свидетельству очевидцев, обладал подлинным артистическим даром. Если вы хотите научиться использовать идеи гештальттерапии д

Модель мира
  Термин «модель мира» означает наше видение мира. Его еще иногда называют «ментальной картой» или «референтной рамкой». Модель мира — это наша личная концепция жизни[79

Модель восприятия
  Наш собственный мир, как и мир любого человека, начинается с восприятия. Мы получаем информацию об окружающем с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкус

Стиль взаимодействия
  В стиле взаимодействия проявляется профиль личности, ее уникальность. Это происходит потому, что в сознании человека инсталлированы схемы (паттерны), которые определяют жизненную ко

Личностные смыслы
  Логику поведения человека можно понять, если мы знаем его личностные смыслы. Именно эти категории, отвечая на вопрос «Почему?», раскрывают нам основы поведения, позволяющие не тольк

Инструменты коммуникации
  Дж. Гриндер и Р. Бэндлер изучили и описали набор достаточно сложных инструментов: определение целей, установление позитивного контакта, сбор информации, наблюдение, гибкость, ресурс

Установление доверительного контакта
Контакт с партнером - самый важный процесс в любом взаимодействии. В НЛП доверительную связь с собеседником называют раппортом. Слово «раппорт» французское и в переводе означает «отношения

История возникновения психогенетики
  В середине 50-х гг. произошла счастливая встреча инженера-физика Чампиона Тойча, прошедшего войну боевым офицером авиаразведки США, и Джоэл Мари Ноэл, одаренной необычайными экстрас

Разрушительные модели поведения
  Мы - современные россияне - повторяем заблуждения наших отцов и прадедов. Наши предки научились считать себя жертвами природы, животных, соседей - всего, что окружает человека. Мног

Негативные эмоции
  Обычно подавляющая и избегательная стратегии контакта сопровождаются интенсивным переживанием негативных эмоций: страха, который побуждает к подавлению и избеганию;

Переобучение или изменение жизненной программы
  Изменить свою собственную жизнь к лучшему может тот, кто способен осознавать свои мешающие общению заблуждения, «блоки», «комплексы». Освободиться от них окончательно, вероятно, ник

Принципы переобучения
  Ч. Тойч начинает свои семинары со следующих слов: «Пожалуйста, не говорите о проблемах. У нас нет проблем! Жизнь ставит перед нами задачи, которые мы должны и можем решит

Аффирмации как инструмент изменения общения
  Чтобы помочь человеку освободиться от поведенческих моделей прошлого, в том числе отвержения, потери, ухода, Ч. Тойч советует использовать аффирмации. Аффирмация - это у

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ
  Сущность психологической коррекции непродуктивного стиля общения состоит в гармонизации сферы внутриличностных реакций и межличностных отношений. Представим теоретические п

Цели и задачи процесса психологической коррекции
  Главные цели процесса психологической коррекции: эмоционально-рефлексивное освобождение личности; овладение потенциалами продуктивного стиля общения. Их р

Элементы и структура процесса психологической коррекции
  Процесс психологической коррекции стиля общения представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов: анализа проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; разви

Методы установления доверия
Самым важным в процессе психокоррекции является доверительное общение психолога с клиентом. Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако

Преодоление привычных стереотипов поведения.
Едва ли не самым сложным моментом всей психокоррекционной работы является преодоление привычных стереотипов поведения, представленных основными моделями агрессивной и инфантильной стратегий общения

Другие методы психологической коррекции.
Все методы, обычно используемые для психологической коррекции стиля общения, можно разделить на три группы: методы индивидуального консультирования, методы группового тренинга, методы индивидуально

Выращивание» потребности в самосовершенствовании стиля общения.
Потребность в изменении возникает, когда клиент осознает негативные истоки прошлого развития и их влияние на сегодняшнее взаимодействие с другими. Психолог помогает клиенту осознать и усилить возни

Эмоциональное проживание негативного опыта и освобождение от него.
Этот процесс осуществляется посредством повторного проживания негативных эмоций в экспериментальной психокоррекционной ситуации, в которой клиент позволяет себе пережить те чувства, проговорить мыс

Изменение отношения к себе и другим.
В основе проблем клиента лежат его установки, ценностные ориентации, влияющие на внешнее поведение человека, которое проявляется в его индивидуальном стиле общения. Работа психолога и клиента напра

Динамика процесса психологической коррекции
  Динамика процесса психологической коррекции состоит в чередовании его этапов, ступеней и шагов. На первом этапе эмоционально-рефлексивного освобождения основные усилия направлены на

Психологическая наука о рефлексии
  Представьте себе вот такую картинку. Пять учеников устроили на уроке веселую потасовку. Это не драка; просто их переполняет энергия, и они находят ей выход. Учитель, правда, велит и

Урок 1. Безмолвный язык эмоций
  Задача урока: научиться распознавать эмоциональные состояния по типичным, невербальным реакциям, которые неизменно сопровождают любую форму межличностного контакта в общении.

Урок 2. Лики отчуждения и конфликта
  Задача этого урока - научиться узнавать в себе и других разнообразные проявления внутреннего закрепощения личности, которые приводят к отчуждению и конфликтам, лишают взаимоотношени

Урок 3. В тупике проблем
  Задача урока - осознание тупиков и проблем, связанных с непродуктивным стилем общения. Начнем с исповеди одного молодого человека. Назовем его Антон.  

Урок 4. Внутренний конфликт
  Задача урока - научиться осознавать внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания и стремлением соответствовать одобряемому авторитета

Урок 5. Тайная власть установок
  Задача урока - научиться осознавать связь проблем, возникающих в общении, с неконструктивными социальными установками. Мы уже знаем: главным источником непродуктивности сти

ДОВЕРИЕ КАК ПОТЕНЦИАЛ ПЛОДОТВОРНОГО ОБЩЕНИЯ
  Что такое доверие*   Человеческое общение - это таинство открытия друг друга, иногда простого, чаще сложного и мучительного. Скорость взаимно

Психологическая наука - о доверии.
Доверие - скорее нравственная категория, чем психологическая. Один из ранних авторов, признававших первостепенную значимость доверия в человеческом взаимодействии - Ральф Уолдо Эмерсон. Его очерк «

Уроки доверия
  Кто тот, кому доверяют? Это человек, безгранично доверяющий своему исконному Я. Именно такой способен на небанальный поступок, вызывающий восхищение. И даже самый заурядный е

Доверие самому себе
  Первые уроки доверия научат нас различать и согласовывать конфликтные стремления в сфере внутриличностного пространства. Для этого нам предстоит обнаружить противоречивые части свое

Урок 1. Расколотое Я
  Задача этого урока - осознание своей противоречивой сущности.   Упражнение «За фасадом имени» Возьмите лист бумаги и карандаш. Напиш

Урок 2. Сквозь боль и страх к источнику желаний
  Задача этого урока - освобождение от разрушающего влияния негативных эмоций и ослабление внутреннего конфликта. На пути к этому рубежу мы вспомним боль и страх, пережитые в

Урок 4. К себе - с любовью
  Задача этого урока - возродить веру в личностную состоятельность, научиться относиться к себе с уважением и любовью. Настал очень важный момент. Вы уже частично освободилис

Урок 6. Разорвать болезненную связь
  Задача этого урока - обособление от человека, вовлеченного в конфликт. Сделать это можно по-разному. Иногда достаточно просто отойти в сторону, заняться чем-то другим, отвл

Урок 7. Возлюбить ближнего своего
  Задача этого урока - расширение рамок позитивного видения и безусловного принятия другого человека. Главная причина непродуктивного стиля общения не в том, что мир плох, вы

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПОТЕНЦИАЛ ПЛОДОТВОРНОГО ОБЩЕНИЯ
  Каждый человек с ранних лет несет в себе стремление быть свободным, которое выражается в утверждении «Я могу». Заглянем в словарь. Выражение «я могу» означает: «я в состоянии что-то

Психологическая наука - об ответственности
  Проблема ответственности изучается в мировой психологии в двух основных аспектах: моральном и в аспекте причинности. В общепринятых определениях ответственности акцентируются мораль

Уроки ответственности
  Вспомним, как часто мы встречаемся с людьми жалующимися, завидующими, ругающими всех и вся! Эта привычка свалить ответственность на другого, отказаться от ответственности за самого

Ответственность за самого себя
  Наблюдая за своим собственным поведением и другими людьми, обратите внимание на склонность действовать «по необходимости» или по своему собственному выбору. Имейте в виду: люди, осо

Урок 1. У нас всегда есть выбор
  Задача этого урока - осознать ответственность за совершенствование своего стиля взаимодействия в реальной жизни. Здесь может оказаться полезным осознание смысла и значения

Урок 2. Разрешите себе быть
  Задача этого урока - осознание правомочности существования собственного Я, признание позитивной сущности любого своего проявления. Критическая точка истинной ответственност

Урок 3. Измените свою жизнь к лучшему
  Задача этого урока - укрепление стремления быть ответственным за свою судьбу, изменить свою жизнь к лучшему, преодолев привычные неконструктивные установки, стереотипы и сомнения.

Урок 4. Подружитесь с ошибками
  Задача этого урока - извлечение уроков из собственных ошибок. Осознание собственной стратегии повторять ошибки не только помогает совершенствовать свой стиль, но и приближа

Ответственность за другого
  Теперь, когда мы осознали истинную ответственность за самого себя, рассмотрим пристальнее ответственность за другого человека. Ответственность за другого человека начинаетс

Урок 5. Настройтесь на хорошее
  Задача этого урока - осознание позитивного аспекта жизни, настраивающее участников общения на поддержку и взаимопонимание. Прежде всего, давайте научимся непременно обращат

Урок 6. Станьте гибкими
  Задача этого урока - развитие гибкости - важной способности чутко реагировать на поведение партнера и изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств. Гибкий человек

Урок 7. Стремитесь к согласию
  Задача этого урока - осознать возможность самостоятельно согласовывать противоборствующие стремления, предотвращать конфликты, возникающие в общении с людьми. Научиться сог

У каждого свой путь
  Заключая главу об ответственности, уместно задуматься: возможно ли вообще влияние одного человека на другого, или все это выдумки тех, кто по роду своей деятельности работает с людь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Подведем итоги. Чего же мы добились? Мы узнали: путь к согласию лежит через продуктивный стиль взаимодействия. Соучастная стратегия контакта способствует возникновению и со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги